Проект по подготовке дошкольников к обучению грамоте "В мире звуков и букв"
проект по теме

Бырдина Ольга Сергеевна

Проект «В мире звуков и букв» направлен на подготовку детей к обучению грамоте.  Данный материал разработан и составлен педагогами ДОУ. Проект доказывает возможность применения проектного метода и системного подхода в обучении грамоте и подготовке к обучению чтению в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект26.62 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СКАЗКА»

        

ПРОЕКТ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «В МИРЕ ЗВУКОВ И БУКВ»

        

г. Покачи, 2015 г.

      Аннотация. Проект «В мире звуков и букв» направлен на подготовку детей к обучению грамоте.  Данный материал разработан и составлен педагогами ДОУ. Проект доказывает возможность применения проектного метода и системного подхода в обучении грамоте и подготовке к обучению чтению в ДОУ.

    Актуальность.  В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Они не всегда правильно слышат и дифференцируют звуки родного языка, а это приводит к появлению ошибок при чтении и при письме. Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому необходимо вести целенаправленную работу по предупреждению ошибок чтения и письма в дошкольном возрасте.

       Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи.

       Задача дошкольного учреждения - воспитать у детей качества речи, способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью  в начальной школе.

       Великий русский педагог К.Д.Ушинский называл грамматику «логикой языка». У ребенка на практике осваивающего грамматические законы родного языка, совершенствуется не только речь, но и логическое мышление.

       Формирование у детей грамматики является необходимой базой для всего последующего образования. Но с каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются нарушения чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к низкому темпу чтения и снижению уровня понимания прочитанного. Несовершенство зрительного, пространственного и фонематического восприятия также  затрудняет формирование навыков чтения и письма.

Проблема: выявление большого количества дошкольников с речевыми нарушениями.

Цель проекта: повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников, подготовка их к обучению грамоте, предупреждение дисграфии и дислексии.

Задачи:

1. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи. 
2.Развивать речевые и творческие способности детей. 
3.Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти. 
4.Увеличить объем коррекционного воздействия. 
5. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания.

6.научить соотносить звук с буквой; дать детям знания о зрительных образах букв.
7.Побуждать детей к совместной деятельности. 
8. Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал. 
9. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей. 

Вид проекта: информационно – познавательный, творческий, групповой.

  Продолжительность: долгосрочный (1 год).

Участники проекта: дети дошкольного возраста (5–7 лет) с нарушениями речи, учитель – логопед, педагог – психолог, воспитатели, родители.

Предполагаемый результат:

  • Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей. 
  • Разовьется познавательная активность детей, интерес к знаниям, любознательность.
  • Сформируются фонематические процессы.
  • Расширится словарный запас.
  • Появится интерес и способность к чтению.
  • Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей. 
  •  Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы
  • Родители станут более заинтересованы в результатах образовательной и воспитательной работы с детьми, повысится их интерес к работе ДОУ, к успехам своих детей.

Научно-методическое обеспечение проекта:

1.История русского алфавита (Материалы «Интернет»)

2. «От Кирилла и Мефодия до наших дней» (Материалы «Интернет»)

Материально-техническое обеспечение проекта:

компьютер;

принтер;

мультимедиа;

фотоаппарат;

фотоальбом

иллюстрации;

макеты;

канцелярские принадлежности;

бисер, бусы, камни, крупы, семена, нитки, дерево, проволока, мука, соль и т.д.

фонотека (песни о буквах и школе, аудиосказки и лит. произведения)

Методы проекта:

словесные: беседа, рассказывание, заучивание, слушание литературных произведений, отгадывание и придумывание загадок;

наглядные: рассматривание иллюстраций, картинок, азбук;

игровые: дидактические игры «Придумай слово», «Определи место звука», «Подбери и назови», «Найди общий звук»; сюжетно-ролевые игры «Библиотека», «Школа».

практические: изготовление поделок, рисование, лепка букв, аппликация.

Этапы работы над проектом:

Проект осуществляется в три этапа.

