Формированию правил здорового образа жизни
статья по технологии на тему

Балабанов Петр Александрович

Формирование правил ЗОЖ

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование правил здорового образа жизни

 Балабанов П.А.                       

Санкт-Петербург 2015 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. НОРМЫ И ПРАВИЛА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ …………………….4

2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НОРМ И ПРАВИЛ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ….…9

3. ФОРМЫ РАБОТЫ  С ДОШКОЛЬНИКАМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ  О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ……………………….15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..26

 


“Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш”.

В.А. Сухомлинский

 

1.  НОРМЫ И ПРАВИЛА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Занятие 1. Из справочной литературы выписать определение понятий: здоровье, болезнь, норма, профилактика), соматическое здоровье,  физическое здоровье, психическое здоровье, нравственное здоровье, валеология.

 

Здоровье детей - богатство нации; этот тезис был и остается   актуальным. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие всего общества.   В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. А значит, необходимо вести поиск новых подходов в вопросах формирования здоровья.   Д.Зелинская говорила, что «Здоровье является важнейшим интегральным показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей,  их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете – отношение государства к проблемам материнства и детства». Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. Экологические проблемы, отрицательные бытовые факторы (синтетические покрытия,  аэрозоли, краски), химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающееся раздражение в обществе, связанное с неудовлетворительными экономическими условиями.

Здоровье – величайшая социальная ценность. Хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности.  В Большой медицинской энциклопедии здоровье трактуется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. В то же время живой организм – система неравновесная и все время на протяжении своего развития меняет формы взаимодействия с условиями окружающей среды, при этом меняется не столько среда, сколько сам организм.

         Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Если вдуматься в это определение, можно сделать вывод, что абсолютное здоровье является абстракцией. Кроме того, это определение изначально исключает людей, имеющих какие-либо (врождённые или приобретённые) физические дефекты, даже в стадии компенсации.  

Здоровье понимается как нечто противоположное болезни.

Соматическое здоровье – это физическое здоровье человека, которое отражает текущее состояние органов и систем человеческого организма.

Физическое здоровье человека – это полноценное функционирование всех систем организма, ощущение хорошего самочувствия, запас сил. Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.

Психическое здоровье - психические особенности, позволяющие человеку быть адекватным и успешно адаптироваться к среде.

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.

Валеология есть межнаучное направление, в основе которого лежит представление о генетических и функциональных резервах систем организма и организма в целом, обеспечивающих устойчивость психофизиологического и социокультурного развития и сохранение здоровья человека в условиях влияния на него меняющихся условий внешней и внутренней среды. Валеология как учебная дисциплина представляет собой совокупность знаний о здоровье и о здоровом образе жизни человека.

Первая попытка формирования   науки о здоровье сделана И.И. Брехманом (1987). Валеология (от латинского "валео" - здравствую) - есть наука о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности (З.Н.Вайнер, 1998; НЛСтепаненков, 1998; В.В.Колбанов 1996), Стратегия валеологии - улучшение качества здоровья. Её содержание базируется на концепции здоровья Человека, которая предъявляет требования к человеку, как регулятору своего здоровья, участнику его формирования. Валеология  принципиально отличается от других наук, изучающих состояния здоровья человека. Это отличие заключается в том, что в сфере интересов валеологии находится здоровье и здоровый человек, в то время как у медицины - болезнь и больной, а у гигиены - среда обитания и условия жизнедеятельности человека. Отсюда и существенные различия в предмете, объекте, цели и задачах валеологии.

Разработка концептуальной модели здоровья, в которой было бы определено место каждого социально-экономического звена: семьи, школы, органов здравоохранения, физкультурных организаций и других является приоритетным направлением валеологии, как науки,

В нашей стране, к сожалению, долгие десятилетия не существовало приоритета здоровья. Отсутствует последовательная и непрерывная система обучения здоровью на различных этапам возрастного развития; человек получает информацию о здоровье в семье и школе, из средств массовой информации и т.д. Однако она, как правило, носит случайный характер, отрывочна и зачастую противоречива, Поэтому исключительно актуальной сегодня является проблема разработки системы непрерывного валеологического образования, вооружающая человека от момента рождения до глубокой старости методологией здоровья, средствами и методами его формирования.

Занятие 2. Доказать на примерах положительное и отрицательное влияние внешней среды на здоровье детей.

Немаловажное значение имеет и воспитание человека, направленное приобщение к ЗОЖ. В последние годы сохранение и поддержание здоровья человека является приоритетным направлением государственной политики. Разработка высоко эффективных промышленных технологий, нарушенная экология и целый ряд других объективных факторов привели к тому что образ жизни современного человека все более активно провоцирует гиподинамию нарушение рационального питания., психическое перенапряжение и т.д. - все то что выдвинуто на первое место в причинах смертности заболевания, связанные в большей степени именно с образом жизни человека.  

  Право на жизнь, на охрану здоровья и медицинскую помощь предусмотрено Конституцией Российской Федерации. К сожалению, в нашей стране это право остается, по существу, нереализованным. В соответствии с Законом  Российской федерации «Об образовании» здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

Положительный или отрицательный характер влияния многочисленных факторов природной среды на организм детей зависят от продолжительности и силы их воздействия. Колебания атмосферного давления, резкие изменения температуры и влажности воздуха, радиоактивного фона. Все эти явления относятся к отрицательным. От характера их влияния зависит здоровье детей. При продолжительном действии отрицательных факторов возникает риск заболеваний. Например: изменение ионного состава воды и почвы (недостаток йода) приводит к заболеванию щитовидной железы; повышенный радиационных фон – к онкологическим заболеваниям различных органов. Ребенок  подвергается новым факторам воздействия: ускорения темпа жизни, интенсификация труда, усиление влияния химизации, шума, вибрации, изменение состава пищи, возрастание умственных нагрузок за счет уменьшения физических. Физиологические процессы не могут меняться с такой быстротой, с какой изменяются технологические процессы. В ряде случаев может возникнуть не соответствие между изменениями среды и способностью человека адаптироваться к ним, что может стать причиной болезненных расстройств.

