Доклад на тему: «Системно – деятельностный подход к организации и содержанию уроков профессионально-трудового обучения»
статья на тему

Милованова Татьяна Александровна

Системно- деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, самостоятельной, познавательной деятельности школьника. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shveynoe_delo_deyatelnyy_podhod.docx36.77 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа- интернат № 7     ст-цы  Казанской, Кавказского  района,  Краснодарского края.

Доклад на    тему:

 «Системно – деятельностный подход к организации и содержанию уроков профессионально-трудового обучения»

Подготовила:                                           Милованова Татьяна Александровна учитель  швейного дела ГБОУ школа-интернат №7,ст. Казанской.                                    

Системно- деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, самостоятельной, познавательной деятельности школьника. (слайд 2)

Цель  деятельностного подхода  заключается в том, чтобы подобранные методы и приемы, способствовали  формированию у   школьников с  интеллектуальными нарушениями умений  самостоятельно выполнять трудовые задания. (слайд 3)

     Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. (слайд 4) Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при изучении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Трудовая деятельность является основным, ведущим видом деятельности человека. Задача педагогов, обучающих детей с  интеллектуальными нарушениями, состоит в подготовке учеников к самостоятельной жизни и труду на производственных предприятиях. (слайд 5) Цель профессионально-трудового обучения состоит в подготовке школьников к  выполнению несложных видов работ квалифицированного труда. (слайд 6)

Профессионально-трудовое обучение в образовательном учреждении строится с учетом умственных и физических особенностей обучающихся. Характерные для   детей с  интеллектуальными нарушениями  особенности психики затрудняют формирование, прежде всего, умственных трудовых действий. Следовательно, формирование их трудовой деятельности значительно затрудняется. Трудности проявляются в особенностях усвоения ориентировочных основ деятельности.

Сложные по составу ученики класса требуют от педагога поисков путей и средств, позволяющих построить свою работу таким образом, чтобы все дети в силу своих возможностей овладели навыками анализа  изделия, планирования  предстоящей работы, практического выполнения, текущего и заключительного самоконтроля.

В своей работе использую технологию развивающего обучения, которая предусматривает деятельный  подход на занятиях.   В процессе организации и проведения трудовой деятельности у обучающихся с нарушением интеллекта, были выявлены наиболее эффективные условия, способствующие у них развитие  самостоятельности.  Данный подход реализован Г. М. Дульневым, С. Л. Мирским, Н. П. Павловой и другими дефектологами на основе работ известных отечественных психологов, занимающихся проблемой деятельности – это А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и другие.

Обучаю  детей умению анализировать изделие. (слайд 7)

Опыт работы показывает, что ученик выполнит правильно задание только в том случае, если у него сформирован полный и четкий образ эталона изделия. Только при этом условии ребенок сможет правильно спланировать работу и при выполнении задания контролировать свои действия. Для обучения учеников умению анализировать изделие  применяю  следующие методы и приемы:

1. Перед тем, как дать образец изделия, ученику  сообщаю  порядок изучения предмета и указываю на те его особенности, на которые следует обратить особое внимание.  ( Название изделия, назначение изделия, ткань для пошива изделия, форма, количество и название деталей, швы,  применяемые при изготовлении,  отделка изделия).

2. В процессе осмотра образца  наблюдаю за действиями учеников, при необходимости задаю  наводящие вопросы.

3. Для закрепления в памяти учащихся конструкции изделия   на доске размещаю  технический рисунок, его макет или  демонстрирую его с помощью слайдов на компьютере. Учащимся раздаю таблички с названиями деталей изделия, его частей, элементов и даю задание разместить их в соответствии с их расположением.

4. Использую  общий и частный план  анализа изделия для выработки у школьников алгоритма рассказа. Например: если ученик испытывает затруднение при составлении рассказа по какому-либо пункту, то учитель в совместной беседе с учащимися класса выясняет, о чем надо рассказать в этом пункте. (слайд 7)

5.  Использую карточки, на которых изображен рисунок выкройки изделия.   Учащиеся должны написать название изделия, срезов ткани и швов для обработки срезов. (слайд 8)   А проверить правильность выполненной работы они могут самостоятельно, сравнивая свои записи с изображением на слайдах правильно выполненного задания.

Обучаю учеников умению  планировать  свою деятельность при изготовлении изделия.

