Личность педагога и его роль в организации работы с родителями одаренных детей
статья

Тойкеева Мария Алексеевна

Личность педагога и его роль в организации работы с родителями одаренных детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Личность педагога и его роль в организации работы с родителями одаренных детей"

Личность педагога, сопровождающего одаренных детей

Основным фактором повышения качества образования в Федеральных государственных образовательных стандартах названа профессиональная компетентность педагога. А для обеспечения результативного взаимодействия с одаренным ребенком педагог, безусловно, должен и сам обладать высоким уровнем подготовки, включающей в себя предметный, педагогический и психологический аспекты.

Базовый компонент профессиональной квалификации педагогов для работы с одаренными детьми составляют:

а) общая профессиональная педагогическая подготовка — предметные, психолого-педагогические и методические знания, умения и навыки;

б) основные профессионально значимые личностные качества педагога.

Специфический компонент профессиональной квалификации педагогов для работы с одаренными детьми образуют:

 а) психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одаренности (знания об одаренности, ее видах, психологических основах, критериях и принципах выявления; знания о психологических особенностях одаренных детей, их возрастном и индивидуальном развитии; знания об особенностях профессиональной квалификации специалистов для работы с одаренными детьми; знания о направлениях и формах работы с одаренными детьми, о принципах и стратегиях разработки программ и технологий обучения одаренных детей; умения и навыки в области разработки и реализации методов выявления одаренных детей на основе признаков одаренности; умения и навыки в области дидактики и методики обучения одаренных детей с учетом видов и особенностей одаренности учащихся, их контингента и конкретных условий обучения; умения и навыки психолого-педагогического консультирования одаренных детей, их родителей и других членов семьи);

б) профессионально-личностная позиция педагогов, позволяющая

  • не столько успешно реализовывать традиционный тип обучения (преподавания) для одаренных детей, сколько успешно активизировать и развивать детскую одаренность;
  • не столько управлять процессом обучения и контролировать его, сколько предоставлять учащимся свободу учиться;

в) профессионально значимые личностные качества педагогов: высокие уровни развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации, эмпатии; внутренний локус контроля; высокая и адекватная самооценка; стремление к личностному росту и т.д.

Очевидно, что главной составляющей личности педагога, способного и готового к работе с одаренными детьми, являются творчество, способность к нестандартным решениям, свободному варьированию форм, методов, способов обучения; для чего необходимо их совершенное знание.

 В образовательном учреждении работу с одаренными детьми курирует классный руководитель. Он координирует индивидуальную работу всех лиц, заинтересованных в судьбе одарённого учащегося. Это учителя-предметники, руководители кружков, секций, психолог, администрация школы, обеспечивает необходимое общение, связь с родителями.

 Но в связи с воспитанием и обучением одаренных детей требуется формирование педагога нового типа, не только выполняющего образовательно-воспитательные функции, но и умеющего своевременно отреагировать требования социума и меняющегося общества.

 Поэтому происходит расширение роли и функций педагога, как классного руководителя. У классного руководителя появляется необходимость исполнения таких ролей, как тьютор, модератор, фасилитатор. 

 Тьютор -  это наставник, посредник, человек, который учит самостоятельно решать проблемы. Это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс работы с одаренными детьми. Для работы с одаренными детьми идет подготовка несколько видов тьюторстваУчебный тьютор занимается репетиторством с одаренными детьми. Тьютор в исследовательской деятельности сопровождает и способствует освоению технологии данной деятельности учащимся. Тьютор в проектной деятельности осваивает с учащимися технологию написания проектов, постановку проблем, видение проблем в обществе, а также находить варианты путей и способов их решения. Тьютор - психолог формирует психологически комфортную среду для учащихся школы и педагогов. Тьютор по самоопределению мотивирует учащихся на достижения желаемого, заявленного результата.

 Вторая роль, к которой готовятся педагоги, связана с модерацией. Модерация – это один из видов сопровождения одаренных детей в группе. Модератор, сопровождает процесс управления взаимодействием в группе и отвечает за соблюдение участниками установленных норм и правил поведения.

 Вести модераторскую деятельность с одаренными детьми - значит, в первую очередь уметь слушать, связывать, примирять, сглаживать, а также осторожно направлять и руководить. В работе педагога-модератора основными являются методы, которые побуждают учащихся к деятельности и активности; выявляют проблемы и ожидания; вызывают и используют опыт и компетенцию; организуют процесс участия и самоорганизации; отрабатывают действия или образцы действий; устанавливают климат товарищеского сотрудничества.

 Сегодня модерация - это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество работы с одаренными детьми.

 Третья роль выступает как профессионально важное качество личности педагога - фасилитация, означающее «облегчать», «содействовать», что в современной образовательной системе подходит для раскрытия роли и значимости педагога. Педагог-фасилитатор содействует усилению продуктивности образования и развитию работы с одаренными детьми за счет особого стиля общения и личности педагога.

 В состав ключевых квалификаций педагога-фасилитатора должны входить:

  •  действенный педагогический гуманизм, присоединение к эмоциональному состоянию одаренных учащихся, сопереживание и оказание помощи в преодолении негативных эмоций и трудностей;
  • сверхнормативная профессионально-педагогическая активность, готовность и потребность в инновационной деятельности, проявление творческой инициативы.

 Таким образом, подготовка педагога к новой функции педагог-тьютор, педагог-модератор и педагог-фасилитатор необходима для выполнения социального заказа общества. 

Для работы с одаренными детьми квалифицированный педагог разрабатывает:

  • гибкие, индивидуализированные программы;
  • создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе;
  • предоставляет учащимся обратную связь;
  • использует различные стратегии обучения;
  • уважает личность;
  • способствует формированию положительной самооценки ученика;
  • уважает его ценности;
  • поощряет творчество и работу воображения;
  • стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня;
  • проявляет уважение и индивидуальность ученика.

Организация работы с одаренными детьми это сложный педагогический процесс. В первую очередь педагог должен быть готов к работе с такими детьми, осознавая их особенности и трудности, с которыми он может столкнуться. Для этого необходимо изменить отношение педагога к одаренному ребенку. Он должен уметь вырабатывать или принимать новые, оригинальные подходы к разрешению различных ситуаций. Прежде всего, у педагога должно быть такое качество как гибкость в поведении, мышлении, эмоциональном реагировании.

Педагог, заинтересованный в развитии творческого потенциала детей, должен отличаться ярко выраженным стремлением к саморазвитию и самоактивизации, верой в собственные силы, иметь живой и активный характер. Быть смелым и энергичным, склонным к экспериментированию, иметь творческий стиль деятельности, а также профессионально грамотным, интеллектуальным, нравственным и эрудированным, проводником передовых педагогических технологий, умелым организатором учебно-воспитательного процесса, знатоком во всех областях человеческой жизни, иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение.

Алгоритм деятельности педагога по созданию системы воспитания и обучения одарённых детей

I этап – анамнестический – на первой ступени обучения - выявление одаренных детей, учитывая их успехи в какой-либо деятельности.

  • организация систематического наблюдения за детьми на уроках и творческих мероприятиях,
  • анализ особых успехов и достижений учащихся. Преемственность между начальным и средним образованием позволит отслеживать развитие детской одаренности при переходе в среднее и старшее звено.
  • по результатам олимпиадных, различных конкурсных, творческих работ, а также в ходе беседы с учителями составляется банк данных одаренных детей школы.

II этап – диагностический – на этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих способностей и особенностей ребенка.

  • Существует достаточно различных методик для диагностики одаренности. По выявленным результатам следует отправить ребенка на углубленную диагностику к психологу.
  • По итогам наблюдений и диагностики необходима работа с родителями и привлечение их к работе с детьми. Немаловажной является поддержка и поощрение родителей одаренных детей.

III этап – этап формирования, углубления и развития неординарных способностей ребенка, а также его профильная направленность.

На следующем этапе работы с одаренными детьми основная роль отводится педагогам. Их задача - сформировать и углубить способности детей. Реализуется это с помощью широкого спектра педагогических приемов и методов.

Этот этап работы должен вестись двумя группами педагогов:

1) учителями, вводящими учащегося в сферу учебного предмета, стимулирующими и поддерживающими интерес к предмету, закладывающими основы системы знаний, отрабатывающими с учеником технику исполнения видов деятельности при решении различных учебных задач;

2) наставниками (тьюторами), которые играют существенную роль в индивидуализации обучения одаренных детей:

  • выполняют функции научного руководителя, выводящего ученика на высокий профессиональный уровень в работе над темой, избранной самим учеником;
  • координируют индивидуальную работу всех лиц, заинтересованных в судьбе одаренного учащегося;
  • обеспечивают необходимое одаренному учащемуся общение;
  • осуществляют связь с родителями одаренного учащегося.

Основная задача наставника – на основе диалога и совместного поиска помочь своему подопечному выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста, опираясь на развитие его способностей к самоопределению и самоорганизации.

Деятельность учителя по интенсивному умственному развитию одаренных детей строится на основе личностно - ориентированного подхода и принципа преемственности. В этой деятельности должны быть задействованы четыре взаимодействующих субъекта: ребенок, педагогический коллектив, семья и школьное окружение ребенка в лице его сверстников.

Взаимодействие учителя с родителями одаренных учеников

В развитие одарённости в первую очередь должны быть заинтересованы родители. Именно они с малых лет поддерживают ребёнка в его начинаниях и формируют его одарённость. Они просто обязаны создать для этого все необходимые благоприятные условия. Окружающая среда должна быть такой, чтобы ребёнок мог черпать из неё информацию, помогать ему самореализоваться, постоянно расширять зону его ближайшего развития и формировать мотивационную сферу. Воспитание начинается в семье: воспитывают все поколения друг друга, поэтому род, семья должна сохранять традиции и коллективно работать на развитие талантливого ребёнка. По словам В. Сухомлинского: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы». Родители обязаны принимать детей такими, какие они есть, а не рассматривать их в качестве носителей талантов, стремиться развивать личные качества: уверенность, которая основывается на сознании самоценности, понимание достоинств и недостатков в себе самом, интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску, уважение к доброте, привычку опираться на собственные силы.

Выбор и применение методов родительского воспитания опираются на ряд общих условий: 

  1. знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, какие отношение с одноклассниками и педагогами, что более всего ценят в людях и т. п. 
  2. личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером. 
  3. педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания одарённых детей.

Школьное образование – это та сфера, где в основном идёт формирование личностных качеств и творческих способностей. Школьный этап является наиболее привлекательным для родителей с точки зрения формирования интеллектуально-творческих способностей ребёнка. 

Практическая задача учителей – оказание психолого-медико-педагогической поддержки семьям, имеющим способных и одарённых детей, представление системы работы с родителями. И.В.Гребенщиков пишет: «Родители должны обладать педагогической культурой. Под педагогической культурой понимается такой уровень педагогической подготовленности родителей, который отражает степень их зрелости как воспитателей и проявляется в процессе семейного и общественного воспитания детей. Важный компонент педагогической культуры родителей – их сугубо педагогическая подготовленность: определенная сумма психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а также выработанные в процессе практики навыки по воспитанию детей. Основная роль в повышении педагогической культуры принадлежит целенаправленному научно-педагогическому просвещению, которым занимается тот же классный руководитель или учитель»

Работа с семьями одаренных детей ведется по четырем направлениям: 

  • психологическое сопровождение семьи одаренного ребенка;
  • информирование родителей;
  • совместная практическая деятельность одаренного ребенка и его родителей;
  • поддержка и поощрение родителей. 
  1. Психологическое сопровождение семьи способного ребенка. Данное направление деятельности осуществляется психологом школы. Цель работы психолога с родителями талантливых детей - обучение родителей эффективному взаимодействию с их ребенком. Данная работа направлена на: расширение возможностей понимания одаренного ребенка; улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком; выработку новых навыков взаимодействия с ребенком; установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком.
  2. Информирование родителей.  Данное направление работы подразумевает проведение тематических родительских собраний и индивидуальных консультаций в различных формах (круглые столы, конференции, практикумы, творческие копилки и т.д.). К данной деятельности относится создание и распространение информационных буклетов и памяток, информационное наполнение разделов персонального сайта педагога, формулирование конкретных рекомендаций.
  3. Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей 
    Данное направление деятельности предполагает активное включение детей в исследовательской, творческую деятельности обучающихся (работа над сообщениями, проектами и рефератами, участие в научно-практических конференциях и внеурочных событиях)
  4. Поддержка и поощрение родителей. Работа родителей обязательно должна поддерживаться и поощряться. Это может быть связано с проведением совместных школьных праздников, вручением благодарственных писем классного руководителя и администрации школы родителям одаренных учеников, которые в сотрудничестве с учителем создают комфортные условия для развития творческого и познавательного потенциала своих детей. 

В целом работа с родителями направлена на то, чтобы научить их понимать и принимать своего ребенка, видеть его таким, какой он есть, а не только через призму его талантов. Результатом совместной работы учителя с родителями является понимание того, что таланты и одаренность детей произрастают из индивидуальности личности, а достижения, в конечном счёте, зависят от того, как эта личность разовьётся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации работы по развитию одаренных детей во внеурочное время в сельской малокомплектной школе

      Научная терминология, используемая при характеристике возможностей обучающихся, включает такие понятия, как способности, одарённость, талант, гениальность. ...

РАБОТА ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ, СОПРОВОЖДЕНИЮ И РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

В статье обобщаются некоторые теоретические положения и опыт работы педагога дополнительного образования по выявлению, сопровождение и развитию музыкально одаренных детей. Даются практические рекоменд...

Как правильно организовать работу с родителями одаренных детей

Как подготовить родителей к взаимодействию с одарённым ребёнком, создать систему психолого-педагогического просвещения родителей одарённых детей, положительное взаимоотношение одарённых детей и родите...

Работа с родителями одаренных детей в системе дополнительного образования

Одним из наиболее существенных факторов, влияющих как на интеллектуальное, так и на личностное развитие ребенка, является семья, родители.В данной презентации я раскрою особенности характерные для бол...

Организация методической работы по сопровождению одаренных детей в организации дополнительного образования

В статье представлен опыт работы временной творческой группы "Одаренные дети" педагогов ЦДТ "Хибины" города Кировска...

Родителям о детской одаренности. Рекомендации родителям одаренных детей.

Консультация для родителей: "Если в семье одаренный ребенок"....

Статья на тему: "Работа с родителями одаренных детей (из опыта)"

Только взаимодействие школы и семьи приведет к развитию личности ребенка!...