О положительном влиянии природы на здоровье детей известного давно. Природное окружение воздействует на организм в целом, а не на отдельные органы. Психологическое восприятие природного окружения, если оно прекрасно, способствует улучшению общего физического состояния организма, деятельности всех систем его органов, возникновению положительных эмоций, радости, удовольствия, наслаждения. Природное окружение: тишина, растительное многообразие, водная гладь – все это вызывает чувство успокоения у детей, снимает физическую усталость, дарит бодрость, чувство здоровья.

Человек создает для детей благоприятные микроклиматические условия, чтобы их организм не испытывал сверхсильного давления природных факторов. Уже давно человек начал развивать свои природные механизмы адаптации закаливанием, физическими нагрузками. С помощью одежды, обуви, жилья, предметов домашней утвари, обработке пищи, использования медикаментов человек снимает негативное воздействие природной среды.

Занятие 3. Составить схему: «Категории здорового образа жизни».

                   Схема «Категории здорового образа жизни».

http://konspekta.net/studopediaorg/baza5/580670817638.files/image001.gif

Здоровый образ жизни как система складывается из трех основных взаимосвязанных и взаимозаменяемых элементов, трех культур: культуры питания, культуры движения и культуры эмоций. Отдельные оздоровительные методы и процедуры не дают желательного и стабильного улучшения здоровья, потому что не затрагивают целостную психосоматическую структуру человека. Еще Сократ говорил, что «тело не более отдельно и независимо от души».

Сложившаяся система образования не способствует формированию здорового образа жизни, поэтому знания взрослых людей о здоровом образе жизни не стали их убеждениями. В школе и детском саду рекомендации по здоровому образу жизни детям часто насаждаются в назидательной и категоричной форме, что не вызывает у них положительных реакций. А взрослые, и в том числе учителя и воспитатели, сами редко придерживаются указанных правил. Старшеклассники и студенты не занимаются формированием своего здоровья, т.к. это требует волевых усилий, а в основном занимаются предупреждением нарушений здоровья и реабилитацией утраченного.

  В настоящее время наблюдается парадокс: при абсолютно положительном отношении к факторам здорового образа жизни, особенно в отношении питания и двигательного режима, в реальности их используют лишь 10-15% опрошенных. Это происходит из-за отсутствия валеологической грамотности, низкой активности личности, поведенческой пассивности.

  Таким образом, здоровый образ жизни должен целенаправленно и постоянно формироваться  от рождения и в течение жизни человека, а не зависеть от обстоятельств и жизненных ситуаций. В этом случае он будет являться рычагом первичной профилактики, укрепления и формирования здоровья, будет совершенствовать резервные возможности организма, обеспечивать успешное выполнение функций независимо от ситуаций.

Очень важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку Природой.

  Проанализировав сказанное,   можно сделать вывод, что с одной стороны, воздействие отрицательных внешних факторов, с другой – отсутствие определенной программы по формированию здоровья, ставят современного дошкольника в очень сложное положение. Поэтому необходима разработка определенной системы занятий по валеологии, которые помогут сформировать у детей дошкольного возраста определенной потребности в здоровом образе жизни.

 


2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НОРМ И ПРАВИЛ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Задание 1. Подготовить сообщение на одну из тем:

