Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Дифференциация звуков П - Б"
план-конспект на тему

Тимонина Наталья Николаевна

Занятие разработано для детей 6 лет, имеющих речевые нарушения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_p-b.docx25.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте

в подготовительной к школе группе.

Тема: «Дифференциация звуков П – Б»

Тимонина Н.Н.

учитель-логопед

Цели: 1. Закрепить навыки различения звуков П-Б в слогах, словах, предложениях.

  1. Развивать фонематический слух.
  2. Формировать навык звуко-слогового анализа слова.
  3. Закрепить графический образ букв.
  4. Составлять предложения по опорному слову с использованием предлогов под, из-под; их схемы.
  5. Закреплять навык чтения слогов, слов.
  6. Развивать логическое мышление, произвольное внимание, память, эмоционально-волевую сферу.

Оборудование: наборное полотно, мяч, индивидуальные наборы для составления схемы слова, карточки для определения места звука в слове, набор для составления схемы слова на доске; схемы предлогов под, из-под; предметные картинки с изображением поросенка, барана, щенка; буквы, слоги, ребусы, материал для схемы (для сопоставления звуков П-Б), магнитная доска, маркеры, картинки-символы букв П-Б, простые карандаши, индивидуальные тетради по обучению грамоте, картинки-силуэты с изображением животных, ширма, музыка.


Ход занятия.

I. Организационный момент.

Л: Пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик. Этот мячик не простой, а волшебный. Своим теплом он излучает добро и передает людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать его правой рукой, называя друг друга ласково и желая доброго утра.

Л: Доброе утро, Катенька. (Доброе утро, Мишенька. И т.д.)

Л: Теперь у нас у всех хорошее настроение.

II. Постановка цели занятия.

Развитие мыслительной деятельности.

Игра «Четвертый лишний».

Л: Сегодня мы будем повторять звуки, а какие, догадайтесь сами. Выделите лишнее слово из ряда слов.

Слова: 1) Поросенок, тигр, жираф, крокодил. (Поросенок).

2) Волк, баран, лиса, заяц.(Баран).

Дети выделяют «лишнее» слово и объясняют свой выбор.

Логопед выставляет картинки с изображением поросенка и барана.

Л: Сегодня к нам на занятие пришли в гости поросенок Пулька и баран Борька. Они приготовили для вас много интересных игр и заданий. Поиграем? (Да.)

Л: Назовите первый звук в имени поросенка. (Звук П).

Л: Назовите первый звук в имени барана. (Звук Б).

Л: Сегодня мы будем повторять и учиться различать звуки П – Б.

III. Развитие фонематического слуха.

1. Игра «Измени слово» (с мячом)

Л: Пулька предлагает поиграть в игру «Измени слово».

Л: Замените звук П в словах, которые я произнесу, на звук Б, и назовите новое слово.

пой-бой

пыль-быль

папка-бабка

палка-балка

почка-бочка

пашня-башня

папочка-бабочка


Л: Молодцы, вы правильно назвали все слова.

2. Сходство, различие звуков П – Б (по схеме).

Л: Какой звук повторяется в моих словах? (Звук П).

Л: Что общего в ваших словах? (В наших словах повторяется звук Б).

Л: Чем похожи эти звуки? (Звуки П-Б: согласные, губные, твердые).

Л: Чем они отличаются? (Звук П – глухой согласный, звук Б – звонкий согласный).

Л: Молодцы! И с этим заданием вы справились.

3. Игра «Будь внимательным, смотри, без ошибок повтори».

Л: Баран Борька хочет узнать, насколько вы внимательны. Он предлагает поиграть в игру «Будь внимательным, смотри, без ошибок повтори».

ба-па-па

бу-бу-пу

бо-по-бо

бэ-пэ-пэ

пы-пы-бы

по-бо-бо

пу-бу-пу

Дети повторяют цепочки слогов и садятся за столы.

IV. Произношение звуков П-Б в словах.

Определение места звука в слове.

Игра «Угостим наших гостей».

Л: Наши гости немного проголодались. Угостим их? (Да.)

Л: Послушайте стихотворение И. Лопухиной « В булочной». Запомните те угощения, в названиях которых слышится звук П или Б.

По рядам: первый ряд запоминает слова со звуком П, второй – со звуком Б.

В булочной у нас баранки,

Булки, бублики, буханки,

Пирожки, батоны, плюшки,

И плетенки, и пампушки,

Курабье, бисквит, печенье,

Бутерброды, чай с вареньем,

Много пряников, конфет,

Пастила есть и щербет,

И пирог с начинкой сладкой,

И полено, и помадка…

Л: Чем вы угостите поросенка Пульку? (Плюшкой, пряником, пампушкой, пастилой.)

