Фонематический анализ в системе работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте
консультация

Юлия Константиновна Сорокина

В работе раскрывается значение добукваврного, т.е. звукового периода в работе по подготовке дошкольников к обучению грамоте, приводится понимание звукового анализа слов в современной методике. Также в работе представлены виды игр и игровых упражнений, направленных на формирование умения анализировать звуковой состав слова, дан список проектов, созданных с использованием интерактивных технологий Мимио, с указанием номеров слайдов, на которых расположены данные игры. Все перечисленные проекты доступны для скачивания на официальном сайте Мимио в Росссии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonematicheskiy_analiz_v_sisteme_raboty.docx22.65 КБ

Предварительный просмотр:

Сорокина Ю.К., учитель-логопед

ГБДОУ Детский сад №29

Курортного района СПб

Фонематический анализ в системе работы по подготовке

дошкольников к обучению грамоте

Одной из важных задач подготовки к обучению грамоте является ознакомление детей со звуковым составом, звуковым строением слова. Исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте состоит в том, что знакомству и работе ребенка с буквами должен предшествовать добукварный, чисто звуковой период обучения. Буква -  это знак звука. 

    Знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Добукварный этап обучения грамоте занимает много времени и сил. Но не следует стремиться его сократить - ведь от добукварного этапа обучения зависит успешность дальнейшего формирования навыка чтения.

Знание букв без чувства звуков - это то же самое, что знание названий цветов при дальтонизме.     

Чтение - это процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели. Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей с широкой звуковой действительностью. Ребенка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды… Но слова - речевые звуки - с самого его рождения наиболее значимы.  

    Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение со взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Чистота речи зависит от многих факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. 

Обучение детей звуковому анализу слов начинается с определения последовательности звуков в нем.

Звуковой анализ слов в современной методике понимается как:

1) выяснение порядка следования фонем в слове;

2) установление различительной функции фонем;

3) выделение основных фонематических значений, свойственных данному языку.

Это значит, что дети должны уметь не только устанавливать последовательность звуков в слове, но и давать им качественную характеристику (гласный,  согласный,  твердый,  мягкий).

Звуковой анализ помогает раскрыть перед ребенком «основной принцип построения звуковой формы слова, по которому звуки в слове расположены в определенной последовательности.

Действие звукового анализа рассматривается как особое умственное действие, формирование которого проходит ряд этапов, как и любое умственное действие

На первом этапе детей учат определять порядок, последовательность фонем.

С этой целью используется не только уже освоенный ими способ интонационного выделения звуков. Дошкольники не могут, опираясь только на произнесение, устанавливать порядок следования звуков. Поэтому Д. Б. Эльконин предложил моделирование структуры слова в виде картинки-схемы его звукового состава.

На картинке изображается предмет, слово-название которого должно быть проанализировано. Под картинкой дается графическая схема звукового состава, представляющая собой горизонтальный ряд клеток по числу фонем. Кроме картинки с графической схемой звукового состава, дети получают несколько одноцветных фишек (одинаковые кусочки картона, пластмассовые пластинки, кружки нейтрального цвета – серые, белые), которыми должна последовательно заполняться схема на основе последовательного выделения звуков данного слова.

Картинка и схема позволяют наглядно показать слово в предметном планеСхема подсказывает ребенку количество звуков в слове и одновременно помогает контролировать действия по выделению звуков. А фишки являются заместителями(символами) звуков.

Следует особо подчеркнуть, что к этим сложным формам моделирования можно переходить лишь в том случае, если дети научились интонационно выделять звуки и на основе этого определять их место в слове.

Педагог должен познакомить детей со схемой звукового состава слова.

Виды игр и игровых упражнений:

  • Выделение звука на фоне звукоподражаний.
  • Выделение заданного звука на фоне слова с опорой на картинки
  • Определение слов, в которых отсутствует заданный звук.
  • Выделение заданного звука на фоне слова,  определение места звука в слове, обозначение его соответствующим символом на схеме слова.
  • Выделение заданного звука на фоне слова и группировка в соответствии с данной схемой.
  • Выделение заданного звука на фоне слова и группировка в соответствии с заданием.
  • Выделение заданного звука на фоне слова и определение "твердости-мягкости" звука.
  • Выделение первого и/или последнего звука в слове.
  • Выделение первого и/или последнего звука в слове и группировка изображений  в соответствии с заданием.
  • Определение последовательности звуков в слове и составление цветовой схемы слова.
  • Соотнесение слов-названий картинок и цветовой схемы слова.
  • Определение количества звуков в слове.
  • Определение общего звука в словах-названиях картинок и соотнесение его с буквой.

Список проектов, в которых отражены виды работы, направленной на подготовку дошкольников к обучению грамоте

Выделение звука на фоне звукоподражаний

1. Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква "А". Сорокина Ю.К., учитель-логопед ГБДОУ № 29 Курортного района СПб,  стр.3.

2. Звукоград.  Грицун И.Г., учитель-логопед ГБДОУ № 4 Пушкинского района СПб, стр.7, 8, 9, 10,11.

3. Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква "У". Сорокина Ю.К., учитель-логопед ГБДОУ № 29 Курортного района СПб,  стр.3.

Выделение заданного звука на фоне слова с опорой на картинки

1. Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква "А".. Сорокина Ю.К., учитель-логопед ГБДОУ № 29 Курортного района СПб, стр.8, 9, 10, 16

2. Приключения в городе звуков и букв. Гласные звуки и буквы "А", "У", "О", "Ы", "Э". Сорокина Ю.К., учитель-логопед ГБДОУ № 29 Курортного района СПб, стр.15.

3. Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква "Р". Сорокина Ю.К., учитель-логопед ГБДОУ № 29 Курортного района СПб, стр.4, 5.

4. Дифференциация звуков "Б-П". Мельникова Т.В., учитель-логопед ГБДОУ № 47 Красногвардейского района СПб, стр. 3, 9.

5. В гостях у буквы К. Данелян Стэлла Георгиевна, учитель-логопед, ГБДОУ № 36 Пушкинского района СПб, стр.3.  

6. Подводный мир. Поморина Н.В., учитель-логопед, стр.9.

7. Играем со звукариком. Гончарова Т.Е., музыкальный руководитель, Горовая Н.С., учитель-логопед ГБДОУ № 79 Приморского района СПб, стр.29, 30, 34.

8. Мультгородок. Путешествие по стране звуков и букв. Шляева Н.С., учитель-логопед ГБДОУ № 51 Калининского района СПб. стр.10, 11.

9. Игры с буквой и звуком "Ж". Контемирова И.И., учитель-логопед ГБДОУ № 50 Кировского района СП, стр.5.

Определение слов, в которых отсутствует заданный звук

1. Дифференциация звуков "Б-П". Мельникова Т.В., учитель-логопед ГБДОУ № 47 Красногвардейского района СПб,  стр. 11, 12, 17.

2. Игры с буквой и звуком "Ж". Контемирова И.И., учитель-логопед ГБДОУ № 50 Кировского района СПб, стр.6.

Выделение заданного звука на фоне слова,  определение места звука в слове, обозначение его соответствующим символом на схеме слова

1. Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква "А". Сорокина Ю.К., учитель-логопед ГБДОУ № 29 Курортного района СПб, стр.12.

2. Приключения в городе звуков и букв. Гласные звуки и буквы "А", "У", "О", "Ы", "Э". Сорокина Ю.К., учитель-логопед ГБДОУ № 29 Курортного района СПб, стр.11.

3. Играем со звукариком. Гончарова Т.Е., музыкальный руководитель, Горовая Н.С., учитель-логопед ГБДОУ № 79 Приморского района СПб, стр.6, 7, 8, 15-26, 35.

4. Мультгородок. Путешествие по стране звуков и букв. Шляева Н.С., учитель-логопед ГБДОУ № 51 Калининского района СПб, стр.7, 8, 12.

5. Речевой тренинг по автоматизации звука "Ш", Кулакова М.А., учитель-логопед, ГБДОУ № 78 Красносельского района СПб, стр.4.

Выделение заданного звука на фоне слова и группировка в соответствии с данной схемой

1. Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква "А". Сорокина Ю.К., учитель-логопед ГБДОУ № 29 Курортного района СПб, стр.11.

2. Приключения в городе звуков и букв. Гласные звуки и буквы "А", "У", "О", "Ы", "Э". Сорокина Ю.К., учитель-логопед ГБДОУ № 29 Курортного района СПб, стр.8.

3. Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква "Р". Сорокина Ю.К., учитель-логопед ГБДОУ № 29 Курортного района СПб, стр.6.

4. Путешествие Лунтика на планету Земля. Целуйко Е.М., учитель-логопед ГБДОУ № 41 Фрунзенского района СПб, стр.16.

Выделение заданного звука на фоне слова и группировка в соответствии с заданием

 1. Дифференциация звуков "Б-П". Мельникова Т.В., учитель-логопед ГБДОУ № 47 Красногвардейского района СПб, стр. 6, 10, 13.

2. Звуки нашей  речи различаю, домовенка Кузю обучаю. Кобелева Е.В., учитель-логопед ГБДОУ №96 Петроградского района СПб, стр.14.

3. Играем со звукариком. Гончарова Т.Е., музыкальный руководитель, Горовая Н.С., учитель-логопед ГБДОУ № 79 Приморского района СПб, стр.31. 32.

4. Игры со звуками "С" и "Ш". Лебедева Е.А., учитель-логопед ГБДОУ № 93 Красногвардейского района СПб, стр.6.

5. Мультгородок. Путешествие по стране звуков и букв. Шляева Н.С., учитель-логопед ГБДОУ № 51 Калининского района СПб. стр.19.

Выделение заданного звука на фоне слова и определение "твердости-мягкости" звука

1. Дифференциация звуков "Б-П". Мельникова Т.В., учитель-логопед ГБДОУ № 47 Красногвардейского района СПб, стр. 7, 18.

2. В гостях у буквы К. Данелян Стэлла Георгиевна, учитель-логопед, ГБДОУ № 36 Пушкинского района СПб, стр.13.  

3. Звуки нашей  речи различаю, домовенка Кузю обучаю. Кобелева Е.В., учитель-логопед ГБДОУ №96 Петроградского района СПб, стр.3, 11.

4. Играем со звукариком, Гончарова Т.Е., музыкальный руководитель, Горовая Н.С., учитель-логопед ГБДОУ № 79 Приморского района СПб, стр.11.

5. Мультгородок. Путешествие по стране звуков и букв. Шляева Н.С., учитель-логопед ГБДОУ № 51 Калининского района СПб, стр.20.

6. Путешествие Лунтика на планету Земля. Целуйко Е.М., учитель-логопед ГБДОУ № 41 Фрунзенского района СП, стр.4.

Выделение первого и/или последнего звука в слове

1. Мальвина учит Буратино. Веретенникова Т.В., воспитатель ГБДОУ № 15 Невского района СПб. стр.5, 6.

2. Мультгородок. Путешествие по стране звуков и букв. Шляева Н.С., учитель-логопед ГБДОУ № 51 Калининского района СПб, стр.13, 21.

Выделение первого и/или последнего звука в слове и группировка изображений  в соответствии с заданием

1. Играем со звукариком. Гончарова Т.Е., музыкальный руководитель, Горовая Н.С., учитель-логопед ГБДОУ № 79 Приморского района СПб, стр.13.

Определение последовательности звуков в слове и составление цветовой схемы слова

1. В поисках сокровищ. Никитина Д.З, учитель-логопед ГБДОУ № 109 Невского района СПб, стр.9.

2. Мультгородок. Путешествие по стране звуков и букв. Шляева Н.С., учитель-логопед ГБДОУ № 51 Калининского района СПб. стр.25.

3. По следам бременских музыкантов. Петрова Е.С., учитель-логопед ГБДОУ № 47 Фрунзенского района СПб, стр.10.

Соотнесение слов-названий картинок и цветовой схемы слова

1. Подводный мир. Поморина Н.В., учитель-логопед, стр.11.

2. Играем со звукариком. Гончарова Т.Е., музыкальный руководитель, Горовая Н.С., учитель-логопед ГБДОУ № 79 Приморского района СПб, стр.39.

3. В поисках сокровищ. Никитина Д.З, учитель-логопед ГБДОУ № 109 Невского района СП,  стр.17.

4. Мультгородок. Путешествие по стране звуков и букв. Шляева Н.С., учитель-логопед ГБДОУ № 51 Калининского района СПб, стр.23, 24.

5. Помоги Смешарикам. Большакова Н.С., учитель-логопед ГБОУ ЦПМСС Фрунзенского района СПб, стр.11.

6. Увлекательное путешествие с фиксиками в страну Звукобуквию. Бугрина Е.Н., учитель-логопед ГБДОУ № 47 Красногвардейского района СПб, стр.15.

7. Город сказок. Маркова Н.Н., учитель-логопед ГБДОУ № 68 Калининского района СПб, стр.7.  

8. Путешествие Лунтика на планету Земля. Целуйко Е.М., учитель-логопед ГБДОУ № 41 Фрунзенского района СПб, стр.4.

9. Приключения Л. Логопедические игры. Целоусова Инна Волдемаровна, учитель-логопед ГБДОУ №  6 Выборгского района СПб, стр.10.

Определение количества звуков в слове

1. Возвращение игрушек. Лебедева Л.Г., учитель-логопед ГБДОУ №29 Курортного района СПб, стр.15.  

Определение общего звука в словах-названиях картинок и соотнесение его с буквой

1. Звуки нашей  речи различаю, домовенка Кузю обучаю. Кобелева Е.В., учитель-логопед ГБДОУ №96 Петроградского района СПб, стр.17,18.

2. Игры со звуками "С" и "Ш". Лебедева Е.А., учитель-логопед ГБДОУ № 93 Красногвардейского района СПб, стр.16.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по обучению грамоте на смарт-доске для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи подготовительной группы "Путешествие к царице Грамматике"

Занятие по обучению грамоте с использованием смарт-доски включает в себя все этапы работы: звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез речевого материала, чтение, письмо. Использование современных инте...

Коррекционно-развивающая работа по подготовке к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи

В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвязь. Дети с общим недоразвитием речи — это особая категория дошкольников с недоста...

ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ «ПО ПУТИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ»

Будущее ближе к нам, чем мы думаем. Оно совсем рядом — плачет, смеется, ставит вопросы, заставляет страдать, радоваться, искать ответы. Это будущее — наши дети. В условиях реформируемой России утвержд...

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ) 1 КЛ конец 3 четверти

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ) 1 КЛ конец 3 четверти...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В данной статье более подробно раскрыты основные направления в работе по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ЗПР....

Роль мониторинга физиологического состояния организма школьников в системе работы по повышению качества обученности

В основе использования мониторинга физиологического состояния организма школьников лежит контроль уровня здоровья с целью реализации индивидуального подхода к обучения детей, имеющих определенные особ...

Система работы учителя математики при обучении детей с ОВЗ

В настоящее время образование детей с ограничен­ными возможностями здоровья — одна из актуальных проблем современного образования. Препятствиями к получению детьми качественного образования ...