Методическое пособие" Проектный метод в обучении"
методическая разработка на тему

Успехова Ирина Александровна

Проект – это «энергичная, от всего сердца деятельность», так считал американский педагог Уильям Кильпатрик,

которого считают основоположником проектного метода в обучении.

Педагог представлял образовательный процесс как ряд опытов.

Знания, полученные в процессе одного опыта, развивали и обогащали последующий опыт.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.doc333 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение

Комплексный центр социального обслуживания населения «Импульс»

Реабилитационное отделение для детей и подростков с ограниченными возможностями

Методическое пособие

Проектный метод в обучении

2012г.

Методическое пособие предназначено педагогам.

 В нем представлены проекты различной тематики, которые можно реализовать в практической деятельности с детьми с ограниченными возможностями. 

Составитель: Успехова И.А.

инструктор по труду

реабилитационного отделения для

детей и подростков с ОВ.

Содержание

  1. .Введение…………………………………………………………………….3
  1. Зачем нужны проекты?

  1. Проект №1  - «Волшебница вода»……………………………………………………….………………..6
    Перспективный план проектной деятельности.

  1. Проект№2–«Мир цветов»……………………………………………………………..………9

         Перспективный план проектной деятельности…………………………………………………..……...10
       Сценарий праздничного вечера «Цветочная фантазия»………………………………………………………...…....12

  1. Проект №3 -  «Народная кукла»………………………………………………………………………16

         Перспективный план проектной   деятельности……………………………………………….…………..17

  1. Проект № 4 - «Цирк»……………………………………………………….19

  1. Проект № 5  «Этикет»……………………………………………………………………..23

  1. Проект №7 - «Путешествие в город мастеров»……………………………………………………………………28

  1. Проект №8  - «Школа пешеходных наук»………………………………………………………………………….33

  1. Использованная литература………………………………………………38







Введение

Проект – это «энергичная, от всего сердца деятельность», так считал американский педагог Уильям Кильпатрик, которого считают основоположником проектного метода в обучении. Педагог представлял образовательный процесс как ряд опытов. Знания, полученные в процессе одного опыта, развивали и обогащали последующий опыт.

 Метод проектов недолго был отражен в педагогических идеях прогрессивных педагогов России начала прошлого века (Е.Г.Кагарова, М.В.Крупенина), а затем, во второй половине 30-х годов, наряду с педагогическими идеями  М.Монтессори, был запрещен.

В настоящее время метод проектов можно активно использовать в практике.
Зачем нужны проекты?

Проекты:


  • помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;

  • помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;

  • способствуют развитию творческих способностей детей;

  • способствуют умению наблюдать;

  • способствуют умению слушать;

  • способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;

  • способствуют развитию мышления;

  • помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно;

  • развивают воображение.


Достаточное количество теоретических работ о проектном методе, предлагается для изучения в современных журналах, методических пособиях, на специализированных сайтах в сети Интернет, посвященных проблемам воспитания дошкольников. Краткое, но содержательное описание метода дано на сайте www. doshvozrast.ru в статье «Проектный метод в деятельности».


Во-первых, одной из ключевых позиций концепции «Детство» является предоставление детям возможности освоения элементарных систем знаний o явлениях социальной действительности, предметном мире и мире природы.

Во-вторых, авторами программы предлагается педагогическая технология, в основе которой лежит модель субъект-субъектного взаимодействия c воспитанником. Осваивая позицию субъекта в процессе активной разнообразной детской деятельности, ребенок имеет возможность проявить самостоятельность в целеполагании и мотивации деятельности, во владении способом реализации, в способности получить результат и умении самоконтроля и самооценки. 

В пособии представлены разные виды проектов:

исследовательские - «Волшебница Вода», «Мир цветов» (Плеханова Е.М.);

ролеигровой – «Цирк» (Петрова Н.Г.), «Путешествие в школу пешеходных наук» (Шипова О.А.); 

практико-ориентрованный – «Этикет» (Музычук М.А.);

творческие – «Народная кукла» (Пономарева Л.А.), «Путешествие в город мастеров» (Заикина Е.В.).

В практической деятельности отразится, что дети в процессе правильно организованной проектной деятельности учатся самостоятельно добывать знания, находить ответы на поставленные вопросы. В дальнейшем, столкнувшись с новой задачей, они могут использовать свои умения по поиску решения. Появление проблемы становится для них не тупиком, а способом продолжить саморазвитие. Научившись в дошкольном возрасте действовать подобным образом, дети и в последующей жизни будут способны к нестандартным, творческим решениям поставленных задач и смогут соответствовать требованиям современного им общества.

Проект №1       Тема - «Волшебница вода»

Вид – исследовательский, краткосрочный.

Цель: предоставление детям возможности освоения элементарной системы знаний о водных явлениях.

Задачи для детей 3-5 лет:

  1. воспитывать бережное отношение к водоемам;
  2. приобщать детей к процессу познания;
  3. формировать представления о воде и водных обитателях;
  4. познакомить с различными состояниями воды;
  5. способствовать осознанию значения воды в быту;
  6. расширять словарный запас детей.

Задачи для детей 5-6 лет:

  1. воспитывать бережное отношение к водоемам и их обитателям;
  2. способствовать развитию интеллектуальной инициативы;
  3. формировать системные представления о воде и водных обитателях, о профессиях, связанных с водой;
  4. закрепить знания детей о значении воды в природе и в быту;
  5. развивать наблюдательность, память, внимание, воображение.

Перспективный план проектной деятельности



Деятельность детей 3-5 лет


Деятельность детей 5-6 лет


понедельник


Появление рыбки (игрушка)


Беседа: «Что мы знаем о воде?»

Цель: сформировать представления о воде 


Беседа «Секреты волшебницы воды» 

Цель: углублять знания о состояниях воды в природе


Изготовление капелек и снежинок для уголка «Волшебница вода»


Проведение опыта «Вода не имеет цвета, запаха»

Дидактические игры «Помоги лягушонку найти дорогу в пруд», «Выясни, куда какая капля попала»


вторник


Беседа «Зачем нужна вода растениям и животным?» 