Сообщение по теме:  «Нужно ли закаливать детей?»,

Закаливание- повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (например, пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами.
Родители, внутренне готовые к тому, что, мол, "хватит нянчиться, пора закаливать", искренне надеются получить в этой статье четкую программу действий - в воде какой температуры и сколько времени купать, как потом обливать, сколько секунд ходить босиком и какое количество приседаний сделать перед завтраком. Любителей программ и планирования сразу же придется огорчить: подобных сведений автор предложить не может. Наши задачи совершенно иные. Во-первых, объяснить суть закаливания, его цели и способы их достижения. Во-вторых, добиться того, чтобы, проводя над детьми эксперименты, носящие условное название "закаливающие процедуры", взрослые отдавали отчет своим действиям.Совершенно очевидно, что многие внешние факторы способны вызывать болезни, которые носят название "простудных заболеваний". К наиболее частым причинам "простуд" относят, прежде всего, переохлаждение как общее (плохо оделись, холодно в квартире), так и локальное (например, промочили ноги). С одной стороны, взаимосвязь "холод-болезнь" совершенно очевидна, с другой, совершенно непонятна.
Озираясь по сторонам, наблюдая за животными - собаками, что бегают по ноябрьским лужам, воронами, что сидят на проводах в лютый январский мороз - невольно начинаешь ощущать некую человеческую неполноценность, некоторую оторванность от природы. Неужели за более развитые мозги приходится расплачиваться абсолютной неспособностью жить по законам природы? Нет, вполне можно объяснить связь простуды и экстремальных физических воздействий - провалились в прорубь, например. Но почему болезнь возникать лишь потому, что дунуло из открытого окна, лишь потому, что в ботинки попал снег, лишь потому, что в школе потерял шапку и пятиминутную дорогу домой шел с непокрытой головой? Почему?
Ответы на поставленные вопросы следует искать в самом раннем детстве. Ведь новорожденный человеческий детеныш обладает врожденной способностью адаптироваться к условиям окружающей среды. Стабильность этих условий, например, постоянная и отнюдь не низкая температура воздуха, теплая вода, стерильная пища, тщательное устранение контактов с движущимся воздухом (ветер) приводит к тому, что врожденные механизмы адаптации отключаются за ненадобностью. К огромному-преогромному сожалению, именно стабильность внешних физических факторов является чуть ли не главным проявлением родительской любви. К чему это приводит? К тому, что физические факторы, для человека вовсе не экстремальные, - движущийся воздух, именуемый страшным словом "сквозняк", или температура в комнате +17 °С становятся источником повышенной опасности.
Таким образом, следует сделать очень важное заключение: новорожденный ребенок в закаливании не нуждается. Он закален самой природой, тысячелетиями естественного отбора. Следует всего-навсего так организовать уход за младенцем, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы. Не только не избегать, но сознательно создавать контрасты температур как воздуха, так и воды, использовать все возможности для максимального по продолжительности контакта с естественными факторами природы, проще говоря, побольше гулять и в любую погоду. Не надо экстремизма! Не надо окунать детей в прорубь, не надо часами держать их на солнце и совершенно не обязательно бегать по снегу босиком.
Тем не менее, естественное воспитание, основанное на поддержании природных способностей, вступает в глубокие противоречия, как с отечественной педиатрией, так и с отечественным менталитетом. Ситуация близка к тупиковой хотя бы потому, что 99% мам и пап благополучно заболевают после того, как посидят на сквозняке или промочат ноги. Неудивительно, что эти факторы однозначно расцениваются как опасные, и ребенка от подобных угроз будут всячески оберегать.
Сама проблема закаливания возникает, как правило, именно в тех семьях, где дети желанны и любимы, где родители готовы на всяческие жертвы и личные ограничения, лишь бы ребенку было хорошо. Закаливание всегда должно рассматриваться как попытка вернуть утраченное, попытка вскочить в уходящий поезд, попытка пересмотреть традиционные родительские представления о том, что для ребенка плохо и что хорошо.
Вышеизложенное следует рассматривать в качестве некой теоретической базы, позволяющей понять, что главная задача родителей не в том, чтобы ребенка закалять. Главное сделать так, чтобы ребенок в закаливании не нуждался. Но это все теория. Имеем факт: постоянные простуды. Признаем, были не правы. Готовы исправляться. С чего начать?
Начать с того, что понять: на любого человека - неважно взрослый это или ребенок - постоянно оказывает воздействие совершенно определенная совокупность внешних воздействий. Воздействия эти условно могут быть разделены на две группы. Первая - факторы естественные (природные) - знаменитые, воспетые в песнях и сказках солнце, воздух и вода. Вторая - факторы цивилизации - место жительства, бытовая химия, учеба в школе, телевизор, одежда, транспорт и т. д. и т. п.
Возникшее вследствие неадекватного воспитания угнетение врожденной устойчивости к совершенно обычным для человеческого организма природным воздействиям, вполне может быть устранено. Для этого надо совсем не много - принципиально изменить образ жизни, сделать его естественным.
Естественный образ жизни предусматривает приоритетный контакт с вышеупомянутыми естественными факторами и максимальное ограничение контактов с "вредностями цивилизации". Именно такой способ существования пробуждает заложенные в человеке адаптационные механизмы. Логичное следствие - многократное повышение устойчивости организма, снижение, как частоты, так и тяжести болезней.

Задание 2. Создать картотеку  дидактических игр валеологической направленности для детей старшего дошкольного возраста.

Картотека:  дидактические игры по валеологии

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «МОЕ ЛИЦО»

Цели: Учить познанию самого себя, своей индивидуальности. Обучать детей составлению лица человека (с использованием различных предметов). Развивать мелкую моторику рук. Закреплять понятия детей о цвете (голубые, зеленые, серые, карие глаза). Закреплять представление о частях лица; активизировать словарь: глаза, рот, губы, нос, брови. Развивать тактильные ощущения.

Материал: разноцветная тесьма, пуговицы, палочки, пластилин, наждачная бумага, бархатная бумага, поролон.

Содержание. Используя различные материалы, дети составляют человека или его лицо; дают описательный рассказ о лице, его форме и т.д.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧИСТЫЕ РУКИ»

Цели: Обучать последовательности действий процесса умывания. Активировать словарь: мыло, мочалка, щетка, полотенце. Формировать потребности в соблюдении правил личной гигиены. Учить практическому освоению навыков здорового образа жизни.

Материал: картинки с правилами, предметами туалета, мелкие игрушки, объемные фигурки животных, предметы труда.

Содержание.

1 – й вариант – воспитатель предлагает детям выбрать картинки, соответствующие правилу, когда надо мыть руки, и соответственно картинке найти объемные предметы.

2 – й вариант – воспитатель предлагает детям имитировать движения процесса умывания (развивается творчество и воображение).

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «УМЕЮ – НЕ УМЕЮ»

Цели: Активизировать внимание детей на свои умения и физические возможности своего организма. Развивать исследовательскую деятельность, воспитывать чувство собственного достоинства.

Содержание. В игре может участвовать любое количество детей (от 1 до 10). Ведущий бросает ребенку мяч и произносит: «Я умею» или «Я не умею». Ребенок, поймав мяч, должен продолжить фразу, объяснив, почему он умеет (что ему помогает) или не умеет (может ли научиться) это делать, и вернуть мяч ведущему. Например: «Я умею бегать, потому что у меня есть ноги», «Я не умею летать, потому что у меня нет крыльев».

