Проект по подготовке дошкольников к обучению грамоте "В мире звуков и букв"
проект по теме
Проект «В мире звуков и букв» направлен на подготовку детей к обучению грамоте. Данный материал разработан и составлен педагогами ДОУ. Проект доказывает возможность применения проектного метода и системного подхода в обучении грамоте и подготовке к обучению чтению в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект | 26.62 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СКАЗКА»
ПРОЕКТ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «В МИРЕ ЗВУКОВ И БУКВ»
г. Покачи, 2015 г.
Аннотация. Проект «В мире звуков и букв» направлен на подготовку детей к обучению грамоте. Данный материал разработан и составлен педагогами ДОУ. Проект доказывает возможность применения проектного метода и системного подхода в обучении грамоте и подготовке к обучению чтению в ДОУ.
Актуальность. В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Они не всегда правильно слышат и дифференцируют звуки родного языка, а это приводит к появлению ошибок при чтении и при письме. Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому необходимо вести целенаправленную работу по предупреждению ошибок чтения и письма в дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи.
Задача дошкольного учреждения - воспитать у детей качества речи, способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью в начальной школе.
Великий русский педагог К.Д.Ушинский называл грамматику «логикой языка». У ребенка на практике осваивающего грамматические законы родного языка, совершенствуется не только речь, но и логическое мышление.
Формирование у детей грамматики является необходимой базой для всего последующего образования. Но с каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются нарушения чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к низкому темпу чтения и снижению уровня понимания прочитанного. Несовершенство зрительного, пространственного и фонематического восприятия также затрудняет формирование навыков чтения и письма.
Проблема: выявление большого количества дошкольников с речевыми нарушениями.
Цель проекта: повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников, подготовка их к обучению грамоте, предупреждение дисграфии и дислексии.
Задачи:
1. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи.
2.Развивать речевые и творческие способности детей.
3.Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.
4.Увеличить объем коррекционного воздействия.
5. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания.
6.научить соотносить звук с буквой; дать детям знания о зрительных образах букв.
7.Побуждать детей к совместной деятельности.
8. Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал.
9. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.
Вид проекта: информационно – познавательный, творческий, групповой.
Продолжительность: долгосрочный (1 год).
Участники проекта: дети дошкольного возраста (5–7 лет) с нарушениями речи, учитель – логопед, педагог – психолог, воспитатели, родители.
Предполагаемый результат:
- Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.
- Разовьется познавательная активность детей, интерес к знаниям, любознательность.
- Сформируются фонематические процессы.
- Расширится словарный запас.
- Появится интерес и способность к чтению.
- Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей.
- Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.
- Родители станут более заинтересованы в результатах образовательной и воспитательной работы с детьми, повысится их интерес к работе ДОУ, к успехам своих детей.
Научно-методическое обеспечение проекта:
1.История русского алфавита (Материалы «Интернет»)
2. «От Кирилла и Мефодия до наших дней» (Материалы «Интернет»)
Материально-техническое обеспечение проекта:
компьютер;
принтер;
мультимедиа;
фотоаппарат;
фотоальбом
иллюстрации;
макеты;
канцелярские принадлежности;
бисер, бусы, камни, крупы, семена, нитки, дерево, проволока, мука, соль и т.д.
фонотека (песни о буквах и школе, аудиосказки и лит. произведения)
Методы проекта:
словесные: беседа, рассказывание, заучивание, слушание литературных произведений, отгадывание и придумывание загадок;
наглядные: рассматривание иллюстраций, картинок, азбук;
игровые: дидактические игры «Придумай слово», «Определи место звука», «Подбери и назови», «Найди общий звук»; сюжетно-ролевые игры «Библиотека», «Школа».
практические: изготовление поделок, рисование, лепка букв, аппликация.
Этапы работы над проектом:
Проект осуществляется в три этапа.
Этапы | Содержание | Сроки | Ответственные |
1 этап: Организационный |
| Сентябрь | Учитель – логопед, педагог – психолог, воспитатели. |
2 этап: Практический |
«Из истории алфавита»; «Моя любимая буква»; «Как мы делали имя»; «Почему я хочу в школу».
| Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель | Учитель-логопед Учитель - логопед Педагог – психолог, учитель – логопед. |
3 этап: Заключительный | Проанализировать результаты. Оформить папку – копилку итогов проекта. Подведение итогов реализации проекта на пед. совете. Отчет о реализации проекта. Поощрение наиболее активных участников проекта. | Учитель – логопед, педагог – психолог. |
Результатом данной работы стало или станет:
1. Развитие внимания у детей к языку, формирование навыков самоконтроля и критического отношения к речи.
2. Все дети правильно произносят и различают все фонемы родного языка, владеют навыками осознанного звукового анализа и синтеза слов разной слоговой структуры.
3. В ходе данного проекта родители оценили совместную работу логопеда и воспитателя группы, проявили ещё большую заинтересованность к речевым проблемам своих детей, стали ближе и внимательнее по отношению к ним.
4. С семьёй воспитанников у логопеда и воспитателя сложились доброжелательные и деятельные отношения, что немаловажно при совместной работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте. Тема:"Звук и буква Ч"
Предлагаемый Вашему вниманию конспект НОД является частью авторской программы "Обучение и воспитание детей с ОНР", которая завоевала золотую медаль во Всероссийском конкурсе "Призвание-воспитатель" в ...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук «Ш»- твёрдый согласный звук. Буквы Ш,ш.
Краткое содержание: в данном занятии представлены коррекционно-развивающие, речевые и дидактические игры и упражнения, наглядный материал позволяющие познакомить детей с новым звуком и буквой, которая...
Обучение грамоте. Тема: Звук «Х», буквы Х,х. 1 класс 2 отделение
Обучение грамоте. Тема: Звук «Х», буквы Х,х. 1 класс 2 отделение....
Урок обучения грамоте, Согласные звуки д, д’, буквы Д, д
Урок обучения грамоте (УМК "школа России") составлен в соответствии с современными требованиями на основе системно - деятельностного подхода с пользованием проблемной и проектной технологий. На всех э...
Методические рекомендации по обучению грамоте в старшей группе. Буква Б звуки Б БЬ
Рекомендации для родителейЗвук Б(согласный, твёрдый, звонкий) Обозначается, синим кружочкомЗвук БЬ (согласный, мягкий, звонкий) Обозначается, зелёным кружочком1. Прописать букв...
Фонематический анализ в системе работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте
В работе раскрывается значение добукваврного, т.е. звукового периода в работе по подготовке дошкольников к обучению грамоте, приводится понимание звукового анализа слов в современной методике. Также в...
Занятие по обучению грамоте Темы: Звук о.Буква О.
Дети группы компенсирующей направленности знакомятся со звуком о и буквой О....