Этапы

Содержание

Сроки

Ответственные

1 этап:

Организационный

  • Подбор и изучение литературы по теме.
  • Разработка перспективного плана работы.
  • Консультации для родителей «Учите, играя», «Как правильно учить читать», «Какие бывают буквы».

Сентябрь

Учитель – логопед, педагог – психолог, воспитатели.

2 этап:

Практический

  • Проведение цикла занятий:

«Из истории алфавита»;

 «Моя любимая буква»;

 «Как мы делали имя»;

 «Почему я хочу в школу».

  • Рассматривание иллюстраций к буквам в различных азбуках.
  • Организация выставки «Моя азбука».
  • Экскурсия в библиотеку «Путешествие в книжное царство».
  • Заучивание загадок, стихов о буквах, книгах.
  • Развитие мелкой моторики (выкладывание букв из фасоли, бусин).
  • Аппликация » Буквы разные», «Обложка азбуки».
  • Рисование «На что похожа буква».
  • Лепка букв из соленого теста и их раскрашивание.
  • Оформление альбомов «Моя любимая буква», «Книжкина обложка», «На что похожа буква».
  • Изготовление разных букв своими руками.
  • Игры «Раздели на слоги», «Найди звук в слове», «Исправь ошибку», «Придумай слово» и т.д.
  • Досуг с детьми «Большие буквы»

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Учитель-логопед

Учитель - логопед

Педагог – психолог, учитель – логопед.

3 этап:

Заключительный

Проанализировать результаты.

Оформить папку – копилку итогов проекта.

Подведение итогов реализации проекта на пед. совете. Отчет о реализации проекта.

Поощрение наиболее активных участников проекта.

Учитель – логопед, педагог – психолог.

Результатом данной работы стало или станет:

1. Развитие внимания у детей к языку, формирование навыков самоконтроля и критического отношения к речи.

2. Все дети правильно произносят и различают все фонемы родного языка, владеют навыками осознанного звукового анализа и синтеза слов разной слоговой структуры.

3. В ходе данного проекта родители оценили совместную работу логопеда и воспитателя группы, проявили ещё большую заинтересованность к речевым проблемам своих детей, стали ближе и внимательнее по отношению к ним.

4. С семьёй воспитанников у логопеда и воспитателя сложились доброжелательные и деятельные отношения, что немаловажно при совместной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте. Тема:"Звук и буква Ч"

Предлагаемый Вашему вниманию конспект НОД является частью авторской программы "Обучение и воспитание детей с ОНР", которая завоевала золотую медаль во Всероссийском конкурсе "Призвание-воспитатель" в ...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук «Ш»- твёрдый согласный звук. Буквы Ш,ш.

Краткое содержание: в данном занятии представлены коррекционно-развивающие, речевые и дидактические игры и упражнения, наглядный материал позволяющие познакомить детей с новым звуком и буквой, которая...

Обучение грамоте. Тема: Звук «Х», буквы Х,х. 1 класс 2 отделение

Обучение грамоте. Тема: Звук «Х», буквы Х,х. 1 класс 2 отделение....

Урок обучения грамоте, Согласные звуки д, д’, буквы Д, д

Урок обучения грамоте (УМК "школа России") составлен в соответствии с современными требованиями на основе системно - деятельностного подхода с пользованием проблемной и проектной технологий. На всех э...

Методические рекомендации по обучению грамоте в старшей группе. Буква Б звуки Б БЬ

Рекомендации для родителейЗвук Б(согласный, твёрдый, звонкий) Обозначается, синим кружочкомЗвук БЬ (согласный, мягкий, звонкий) Обозначается, зелёным кружочком1.     Прописать букв...

Методические рекомендации по обучению грамоте в старшей группе. Буква В звуки В ВЬ

Рекомендации для родителейЗвук В (согласный, твёрдый, звонкий) Обозначается, синим кружочкомЗвук ВЬ (согласный, мягкий, звонкий) Обозначается, зелёным кружочком1.      Прописа...

Фонематический анализ в системе работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте

В работе раскрывается значение добукваврного, т.е. звукового периода в работе по подготовке дошкольников к обучению грамоте, приводится понимание звукового анализа слов в современной методике. Также в...