После того, как обучающиеся усвоили цель своих действий, они приступают к составлению плана работы, включающего последовательность и содержание всех этапов работы.

Для обучения учеников умению планировать работу по изготовлению изделия   применяю следующие методические приемы.

1. В том случае, если ученики еще не знакомы с основными приемами, с помощью которых можно выполнить предстоящую работу, они могут приступить к изготовлению изделия по плану, который им целиком предлагаю.   Объясняю последовательность и содержание работы, практически показываю  ее полностью. Но перед показом и объяснением  предупреждаю  учащихся: «Я сейчас буду выполнять работу и объяснять свои действия, а вы после этого расскажете, что и в какой последовательности я делала, какой инструмент использовала».

Если слабые учащиеся затрудняются в словесном отчете о последовательности всей работы, то им   задаю наводящие вопросы. Например: «С чего нужно начать работу?»,  «Что будем делать потом?»,        « Что уже выполнено?»,  «Что осталось сделать?».(слайд 9)    

2. Изготовив несколько изделий по готовому плану,   учащиеся составляют   план работы сначала коллективно, в ходе беседы. Затем, учеников   разделяю  на пары и даю задание по составлению плана работы. Следующий этап – это индивидуальная работа детей по составлению плана.

3. Перед работой по составлению плана изготовления изделия  прорабатываю  с учащимися правила, касающиеся последовательности изготовления изделия:

- первыми нужно обрабатывать основные детали;

- предыдущая операция не должна ухудшать условия выполнения последующих операций;

- последующие операции не должны нарушать результаты предыдущих;

- начав обработку одной детали изделия, нужно выполнить все действия, какие можно, чтобы не возвращаться к этим операциям в последующей работе.

4. Использую  наглядные пособия, позволяющие активизировать и направлять практическое мышление школьников. Наглядные пособия помогают  в обучении школьников умению планировать свою работу по изготовлению изделия.

а) Применяю предметно- технологические  кары (слайд 10). Эти пособия отражают основные этапы изготовления изделия. Состоят из предметных образцов выполняемых операций. Каждый образец такого плана соответствует технологической операции.

На основе содержания предметной технологической карты можно активизировать планирующие действия школьников. Например, один образец   убираю и задаю учащимся вопросы:

1. «В каком месте предметной технологической карты необходимо расположить недостающий образец?»

2. «Какая технологическая операция пропущена?»

3. «Какие инструменты, оборудование, приспособления применяются при выполнении данной технологической операции?»

В памяти ученика должны сформироваться три компонента трудового приема: его результат, орудия труда и двигательная программа.

б) Использую так же комбинированную технологическую карту.                         (слайд 11) Она содержит кроме предметных образцов, набор табличек с названиями (и некоторой расшифровкой) технологических операций или трудовых приемов. Это пособие позволяет учащимся представить предстоящую практическую работу, усвоить более подробный план изготовления изделия. Особенно они нужны при изготовлении относительно сложных изделий. Кроме названия каждой операции, некоторых указаний об их выполнении, расположенных на отдельных табличках предметных образцов, такая карта может содержать рисунки (фотографии), на которых показаны приемы выполнения технологических операций, с названиями необходимых инструментов и приспособлений. Комбинированная карта дает возможность выполнять большее число вариантов упражнений в процессе составления плана работы.

в) Инструкционная технологическая карта. (слайд12)Данная технологическая карта состоит из текстовых карточек, на которых находится описание технологических операций. Число текстовых карточек должно соответствовать числу технологических операций при изготовлении изделия.

5. При обучении учащихся умению планировать работу по изготовлению изделия на подготовительном занятии   использую метод макетирования. Данный метод помогает ученикам запомнить особенности конструкции изделия и последовательность выполнения технологических операций.

6. С целью предупреждения ошибок в процессе изготовления изделий, при составлении плана,  рекомендую учащимся включать в каждую технологическую операцию контрольные действия.

        Вопросы для учащихся, подкрепленные анализом образца, технологической или комбинированной  картой, вырабатывают умение видеть отдельные операции, представляют изделие в различных стадиях его изготовления. По картам провожу объяснение нового материала, а затем и опрос учеников. Пользуясь инструкционными картами, учащиеся отвечают на вопросы. Технологические карты помогают учащимся освоить последовательность операций, выполняемых при пошиве изделия (сложить детали в определенной последовательности – задание одной ученице, проверить правильность выполнения - задание другой),  помогают при обучении учащихся планированию. Операционные карты с записью текста на отдельных табличках использую при опросе учащихся. Например, одна ученица раскладывает образцы в порядке их изготовления, другая подбирает пояснительный текст к каждой операции.

