Презентация "Исправление недостатков звукопроизношения в домашних условиях"
презентация к уроку на тему

Шилова Айгуль Аргентовна

В презентации даны советы как можно дома самостоятельно автоматизировать поставленный логопедом звук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3367user46_1.pptx742.13 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация логопеда Исправление недостатков звукопроизношения в домашних условиях Выполнила: учитель-логопед МБОУ лицей с. Месягутово Шилова А.А.

Слайд 2

В последнее время всё у большего числа детей возникают проблемы нарушения звукопроизношения. Чаще других нарушается произношение: свистящих звуков [С], [ Сь ], [3], [ Зь ], [Ц] шипящих звуков [Ш], [Ж] аффрикат [Ч], [Щ] сонорных [Р], [ Рь ], [Л], [Ль] йотированных звуков. Доверить постановку звуков, произношение которых нарушено у ребёнка, следует специалисту, а вот работу по автоматизации (закреплению) звука вполне могут проводить родители под руководством и контролем логопеда.

Слайд 3

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности: -автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных); -автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце); -автоматизация звука в предложениях; -автоматизация звука в чистоговорках , скороговорках и стихах; -автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах; -автоматизация звука в разговорной речи

Слайд 4

Автоматизация звука в слогах . Включение звука в слоги. Например, при автоматизации звука «С» в слогах: в прямых слогах: са , сы , со, су затем в обратные: ас, ыс , ос, ус далее: аса, асы, асо , асу, ыса со стечением согласных: сто, ста, спа , сма , сны, ско . На этом этапе предлагаются упражнения на произношение слогов с переносом ударения: сá - са , са - сá , сá – са - са , са - сá - са , са – са - сá .

Слайд 5

Автоматизация звука в словах. В словах с опорой на слоги ( са – сад). В начале слова в конце слова в середине слова. Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, прочтение слов. Полезны задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком).

Слайд 6

Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Поэтому на каждое положение звука в слове – в начале, середине, конце – подбирается по 20–30 картинок. Подбор картинок соответствует принципу подбора слогов, то есть берутся картинки, в названия которых входят в той же последовательности отработанные слоги (прямые, обратные, со стечением согласных). За одно занятие дается 10–16 слов, при этом каждое проговаривается 4–5 раз с выделением автоматизируемого звука (он произносится более длительно).

Слайд 7

Автоматизация звука «с» в простых односложных словах (звук в начале слова): сад, сыр, сок, суп, сух. Автоматизация звука «с» в простых односложных словах (звук в конце слова): лес, лис, вес, нос. Автоматизация звука «с» в односложных словах со стечением согласных: стая, стол, стул, лист, ест, куст, мост. Автоматизация звука «с» в простых двусложных словах (звук в начале слова): сани, сыро, сухо. Автоматизация звука «с» в простых двусложных словах (звук в середине слова, в конце слова): оса, косы, весы, овѐс и др.

Слайд 8

Автоматизация звука «с» в двусложных словах со стечением согласных: сумка, свѐкла, стакан, стайка, каска. Автоматизация звука «с» в трѐхсложных словах без стечения согласных: сапоги, сухари, самолѐт. Автоматизация звука «с» в трѐхсложных словах со стечением согласных: скамейка, ступени, капуста. Автоматизация звука «с» в четырѐхсложных словах без стечения согласных: сороковой, сыроватый. Автоматизация звука «с» в четырѐхсложных словах со стечением согласных: сковорода.

Слайд 9

На этом этапе проводится работа: над сложными формами звукового анализа и синтеза; по формированию умения выделять звук в слове; определять его место по отношению к другим звукам.

Слайд 10

Автоматизация звука в предложениях. В начале предложения с умеренным включением звука; в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком: В саду жужжат осы. У Сани длинные усы. Саня катается на самокате. У Сони новые осенние сапоги. Оксана спускается с горки на санках.

Слайд 11

Автоматизация звука в чистоговорках , скороговорках и стихах. Ас – ас – ас – у нас дома ананас. Ос – ос – ос – у Сони в сумке кокос. Ус – ус – ус – на окне у Сони фикус. Ыс – ыс – ыс – Денис, пей кумыс. У Сони и Сани в сетях сом с усами. В саду темно, все спят давно. Одна сова не спит, на суку сидит.

Слайд 12

И гры со звуками Загадки Для этой игры вам потребуются: 6-7 картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребенком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, ребенок должен догадаться, о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз. А теперь предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные ошибки наверняка повысят интерес малыша к игре.

Слайд 13

Чего не стало ? Можете использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. В это время уберите одну или две картинки. Ребенок, открыв глаза, должен сказать чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями.