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «НАЙДИ ПАРУ»

Цели: Упражнять детей в подборе одинаковых пластин, сравнивая их поверхности благодаря тактильным ощущениям (с завязанными глазами).

Содержание. Перед детьми кладут пластины, обклеенные фольгой, бархатной бумагой, мехом, фланелью, шелком, а также металлические и деревянные пластины. Дети выбирают по одной пластине, а затем по очереди на ощупь ищут вторую такую же.

Примечание. Ребенок должен объяснить, что помогло ему правильно определить разные материалы.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ОПРЕДЕЛИ НА ОЩУПЬ»

Цель. Упражнять детей в угадывании знакомых предметов на ощупь, называя признаки этого предмета.

Содержание. Ребенок должен на ощупь определить предмет в «чудесном мешочке» и охарактеризовать его, выделяя как можно больше признаков. Воспитатель предлагает назвать цвет предмета и выясняет, почему невозможно это сделать. В целях усложнения игры в мешочек стоит положить лишь один предмет для угадывания, предварительно показав его остальным детям. За каждый правильный ответ вручается фишка.

Задание 3. Составить план работы,  для любой из возрастных групп, по знакомству детей с организмом человека по трем блокам: представление об организме, профилактика заболеваний, безопасное поведение. Образец плана представлен в библиотеке сайта файл: «Пример перспективного плана к проекту».

Перспективный план работы  над темой «Занятия познавательного цикла с детьми дошкольного возраста по формированию здорового образа жизни» в контексте годового плана

 

Месяц

Содержание мероприятия

Работа с педагогами

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Знакомство с системой работы дошкольного учреждения по здоровьесбережению.

Знакомство с проектным методом работы ГБОУ и его возможностями в области формирования здорового образа жизни у детей.

Анализ заболеваемости и посещаемости детьми ДОУ.

Распределение детей по группам здоровья.

Оформление стенда

Антропометрическое обследование детей.

Общее родительское собрание на тему: «Знакомство родителей со статистикой о состоянии здоровья детей  и системой физкультурно-оздоровительной работы в ГБОУ».

Октябрь

Работа над проектом «Питание и здоровье».

Знакомство педагогов с программой «Здоровье».

Педагогический совет на тему: «Индивидуализация работы с детьми по сохранению и поддержанию физического и психического здоровья».

Открытые познавательные занятия в старших группах

Развлечение для детей старших групп «Картошечка».

Организация выставки поделок из овощей «Осенняя фантазия»

Ноябрь

Изучение методической литературы по теме: «Формирование познавательных представлений у детей».

Работа педагогов над разработкой циклов познавательных занятий : «Волшебное зеркало», «Дыхание», «Цветок Здоровья».

Просмотр открытого занятия  в подготовительной группе «Дыхание человека»

Выступление на родительском собрании ст. гр.инструктора по физкультуре на тему «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки».

Совместный досуг «Мама, папа, я - спортивная семья»

Декабрь

Анализ двигательной активности детей в группах.

Написание модели двигательного режима по своей возрастной группе. Педсовет на тему «Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто».

Просмотр открытых прогулок

Родительское собрание в группе  № 4 с приглашением врача-педиатра

Знакомство родителей с данными антропометрического обследования детей.

Январь

Анализ состояния уголков эмоционального развития в группе

Анализ состояния здоровья детей(ст. мед. ГБОУ д/с № 73)

Консультация на тему: «Дискомфортные состояния детей. Создание условий для благополучного эмоционального состояния детей»

Просмотр открытого занятия по физкультуре (в игровой форме)

Оформление газеты на тему: «Здоровая улыбка».

Февраль

Работа над проектом «Моя семья» в старшей  группе

Разработка и написание цикла занятий «Цветок Здоровья»

Контроль за двигательной активностью детей на прогулке (отв. воспитатель Чеботарева А.В.)

Просмотр открытого занятия в ср. гр. № 5 на тему: «Знакомство с генеалогическим деревом».

Спортивный досуг с детьми старших групп (отв. воспитатель по физкультуре Пономарева А.П.).

Анализ тестового исследования «Можно ли Ваш образ жизни назвать здоровым».

Апрель

Анализ организации питания детей.

Контроль за сервировкой стола, созданием у детей положительных эмоций во время приема пищи.

Открытый просмотр организации питания в группе

Консультация на тему: «Как обучить культурно - гигиеническим навыкам»

Май

Анализ результатов проведенной работы по здоровьесберегающей технологии.

Оформление опыта работы.

Анализ состояния здоровья детей.

Физкультурный праздник для детей среднего дошкольного возраста «Если хочешь быть здоров!» (отв. воспитатель по физкультуре Пономарева А.П)

Оформление папки - передвижки «Азбука Здоровья».

Консультация на тему: «Воспитание опрятности»

 

 

 


3. ФОРМЫ РАБОТЫ  С ДОШКОЛЬНИКАМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ  О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ.

 Задание 1. Разработать  исследовательский проект, направленный  на решение задач формирования норм и правил ЗОЖ.

Проект
«ЗОЖ - здоровый образ жизни»

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители.

Актуальность проекта:

Физическое воспитание в современном дошкольном учреждении должно опираться на создание предпосылок для ЗОЖ

Основная гипотеза проекта:

Мы убеждены, что формирование ЗОЖ может стать частью не только физического, но и эстетического и нравственного воспитания ребенка.

Цель проекта: обогащение представлений у старших дошкольников о ЗОЖ, спорте, олимпийском движении; вовлечение детей и их родителей в активную физкультурную и ЗОЖ деятельность, организованную в детском саду и дома.