Обучаю  учеников выполнению действий по составленному плану.

В развитии практического мышления школьников и воспитания у них самостоятельности значительную помощь оказывают трудовые задачи, направленные на закрепление учебного материала. Помощь учащимся в овладении профессиональными приемами труда оказываю  путем выполнения тренировочных упражнений. Потребность в проведении таких упражнений возникает в тех случаях, когда школьники знакомы с рабочим приемом, но он ими усвоен еще недостаточно хорошо и это может привести к ошибкам в работе и браку всего изделия. Организация тренировочных упражнений включает в себя анализ промежуточных и конечного результатов выполнения приема.

Тренировочные упражнения выполняются на предметных образцах,        (слайд 13) имеющих только учебное назначение. Например, упражнение по выполнению двойного шва выполняется на лоскутках ткани, обработка  низа изделия, обработка горловины и т.д.

Для овладения приемами работы с контрольно-измерительными инструментами (линейкой, угольником, сантиметровой лентой) перед выполнением упражнения школьникам напоминаю об устройстве линейки, используя такие средства наглядности, как увеличительный макет линейки, рисунки, отражающие различные приемы работы с ее помощью. При проведении тренировочного упражнения на определение длины отрезка даю  задания одинаковые для всех учащихся, для группы или индивидуальные.

При выполнении трудового задания, внимание детей всегда направляю на время выполнения трудовой задачи. Для обеспечения нужного темпа работы обучающихся, сообщаю  им сроки выполнения задания, в необходимых случаях намечаю  также сроки выполнения промежуточных операций. Для того, чтобы ученики могли уложиться в заданные сроки при выполнении трудового задания обращаю внимание на правильную организацию рабочего места, на достаточное количество оборудования (швейных машин) и на то, что некоторые узлы в швейном изделии можно обработать с помощью облегченных приемов труда.

Перед выполнением работы по изготовлению изделия,  прошу ученицу рассказать о том, как он будет выполнять работу всему классу. Делаю поправки  вместе с другими учащимися.

Для осуществления самоконтроля, во время работы ученикам напоминаю, чтобы они не забывали сравнить свою работу с образцом. Более слабым ученикам можно предложить подойти к доске со своим изделием, чтобы по соответствующей карточке определить, правильно ли он выполнил данную часть работы и что нужно делать дальше. В случае затруднения   оказываю помощь в виде задавания наводящих вопросов. Уровень их конкретности зависит от того, учащемуся какой группы они адресованы. Слабые ученики могут работать по индивидуальным предметно-операционным планам: выполнил операцию – сравнил с карточкой, перевернул карточку – только после этого выполняет следующую операцию.

На первых порах обучения школьники проговаривают те действия(слайд 14), которые будут выполнять с указанием средств, инструментов и оборудования. А также они вспоминают основные приемы труда и технику безопасности при выполнении данного действия. После чего, ученики выполняют это действие и снова проговаривают его, рассказывая учителю или товарищу, а иногда, проговаривая шепотом, что он делает и как он делает.

Постепенно отдельным ученикам разрешаю мысленно проговаривать действие, затем практически его выполнять и вслух рассказывать, что и как он делал. В дальнейшем проговаривание каждого выполненного действия убирается.

Такое обучение направлено на коррекцию разрыва между словесным регулированием своих действий и их практическим выполнением, что характерно для детей с интеллектуальными нарушениями.  (В. И. Лубовский, В. Г. Петрова).

Обучаю учащихся умению проговаривать свои действия и формировать самооценку, взаимооценку. (слайд 15)

Работая  над  развитием  речи обучающихся, на уроках швейного дела применяю  следующие методы: словарная работа, опросы учащихся, беседы, словесный анализ средств наглядности и как заключительный этап работы – установление взаимосвязи между речевой и трудовой деятельностью учащихся.