Слайд 14

Найди ошибку Эта игра учит ребенка обращать внимание на смысл высказывания. Он должен найти смысловую ошибку в предложении и исправить ее. Примеры предложений: «Пол стоит на столе», «Дом сторожит собаку», «Капуста ест козу». Нелепость ситуаций всегда забавляет детей. Ребенку доставляет удовольствие сознавать, что он не глупец и никогда не допустит, чтобы ему заморочили голову и поймали на чепухе. Попробуйте придумать вместе с ребенком и стихотворные варианты нелепиц. Например, такие: На бахче растут медузы. Расцвели на клумбе козы. В море плавают арбузы. На лугу пасутся розы. В литературе вы найдете много скороговорок, потешек , считалок, дразнилок, небольших стихов и диалогов, используйте их в ваших занятиях. Но, наверное, не стоит заучивать все подряд, выберите те, которые понравились ребенку. Дети любят выбирать. Пусть занятие принесет ребенку радость – от этого во многом зависит результат.

Слайд 15

Слова вокруг нас Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывайте иногда ошибаться и давать ребенку возможность заметить Вашу ошибку и исправить ее. Затем усложните игру - вспоминайте слова с закрепляемым звуком по какой-то определенной теме, например: «Назови животных, в названии которых есть звук « Р» (зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф) или «Назови «зимнее» слово со звуком «С» (снег, снеговик, снегурочка, снегирь, снегокат , снежки, стужа, санки). В эту игру вы можете играть где угодно, используя любую свободную минутку: по пути в школу, в транспорте, в очереди. Дома в эту игру можно играть с мячом. Постепенно, незаметно для себя, ребенок начинает правильно произносить закрепляемый звук не только в отдельных словах, но и во фразах. Во фразе должно быть как можно больше слов с нужным звуком. Лучше, если фразы будет придумывать сам ребенок, сначала с вашей помощью, а затем и без нее. Еще лучше, если у вас будут получаться короткие, забавные стихи. Они легко запоминаются, и ребенок охотно рассказывает их всем - родным и знакомым. Например, такие: Очень грустная горилла. Кенгуру заговорила. Три усатых таракашки. Черепаха суп варила. Разноцветные стекляшки. Пуговицы от рубашки. Или такие: Ромашки на кармашке На картинке у Кирилла У маленькой Наташки. Три зубастых крокодила. А в кармашке у Наташки Разноцветные стекляшки.

Слайд 16

Что лишнее ? Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (можно использовать картинки из лото, выбрав из них те, в названии которых есть нужный звук). Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор. Объединять картинки в группы можно по-разному. Например: рысь-корова-ворона-жираф-ракета . Из данной серии последовательно можно убрать «ракету» -потому что неживая, затем «ворону»- потому что птица, потом «корову»-потому что домашнее животное. Две оставшиеся картинки (жираф и рысь) предложите ребенку сравнить между собой и сказать, чем они похожи и чем отличаются, т.е. попытаться найти и подробно описать черты двух сходных предметов. Можно научить ребенка видеть лишнее слово, выделяя место звука в слове, определяя количество слогов. Даже отсутствие закрепляемого звука в слове может стать поводом для его исключения.

Слайд 17

Что изменилось ? Это один из вариантов игры выше. Вы можете менять картинки местами, убирать их, переворачивать картинки обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях.

Слайд 18

В заключении: Занятия по исправлению звуков надо проводить систематически, желательно два раза в день (утром и вечером в течении 5-10 минут). В зависимости от вида занятий время может быть увеличено или сокращено. Так, при введении звука в речь, когда ребёнку предлагается пересказывать рассказы (сказки) или составлять их по картинкам, занятия могут продолжаться 15-20 минут и более.

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования навыков самообслуживания у детей с аутизмом (I группа) в домашних условиях.

Данная программа была составлена для детей с аутизмом I группы.Дети первой группы характеризуются наиболее глубокой аффективной патологией. Их поведение носит полевой характер. Они мутичны, не только ...

Практика в домашних условиях

Рабочие тетради по химии для экспериментальной работы во внеурочное время....

Гимнастика в домашних условиях

Физическое развитие. Физическая подготовка. Функциональные системы организма. Структура занятий физическими упражнениями....

Статья " Важность доступа к компьютеру и сети Интернет в домашних условиях."

Интернет является тем, что большинство из нас воспринимают как должное. Мы ищем рецепты, общаемся с друзьями и семьей, исследуем различные вопросы. Все больше и больше устройств, таких как телефоны, э...

Содержание домашней птицы в домашних условиях, 6 класс

Урок разработан для учащихся с ОВЗ занимающихся по трудовому профилю сельскохозяйственный труд...

Доклад на тему: "Коррекционно-логопедическая работа по исправлению недостатков звукопроизношения у детей с ОВЗ"

Коррекционно-логопедическая работа по исправлению недостатков звукопроизношения у детей с ОВЗ...

Исследовательская работа "ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЧЕСТВА СЛИВОЧНОГО МАСЛА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ ИЛИ ДОМАШНЯЯ ЛАБОРАТОРИЯ"

Организм человека нуждается в самых разнообразных продуктах питания, так как в основном именно из них он получает необходимые для жизнедеятельности питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамин...