Рабочая программа для 9 класса "Человек"
рабочая программа (9 класс) на тему

Адаптированная рабочая программа для детей с ТМНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_kursu_chelovek_9_klass_ddi.docx31.06 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптированная рабочая  программа  

По курсу  «Человек»   9 класс

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа разработана на основе программы «Человек и мир» 7-9 классы вспомогательной школы, составители О.Х.Серединская, Т.В.Лисовская 2006г.; методическое обеспечение  - Н.Б.Матвеева, М.С.Куртова  учебник «Живой мир» М, Просвещение 2011г.

Предмет «Человек»  для учащихся  9  класса коррекционной школы рассматривается как интегрированный курс, призванный расширить компетентность учащихся об окружающем мире, формировать и развивать способность ориентироваться в нем.

Чем более понятен для школьника с тяжёлой формой интеллектуальной недостаточности окружающий мир, тем увереннее он себя чувствует, легче осваивается в окружающей его действительности.

Курс «Человек»,  как учебный предмет,  вносит существенный вклад в формирование у учащихся  с интеллектуальными нарушениями системы знаний  о человеке,  как части  живой природы;  об окружающем мире в целом.

Основная цель:

- освоение знаний о жизнедеятельности человека и его роли в живой природе и присущих ей закономерностях; о человеке как биосоциальном существе.

- формирование у учащихся умений ориентироваться  в окружающем мире.

Задачи: 

•овладение умениями применять  знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска;  проводить наблюдения за  состоянием собственного организма;

•воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

•применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек;

. формирование основ гигиенической культуры;

. обучение определению потенциальной опасности предметов, ситуаций.

Содержание программы

Курс «Человек»» состоит из 4-х  разделов:  «Природа и человек», «Человек и его здоровье», «Основы экологии», «Человек и окружающая среда».

Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию практических работ. Все это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.

В  настоящей программе в раздел «Природа и человек»   включены практически значимые темы, такие, как «Уход за комнатными растениями», «Обработка почвы в саду и на учебно-опытном участке» и др.

Данный раздел программы  включает расширенные  сведения о многообразии растений; об основных группах растений; о биологических особенностях, выращивании и использовании наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а так же декоративных  и аптечных растений.  Очень кратко сообщаются сведения о строении, разнообразии и значении грибов.  

Особое внимание уделено изучению животных, играющих значительную роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности. Этот раздел дополнен темами: «Сельскохозяйственные животные», «Кошки. Собаки. Породы. Уход. Санитарно-гигиенические требования к их содержанию»  и др.

  В разделе «Человек и его здоровье» человек рассматривается как биосоциальное существо. Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на  анализ жизненных функций важнейших групп  животных организмов (питание и пищеварение, дыхание,  выделение, размножение). Это позволит учащимся с недостатками интеллекта воспринимать человека как часть живой природы.

В программу включены темы, связанные с сохранением здоровья человека. Учащиеся знакомятся с распространенными заболеваниями, узнают о мерах оказания доврачебной помощи. Им необходимо прививать  практические умения  - измерить давление,  температуру, наложить повязку и т.п.

Разделы  «Основы экологии», «Человек и окружающая среда» включают в себя темы, изучающие связь живых организмов с окружающей средой. Знакомят учащихся с современными проблемами охраны природы, а также ролью природы в жизни человека. Дети должны знать правовые основы и правила охраны природы в интересах существующего и последующих поколений.

Раздел  «Человек и окружающая среда» поможет учащимся изучить проблемы взаимоотношения людей с окружающей средой и сохранения их  физического и душевного здоровья в загрязненной окружающей среде. Учащиеся узнают об опасности загрязнения воздуха в городах; загрязнения океанов, морей, рек и озер.   А так же о последствиях деятельности человека и вредных привычек.

Все эти связи образуют единую и очень сложную систему, которая называется жизнь на Земле.

Тематическое  планирование

Природа и человек

Тема

1

Введение. Человек и растения.

2

Растения – живые организмы. Строение растений.

3

Цветы лесной полосы. Растения, занесенные в Красную книгу.

4

Растения цветника: астра, бархатцы, георгин. Уход за ними: посадка, пересадка, поливка, прополка, рыхление почвы, рассаживание. Обработка почвы на пришкольном участке.

5

Комнатные растения: кактус, бальзамин, традесканция и другие (или по выбору). Уход за ними: поливка, рыхление почвы, протирание пыли на крупных листьях.

6

Растения огорода: огурец, помидор, лук, чеснок, картофель и др. (по выбору). Обработка овощей: мытье перед употреблением. Освоение умений: выбрать огурцы, собрать помидоры, почистить картофель, выкопать чеснок, лук.

7

Овощи, фрукты, ягоды в питании человека. Отбор съедобных культур, приготовление, употребление.

8

Растения поля: пшеница, рожь, овес, кукуруза или другие (по выбору). Рожь, пшеница – хлебные растения. Бережное отношение к хлебу.

9

Лекарственные растения: ромашка аптечная, календула, зверобой, подорожник. Их польза и применение.

10

Грибы. Съедобные и ядовитые. Умение отличать съедобные от ядовитых. Правила грибника. Правила безопасного поведения в природе.

11

Животные – живые организмы. Разнообразие животных: звери, птицы, рыбы, насекомые (выделить группы: на земле, в воде, в воздухе).

12

Животные и человек. Необходимые условия для жизни животных: вода, пища, воздух, тепло.

13

Животные домашние и дикие. Собака, кошка и др. (по выбору). Породы, место обитания, питание, уход. Корм для собаки, кошки. Чем нельзя кормить. Польза собак и кошек. Умение различать диких и домашних животных. Формирование доброжелательного и заботливого отношения к животным. Санитарно – гигиенические требования к их содержанию.

14

Сельскохозяйственные животные: корова, лошадь, свинья, куры, утки и др. (по выбору). Внешний вид, повадки. Забота человека, содержание и уход за ними. Ферма. Работники ферм.

15

Пчелы. Пасека. Пчеловодство. Использование человеком меда и других продуктов пчеловодства

16

Зоопарк. Соблюдение правил безопасного поведения в зоопарке. Заповедник. Ответственность людей за сохранение окружающей природы.

Человек и его здоровье

Тема

1

Люди. Возрастные периоды жизни людей. Учить соотносить эти периоды со своей жизнью. Умение идентифицировать себя.

2

Представление об организме человека. Индивидуальные особенности своей внешности, лица, роста, возраста.

3

Осанка человека. Демонстрация скелета человека. Значение утренней гимнастики, движений для развития скелета и мышц.

4

Пищеварение. Важность пережевывания пищи. Значение слюны. Понимание потребностей своего организма: умение сигнализировать чувство голода, насыщения и перенасыщения.

5

Питание человека. Продукты питания растительного и животного происхождения. Правила поведения за столом. Культура приема пищи.

6

Значение зубов и уход за ними.

7

Пища полезная и не очень полезная. Приготовление и хранение пищи.  Предупреждение пищевых отравлений. Распознавание испорченных продуктов: по изменению запаха, по изменению цвета. Продукты, употребляемые в пищу в сыром виде; только в отварном или жареном виде.

8

Дыхание человека (сравнить с дыханием различных видов животного мира). Дыхательные движения: вдох, выдох. Простудные  заболевания и их профилактика.

9

Температура тела человека. Термометр медицинский, его назначение. Правила пользования термометром. Опасность использования ртутного термометра.

10

Сердце, кровь, пульс. Элементарные представления о работе сердца (послушать, как стучит сердце). Оказание доврачебной  помощи при порезах и ушибах. Измерение  артериального давления, температуры тела человека  (практическая работа).

11

Чистота – залог здоровья. Гигиена тела человека. Косметические средства ухода за телом человека. Правила ухода за волосами.

12

Влияние состояния природы на здоровье человека. Закаливание. Причины заболеваний. Предупреждение простудных заболеваний. Правила поведения во время болезней.

13

Азбука безопасности: не всем людям  можно доверять. Умение управлять собой в незнакомой ситуации (просить о помощи, обратиться к полицейскому). Поведение в доме  (обращение со спичками, газом, электроприборами)  - элементарные правила соблюдения безопасности.

14

Поведение в природе: учить остерегаться бродячих животных; не собирать, не рвать незнакомые растения, грибы. Предупредить об опасности купания в незнакомых водоемах.

Основы экологии

Тема

1

Введение. Экология – наука о том, как жить в собственном доме под названием планета Земля.

2

Тесная связь экологии  с неживой природой.

3

Главная задача науки экология – изучение процесса  выживания различных видов животного мира  в постоянно изменяющихся условиях на Земле.

4

Организм и среда. Экологические факторы зависимости от окружающей среды.

5

Основные среды жизни (водная среда, наземно – воздушная среда, почвенная среда).

6

Экологические связи человека (взаимосвязь человека и природы).

8

Современные проблемы охраны природы (роль природы в жизни человека; природные ресурсы).

9

Понятие атмосферы. Загрязнение  и охрана атмосферы (вулканы, лесные пожары, промышленные и транспортные выбросы).

10

Использование и охрана водных и почвенных ресурсов.

11

Охрана растительности и животных (вырубка лесов, Красная книга, заповедники).

12

Экология и здоровье человека.

Человек и окружающая среда

Тема

1

Человек в ответе за природу.

2

Загрязнение воздуха в городах. Экологически е проблемы городского транспорта.

3

Воздух и здоровье человека. Вредное влияние курения на организм человека. Охрана воздуха.

4

Вода – основа жизни на Земле. Загрязнение водоемов (рек, озер, морей, океанов). Питьевая вода.

5

Экологический кроссворд на тему «Обитатели морей»

6

Уничтожение лесов. Лесные пожары – это бедствие.

7

Экологическое значение насекомых.

8

Ядохимикаты для борьбы с вредителями и болезнями.

9

Шум и его влияние на организм человека. Акустический шум.

10

Пыль в квартире. Меры борьбы с пылью.

11

Как влияет излучение компьютера на здоровье человека. Правила безопасного пользования компьютером.

12

Вредные привычки и их последствия.

13

Определение нормы питания.

14

Принципы экологически здорового образа жизни.

    В результате изучения  курса учащиеся должны знать:

- общие представления о разнообразии и жизнедеятельности растительных и животных организмов;

- о человеке как биосоциальном существе, как виде, живом организме, личности, об условиях его существования, о здоровом образе жизни; нормах правильного питания;

- о вредном влиянии алкоголя, никотина, наркотиков на организм человека;

- названия врачей – специалистов, к  которым можно обращаться за помощью;

- свою группу крови, резус-  фактор. Норму кровяного давления;

- учащиеся должны понять практическое значение знаний о человеке для решения бытовых, медицинских и экологических проблем.

Учащиеся должны уметь:

- применять приобретенные  знания о работе человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления здоровья;

- соблюдать санитарно – гигиенические требования;

- измерять давление и температуру тела;

- осуществлять уход за домашними животными и цветочно – декоративными растениями;

- безопасно пользоваться компьютером.

Результаты изучения  курса «Человек»  направлены на реализацию деятельностного, практико - и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися  практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Список используемой литературы:

1.«Человек и мир» 7-9 классы вспомогательной школы, составители О.Х.Серединская, Т.В.Лисовская 2006г.;

 2.Бгажнокова И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М: Просвещение 2003. – 170-175.

3.И.В.Романов, И.Б.Агафонова Биология. Человек. – М. Дрофа 2008

4. Л.А.Панфилова, Э.Г.Донцова Анатомия, физиология и гигиена человека М

Рипол Кдассик 1999

5. И.Д.Зверев Книга для чтения по анатомии физиологии и гигиене человека  – М: Просвещение 1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...