Статья "Формы организации работы с родителями детей с ОВЗ"
статья (8 класс)

Гончарова Дарья Владимировна

В статье раскрывается понятие "Компетентность родителей". Приводится пример организации "Университет для родителей", которая взаимодействует с родителясми умственно отсталых детей и помогает им решать их проблемы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_organizatsii_raboty_s_roditelyami_iz_diploma.docx23.39 КБ

Предварительный просмотр:

Формы организации работы с родителями, воспитывающими ребенка с отклонениями в развитии.

        Дефектологи и психологи хорошо знают, что успех работы с ребенком во многом зависит от той позиции, которую занимают родители. Семья играет огромную роль в системе комплексной реабилитации ребенка с особыми образовательными потребностями. (Мазурова Н. В., 2005). Даже самые лучшие педагоги не способны оказать должного влияния на развитие ребенка, не могут  в полной мере обеспечить его социализацию. На плечи родителей ложится ответственность за гармоничное существование ребенка в окружающем его обществе. Родителям мало окружить свое чадо заботой и любовью, они должны помочь ребенку войти в мир окружающей его действительности. Важно показать ребенку, что он – неотъемлемая часть этого социального мира.

        С появлением на свет особого ребенка на родителей обрушивается ряд вопросов. Как ухаживать, воспитывать, развивать своего ребенка? Какие специалисты помогут преодолеть имеющийся дефект? Сами родители зачастую не могут справиться с таким количеством вопросов. Нужна помощь специалистов: врачей, дефектологов, психологов. (Зальцман Л. М. , 2006).

        Следует отметить, что не всегда родители способны выявить проблемы у своего ребенка не только на ранних этапах его развития, но даже в более позднем возрасте. Задержка речевого развития, задержка умственного развития, задержка психомоторного развития – это далеко не все возможные варианты отклонения от нормы, преодоление которых требует вмешательства ряда специалистов. С подобными проблемами родители чаще обращаются за помощью.

        Вместе с тем родители редко обращаются за контролем психического развития ребенка в целях своевременного обнаружения легкого отклонения и профилактики возможных неблагоприятных вариантов его развития. (Стребелева Е. А., Закрепина А. В.,2005).

        Прежде, чем рассказать, как повысить уровень компетентности родителей в области психолого-педагогических знаний о закономерностях развития ребенка, необходимо выяснить, из чего складывается компетентность.

        Родительская компетентность – это важная основа адекватности и успешности воспитания ребенка с отклонениями в развитии. Оптимальный уровень родительской компетенции можно определить как наличие у человека специальной системы знаний, умений и навыков, позволяющих строить позитивные отношения с ребенком в контексте его этнокультурного, религиозного, социального и мировоззренческого развития. (Маллаев Д. М., Омарова П. О., Магомедова А. Н., 2008).

Компетенция родителей в первую очередь складывается из знаний о том, чему и как учить ребенка, как управлять его поведением. Также у родителей должен быть достаточно высокий уровень медико-психолого-педагогических знаний. Иначе родители могут переоценить или недооценить дефект своего ребенка (Солодянкина О. В. , 2007).

Родители, воспитывающие ребенка с отклонениями в развитии, должны не только знать психологические особенности его развития, но и иметь определенные умения и навыки, которые они могут применять при воспитании своего чада.

Также родители должны понимать, как внутрисемейные отношения влияют на развитие интеллектуальной сферы ребенка, на формирование его личности и дальнейшую социализацию.

Как помочь родителям, воспитывающим ребенка с отклонениями в развитии?  В отечественной науке на протяжении последних десятилетий уделяется большое внимание поиску эффективных путей оказания помощи родителям. Для полноценного психического развития ребенка, имеющего особые образовательные потребности, необходимо включить родителей в коррекционно-развивающий процесс.

При этом специалистам воспитательных учреждений необходимо учитывать два взаимосвязанных процесса коррекционного воздействия: организация помощи родителям с одной стороны и медико-психолого-педагогическая работа с ребенком с другой стороны.

На современном этапе развития консультативно-диагностической службы работа специалистов направлена на активную пропаганду психологических и педагогических знаний среди родителей, на разработку рекомендаций по организации коррекционно-воспитательной работы с ребенком в условиях семьи. В процессе консультирования важно ориентировать родителей на создание оптимальных педагогических условий для воспитания и адекватных способов взаимодействия взрослых с ребенком. (Стребелева Е. А., Закрепина А. В.,2005)

Специалистам специальных учебно-воспитательных учреждений необходимо взаимодействовать с родителями, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, поскольку простое пребывание детей в школьном здании не решает проблемы его обучения.

Взаимодействие специалистов с семьей, воспитывающей ребенка с особенностями, может проходить в форме индивидуальных консультаций, на которых родители узнают о своеобразии процесса развития своего ребенка, получают направления к специалистам и обсуждают дальнейшие пути коррекции дефекта. Наиболее эффективной формой повышения компетентности родителей особого ребенка является их практическое включение в коррекционно-воспитательный процесс.

        Такая форма помощи родителям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии,  действует с 1994 года в виде «Университета для родителей» при лаборатории дошкольного воспитания детей с проблемами развития в ГНУ «ИКП РАО». (Стребелева Е. А., Закрепина А. В.,2005)

        Основными целями «Университета» является изучение проблем семейного воспитания детей с отклонениями психофизического развития и разработка новых организационных форм и педагогических технологий включения родителей в коррекционно-воспитательный процесс.

        Эффективной организационной формой консультирования родителей и обучения их педагогическим технологиям являются включение родителей в коррекционно-развивающее занятие педагога с ребенком и участие родителей в групповых семинарах – занятиях. Включение родителей в занятие проводится поэтапно, в зависимости от готовности близкого взрослого адекватно взаимодействовать с собственным ребенком. На этих занятиях родители получают знания по формированию тех или иных умений и навыков у ребенка (по формированию навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, предпосылок формирования изобразительной деятельности и т.д.).

        Участие родителей в семинарах-занятиях может проходить в двух формах: первая - теоретическая (лекционно-просветительская), вторая – практическая. Повышение уровня родительской компетентности включает в себя объяснение родителям значение режима дня и создания условий для организации действительности ребенка в семье, разъяснение роли предметно-развивающей среды и взаимодействия с близкими взрослыми в развитии ребенка дошкольного возраста.

        На практической части семинаров проводится обучение родителей приемам коррекционной работы с ребенком: демонстрируются фрагменты коррекционных занятий, комментируется последовательность их выполнения; родителей обучают игровым приемам, приемам общения с ребенком, учат изготавливать игрушки из подручных материалов.

Кроме индивидуального консультирования на практике психологической помощи родителям активно применяется комплексный подход к обучению и воспитанию детей. Педагог-дефектолог проводит обследование индивидуальных особенностей ребенка и осуществляет психолого-педагогическую поддержку матери и других членов семьи.

Также педагог разрабатывает индивидуальную программу воспитания и развития ребенка, определяет потребности и возможности ребенка и подбирает методы и приемы работы с ребенком.  Педагог-дефектолог учит мать педагогическим техникам эмоционального общения со своим ребенком, ориентируясь на индивидуальную программу воспитания малыша. Занятия проводятся в присутствии матери, после чего педагог-дефектолог объясняет задачи каждого занятия. Вместе с матерью специалист прослеживает динамику развития ребенка, в ходе этого родитель учится наблюдать за поведением и реакциями своего ребенка (Стребелева Е. А., Закрепина А. В.,2005)

        В ходе такого тесного взаимодействия специалистов с семьей, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, у родителей повышается уровень компетентности, расширяются возможности помощи собственному ребенку, в целом улучшается взаимопонимание между членами семьи. Родители начинают по-новому смотреть на своего ребенка, видеть в нем личность и замечать динамику развития. А ребенок получает более широкие возможности для развития.

        Вывод.

        Изучая вопросы компетентности родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, можно сделать вывод, что многих проблем в воспитании ребенка можно было бы избежать, если бы взаимодействие семьи со специалистами было продуктивным и динамическим. Процесс взаимодействия воспитательного учреждения с родителями является фундаментом коррекционно-развивающего обучения и воспитания. Проведение раннего обследования ребенка, а также коррекционно-развивающих занятий специалистами поможет избежать многих проблем в дальнейшем. Хорошо, если специалисты совместно с родителями будут стоять на пути укрепления здоровья малыша, формирования у близких активной позиции в вопросах воспитания и адекватных форм взаимодействия со своими детьми.

        Опыт психолого-педагогической помощи родителям и их детям с отклонениями в развитии показывает, что раннее включение родителей в коррекционно-воспитательный процесс позволяет не только скорригировать, но и предупредить появление вторичных отклонений в развитии, достичь максимально возможного личностного становления каждого ребенка с целью интеграции его в общество. (Стребелева Е. А., Закрепина А. В.,2005).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР.

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько чётко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Для того. чтобы партнерство с родителями было наиболее действенным...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР.

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько чётко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Для того. чтобы партнерство с родителями было наиболее действенным...

Проектирование и организация работы с родителями в условиях реализации ФГОС " Семья и школа: традиции и инновации в организации взаимодействия( из опыта работы учителя информатики)

Консультации и инструкции нужны не только родителям детей неблагополучных групп или групп риска. Они необходимы и благополучным семьям -- растущие потребности общества предъявляют к семье все новые тр...

Методические рекомендации по организации работы с родителями детей с нарушением системы саморегуляции, в том числе с (СДВГ)

В   пособии сформулированы отве­ты на вопросы, наиболее часто возникающие у родителей, дети которых страдают нарушениям саморегуляции деятельности, в том числе и синдромом дефицита внима...

Методическая разработка совместных досуговых мероприятий для учащихся и их родителей по программе «Соленое тесто» «Использование театрализации и игр в организации работы с родителями и совместной досуговой деятельности взрослых и детей»

Данная методическая разработка представляет вниманию педагогов опыт использования тематических кукольных представлений и игр в рамках проведения досуговых мероприятий и праздников для учащихся и их ро...

Личность педагога и его роль в организации работы с родителями одаренных детей

Личность педагога и его роль в организации работы с родителями одаренных детей...