Задачи:

• Способствовать формированию положительного отношения к ЗОЖ, занятиям физкультурой и спортом в детском саду и семье.

• Прививать потребность к участию в ЗОЖ и соревнованиях.

• Развивать у детей навыки партнерской деятельности в ЗОЖ и сотрудничества, умения взаимодействовать друг с другом.

• Создать у детей представление о ЗОЖ

• Поддерживать достижения детей в ЗОЖ, воспитывать чувство гордости за достигнутые результаты.

• Воспитывать старших дошкольников в духе ЗОЖ.

Место проведения:  ДОУ "Детский сад".

Тип проекта:

- по составу участников – групповой (дети, родители, педагоги);

- социальный.

Срок реализации: с 5 по 15 октября  2015 года

Организация деятельности участников проекта: взаимодействие и сотрудничество всех участников проекта ЗОЖ.

Этапы работы над проектом:

1 этап - подготовительный:

  • составление плана работы над проектом, выделение целей и задач ЗОЖ,
  • подбор научно-популярной литературы,
  • подбор иллюстраций на тему «ЗОЖ»,
  • работа с методической литературой,
  • подбор музыкальных произведений для прослушивания,
  • подбор речевого материала и музыкального репертуара для детей,
  • опрос детей о ЗОЖ,
  • создание условий для реализации проекта ЗОЖ.

2 этап - основной:

  • работа с детьми по ЗОЖ;
  • взаимодействие с родителями по ЗОЖ.

3 этап - заключительный:

  • ЗОЖ трансляция результатов проекта в фотовыставке для родителей
  • организация выставки детских рисунков по теме «ЗОЖ»
  • проведение обобщающего занятия " ЗОЖ 2015"
  • соотнесение ожидаемых и реальных результатов.

Содержание работы:

С детьми:

  • Рассматривание иллюстраций о ЗОЖ .
  • Использование дидактических игр, посвященных  ЗОЖ.
  • Беседы о ЗОЖ.
  • Подбор загадок и стихов о ЗОЖ.
  • Фотосессия «Мы занимаемся ЗОЖ» (оформление стенгазеты).
  • Оформление альбома для рассматривания «ЗОЖ»
  • ЗОЖ и деятельность детей:

1. Физкультурные занятия и ЗОЖ;

2. Прогулки и ЗОЖ;

3. Подвижные игры и ЗОЖ;

4. Утренняя и бодрящая гимнастики и ЗОЖ;

  • Спортивные праздники и ЗОЖ;
  • День здоровья (с родителями) и ЗОЖ;
  • Творческая деятельность детей и ЗОЖ:

1. Придумывание рассказов о ЗОЖ.

2. Создание рисунков о ЗОЖ. Выставки рисунков и оформление альбома «Наш ЗОЖ».

  • Музыкальная деятельность: Слушание: спортивный марш, гимн России; танцевальные композиции о ЗОЖ.

С родителями:

  • информирование родителей о реализации   проекта ЗОЖ в группе;
  • совместное мероприятие с детьми по ЗОЖ;
  • совместные с детьми просмотры трансляций с Олимпийских игр;
  •  «День Здоровья и ЗОЖ» -выход на природу и проведение соревнований с семьями воспитанников;
  • Беседы и консультации: «ЗОЖв жизни людей»,
  • Анкетирование «Какое место занимает ЗОЖ в вашей семье?»

Ожидаемые результаты:

Для детей:

  • Сформированность знаний детей о ЗОЖ  
  • Формирование у детей интереса к ЗОЖ и физическому совершенствованию,
  • Освоение детьми главных правил здорового образа жизни, личной гигиены и правил питания;
  • Пополнение словарного запаса детей   терминологией ЗОЖ.

Для воспитателей:

  • Сформированность осознанного отношения к своему собственному здоровью;
  • Пополнение знаний об истории ЗОЖ.

Для родителей:

• Информированность об ЗОЖ;

• Проявление интереса к ЗОЖ и  занятиям физкультурой и спортом совместно с детьми.

Ресурсы:

1. Информационные:

  • фотоматериалы,
  • иллюстративный материал,
  • дидактический материал,
  • музыкальный материал,
  • речевой материал.

2. Дидактическое обеспечение:

  • подбор произведений для прослушивания,
  • подбор дидактических игр,
  • фотографий о ЗОЖ.

3. ТСО:

  • фотоаппарат,
  • музыкальный центр,
  • ноутбук.

В реализации проекта приняли участие:

  • дети средней группы (25 человека),
  • родители (18человек),
  • сотрудники (3 человека).

Материалы к проекту:

1. Фотоматериалы.

2. Речевой материал к выступлениям детей.

3. Материалы /иллюстративные и речевые/ к беседам с детьми.

4. Материалы консультаций для родителей.

5. Сценарии спортивных развлечений.

Занятие 2. Составить календарный план тематического дня:

Календарный план тематического дня:  « Спорт в нашей жизни» с включением подвижных игр с элементами спорта (подготовительная группа)

Понедельник «---»---2015

Тема недели   Спорт в нашей жизни

Режимные моменты Содержание работы ОО Форма работы

УТРО 1. Утренняя гимнастика «Найди свое место» физ. культура Игровое упражнение Подвижно дидактическая игра

2. П/и «Спортсмены» Коммуникация Речевая ситуация

3. Д/и «Мой любимый вид спорта»

Коммуникация Игры с правилами

4. «Кому что» Социализация Дидактическая игра

5. Дежурство по занятиям Труд Поручение

НОД 1.«Спорт»  Коммуникация.