Цель: дать представление о необходимости воды всему живому


Беседа «Профессии, связанные с водой»

Цель: расширять представление о профессиях, связанных с водой


«Мне капелька упала на ладошку» (заучивание стихотворений о воде, чтение художественных произведений)


Заучивание стихотворений о воде, чтение художественных произведений


среда



Драматизация сказки К.И.Чуковского «Мойдодыр»


Беседа: «Зачем вода человеку нужна?»

Цель: дать представление о необходимости воды в быту


Рассматривание на глобусе океанов, морей, озер, рек с целью расширения знаний об их географическом положении

Прослушивание музыкальных произведений: «Ручеек» Э. Грига», «Аквариум» К. Сен-Санса, «Океан-море синее» Н.А. Римского-Корсакова


Дидактические игры на развитие логического мышления: «Найди две одинаковые снежинки», «Четвертый лишний»


четверг


Беседа: «Откуда в кране вода?»

Цель: дать представление о том, как течет вода по трубам


Беседа: «Путешествие капризного динозавра»

Цель: воспитывать бережное отношение к воде


Коллективная аппликация «Рыбка»


Работа с картой «Местоположение океанов, морей, рек»


пятница


Игры с водой: 

«Какие разные бутылочки»

«Жур-Жур» и «Кап-Кап»


Экскурсия на Черную речку Цель: воспитывать бережное отношение к реке


Открытие выставки «Волшебница вода»

«Праздник мыльных пузырей»


Проект №2
Тема: «Мир цветов»

Вид – исследовательский, краткосрочный.

Цель: предоставление детям возможности освоения элементарной системы знаний о цветочных растениях.

Задачи для детей 3-5 лет: 

  1. развивать познавательный интерес;
  2. воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к цветам; 
  3. формировать представления о разнообразии цветковых растений, их строении и значении в природе;
  4. расширять словарный запас детей. 

Задачи для детей 5-6 лет:

  1. способствовать развитию интеллектуальной инициативы, творческого мышления;
  2. воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к цветам;
  3. расширять знания о разнообразии цветковых растений, их строении и значении в природе;
  4. познакомить с профессиями, связанными с выращиванием цветов;
  5. развивать наблюдательность, память, внимание, воображение, связную речь.



Перспективный план проектной деятельности


Деятельность детей 3-5 лет


Деятельность детей 5-6 лет



понедельник

Рассматривание живого цветка в нарядно украшенном горшке или вазе


Беседа «Что мы знаем о цветах?» 

Цель: сформировать представления о разновидностях цветов, их строении

Наблюдения за цветами на прогулке


Беседа «Цветочные секреты»

Цель: расширять знания о разнообразии цветковых растений, их строении

Опыт: Необходимость воды для растений


Слайд-шоу «Прекрасный мир цветов»

«Цветочная игротека» (разучивание игр к празднику)

Изготовление тюльпанов из цветной бумаги


вторник


Беседа «Зачем нужны цветы для животных и насекомых?»

Цель: формировать представления о значении цветочных растений 


Беседа «Кто делает Землю красивой?»

Цель: расширять представление о профессиях, связанных с цветами


Заучивание стихотворений о цветах

«Цветочная игротека»


среда


Беседа: «Значение комнатных цветов»

Цель: дать представление о необходимости цветов в быту


Наблюдения в зеленом уголке

Составление схемы «Строение цветка»


«веточная игротека»


Рассматривание атласа цветочных растений


четверг


Рисование на асфальте «Цветочная страна»


Коллективная аппликация «Клумба с цветами»


Творческое рассказывание «»Мой любимый цветок»

Цель: развивать связную речь детей


пятница


Дидактическая игра на внимание «Собери цветок»


Экскурсия на территорию КНИИКОТа

Цель: воспитывать бережное отношение к цветам


Праздничный вечер «Цветочная фантазия»



Сценарий праздничного вечера «Цветочная фантазия»

В зале организована выставка комнатных растений.

Звучит музыка С. Никитина «Под музыку Вивальди».

Ведущий. Сегодня у нас необычный вечер, он посвящен цветам и называется «Цветочная фантазия». Вы любите цветы? (дети отвечают) Какие цветы вам нравятся больше всех? Зачем люди дарят цветы друг другу? Когда принято дарить цветы? (дети отвечают). К нам сегодня обещала прийти гостья из сказочной цветочной страны Фея Цветов.

Звучит музыка «Прекрасная мечтательница» муз. П. Мориа. 

Входит Фея Цветов.

Фея. Здравствуйте, милые ребятишки! Я – Фея Цветов. Как только наступает весна, я прихожу на Землю и украшаю ее цветами. Царю я все лето и даже осенью дарю всему миру поздние цветы. И сегодня на ваш праздничный вечер я принесла волшебный Цветик-семицветик, который исполняет желания (достает из корзины стебель). Ой, что это случилось с мои волшебным цветиком-семицветиком? Все его лепестки исчезли! (ставит его в вазу).

Слышится голос Феи Северины. Ха-ха-ха! Я Фея Северина, я с Севера пришла

И холод, и морозы с собою принесла.

Цветы терпеть я не могу, нашлю я ветер и пургу.

Не будет больше красоты, испорчу я чудо-цветы!

Фея Цветов. Нет, так нельзя. Ведь цветы должны украшать землю!

Голос. Должны! Но этого не будет! Мой ледяной ветер унес лепестки твоего волшебного цветка, а чтобы они вернулись обратно, вы должны преодолеть испытания, которые найдете в зале в конверте. (Дети находят в зале конверт, ведущие читают их).

«Первое испытание! Отгадайте мои загадки!»

  1. Куст – оконный и балконный, лист пушистый и душистый.


А цветы в окне – словно шапка в огне… (герань).