Л: А чем угостите барана Борьку? (Баранкой, булкой, батоном, бубликом.)

Л: Одно из угощений отличается от всех остальных. Догадайтесь, какое.

Логопед перечисляет все слова, дети выделяют лишнее слово и объясняют, почему. (Пастила.)

Л: Определите место звука П в слове пастила на карточках. (Дети определяют место звука в слове.)

Л: Где слышится звук П в слове пастила? (В начале слова.)

Л: Молодцы! Гости довольны вашими угощениями и ответами.

 

V. Звуко-слоговой анализ и синтез слова.

Л: Ребята! Угадайте, какое из угощений больше всего понравилось барану Борьке: Б, А, Т, О, Н. (Батон).

Л: Составим схему слова батон. (Один ребенок составляет у доски, остальные за столами.)

Л: Сделаем анализ этого слова.

Л: Сколько слогов в слове батон? (2 слога).

Л: Как вы догадались? (Потому что в слове батон два гласных звука. Правило.)

Л: Назовите первый слог. (Ба)

Назовите второй слог. (тон)

Л: Сколько звуков в первом слоге ба? (Два звука).

Назовите первый звук. (Первый звук Б – согласный, губной, звонкий, твердый).

Назовите второй звук. (Второй звук А – гласный).

Л: Сколько звуков во втором слоге тон? (Три звука).

Назовите первый звук. (Первый звук Т – согласный, глухой, твердый).

Назовите второй звук. (Второй звук О – гласный).

Назовите третий звук. (Третий звук Н – согласный, звонкий, твердый).

Л: Сколько всего звуков в слове батон? (5 звуков)

Л: Какие из согласных звуков звонкие? (Б, Н).

Л: Назовите глухой согласный звук. (Т).

Л: Молодцы! Вы угадали слово и правильно составили его схему.

VI. Физминутка.

Л: Наши гости предлагают нам сделать зарядку

«На зарядку дружно встали»

Очень мы сидеть устали,

На зарядку дружно встали,

Руки в боки, смотрим вправо,

Поворот налево плавный.

(Повороты корпуса в стороны.)

Поднимаем мы колени,

Занимаемся без лени.

Поднимаем их повыше.

Может быть, коснемся крыши?

(По очереди поднимать ноги, согнутые в коленях.)

Наклоняемся до пола.

Прогибаемся поглубже.

Вправо-влево три наклона.

Повторяем снова дружно.

(Наклоны вперед-назад, вправо-влево.)

От души мы потянулись,

(Потягивание – руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись.

(Дети садятся.)

Л: Молодцы! Хорошо делаете зарядку.

VII. Игры с буквами, слогами. Чтение. Ребусы.

1. Связь звука с буквой.

Л: А теперь покажем Пульке и Борьке, как вы читаете.

Но прежде вспомним, чем звук отличается от буквы? (Звук мы слышим и произносим, а букву видим, читаем, и пишем.)

Л: Какой буквой на письме обозначается звук П? (Буквой П.)

Л: Какой буквой на письме обозначается звук Б? (Буквой Б.)

2. Восстановление графического образа букв.

Игра «Буквы поломались».

На магнитной доске изображены «поломанные» буквы.

Л: Буквы «поломались». Допишите их, пожалуйста.

Дети восстанавливают буквы – дописывают недостающие элементы букв маркерами.

Л: Молодцы!

Л: На что похожа буква П? (Ответы детей.)

Логопед читает стихотворение о букве П и выставляет картинку-символ.

Л: На что похожа буква Б? (Ответы детей.)

Проводится работа, аналогичная работе с буквой П.

Л: Молодцы!

3. Игра «Составь слово»

Л: У наших гостей есть друг – маленький забавный щенок.

Л: Они пригласили его к нам на занятие, чтобы и он посмотрел, как вы хорошо занимаетесь.  Составьте слово из «рассыпанных» букв и вы узнаете, как его зовут.

На наборном полотне буквы: о, Б, б, к, и.

1 ребенок составляет слово у доски и читает его. (Бобик.)

Выставляется картинка с изображением щенка.

Л: Почему слово Бобик пишется с большой буквы? (Мы знаем правило: клички животных пишутся с большой буквы.)

Л: Молодцы! Вы правильно составили слово и вспомнили правило.

4. Игра «Слоги рассыпались».

Л: Маленький, неуклюжий Бобик так спешил сюда, что по дороге «рассыпал» слоги. Соберем из слогов слова.

На наборном полотне слоги: па-на-ма, са-по-ги, бан-ты, ба-нан. (По одному ребенку выходят к доске, составляют и читают слова.)

Л: Прочитаем полученные слова еще раз.

Л: Молодцы. Бобику понравилось, как вы читаете.

5. Ребусы (расшифровка слов).

Индивидуальная работа.

Л: Пулька и Булька думают, что уж со следующим заданием вы не справитесь. Оно очень сложное. Попробуем? (Да.)

Л: Слушайте внимательно.

Спросил меня как-то знакомый троллейбус:

«Скажи мне, пожалуйста, что это – ребус?»

«Ах, ребус?! Да это загадка такая,

Она необычная и непростая.»

Ребусы людям известны давно.

Слово-отгадка в картинках дано.

Л: И мы с вами попробуем разгадать ребусы.

Раз, два, три, картинки переверни.

Дети разгадывают ребусы. Одновременно уточняется смысл слов.

(Незабудка, бабочка, бусы, пальцы, забор, рыбак, полки.)

Л: Молодцы! Пулька и Булька говорят, что вы очень сообразительные дети.

VIII. Работа с предложениями. Схема, анализ.

Составление предложений по опорному слову с использованием предлогов под, из-под.

Л: А сейчас попробуем ответить на вопросы наших гостей.

Л: Что такое предложение? (Предложение – это когда слова дружат между собой и о чем-то сообщают.)

Л: Придумайте предложения со своими словами, используя маленькие слова – предлоги под, из-под.

На наборное полотно выставляются графические схемы предлогов. Дети называют составленные предложения.

Л: Молодцы! Интересные предложения у вас получились.

Л: Составьте схемы своих предложений в тетрадях и подчеркните в них слова-предметы, слова-действия, слова-признаки, маленькие слова – предлоги.

Дети выполняют задание в тетрадях.

По ходу проводится анализ предложений; повторяются правила грамматики: большая буква в начале предложения, точка в конце предложения, раздельное написание слов; выделяются слова-предметы, слова-действия, слова-признаки, маленькие слова – предлоги; дети упражняются в умении задавать к данным словам вопросы.

Л: Молодцы! Вы не только правильно составили схемы своих предложений, но и ответили на все вопросы.

Л: Наше занятие подошло к концу и нашим гостям пора возвращаться домой. (Звучит музыка.)

Картинки с изображением поросенка, барана, щенка убираются.

IX. Итог занятия.

Л: Итак, какие звуки мы сегодня повторяли? (П-Б.)

Чем похожи звуки П-Б?

Чем отличаются? (Ответы детей.)

Кто был у нас в гостях?

В какие игры играли? (Дети перечисляют.)

Л: Нашим гостям очень понравилось, как вы занимались, и на память они оставили вам свои портреты (Задание на вечер – раскрасить силуэты животных, составить звуко-слоговые схемы слов: Пулька, Бобик.)

Л: Благодарю вас за занятие.

 


Литература

  1. Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. – СПб., 2006.
  2. Калмыкова И.Р. 50 игр с буквами и словами. – Ярославль, 2002.
  3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. I, II, III периоды. – М., 1999-2001.
  4. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. – М., 2001.
  5. Лопухина И. 550 занимательных упражнений для развития речи. – М., 1995.
  6. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. – М., 2001.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе" Звуки"К-Кь", Буква"К"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе....

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе "Звуки [Д], [Дь] и буква Д."

Данное занятие было составлено к МО учителей-логопедов города-курорта Ессенутки по моей аттестации на I квалификационную категорию по теме "развитие графо-моторных навыков у детей, имеющих различные н...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звуки [Х], [Х\'], буква Х. "Слияние", "Вне слияния"

Конспект занятия по развитию навыков звукового анализа и синтеза с элементами обучения грамоте. Тема «Звуки [Х], [Х’], буква Х». Знакомство с терминами «Слияние», «Вне слияния»....

Конспект открытого занятия по обучению грамоте "В гостях у Мудрой Совы"

конспект занятия по обучению грамоте по теме "В гостях у Мудрой Совы" для детей 6-7 лет.. на данном занятии дети знакомятся в игровой форме с согласным звуком В, отрабатывается техника чтения слогов и...

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте (в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР) «Путешествие за сокровищами»

Цели и задачи занятияКоррекционно-образовательные: продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов; развивать графомоторные навыки и зрительное внимание; совершенствовать навыки движения под музык...

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте (в подготовительной группе) «Путешествие за сокровищами»

Продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов, развивать фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка, развитие зрительного восприятия, внимания и памяти,сове...