Словарная работа. Ознакомление обучающихся с новым словом, термином провожу  по схеме: показ его на доске или показ на табличке, толкование его значения, связанное с практическим показом, выполнение учениками соответствующих действий, их закрепление и, наконец, отчет о проделанной работе. На каждом уроке провожу  закрепление новых слов путем опроса учеников. Иногда, в зависимости от темы урока, опрос учащихся провожу  в виде игры. (слайд 16) Дидактические игры особенно полезны, когда учащимся приходится запоминать и произносить сложные по составу слова. Постоянное использование «словарных» слов, знание, к какой теме они относятся, помогают учащимся ориентироваться при ответе на тот или иной вопрос. Имея перед глазами такие словосочетания как деталь кроя, срезы детали, припуски на швы, даже слабые ученики справляются с ответами на вопросы .

Опрос учащихся осуществляю регулярно на каждом занятии.   Четко планирую его с учетом индивидуальных особенностей учащихся, закрепляю знания учеников,   способствую развитию речи. Место опроса в структуре урока может быть различным. Опрос предполагает тренировку логической памяти учащихся, мышления, умения строить связное высказывание. Вопросы, активизирующие логическую память, то есть требующие воспроизведения усвоенного, как правило, содержат просьбу что-то назвать, повторить, перечислить. Вопросы, активизирующие мышление обучающихся, требуют сопоставления предметов или явлений. Объяснение нового материала строю с опорой на знания учащихся, полученные ранее, проводя сравнение различных объектов и технологии их изготовления. Например, при разборе образца наволочки провожу сравнительный анализ двух изделий: наволочки и мешочка. Устанавливаю сходство и различие, способы соединения деталей. Устанавливая сходство и различие предметов, дети учатся обобщать, выделять главное. Проведение сравнительного анализа изделий помогает учащимся в составлении плана пошива и в определении способов обработки изделия; им становится ясно, что они могут выполнить самостоятельно, а чему еще нужно будет научиться. При опросе использую  формулировки, активизирующие мысль, ставящие ученика перед необходимостью отвечать на предполагаемый вопрос («Расскажи…», «Объясни…», «Покажи…»). Устную проверку знаний учащихся  сочетаю  с другими видами контроля – письменным, графическим, практическим. Письменные работы учащихся позволяют в короткий промежуток времени проверить знания всего класса. Карточки опроса составляю с учетом индивидуальных особенностей учащихся, учетом возможностей каждого. Например, учащимся основного состава группы   даю задание описать последовательность изготовления изделия. Слабым ученикам предлагаю  карточки  с перечислением операций по пошиву изделия, а задание состоит в распределении операций в правильной последовательности.

Применяю  в   работе    комбинированный   способ   проверки    знаний            (контрольные задания), в которых сочетаю  два требования: выполнить практическое задание и описать ход его выполнения. При этом одни из учащихся сначала выполняют образец, затем описывают последовательность своих действий. Другие, наоборот, сначала описывают порядок выполнения операций, а затем приступают к практическому изготовлению изделия. Таким способом проверяются умения и знания по выполнению швов, которые используются при обработке изделия. При поведении письменного опроса использую   раздаточный материал, операционные карты без описания выполнения операций.

Использую средства  наглядности в процессе обучения,(слайд 17)  которые  помогают учащимся более четко сформулировать мысль, проследить переход от одной операции к другой, создают  необходимые условия для активизации пассивного словаря учащихся. На уроках трудового обучения всегда  использую  образцы  изделия в натуральную величину и в масштабе 1:2.  

Беседа с учащимися также занимает большое место в работе по развитию речи. Найдя естественный повод для ее начала, с помощью вопросов   выясняю, насколько прочно ученики овладели учебным материалом, и опираясь на имеющиеся у них знания, навыки, опыт подготавливаю их к усвоению новых знаний. Во время беседы   слежу за чистотой речи учащихся, обращая внимание школьников на допущенные ими ошибки.

На заключительном этапе занятия происходит установление взаимосвязи между речевой и трудовой деятельностью учащихся. Ученице предлагаю рассказать, в какой последовательности она выполняла работу. С целью обучения проговаривания  своих действий используется план ответа («Сначала ….. Затем …. После этого …. И, наконец …..»), таблички со словарными словами.

В качестве  стимуляции повышения речевой активности учащихся   использую  следующие приемы: побуждение самостоятельно высказываться о проделанной работе; обсуждение образца предстоящей работы; планирование предстоящей работы и запись плана в тетради; взаимное инструктирование и взаимопроверка; обсуждение готовой работы; систематический опрос и работа с использованием средств наглядности.

Далее, на заключительном этапе детям предлагаю проанализировать свои изделия. Положительно оцениваю действия тех учащихся, которые сами обнаружили ту или иную ошибку и могли дать ей словесную характеристику. При анализе изделий необходимо следить за тем, чтобы все учащиеся класса не просто осматривали свои изделия, а сравнивали с эталоном-образцом, определяя размеры, сопоставляли данные измерений с исходными данными на чертеже. Таким способом школьники приучаются критически относиться к своей работе и быть внимательными на всех этапах выполнения трудового задания.

При оценивании выполненной работы учащимся предлагаю  оценить свою работу и работу товарища по следующим критериям:

  • умение анализировать изделие;
  • умение планировать работу по изготовлению изделия;
  • умение выполнять работу по плану;
  • соблюдение правил ТБ при выполнении работы по изготовлению изделия;
  • качество выполненной работы;
  • применение приемов труда;
  • умение работать в коллективе.

Заканчивая серию уроков по изготовлению какого-либо швейного изделия, каждый раз   провожу  урок самостоятельной работы для учащихся с целью выявления уровня самостоятельности при выполнении трудового задания. Для этого   разрабатываю тексты самостоятельных работ, в содержание которых должны входят практическая работа и тестирование по выявлению теоретических знаний обучающихся. Для отслеживания динамики развития ориентировочных действий веду мониторинг, который систематически анализирую  с целью корректировки использования различных видов методов и приемов работы для индивидуальной работы с обучающимися.(слайд 18).

Обучая детей с проблемами в интеллектуальном развитии  ориентировочным основам деятельности можно сделать определенные выводы.

  1. Для овладения умением самостоятельно выполнять трудовые действия по изготовлению изделия школьник должен овладеть умением планировать свою деятельность.
  2. Для овладения умением планировать свою работу по изготовлению изделия школьник в первую очередь должен овладеть умением его полно и правильно анализировать. Анализ – основа осознания конечного результата (цели) работы, а также способов его изготовления.
  3. Анализ изделия будет сформирован, если школьник усвоит общий способ, зафиксированный в плане-алгоритме. Этот план-алгоритм должен быть выведен учеником под руководством учителя при обследовании одного из изделий, а затем закреплен в качестве общего способа анализа любого изделия.
  4. Формирование умения планировать свою деятельность, осуществляется на основе полноценного представления о всем изделии и каждой ее части, должно продолжительное время осуществляться по зрительным опорам (технологические и другие карты), и только затем чисто в речевом, умственном плане.
  5. План-алгоритм, технологические карты при этом выполняют на первых порах обучения важные функции материализации тех действий, которые затем школьники выполняют полностью скрытно, в умственном плане.

Таким образом,   целенаправленное применение системно- деятельностного подхода в процессе педагогической деятельности, использование при этом  наиболее эффективных методов и приемов обучения детей с нарушением интеллекта способствует развитию основ ориентировочной деятельности (умениям анализировать, планировать, работать по плану, контролировать трудовые действия), а так же повышает  самостоятельность в трудовой деятельности у школьников с нарушением интеллектуального развития.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педчтение: «Пути и средства трудового коррекционно-развивающего обучения на уроках профессионально-трудового обучения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе»

План1. Предисловие. Цели и задачи трудового обучения в специальной (коррекционной) школе - интернат.2. Основная     часть.   Воспитание   стойких интересов к пр...

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА К ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА К ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ...

Деловая игра "Структура и содержание урока в контексте системно – деятельностного подхода к организации обучения в рамках ФГОС"

Деловая игра "Структура и содержание урока  в контексте системно – деятельностного   подхода к организации  обучения в рамках ФГОС"...

«Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения на уроках профессионально-трудового обучения».

Использование личностно-ориентированного обучения на уроках в коррекционной школе приемлем в коррекционной школе и способствует адаптации школьников с ограниченными возможностями здоровья в современно...

Доклад на тему: "Использование элементов развивающего обучения на уроках профессионально-трудового обучения".

В докладе отражен опыт по использованию технологии развивающего обучения на уроках прфессионально-трудового обучения....

Организация и проведение уроков профессионально-трудового обучения (профиль "Слесарное дело" в классах для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей профессионально-трудового обучения"Организация и проведение уроков профессионально-трудового обучения (профиль "Слесарно...