  1. Лист – горбочком, с желобочком,


Шипы имеет, а ранить не умеет.

Зато лечит нас в любой день и час… (алоэ).»

Фея Цветов благодарит детей за сообразительность.

Фея Цветов (читает): «Второе испытание – спойте веселую песню!»

Дети исполняют песню «Детский сад» муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной.

Фея Цветов (читает): Третье испытание: «Сыграть в «Цветочные пятнашки». 

Дети играют в игру «Цветочные пятнашки» 

сл. С. Вольфезон, движ. М. Картушиной

Дети выбирают водящего и поют: 

Из цветов сплетем венок: 

Вот гвоздика, вот вьюнок, 

Желтая ромашка, розовая кашка. 

Некрасива лебеда – только это не беда. 

Лебеду ты не срывай, а попробуй нас поймай!

Водящий догоняет детей.

(Незаметно для детей на стебле появляются 3 лепестка, ведущий обращает на это внимание детей и так дальше по ходу игры).

Ведущий: Испытание четвертое! Для мам и пап! Назовите комнатные растения!

(Родители, по очереди передавая друг другу цветок, предложенный Феей Цветов, называют комнатные растения).

Фея Цветов: Испытание пятое: «А знаете ли вы стихи о цветах?» 

Дети читают стихи: 

1.Камнеломка.

Круглые листочки и мелкие цветочки.

И словно для красы – развесили усы.

Усы нежны и тонки у нашей камнеломки.

К земле лишь прикоснутся – и сразу приживутся.

2.Роза. 

Зовут меня розой, примите меня. 

Я очень душиста и цветом нежна. 

По цвету и имя такое мне дали 

И даже царицей за пышность прозвали.

  1. Я – лилия; с вами я буду дружна; кротка и скромна я и очень стройна.
  2. Кактус.


На веранде, где цветочки. Я сижу в своем горшочке.

Я, конечно, не велик. Но смотри – ужалю вмиг.

Ты не веришь, мальчик. Что?! Ого?

Вот так-то, друг. Не бери нас на испуг.

У меня братишка в Мексике живет.

Он большой, как вышка, дотянись – но вот!

И колючек много, жгутся – что огонь!

Ты меня не трогай, ты братишку тронь!

Смотрите, милый друзья, да тут их целая семья,

И папа, и ребенок – зеленый кактусенок.

А ну-ка, мексиканец, спляши веселый танец.

А мы скорее в круг, попляшем вместе, друг!

Дети исполняют танец «Если весело живется, делай так…»

Испытание шестое. Умеете ли вы танцевать с цветами?

Девочки исполняют «Танец с цветами».

Испытание последнее – отличить один цветок от другого.

Дети играют в игру «Чей кружок быстрее соберется»

Дети образуют 2 круга около цветов, идут хороводом и поют:

На лугу цветут ромашки, колокольчики и кашка.

Желтые и синие – все цветы красивые.

Бабочки, жуки летают, себе домик выбирают (разбегаются по залу). 

1,2,3! 1,2,3! (хлопают) Свой цветок скорей найди! (собираются в 2круга).

Появляется последний лепесток.

Голос. Ой-ой-ой! Пали мои чары! Вы победили! (шум, волшебная музыка).
Фея Цветов. Спасибо, что расколдовали меня, ребята. Вы дружные и веселые! Приглашайте своих родителей на веселый цветочный танец.
Исполняют совместный танец «Анютины глазки».

Воспитатель по изобразительной деятельности предлагает на память родителям совместно с детьми изготовить из цветного теста цветочную полянку.
Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам вырастить на полянке свой волшебный цветок. Для его изготовления материал нужно взять необычный – цветное тесто. С чего начнем лепить цветок? (дети отвечают - «с серединки»). От целого куска теста отделите небольшой кусочек и скатайте шарик – это будет серединка цветка. Лепестки располагайте вокруг серединки, они могут быть овальными и круглыми. Все детали соедините между собой с помощью воды Вот и расцвели волшебные цветы на вашей поляне! 

Совместное творчество сопровождает музыка «Лето», «Весна» А. Вивальди.

Заканчивается вечер праздничным чаепитием.


Проект №3
Тема: «Народная кукла».



Цель: приобщать детей к русской народной культуре.

Задачи для детей 3-5 лет:


  1. познакомить с народной «куклой-домоделкой»;

  2. дать представление о способах изготовления «кукол-домоделок» из разных материалов; 

  3. учить изготавливать куклу узелковым способом;

  4. способствовать развитию навыков игровой деятельности, творческого воображения;

  5. воспитывать бережное отношение к своему и чужому труду.
    Задачи для детей 5-6 лет:

  1. развивать способности к эстетической оценке результатов продуктивной деятельности;

  2. познакомить с историей происхождения «куклы-домоделки»; 

  3. расширять знания детей о культуре русского народа (традиции, праздники, приметы, загадки, поговорки, потешки, песни);

  4. учить изготавливать кукол из различных материалов («скрутка», «стригушка» и др.);

  5. развивать навыки игрового взаимодействия, творческое воображение;

  6. воспитывать бережное отношение к своему и чужому труду. 



Перспективный план проектной деятельности


Деяельность детей 4-5 лет


Деятельность детей 5 -7 лет


понедельник


Беседа: «Моя любимая игрушка»

Цель: развитие связной речи детей


Рисование на тему:

« Моя любимая игрушка» 


Рисование на тему: «Игрушка моей мечты»


вторник


Беседа: «Кукла – домоделка»

Цель: дать представление о традиционной русской народной кукле


Беседа: «Русская народная кукла»

Цель: познакомить с историй происхождения, видами народной куклы


Знакомство с мини – музеем «Русская кукла»


среда


Беседа «По одёжке встречают»

Цель: объяснить значение наряда, прически куклы и её статуса в игре


Дид. игра: « Кто ты куколка моя?


Дид. игра: «Узнай по описанию»


Продуктивная деятельность

«Кукла – пеленашка»


Продуктивная деятельность 

«Кукла – скрутка девица»

«Кукла-стригушка» (мальчик, девочка)


четверг


Беседа: «Русские традиции. Связь русского народа с природой»

Расширять представление о значении природы и её явлений для наших предков (представление игрушек – зверей и птиц, изготовленных старинным способом)


Продуктивная деятельность:

изготовление игрушки – «зайчик» (узелковый способ изготовления)

Проговаривание поговорок о домашних животных и птицах


Продуктивная деятельность:

изготовление игрушки – птичка (плетение из лыка)

Пение русских народных «закличек» 


Сюжетно-ролевая игра «Семья в деревне»


пятница


Игры с народными игрушками по желанию детей.


Изготовление игрушек по желанию детей кукла стригушка (мальчик, девочка)


Театрализованное представление «У бабушки в деревне»



Проект № 4

Тема - «Цирк»

Вид - познавательно-развлекательная игра.


Цель: обогащение личного опыта детей в процессе знакомства с культурным пространством цирка. 


Девиз проекта: «Смелость и красота в цирке всегда!»

Длительность: 1 неделя

Задачи для детей 3-4 лет: 

  1. способствовать формированию интереса к эстетической стороне циркового представления; 
  2. познакомить с различными видами животных, поддающихся дрессировке, в процессе игровой деятельности, бесед, рассматривания альбомов и афиш.


Задачи для детей 4-5 лет: 

  1. формировать умение создавать новую игровую обстановку, инициировать новые идеи и роли на тему циркового выступления; 
  2. расширять речевой опыт детей в процессе беседы, игровых диалогов;
  3. активизировать познавательный интерес детей в процессе знакомства с цирковыми профессиями.


Задачи для детей 6-7 лет:

  1. развивать творческое воображение;
  2. обогащать словарный запас в процессе самостоятельной игры; 
  3. формировать коммуникабельность и умение общаться с детьми и взрослыми в условиях режиссерской игры, игры – фантазии, придумывания сказок; 
  4. закреплять интерес к цирку, как носителю специфической эстетики; 
  5. расширять и систематизировать знания детей о цирке, его профессиях, животных, атрибутах.



ОСНОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ



ПОЕДЕЛЬНИК


3-4 года - Появление клоуна с письмом. Приглашение в цирк.

4-5 лет - Изготовление цирковой афишы – рисование гуашью, коллективная работа.

6-7 лет - Рассматривание альбома «Цирк», беседа о цирке.


В группе:

3-4 года - «Собери картинку» (разрезанная афиша).

4-5 лет - чтение рассказа В. Драгунского «Девочка на шаре»

6-7 лет - Викторина «Цирк»


На улице: 

Игра малой подвижности для всех детей «Покажи, я отгадаю» (цирковые профессии)



ВТОРНИК


3-4 года - Беседа на тему «Цирк» с использованием картинок.

4-5 лет - Беседа на тему «Кто работает в цирке»

6-7 лет - Составление рассказов на тему «Цирковые животные»


В группе:

3-4 года - Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Слон и Моська»

4-5 лет - Игровые упражнения в спортивном уголке «Акробаты», «Канатоходцы»

6-7 лет - Сюжетно- ролевая игра «Дрессировщики собачек и тигров»


На улице: 

Игра на развитие внимания «Не ошибись»


СРЕДА


3-4 года - Коллективная аппликация «Цирковая афиша», заучивание стихотворений для итоговой игры

4-5 лет - Тематическое занятие «Смелые глаза – молодцу краса» (зачем нужна смелость артистам цирка)

6-7 лет - Изготовление атрибутов для режиссерской игры «Цирк»


Работа с родителями: 

Привлечение к подбору информации по теме проекта


В группе:

3-4 года - Игра «Придумай самый интересный грим для клоуна»

4-5 лет - Строительная игра с последующим обыгрыванием «Цирковая арена» (мелкие игрушки - животные)

6-7 лет - Режиссерская игра «Цирк» (фокусники, дрессировщики, жонглеры, атлеты)


На улице:

Упражнения «Тренировка цирковых атлетов»


ЧЕТВЕРГ


3-4 года - Тематическое занятие «Мы любим цирк»

Цель: обобщение знаний о цирковых животных

4-5 лет - Создание альбома «Наш веселый цирк» (дети составляют рассказы и рисуют иллюстрации).

6-7 лет - Тематическое занятие «Цирковое представление»

Работа с родителями:

Изготовление декораций, приглашений для игры - развлечения «Цирковое представление», «Мы пришли в цирк»


В группе:

3-4 года - Игра «Комарики»

4-5 лет - Игра «Волшебная шляпа» (называем слова из циркового обихода)

6-7 лет - Чтение рассказа «Мокрый цирк» С.Сахарнова


На улице:

Эстафета «Цирк» (с воздушными шарами)


ПЯТНИЦА


3-4 года - Составление рассказов, рассказывание стихов на тему «Цирк» 

4-5 лет - Викторина «Отгадай загадку»

6-7 лет - Составление циркового словарика 

Развешивание афиш, раздача приглашений, репетиция циркового представления


В группе:

3-4 года - Итоговая игра развлечение «Мы пришли в цирк»

В музыкальном зале:

5-7 лет - Досуг «Цирковое представление»



Проект № 5

Тема: «Этикет»

Вид: практико-ориентированный.

Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности детей.

Задачи: 

  1. формировать навыки этического поведения;
  2. развивать познавательный интерес к этическим правилам и нормам;
  3. закреплять знания детей о речевом этикете в определённых бытовых ситуациях;
  4. воспитывать уважение к окружающим людям. 


Ожидаемый результат: овладение детьми страшего дошкольного возраста разными формами и способами культурного поведения, умение применять их в различных жизненных ситуациях. 

Пути реализации проекта:

  1. Изучение методической литературы по теме. (С. Мирошниченко «Хорошие манеры» и «Азбука этикета»). 
  2. Составление перспективного плана проектной деятельности. 
  3. Совершенствование необходимой материально-технической базы и развивающей предметной среды (аудио и видеоаппаратура; оборудование центра этикета в группе; фотоматериалы, альбомы, дидактические игры; настольная кукла- фея Вежливости; подборка художественной литературы; картотека сюжетно-ролевых игр, дидактических игр; конспекты занятий). 
  4. Работа с родителями (ознакомление с правилами этикета; совместное проведение открытых мероприятий, подготовка пособий и совместная работа родителей с детьми). 
    Этапы овладения детьми правилами этикета:
  1. Знакомство с правилами этикета, закрепление и расширение имеющихся знаний (беседы, тематические занятия, экскурсии, чтение художественной литературы). 
  2. Закрепление знаний через совместную деятельность в уголке этикета (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, беседы, тематические занятия, досуги и развлечения, экскурсии, обыгрывание ситуаций, игры-драматизации)
  3. Самостоятельное выполнение правил этикета в соответствии с конкретной ситуацией


Срок


Содержание работы


Методы и приёмы 


1 неделя


Тема: «Первые шаги в мир хороших манер»


  • Знакомство с феей Вежливости и куклой Егоркой, приглашение в страну Культурляндию с целью исправления Егорки

  • Беседа «Путешествие в страну «Чистюляндию» (прогулка по городам «Зубочистки», «Носовых платков», «Чистой одежды»)

  • Беседа «Путешествие в страну «Живуляндия» (прогулка по улицам «Салфеток» и «Столовых приборов»)



  • Работа с родителями:


папка «Советы родителям»;

совместная деятельность - выставка «Оригинальная салфетка»


1.Чтение художественной литературы: 

С.Мирошниченко «Женина беда», «Случай в городе Едоков», История с Вероникой»

2. Дидактические игры: 

«Что ждёт неряху?», 

«Кукла Лиза простудилась» (умение пользоваться платком),

«Что правильно, а что нет»

3. Разбор проблемных ситуаций 

4. Сервировка стола по схеме. 

5. Изготовление разных видов салфеток

6. Конкурсы: «Сервировка стола» (между дежурными), «Накроем стол к празднику», «Культура поведения за столом»

7. Сюжетно-ролевые игры:«Семья», «В гостях», «Кафе «Лакомка»


2 неделя


Тема: «Этикет общения и культура речи»


  • Беседа « Путешествие в страну «Вежливости» (прогулка по городам «Вежливых слов», «Благодарность», «Деликатность» и «Уважения»)

  • Беседа «Путешествие в страну «Нравственности», в город «Добрых поступков»



  • Работа с родителями: 


консультация «Воспитание этикета общения и культуры речи детей дошкольного возраста»;


совместная деятельность родителей и детей - сочинение сказки «Добрый поступок»


1.Чтение художественной литературы: 

С. Мирошниченко «Злая волшебница Неизвиняйка», «Сказка о волшебной улице», «Всё для меня», «Догадай-ка в городе Уважения» 

2. 
Дидактические игры:«Умеешь ли ты знакомиться?», «Кто знает больше вежливых слов», «Телефонный разговор», «Разберись в примерах»

3.
Загадки о вежливости 

4.Разбор ситуаций по картинкам

5.Разыгрывание ситуаций 

6.Сюжетно-ролевые игры:«Магазин», «Салон красоты», Семья»


3 неделя


Тема: Культура поведения в общественных местах


  • Беседа «Путешествие в страну Культурляндию», знакомство с Чихалкой, Кошлеткой, и Зевайкой

  • Беседа «Путешествие в страну Связной речи», в город «Чистого произношения»



  • Работа с родителями: 


консультация «Поход в театр - большой праздник» (правила для родителей)

совместная работа родителей и детей «Письмо в страну «Культурляндию»


1.Чтение художественной литературы: «Кавардак на улице», «Вежливый трамвайчик», «Чудеса в магазине», «Стасик идёт в кино», «Зевай-ка в волшебном лесу», «Каша во рту», «Торопыжка» 

2. Дидактические игры: «Стоп-красный свет», «Подумай и выбери правильный ответ», «Позеваем», «Расставь рисунки в нужном порядке» (по рассказу), «Весёлый попугайчик», «Отгадай загадки и нарисуй отгадки», «Закончи предложение»

3. Разбор ситуаций.

4. Обыгрывание ситуаций. 

5.Рассматривание альбома «Ты среди людей».

6. Экскурсии: «Перекрёсток» , «Остановка», «Магазин», «Библиотека».

7.Сюжетно-ролевые игры:«Магазин», «Театр», «Библиотека», «На улицах нашего города»


4 неделя


Тема: «Играем в гости и приглашаем гостей»


  • Беседа «Путешествие в страну подарков»

  • Тематическое занятие (итоговое) - «Школа вежливых наук»



  • Работа с родителями:


консультация «Вежливый хозяин»;

совместная работа родителей и детей «Подарок другу»;

составление альбомов «Семейные традиции», «Как мы отмечаем праздники дома»;

совместный досуг родителей и детей «Идём в гости»


1. Чтение художественной литературы

«Артём в гостях», «Хозяйка баба Яга», «Подарок на день рождения», «День рождения Люси»

2.Ситуации: «Что делать в гостях, если….», «Гости у тебя дома»

3. Рассматривание альбома«Подарок своими руками»

4. Изготовление подарка«Сюрприз для мамы»

5. Дидактические игры:«Гости», «Правильно или нет» (ситуации по картинкам), «Чтобы гости не скучали», «Вежливый кролик»

6.Сюжетно-ролевые игры:«День рождения куклы Маши» «Мы идём в гости»



Проект №7

Тема - «Путешествие в город мастеров».

Вид – творческий, среднесрочный.

Цель: развивать творческую инициативу детей в театрализованной и продуктивной деятельности.

Задачи для детей 3-4 лет:

  1. формировать предпосылки творческой инициативы;
  2. пробуждать интерес к продуктивной деятельности;
  3. привлекать детей к воспроизведению игровых образов, используя различные варианты;
  4. способствовать развитию выразительности речи;
  5. воспитывать бережное отношение к результатам своего и чужого труда.


Задачи для детей 6-7 лет:

  1. совершенствовать навыки коммуникативного общения; 
  2. учить выбирать из имеющихся способов деятельности наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
  3. развивать способности к эстетической оценке результатов продуктивной и артистической деятельности.
  4. развивать произвольность в поведении.


Перспективный план реализации проекта


Этапы


Содержание работы


Сроки реализации


Исполнители


Подготовительный


Изучение научно методической литературы по продуктивной деятельности 


сентябрь


Зам. зав. по УВР


Организационная подготовка детей, знакомство с проектом "Путешествие в город Мастеров"


октябрь


Воспитатели РВГ


Практический


Разработка методов и приемов в организации детской деятельности


сентябрь


Воспитатели РВГ


Разработка сценария сказки "Путешествие в город Мастеров"


октябрь


Воспитатели РВГ


Чтение и разучивание отдельных эпизодов сказки

Работа в Мастерской Деда Мороза


октябрь - декабрь

декабрь


Воспитатели РВГ


Презентационный


Презентация сказки "Путешествие в город Мастеров"

Выставка работ из Мастерской Деда Мороза


декабрь


Воспитатели РВГ, специалисты


Участие в конкурсе на лучшее оформление группы к Новому Году


Дети, родители


Завершающий


Защита проекта перед педагогами детского сада


Декабрь


Автор проекта


Подведение итогов конкурса оформления групп к Новому году


Администрация




Сценарий сказки «Мастерская Деда Мороза»

Роли исполняют  дети.
Ведущий. Сегодня мы отправляемся в путешествие в город Мастеров, чтобы отпраздновать радостное событие открытия мастерской Деда Мороза. Ребята, а зачем нам нужна Мастерская Деда Мороза? (ответ детей: «Скоро Новый год»). А в путешествие мы отправимся на "автобусе". 
Дети исполняют песню "Автобус" муз. А. Варламова.
Ведущий. Ребята, куда мы приехали? Где находится Мастерская Деда Мороза? (ответ детей: «В нашем детском саду»).
Ведущий. О нашей жизни в детском саду расскажет Настя… 
Девочка (3 года). Мы приходим в детский сад - там игрушки стоят.
Паровоз, пароход дожидаются ребят.
Все подружки, все друзья, нам скучать никак нельзя!
Ведущий. Жила-была в детском саду девочка Ойка…
На сундуке сидит и громко вопит девочка Ойка.
Ойка. Ой, не хочу, не буду, ой, не хочу, не буду. А- А- А- А- А! Ведущий. На плач Ойки прибежала девочка Маша.
Маша. Ойка, что ты так громко плачешь? Все ребята собрались открывать Мастерскую Деда Мороза в городе Мастеров. Пойдем с нами!
Ойка. Ой, не хочу, не буду. А- А- А- А- А!
Маша. Тогда дай нам пожалуйста ключ от мастерской Деда Мороза. Он в сундуке лежит, а ты на сундук уселась, капризничаешь...
Ойка. Не дам, не хочу, не пойду, А- А- А- А... Не нужна мне ваша мастерская! А- А- А- А. ..
Маша. Ну вот...и что же делать?... Кто же мне поможет ключ взять?
Забегает Мышка - Норушка
Мышка. Маша, давай скорее ключ от Мастерской Деда Мороза, ведь Зима идет, её встретить надо да к Новому году готовиться.
Маша. Нет у меня ключа, Мышка - Норушка, ключ в сундуке, а на него
Ойка уселась, не дает ключ, капризничает.
Мышка. Давай зайчика позовем, может быть, он нам поможет.
Зовут зайчика, приходит заяц.
Зайчик. Здравствуйте, что случилось?
Маша. Зайчик, нам с ребятами надо открывать Мастерскую Деда Мороза в городе Мастеров. Ведь Зима идет, скоро Новый год, а Ойка нам ключ не даёт. Попроси у неё ключ, пожалуйста.

Заяц идет к Ойке.
Заяц. Ойка, у тебя в сундуке ключ от Мастерской Деда Мороза, отдай его. Пожалуйста.
Ойка. Уходи! Не дам! Не хочу! А- А- А- А. ..
Зайчик уходит грустный, подходит к Маше и Мышке.
Заяц. Не дает Ойка ключ...
Все вместе. Что же делать?
Мышка. Маша, ты в детский сад ходишь, все знаешь. Что делать? Маша. А давайте, Зимушку позовем! Ребята, помогайте нам!
Мальчик. Приди зима веселая с коньками и салазками. С лыжнею припорошенной, с волшебной зимней сказкою.
Девочка. Зима придет не прошено, зима придет тайком. Наутро запорошит все улицы снежком.
Мальчик. Зимой морозной, лесом вьюжным, 
Метель все тучки соберет
Поземкой снежной всех закружит
И дом под крышу занесет.
Мальчик . И все быстрей, быстрей кружится 
Снежинок белый хоровод,
На ветки инеем ложится
В морозный снежный хоровод.
Под музыку появляется Зимушка - Зима, танцует под волшебную музыку, после обращается ко всем.
Зима. Как народу много в зале! 
Славный праздник видно тут. 
Верно ветры мне сказали,
Что ребята зиму ждут.
В царстве дальнем, в царстве белом
Среди снега, среди льдин.
Я живу как королева.
Холод - спутник мой один.
Льдинки замок украшают,
Как хрустальные звенят.
А прозрачные сосульки
Так приятно холодят!
Во дворце повсюду стужа,
Я владею царством льда!
И везде снежинки кружат:
Кружат, кружат и летят!
Ведущий: Здравствуй, Зимушка-Зима! Мы с ребятами в городе мастеров решили открыть Мастерскую Деда Мороза, чтобык Новому году готовиться, а Ойка нам ключ от мастерской Деда Мороза не дает.
Зима подходит к Ойке, сидящей на сундуке.
Зима. Ойка, отдай ребятам ключ, пожалуйста. 
Ойка. Ой, не дам! Не хочу! А- А- А- А. ..
Зима подходит к ведущей.

Ведущий. Зимушка-Зима, что ты такая грустная?
Зима: Ойка так плачет, огорчила меня, столько сырости развела, а я люблю мороз, снежок белый.
Ребенок. А ты взмахни-ка ручками, А ты слетай за тучками! 
Любую приведи! 
Без снега все соскучились
Ребята все измучились. Измаялись. Гляди!

Зима под музыку разбрасывает снег.
Ведущий. Сколько снега белого, как здорово! Ребята, я приглашаю вас слепить Снежную Даму.
Дети играют в музыкальную игру "Снежная Дама".
Дети в хороводе поют, в середине стоит наряженная снежная Дама:
Мы слепили это чудо в пять минут, в пять минут.
Как зовут же это чудо?
Как зовут?
- Снежная Дама!
Мы над дамой посмеялись
Ха - ха - ха, ка - ха - ха!
Хороша ты наша дама, хороша, хороша!
Дети вместе со Снежной Дамой исполняют движения на зимнюю тематику. Дети усаживаются.
Мальчик. А у Зимы сейчас как раз есть игра для нас.
В эти зимние деньки
Побежим на перегонки. 
Кто от страха не дрожит, кто со мною побежит?
Проводится игра "Звездный Лед".
Родители - жюри "Звездного льда". Дети под музыку попарно исполняют танцевальные движения, музыка смолкает и дети изображают ледяную фигуру. Жюри поднимают оценки. Игра повторяется 2- 3 раза.

Ведущий. Жюри ставит всем 6-0 - всем без исключения! 
Девочк. Привет! Пора веселая!
И вновь блестят коньки.
И рядом с нашим садиком.
Растут горки и снеговики!
Ведущий. Чтобы Зимушка не огорчалась из-за Ойки, а была веселая, младшие ребята споют песню "Санки" муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной
Зима. Какие вы, ребята, молодцы! Играть и петь умеете, даже Ойка плакать перестала, но ключ все равно не отдает… Придумала! Если она не отдаст нам ключ, я её слезы в льдинки превращу! 
Ойка. Ой, не надо! Зимушка-Зима, ребята, я так больше не буду! Я вместе с ребятами к Новому Году готовиться хочу, простите меня, пожалуйста...
Дети прощают Ойку.
Зима. Хорошо, Ойка, неси ребятам ключ от мастерской Деда Мороза, пора всем к Новому Году готовиться: вам группу наряжать поделками да бумажными снежинками, а мне землю-матушку украшать снежными сугробами да ледяными узорами. До свидания, ребята!


Проект №8

Тема - «Школа пешеходных наук».

Вид – познавательно-развлекательная игра.

Цель: обогащение личного опыта детей в системе правил дорожного движения,формирование навыков безопасного поведения в экстремальных ситуациях.

Девиз проекта: « Учение для умения».

Предполагаемый результат проекта: совместная деятельность детей

и педагога в развлечении «Дорожные приключения Бабы Яги» - как отражение полученных знаний, умений, навыков.

Задачи для детей 3-4 лет:


  1. активизировать познавательный интерес детей в процессе знакомства с правилами дорожного движения;

  2. учить ориентироваться в окружающем пространстве;

  3. познакомить с элементарными правилами дорожного движения, значением некотрых знаков, разными видами транспорта, их особенностями;

  4. обогащать словарный запас в процессе игры.


Задачи для детей 4-6 лет:


  1. развивать логическое мышление;

  2. формировать коммуникабельность и умение общаться с детьми и взрослыми в условиях игры;

  3. расширять и систематизировать знания детей об элементарных правилах дорожного движения;

  4. способствовать осознананию необходимости соблюдения правил дорожного движения.


Перспективное планирование проектной деятельности


День недели


Содержание деятельности


Дети 3-4 лет 


Дети 4-6 лет


Воспитатель


Понедельник


Появление почтальона с письмом. Тема: «Поможем Карлсону выучить ПДД»


Работа с родителями по организации фотообзора на тему ПД


Дидактическая игра «Собери картинку»


  • Дидактическая игра «Разрешается-запрещается»

  • Составление рассказов на тему «Нам на улицах не страшно»


Чтение художественной литературы: 

«Дорожная сказка»

Развивающие игры на улице: «Светофор», «Автобусы»


Вторник


  • Беседа на тему «Улица»

  • Знакомство с понятиями: «дорога», тротуар»

  • Дидактическая игра «Тише едешь»

  • Составление рассказов на тему «Нам на улицах не страшно»

  • Дидактическа игра «Дороги и тротуары»



  • Чтение художественной литературы: «Теремок - сказка на новый лад для примерных дошколят»

  • Сюжетно-ролевая игра на улице «Такси»

  • Подвижная игра на улице «Трамвайчики»


Среда


  • Беседа о значениях сигналов светофора

  • Дидактическая игра «Собери светофор»

  • Беседа на тему «Улица полна неожиданностей

  • Дидактическая игра «Регулировщик»


Организовать совместную деятельность детей и их родителей (изготовление макета светофора)


  • Чтение художественной литературы «Дорожные приключения Белоснежки и ее друзей»

  • Подвижные игры на улице «Займи свое место», «Эстафтеты автомобилей», «Поиски жезла»

  • Экскурсия к перекрестку

  • Изготовление макета светофора


Четверг


Тематическое занятие и дидактическая игра «Какие бывают машины»


Тематическое занятие «Мои друзья - дорожные знаки» 

Игра на внимание «Это я, это я, это все мои друзья»


Привелечение родителей к подбору информации по теме проекта


Чтение художественной литературы «Машина, которую учили рисовать»

Подвижные игры на улице «Красный, желтый, зеленый», «Заяц»


Пятница


  • Рассматривание книги «Пешеходная азбука в картинках»

  • Дидактическая игра «Сигналы светофора»

  • Решение игровых ситуаций «Упражнения и задачи Пети Светофорова»

  • Дидактическая игра «Дорожное – недорожное»


Оформление фотовыставки «Соблюдаем правила дорожного движения»


  • Чтение художественной литературы «Ученый дружок»

  • Развивающая игра на улице «Кто отличный пешеход»

  • Подвижная игра «Грузовики»

  • Экскурсия к пешеходному переходу

  • Развлечение «Дорожные преключения Бабы-Яги»




Сценарий развлечения «Дорожные преключения Бабы-Яги»
Цель: уточнить и расширить знания детей о правилах поведения на улице, об обязанностях пешеходов и водителей.

Ход досуга:

Под музыку русского наигрыша в зал входит мешок, из него вылезает Баба Яга, поет частушки.
Баба Яга. Я летала на метле, побывала я везде.
Светофоров не видала, правила не нарушала.
Эх, пляши моя нога, ты пляши, старайся,
Как увидишь светофор, выше поднимайся!
Здравствуйте, дети! Ой, ну и долго же я добиралась, сто шишек набила! Это все Кощей противный придумал. Ты говорит, лети, Яга, лети как можно быстрее и по сторонам не смотри. Вот я летела и ничего не замечала. Увидела лишь странные знаки – синие, красные… А почему одни - такие, а другие - эдакие, не знаю…

Игра «Дорожные знаки».
Баба-яга. Ребята, а я придумала волшебное заклинание. Кто его скажет, тот никогда в аварию не попадет. Повторяйте за мной!
Дети вместе с Бабой Ягой повторяют скороговорку: Регулировщик движение регулировал, регулировал и урегулировал. 
Баба-яга. Ребятишки, девчонки и мальчишки, я хочу с вами поиграть. У меня есть чудесный ларец, где много-много игр, давайте его откроем… 

Открывают ларец, читают правила игры: 
«Эти игры помогут вам научиться правильно вести себя на дороге и быть примерными пешеходами».
Игра «Грузовики» (бег с препятствиями с мешочком на голове).
Игра «Это я, это я, это все мои друзья»

Баба-Яга. Ребята, в моем ларце спрятаны загадки и мудреные задачки? Сможете их отгадать? (дети отвечают). 


  1. Он имеет по три глаза, по три с каждой стороны,


И хотя еще ни разу, не смотрел он всеми сразу, все глаза ему нужны.
(Светофор).

Баба-Яга достает из ларца Светофор, в каждом цветном круге написано задание-ситуация.


  1. Что означают цвета на светофоре? 
    (красный – стой, желтый – 
    приготовься, зеленый – иди).

    3. Посмотрите, на каждом огоньке есть задание - ситуация. ..

    Зеленое задание: «Во дворе Федя встретил друга Сашу. Саша предложил ему посмотреть зебру. И они побежали к дороге, где ездили машины. Как вы думаете, почему мальчики пошли смотреть «зебру» не в зоопарк?» (Потому что это дорожная разметка).

    Желтое задание: «Какой островок находится на суше?» (Пешеходный).

    Красное задание: «Семеро ребят играли в мяч на проезжей части. Двое ушли домой. Сколько ребят поступило правильно?»(Двое.)

    Баба Яга. Да, теперь я вижу какие вы умные, ловкие. Вы помогли мне узнать правила дорожного движения. До свидания. 


Использованная литература:

Электронные источники:

info@montessori-press.ru 

www. doshvozrast.ru

1. Журнал «Игра и дети» №1, 2006 г., стр.6.

  1. Журнал «Детский сад от А до Я» № 3, 2008 г.
  2. «Путешествие по мини-музеям детского сада» (видеофильм продюсерского центра «Обруч»). 
  3. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М. :«ВАКО», 2005г.
  4. Рыжова Н.А. «Мини-музеи в детском саду».
  5. «1000 загадок». Популярное пособие для родителей и педагогов. -Ярославль, 1997г.
  6. Журнал «Дошкольное воспитание» № 6, 2009 год.
  7. Степанова В. Учебник для малышей, 2004 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическя разработка "Метод практико-направленного обучения в развитии творческих способностей учащихся".

Девиз педагогов английской школы "Через руки - к разуму" очень актуален и в Российских школах. Одной из важнейших задач предмета "Технология" является воспитание практичного, творческого человека, вла...

Методический семинар «Деловая игра как метод активного обучения школьников»

В различного рода профессиональных конкурсах учителей и других работников системы образования одним из испытаний является проведение методического семинара за ограниченный промежуток времени (15-20 ми...

Методическая разработка "Методы проблемного обучения на уроках французского языка"

Одной из актуальных задач нашего  времени является изучение иностранного языка. Как правило в начале обучения ученики с большим интересом начинают изучать любой иностранный язык. Но,...

Доклад на школьном методическом объединении "Проектный метод при обучении физике"

Доклад содержит ряд методических приемов, прививающих интерес к предмету, лучше понимать изучаемый материал при помощи  практических исследований и экспериментов....

Методическая разработка на тему Комплекс уроков методом развивающего обучения по дисциплине Инженерная графика . Автор - Бельков А.П.

Методическая разработка может применяться на уроках по дисциплине "Инженерная графика" студентов технических специальностей.Дает стимул к приобретению знаний коллективным методом, повышает ответственн...

Методическая разработка "Методы и приемы обучения лексике на уроках английского языка".

Статья методах и приемах обучения лексике на уроках английского языка....

Методическая работа «Применение методов активного обучения и современных технологий на уроках математики в старших классах».

Всем известно, что изучение такого раздела математики, как стереометрия, вызывает у многих учащихся существенные затруднения, усвоение материала чаще всего строится на зазубривании. Использование комп...