Развитие речи Занятие

2. Музыка (по плану музыкального руководителя) Музыкальное развитие Занятие

3. «Мы любим зимний спорт».  Художественное творчество. Рисование Занятие

Прогулка 1.«Определим состояние погоды» Познание Наблюдение

2. Подкормка птиц Труд Поручение

3.«Прыжки через два предмета»(индивидуальная работа) физ. культура Игровые упражнения

4. «Ловишки», «Кот и мыши» физ. культура П/и с правилами

Вечер 1. Гимнастика после сна Здоровье Игровые упражнения

2.«Какой вид спорта тебе нравится» Коммуникация Беседа

3. А. Пантелеев «Трус» Чтение художественной литературы Обсуждение

4.«Спорт и спортсмены»

(индивидуальная работа) Художественное творчество Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

5.«Гимн спорту» Музыка Слушание

Вторник «---»---2015

Тема недели Спорт

Режимные моменты Содержание работы ОО Форма работы

УТРО 1. Утренняя гимнастика «Бездомный заяц» Физическая культура Игровые упражнения, подвижная игра с правилами

2. «Где можно и где нельзя играть в хоккей» Безопасность Решение проблемных ситуаций

3. «Спортсмены России»

Коммуникация Беседа.

5. «Я - спортсмен»

(индивидуальная работа) Художественное творчество. Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

6. Дежурство по занятиям Труд Поручение

НОД 1. «Математическая олимпиада»

2. Физическая культура Физическая культура По плану физкультурного руководителя

3.«Мы будущие олимпийцы»

Познание. Формирование целостной картины мира Занятие

Прогулка 1. «Зимующие птицы» Познание Наблюдение

2. «Прыжки в длину с места из круга в круг»(индивидуальная работа) Физическая культура игровые упражнения

3. «Постройки из снега» Труд Совместные действия

4. «Перелет птиц»,

«Брось и поймай» Физическая культура Подвижные игры с правилами

Вечер 1. Гимнастика после сна Здоровье игровые упражнения

2. «Как я научился кататься на велосипеде» Коммуникация Речевая ситуация

3. «Кто быстрее», «Настольный хоккей» Социализация Дидактическая игра, настольные игры

4. «Зимний вид спорта» (индивидуальная работа) Художественное творчество Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

5. Пьер де Кубертен «Ода спорту» Чтение художественной литературы Чтение

Среда «---»---2015

Тема недели Спорт

Режимные моменты Содержание работы ОО Форма работы

УТРО 1. Утренняя гимнастика Физ. культура Игровые упражнения

2. «На зарядку, становись! » Здоровье Беседа.

3. «Хоккеист», «Футболист», «лыжник», «конькобежец»

Социализация этюды

4. «Я- лыжник»

(индивидуальная работа) Худ. творчество Лепка Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

5.«Что такое Олимпийские игры» Познание Реализация проекта

НОД 1. «Звук П (П`) буква П» Коммуникация. Подготовка к обучению грамоте Занятие

2. «Спортивный праздник»(см. приложение) Худ. творчество Лепка Занятие

3. Заучивание стихотворения С. Черный «На коньках»(см. приложение) чтение художественной литературы Занятие

4. Физкультура на прогулке Физ. культура Подвижные игры

Прогулка 1.«Свойства снега» Познание Экспериментирование

2.«Продолжаем строить из снега» Труд Совместные действия

3.«Ходьба приставным шагом, танцевальным» Физ. культура Игровые упражнения

4.«Буря», «Поймай мяч» Физ. культура Подвижные игры

Вечер 1. Гимнастика после сна Здоровье Игровые упражнения

2.«Если хочешь быть здоров» Коммуникация. Ситуативный разговор

3.«Кому что? », «Что изменилось» Социализация Дидактическая игра

4.«Марш на Мордовские темы» муз. Л. И. Войнова Музыка Слушание

5. А. Гайдар «Поход» Чтение худ. литературы Обсуждение

Четверг «---»---2015

Тема недели Спорт

Режимные моменты Содержание работы ОО Форма работы

УТРО 1. Утренняя гимнастика «У медведя во бору» физическая культура Игровые упражнения. Подвижная игра

2.«Зарядка и простуда» Здоровье Речевая ситуация

3. «Буратино выехал на велосипеде на большую дорогу» Коммуникация Ситуативный разговор.

4. «Профессия - тренер» Познание. Беседа

5. Дежурство по занятиям Труд Поручение

НОД 1. Измерение. Закрепление - состав числа 10. Порядковый счет до 20» Познание. Математическое развитие Занятие

2. «Девочка катается на коньках» Художественное творчество. Рисование Занятие

3. Музыка Музыкальное развитие По плану музыкального руководителя

Прогулка 1.«Можно ли кататься на лыжах по мокрому снегу? » Познание Экспериментирование

2.«Лепим снежную бабу» Труд Совместные действия

3.«Метание предметов в горизонтальную цель» (индивидуальная работа) Физическая культура Соревнования

4.«Ловишка с мячом», «Лыжные гонки» физическая культура Подвижные игра Соревнования

Вечер 1. Гимнастика после сна Здоровье игровые упражнения

2.«Назови зимней вид спорта» Социализация Дидактическая игра

3.«Узнай по движению» физическая культура подвижная дидактическая игра

4.«Что ты знаешь о зимних олимпийских играх» Коммуникация Беседа

5. Л. Толстой «Прыжок» Чтение художественной литературы Обсуждение

6.«Фигурное катание»(индивидуальная работа) Художественное творчество. Лепка Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

Пятница «---»---2015

Тема недели Спорт

Режимные моменты Содержание работы ОО Форма работы

УТРО 1. Утренняя гимнастика Физическая культура Эстафеты – соревнования

2.«Спорт – какой он разный» Коммуникация Составление и отгадывание загадок

3. «Кто быстрее? », «Замри»(изобрази спортсмена зимнего вида спорта)

Социализация Подвижные игры с правилами

4. «Какие летние виды спорта ты знаешь? » Познание. Беседа.

5.«У Мишки в гостях»(как правильно закаляться) Безопасность Ситуативный разговор

НОД 1. «Спорт» Профессия тренер Познание. Формирование целостной картины мира Занятие

2.«Рисуем ножницами» Художественное творчество. Аппликация Занятие

3. Физическая культура Физическое развитие По плану физкультурного руководителя

Прогулка 1.«Солнце, воздух и вода» Познание. Наблюдение

2.«Цветные снежные фигуры» Труд Совместные действия

3.«Два Мороза», «Я – мороз красный нос» Физическая культура Подвижные игры с правилами

4.«Сохраняем равновесие» (Индивидуальная работа) Физическая культура Игровые упражнения

2. Вечер 1. Гимнастика после сна Здоровье Игровые упражнения

ФОК Познание Экскурсия

3.«Собери картинку»(талисманы зимних и летних олимпийских игр) Социализация Дидактическая игра

4. Л. Толстой «Праведный судья» Чтение художественной литературы Чтение

5.«Я – футболист, лыжник»(индивидуальная работа) Художественное творчество рисование Мастерская по изготовлению детского творчества

6.«Настольный футбол» Социализация Настольные игры

Взаимодействие с родителями

Занятие 3. Подготовить беседу   для детей  старшего дошкольного возраста по теме: «Спорт и олимпийское движение».

  Беседа  «Первые олимпийские игры»

Проблема:   Олимпийские игры. Олимпийское движение - важная часть культуры человечества, и изучение его истории, несомненно, должно стать частью образования любого культурного человека. Олимпийское образование дошкольников дает возможность объединить воспитательные, развивающие и обучающие цели и задачи процесса образования детей дошкольного возраста не только системе физкультурно-оздоровительной работы ДОУ, но и во всем воспитательно-образовательном комплексе семьи, детского сада. Активное участие родителей в педагогическом процессе создает необходимые условия для укрепления семьи, формирования ее здорового образа жизни.

Игровая мотивация: Путешествие в историю Олимпийских игр.

 Цель:
Формировать у дошкольников начальные представления об Олимпийских играх современности и их истории как части общечеловеческой культуры.

 Задачи:

1. Создать у детей представление об Олимпийских играх как мирного соревнования в целях физического совершенствования людей, в котором участвуют народы всего мира.
2. Закреплять знания детей о символах и ритуалах Олимпийских игр, расширить знания о видах спорта.
3. Способствовать формированию у детей интереса к занятиям физическими упражнениями через нравственный и эстетический опыт Олимпизма.
4.
Развивать внимание, логическое мышление, творческое воображение детей, стремление к победе и уверенность в своих силах.
5. Учить не только получать радость от своих результатов, но и переживать за товарищей.
6. Активизировать словарь детей: символ, континент, факел, клятва, девиз, эмблема, пьедестал.

 Предварительная работа:
1. Чтение художественной литературы на спортивную тематику.
2. Рассматривание репродукций, альбомов, иллюстраций на спортивную тематику.
3.Просмотр видеоматериалов, где представлены элементы Олимпийских игр.
4. Беседы о спорте.
5. Разучивание стихов, песен о спорте, загадывание загадок.
6. Выставка рисунков «Мы со спортом очень дружим!»
7. Проведение спортивных эстафет.

 Оборудование:
1.Оформление: Лозунги – плакаты;
2.Мультимедиа для демонстрации слайдов;

 Ведущий:  Ребята, мы совершим с вами путешествие во времени, поговорим об истории возникновения спорта, олимпийских играх. «Человек стал трудиться, он построил крепкие дома, сшил красивую одежду, научился готовить вкусную пищу. У людей появилась возможность развлекаться в свободное от труда время. Одним из таких развлечений стали занятия спортом».

Ведущий: Что же такое спорт? Спорт – это занятие физическими упражнениями, регулярные тренировки, спортивные соревнования, достижения высоких результатов, желание победить. Кто же занимается спортом?

Дети: Спортсмены.

Ведущий: Правильно, люди, которые занимаются спортом, называются спортсменами. А что же нужно делать, чтобы стать спортсменом?

Дети: Надо делать зарядку, заниматься физкультурой.

Ведущий: Да, нужно заниматься физкультурой, закаляться, по утрам делать зарядку… Ребята, подумайте, какие бывают спортивные соревнования?

Дети: Олимпиады, чемпионаты, турниры, спартакиады.

Ведущий: Как вы думаете, для чего проводят все эти соревнования?

Дети: Чтобы узнать, кто среди спортсменов самый сильный, ловкий, быстрый, выносливый.

Ведущий: Еще для того, что это был праздник для всех болельщиков и спортсменов. Какие соревнования являются праздником для спортсменов всего мира?

Дети: Олимпиада!

Стихотворение:
Что такое Олимпиада?
Это честный спортивный бой!
В ней участвовать – это награда!
Победить же может любой!!!

Ведущий: На олимпиаде собираются спортсмены всех стран мира. Олимпийские игры проводятся в определённом городе, куда съезжаются спортсмены из всех стран мира  Олимпийские игры – это главные спортивные соревнования, лучших спортсменов. В стране, где в далеком прошлом, впервые проводились Олимпийские игры, считается – Древняя Греция. Это Родина Олимпийских игр. А именно почитаемое греками, святилище – Олимпия. Люди этой страны жили очень беспокойно, враждовали. И вот однажды Царь Ифит обратился к мудрецу с вопросом: «Что сделать, чтобы народ не враждовал?» И мудрец посоветовал провести спортивные игры, которые сдружили бы всех греков. Люди в Греции очень любили спорт и обрадовались такому решению. В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам радостную весть: «Все в Олимпию!» В состязаниях мог участвовать любой желающий. Олимпийские игры посвящались богу Зевсу. В честь Зевса, бога греческой мифологии, Олимпиада означало — дочь Олимпа. С той поры один раз в четыре года отправляются гонцы, которые несли весть о предстоящем олимпийском празднике, и объявляли перемирие. Продолжались игры пять дней. В первый день атлеты приходили в храм в Олимпию, по велению самого главного греческого бога Зевса, повелителя грома и молнии, зажигали от солнечного луча священный огонь, и давали клятву – бороться честно. Эта традиция сохранилась и до наших дней. В наше время, стремясь вернуть связанные с древними Олимпийскими играми идеалы добра и справедливости, люди решили возродить эти игры. У подножия горы Кронос, вдали реки Алфей, до сих пор зажигается Олимпийский огонь современных игр. Отсюда начинается факельная эстафета. Огонь горит в течение всех Олимпийских игр, в огромной чаше. Зажжённый огонь, день и ночь несут спортсмены – Факелоносцы, в дождь, в снег, в ветер. Священный огонь факела, символизирует собой мир и дружбу всех народов земли. Право зажечь огонь на Олимпийском стадионе предоставляется известному спортсмену страны, где проводятся Олимпийские игры. Факел устанавливают на видном месте. После зажжения огня звучат Олимпийские клятвы спортсменов, о том, что будут соблюдаться все правила Олимпийских игр, и соревнования будут честными. Звучат клятвы судей, будут честно судить всех спортсменов, никому не подыгрывая. Затем звучит гимн Страны – организатора. Поднимают белый флаг с изображением пяти колец. Кольца на Олимпийском флаге отражают символ пяти континентов, Так открываются Олимпийские игры. Символ Олимпиады – пять цветных сплетенных колец, обозначает дружбу и единство в Олимпийском движении, между всеми континентами Земли: Европой (голубой цвет), Азией (желтый цвет), Африкой (черный цвет), Австралией (зелёный цвет), Америкой (красный цвет).

Ведущий: В нашей Стране 1980 году проходили летние Олимпийские игры в городе Москве. В 2014 году в городе Сочи - зимние. Всегда это был большой праздник для всей Страны.      

 

     


         СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Виноградов П.А. Душанин А.П., Жолдак В.И.Основы физической культуры и здорового образа жизни М.: Советский спорт 1996-592с.
  2. ДоскинВ.А., Голубева Л.Г. Растем здоровыми. М.: Просвещение, 2003.-110с.
  3. Колбанов В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения.- СПб.: ДЕАН, 1998. – 232с.
  4. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 320с.
  5. Пекушева Е. В. Валеология для дошкольников: Методические  рекомендации. – Омск, ОмИПКРО, 1998. – 166 с.
  6. Голубева Л. Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей // Дошкольное воспитание. –2001.- №1.- С. 44-48.
  7. Громова С. Дыхательная гимнастика детям // Дошкольное воспитание. - 1996.-№10.-С.31.
  8. Кожухова Н.Н. и др. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учебное пособие для студентов высших и средних пед. учебн. заведений. Под ред. С.А.Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320с.
  9. План – программа образовательно-воспитательной работы в детском саду: Методическое пособие для воспитателей / Сост. Н.В.Гончарова и др. – СПб: Акцидент, 1997. – 221с.
  10. Погадаев Г.И. Физкульт-УРА! Физкультура дошкольников М.: Школьная Пресса, 2003.-96с.
  11. Шукшина С.Е. Я и мое тело: Пособие для занятий с практическими заданиями и играми. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 48с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение "Сохранение и укрепление здоровья, формирование понятия "здоровый образ жизни" у обучающихся"

Сообщение зачитано на городском семинаре учителей физической культуры, который проходил на базе нашей школы. Помимо сообщения учителем был дан урок на тему "Подвижные игры", который имеется в данном п...

Организация системной деятельности в области охраны и укрепления здоровья, формирования культуры здорового образа жизни для обеспечения успешной социализации обучающихся

В статье отражена система работы педагогического коллектива во главе с директором по созданию здоровьесберегающей среды образования с использованием передовых образовательных технологий...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧАЩЕГОСЯ" с включенной в нее методической разработкой мероприятия Лицейский фестиваль искусств «Здоровое будущее».

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧАЩЕГОСЯ" с включенной в нее методической разработкой мероприятия Лицейский фестиваль искусств «Здоровое будущее»...

Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей с нарушениями слуха. «Основные понятия о здоровом образе жизни».

Проектпо формированию основ здорового образа жизниу детей с нарушениями слуха.«Основные понятия о здоровом образе жизни»....

Проект по реализации задач формирования основ здорового образа жизни «Мы за здоровый образ жизни!»

В данной статье представлена разработка проекта  по реализации задач  формирования основ здорового образа жизни  «Мы за здоровый образ жизни!»...

Классный час по формированию основ здорового образа жизни "Мы за здоровый образ жизни"

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Здоровье ребёнка, нормальный рост и развитие во многом определаются средой, в которой он живёт. Здоровьесберегающ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО...