РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО
рабочая программа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizicheskoe_razvie.docx39.24 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО

г. Сураж, 2020 г.


СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО

1.1. Цели и задачи учебной дисциплины  требования к результатам освоения программы:

В результате освоения программы обучающийся должен уметь:

- изучены теоретические закономерности физического развития детей школьного возраста;

- готовность создать оптимальные педагогические условия для формирования правил ЗОЖ;

- способность применять полученные знания на практике;

В результате освоения программы обучающийся должен знать: 

- особенности и закономерности физического развития детей возраста;

- как происходит формирование двигательного навыка;

- по каким критериям оценивать уровень физического развития ребёнка;

- как регламентирует работу по физическому воспитанию детей ФГОС;

- какие приёмы и средства физического развития зарекомендовали себя как наиболее эффективные;

- посредством, каких занятий, мероприятий, методов ведётся работа по формированию здорового образа жизни детей;

- какие планово-организационные вопросы стоит учесть педагогу в рамках реализации программы по формированию ЗОЖ.

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы: 

 максимальной учебной нагрузки слушателя 40 часов, в том числе:

 обязательных учебных занятий 26 часов;          

 самостоятельной работы слушателя 14 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

40

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

26

в том числе:

-

практические занятия

12

теоретические занятия

14

 Самостоятельная работа обучающегося (всего) 

14

в том числе:

-

Итоговая аттестация в форме зачета в форме экзамена

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем

часов

Уровень

 освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Физическое развитие и формирование правил ЗОЖ у детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО

Тема 1.1.

Физическое развитие детей дошкольного возраста

Содержание учебного материала

5

2

Особенности и закономерности физического развития детей раннего возраста. Особенности и закономерности физического развития детей дошкольного возраста. Закономерности формирования двигательного навыка. Показатели и способы оценки уровня физического развития детей дошкольного возраста.

Тема 1.2.

Способы и средства физического развития детей дошкольного возраста

Содержание учебного материала

4

2

Задачи, средства, методы и содержание образовательной области «Физическое развитие» в ФГОС. Характеристика форм работы по физическому развитию детей.

Тема 1.3.

Педагогические условия формирования правил ЗОЖ

 Содержание учебного материала

5

2

Понятие «здоровье» и здоровый образ жизни. Задачи и содержание работы по формированию правил здорового образа жизни. Принципы и методы формирования у дошкольников основ здорового образа жизни. Планирование и организация работы по формированию у дошкольников правил здорового образа жизни.

Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся

14

1.

Познакомиться с планированием по физическому воспитанию у руководителя физического воспитания в базовом ДОУ.

2.

Составить план работы по физическому воспитанию (на 1 день).

3.

Составить план-схему распределения видов двигательной активности в течение дня.

4.

Ознакомиться с методикой исследования физической подготовленности детей (Лескова Г.И., Ноткина Н.А., Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А., Бочарова Н.И., Бойко В.В., Юрко П.П., Попкова Н., Прищепа С., Степаненкова Э.Я.).

5.

Анализ гигиенических условий для проведения физкультурно-оздоровительной работы в базовых дошкольных образовательных учреждениях.

6.

Анализ материальной базы физического воспитания для организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях.

7.

Знакомство с зарубежными системами физического воспитания.

8.

Разработка конспекта мероприятия двигательного режима с детьми дошкольного возраста.

9.

Провести наблюдение за проведением диагностики физического развития детей на базе ДОУ.

10.

Зафиксировать и проанализировать результаты диагностики физического развития детей в ДОУ.

11.

Провести анализ гигиенических и санитарных условий для проведения физкультурных мероприятий.

12.

Анализ санитарных условий для проведения физкультурно-оздоровительной работы в базовых дошкольных образовательных учреждениях.

13.

Разработка конспекта физкультурно-оздоровительного мероприятия (на 1 час) с детьми дошкольного возраста.

14.

Составить план-схему физкультурно-оздоровительного занятия.

Практические занятия

12

1.

Методика обучения детей дошкольного возраста физическим упражнениям.

2

Методика обучения прыжкам детей дошкольного возраста.

3.

Методика обучения метанию детей дошкольного возраста.

4.    

Методика обучения ползанию и лазанью детей дошкольного возраста.

5.

Воспитание физических качеств у детей дошкольного возраста.

6.

Методика обучения детей дошкольного возраста общеразвивающим упражнениям.

7.

Обучение детей дошкольного возраста ходьбе.

8.

 Обучение бегу детей дошкольного возраста.

9.

Методика обучения бросанию детей дошкольного возраста..

10.

Обучение детей дошкольного возраста сохранению равновесия.

11.

Формирование двигательных навыков и умений у детей дошкольного возраста.

12.

Методика обучения ловле детей дошкольного возраста.

 

Всего:

40

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение

Реализация учебной дисциплины предполагает наличие учебного кабинета теории и методики физического воспитания;  лаборатории медико-социальных основ здоровья, спортивный зал.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: посадочные мета обучающихся - 25, рабочее место преподавателя, учебная доска, наглядные пособия по основным видам движений, спортивный инвентарь.

Технические средства обучения:

1. Музыкальный центр  

2. Компьютер

3. Принтер

4. Экран

5. Телевизор

6. Видеооборудование

7. Фотоаппаратура

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Дик, Н.Ф. Настольная книга руководителя дошкольного образовательного учреждения / Н.Ф. Дик, Н.Б. Иванова. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 384 с.

2. История дошкольной педагогики в России: хрестоматия / сост. С.В. Лыков, Л.М. Волобуева; под ред. С.Ф. Егорова. – М.: Академия,  2017. – 520 с.

3. История зарубежной дошкольной педагогики: хрестоматия: учеб. пособие / сост. Н.Б. Мчедлидзе. – М.: Просвещение, 2015. – 464 с.

4. Казин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: учеб. пособие / Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова. – М.: Владос, 2017. – 192 с.

5. Кучма, В.Р. Здоровьесберегающие компоненты организации учебно- воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях / В.Р. Кучма, М.И. Степанова // Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. – М., 2015. –  C. 31-37.

6. Колбанов, В.В. Формирование здоровья детей в образовательных учреждениях / В.В. Колбанов // Валеология. – Владивосток: Дальнаука, 2016. – С. 139-147.

7. Кравцова, Е.Е. Здоровьесберегающие принципы образовательных программ / Е.Е. Кравцова // Детский сад. Управление. – 2015. – № 3. – С. 1.

Обеспечение здоровьесберегающего процесса в дошкольных образовательных учреждениях: сб. образовательных программ / сост. О.И. Череликина, М.В. Малышева, Н.А. Склянова. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2017. – 109 с.

8. Леонтьев, А.Н. Психологические вопросы формирования личности ребенка в дошкольном возрасте / А.Н. Леонтьев. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 2015. – 137 с.

9. Лисицын, Ю.П. Здоровье человека – социальная ценность / Ю.П. Лисицын, А.В. Сахно. – М.: Мысль, 2017. – 270 с.

10. Орехова, О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка /   О.А. Орехова. – СПб.: Речь, 2018. – 112 с.

11. Третьяков, П.И. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам / П.И. Третьяков, К.Ю. Белая. – М.: Новая школа, 2016. – 304 с.

12. Третьяков, П.И. Адаптивное управление педагогическими системами: учеб.пособие / П.И. Третьяков, С.Н. Митин, Н.Н. Бояринцева; под ред. П.И. Третьякова. – М: Академия, 2018. – 368 с.

13. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: учеб.пособие. – М.: Академия, 2017. – 336 с.

14. Урунтаева, Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: практикум. – М.: Академия, 2016. – 96 с.

15. Урбанская, О.Н. Воспитателю о работе с семьей: пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2017. – 159 с.

16. Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой / Л.Б. Фесюкова. – Харьков: Фолио, 2016. – 464с.

Дополнительные источники:

1. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания детей.

– М., 2017.

2. Кожухова Н.Н. «Воспитатель по физической культуре в дошкольных

учреждениях».- М.: Академия, 2016.

3. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического

воспитания детей дошкольного возраста. - М.: 2015.

4. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. - М.: 2017.

5. Педагогическая практика студентов по курсу «Теория и методика

физического воспитания детей дошкольного возраста». - М., 2014.

6. Физическая подготовка детей 5-6 лет к занятиям в школе. Под ред.

Кенеман А.В. - М., 2019.

7. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных

учреждениях. - М., 2016.

8. Шишкина В.А., Шебеко Н.В., Ермак Н.Н. Физическое воспитание

дошкольников. Учебное пособие. - М., 2018.

Интернет-ресурсы

https://cyberleninka.ru/article/n/dopolnitelnye-programmy-po-fizicheskomu-vospitaniyu-doshkolnikov

https://cyberleninka.ru/article

https://ksderbenceva.ucoz.ru/dokumenty/teorija_i_metodika_fizicheskogo_vospitanija_i_razv.pdf

https://www.amursma.ru/upload/iblock/e0d/Fizicheskoe_razvitie_rebenka.pdf

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Форма аттестации: тестирование

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

- изучены теоретические закономерности физического развития детей школьного возраста;

- тестирование; устный опрос;

- готовность создать оптимальные педагогические условия для формирования правил ЗОЖ;

- наблюдение за деятельностью студента во время работы с детьми

- способность применять полученные знания на практике;

Наблюдение и оценка планов, конспектов мероприятий, в процессе работы

- особенности и закономерности физического развития детей возраста;

- оценка планов, конспектов занятий и мероприятий

- как происходит формирование двигательного навыка;

- тестирование; устный опрос;

- по каким критериям оценивать уровень физического развития ребёнка;

- тестирование;

- как регламентирует работу по физическому воспитанию детей ФГОС;

устный опрос;

- какие приёмы и средства физического развития зарекомендовали себя как наиболее эффективные;

- наблюдение и оценка в процессе практики;

- посредством, каких занятий, мероприятий, методов ведётся работа по формированию здорового образа жизни детей;

устный опрос;

- какие планово-организационные вопросы стоит учесть педагогу в рамках реализации программы по формированию ЗОЖ.

устный опрос;

Оценочные материалы для проведения итоговой аттестации в форме экзамена, по учебной дисциплине ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО

I. ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

Вопросы экзамена по учебной дисциплине «Физическое развитие и формирование правил здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО»

II. КОМПЛЕКТ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Раскройте сущность понятий «здоровье», «физическая культура», «спорт»,

«физическое развитие», «физическое воспитание», «физическое образование».

2. Охарактеризуйте цель, задачи, средства, методы, принципы физического воспитания детей дошкольного возраста.

3. Осветите методику воспитания психофизического качества силы детей дошкольного возраста.

4. Осветите методику воспитания психофизического качества быстроты детей дошкольного возраста.

5. Осветите методику воспитания психофизического качества выносливости детей дошкольного возраста.

6. Осветите методику воспитания психофизического качества гибкости детей дошкольного возраста.

7. Осветите методику воспитания психофизического качества ловкости детей дошкольного возраста.

8. Осветите методику развития координационных способностей детей дошкольного возраста.

9. Осветите методику развития основных движений: ходьба и бег; упражнения в ходьбе и беге; задачи развития с учетом возрастных особенностей дошкольников; варианты упражнений в ходьбе и беге.

10. Осветите методику развития основных движений: прыжки; упражнения в прыжках; задачи развития с учетом возрастных особенностей дошкольников; варианты упражнений

11. Осветите методику развития основных движений: бросание, ловля, метание; упражнения в бросании, ловле и метании; задачи развития с учетом возрастных особенностей дошкольников; варианты упражнений

12. Осветите методику развития основных движений: ползанье и лазанье; упражнения в ползании и лазанье: задачи развития с учетом возрастных особенностей дошкольников; варианты упражнений.

13. Охарактеризуйте значение физических упражнений для детей дошкольного возраста. Приведите примеры и проанализируйте классификации физических упражнений.

14. Охарактеризуйте этапы формирования двигательного навыка.

15. Осветите методику поэтапного обучения физическим упражнениям детей дошкольного возраста.

16. Охарактеризуйте подвижную игру как средство и метод физического воспитания ребенка-дошкольника.

17. Приведите примеры и проанализируйте классификаций подвижных игр.

18. Осветите методику проведения подвижных игр с детьми дошкольного возраста. Охарактеризуйте особенности проведения подвижных игр в разных возрастных группах детского сада.

19. Охарактеризуйте методические приёмы увеличения или уменьшения нагрузки на детей дошкольного возраста.

20. Раскройте сущность понятия «формы организации физического воспитания». Назовите формы организации физического воспитания в дошкольной образовательной организации.

21. Охарактеризуйте занятия физической культурой как форму организации физического воспитания в дошкольной образовательной организации: структура занятия физической культурой; методика проведения занятий физической культурой в ДОО.

22. Охарактеризуйте утреннюю гимнастику как форму организации физического воспитания в дошкольной образовательной организации

23. Охарактеризуйте физкультминутки как форму организации физического воспитания в дошкольной образовательной организации.

24. Охарактеризуйте гимнастику после дневного сна как форму организации физического воспитания дошкольников.

25. Охарактеризуйте роль закаливающих мероприятий в сочетании с физическими упражнениями в физическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста.

26. Охарактеризуйте подвижные игры и физические упражнения на прогулке как форму организации физического воспитания дошкольников.

27. Осветите значение и педагогическое руководство индивидуальной работой на прогулке.

28. Осветите руководство самостоятельной двигательной деятельностью детей дошкольного возраста и задания на дом.

29. Охарактеризуйте формы активного отдыха в дошкольной образовательной организации: физкультурные праздники, физкультурные досуги,

30. Охарактеризуйте формы активного отдыха в дошкольной образовательной организации: дни здоровья, туристические прогулки.

31. Охарактеризуйте формы активного отдыха в дошкольной образовательной организации: каникулы.

32. Осветите значение и формы взаимодействия участников образовательного процесса (педагогов, других специалистов, родителей и детей).

33. Раскройте сущность здорового образа жизни.

34. Осветите программные требования в области формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Формирование навыка здорового образа жизни у подростков с ОВЗ в условиях школы – интерната»

Создание педагогических условий  для овладения воспитанников с ОВЗ навыками здорового образа жизни в школе – интернате...

Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей с нарушениями слуха. «Основные понятия о здоровом образе жизни».

Проектпо формированию основ здорового образа жизниу детей с нарушениями слуха.«Основные понятия о здоровом образе жизни»....

Доклад на тему "Формирование основ здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста"

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся младших классов - это комплексная программа фоормирования знаний, установок, личных ориентир и норм поведения, обеспечивающих сох...

Исследовательская работа на тему: «Организационно-педагогические условия формирования основ здорового образа жизни у школьников младшего возраста»

Здоровый образ жизни - объединяет всё, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельно...

Консультация для воспитателей "Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста»«Я не боюсь еще и еще раз повторять:забота о здоровье...