Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС
консультация на тему

Хорошилова Елена Борисовна

В последние годы  стремительно растет количество детей, имеющих различные нарушения устной и письменной речи. Среди них достаточно много обучающихся с задержкой психического развития и интеллектуальной недостаточностью.  Уровень речевого развития большинства умственно отсталых детей гораздо ниже, чем позволяет их умственное развитие. Нарушения речи у детей с проблемами в развитии носят системный характер, они затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику. В связи с этим в процессе обучения проводится целенаправленное систематическое логопедическое сопровождение обучающихся,  что является неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskoe_soprovozhdenie.docx25.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя образовательная школа №5

Усть-Кутского муниципального образования

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ДЕТЕЙ С ОВЗ И УО В УСЛОВИЯХ ФГОС

Елена Борисовна Хорошилова

Учитель-логопед

Усть-Кут, 2016 год

В последние годы  стремительно растет количество детей, имеющих различные нарушения устной и письменной речи. Среди них достаточно много обучающихся с задержкой психического развития и интеллектуальной недостаточностью.  Уровень речевого развития большинства умственно отсталых детей гораздо ниже, чем позволяет их умственное развитие.

Нарушения речи у детей с проблемами в развитии носят системный характер, они затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику.

В связи с этим в процессе обучения проводится целенаправленное систематическое логопедическое сопровождение обучающихся,  что является неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы.

       Цель логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях ФГОС: Выбор оптимальных путей логопедической работы по коррекции речевых нарушений, способствующих успешной адаптации и интеграции его в социуме.

 Задачи логопедического сопровождения:

  • Общее речевое развитие школьников
  • Формирование речевых предпосылок к усвоению грамоты, программы по письму, развитию речи и другим предметам
  • Успешная социализация детей

Направления работы учителя-логопеда:

Диагностическая работа

Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи. 

Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

Коррекционно-развивающая работа

Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию имеющихся проблем детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

Консультативная работа

Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся  

Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

Информационно-просветительская работа

Цель: повышения уровня компетенции в вопросах воспитания и обучения ребенка всех участников образовательного процесса

Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Специфика логопедической работы с учащимися с ОВЗ: 

  • Работа над речевой системой в целом (фонетико-фонематиче6ской стороны, лексико-грамматического строя, связной речи, чтения и письма)
  • Максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный)
  • Дифференцированный подход (психические особенности, работоспособность, уровень сформированности речи)
  • Частый повтор упражнений с элементами новизны
  • Частая смена видов деятельности (быстрая утомляемость)
  • Дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение)
  • Конкретность и доступность заданий
  • Умеренный темп работы
  • Постоянное поддержание интереса к занятиям (эмоциональность, игровые методы и приемы, наглядность и т.д.)

Особенности логопедического сопровождения детей с ОВЗ

• Логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем с нормой.

• Весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

• Планирование составляется таким образом, чтобы коррекционная работа осуществлялась над речевой системой в целом (в каждое занятие включаются задачи на развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи).

Проблемы современной логопедической службы:

Знание логопедии является важным для педагогов, дефектологов, психологов, так как речевые нарушения встречаются гораздо чаще у аномальных детей, чем у нормально развивающихся.

Наиболее актуальными проблемами современной логопедии являются следующие:

  • Ранняя профилактика, прогнозирование, выявление и устранение нарушений.
  • Творческая и практико-ориентированная разработка содержания, методов обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи детей с ОВЗ в условиях ФГОС.
  • Обеспечение преемственности в логопедической работе медицинских, дошкольных и школьных учреждений. 
  • Недостаточное освещение в методической  литературе вопросов логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях ФГОС.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление в РМЦ учителей географии.Обучение детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС

Обучение детей с ОВЗ – это часть государственной образовательной политики России, согласно которой была разработана Концепция специального государственного образовательного стандарта для детей с...

Презентация к выступлению в РМЦ учителей географии. Обучение детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС.

Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников.Задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и диф...

Обучение детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС

Обучение детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС...

Обучение детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС

Обучение детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС...

Обучение детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС

Обучение детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС...

"Обучение и комплексное сопровождение детей с ЗПР в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ"

Введение государственных образовательных стандартов для обучающихся с особыми образовательными потребностями формируют запрос на организацию психолого-педагогического, социального сопровождения в обра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО...