Самообразование классного руководителя-одно из условий успеха в организации воспитательной работы
статья на тему

Ирина Геннадьевна Петращук

Выступление на Методическом объединении по теме: «Самообразование классного руководителя – одно из условий успеха в организации воспитательной работы»

«Кто умеет, делает; кто не умеет, учит других; а кто не умеет и этого, учит учителей». Питер Лоуренс (1919 – 1990), американский педагог, развивший афоризм английского писателя Джорджа Бернарда Шоу (1856 – 1950). В озвученной теме следует выделить ключевые нити раскрытия проблемы: 1) Что такое самообразование? 2) Каковы результаты самообразования в организации воспитательной работы классного руководителя? По определению, взятому из «Толкового словаря русского языка», самообразование – приобретение знаний путем самостоятельных занятий, без помощи преподавателя. Самообразование или другими словами самостоятельное образование можно проследить уже в детском возрасте. Если обратиться к диаграмме «Доля самостоятельности в процессе усвоения знаний», заметен неуклонный рост самостоятельного познания мира от игрового периода (10 %) до периода работы (80 %). Наряду с самостоятельным познанием основными механизмами постижения мира выступают родители и учителя, доля которых также изменяется. Родители играют намного меньшую роль в школьном возрасте по сравнению с дошкольным возрастом (10 % и 50 % соответственно), а доля учителей изменяется на протяжении всей жизни. К школьному возрасту – возрастает (с 40 % до 60 %), а по мере самосовершенствования – убывает (50 % и 20 %). Сложилось три представления о целях образования человека: – Формальное или получение «корочки», другими словами, обладание формальным подтверждением усвоения определенных знаний; – Идеалистическое или всестороннее развитие личности, «учение ради учения», стремление к высшей недостижимой цели для конвертации знаний в почет, должность, деньги и т.д.; – Рациональное или самообразование, постоянное обновление и обогащение личного профессионального потенциала. Третье представление о цели образования, как необходимости побудить разум человека к вложению в знания, способности и умения движущегося человека, актуализирует раскрытие направлений, условий и форм самообразования. Направления самообразования представляют собой спектр основ учительского мастерства: 1) Профессиональное (постоянное повышение квалификации, получение нового образования, непрерывное формирование мастерства по предмету); 2) Психолого-педагогическое (разрешение внутренних проблем и понимание проблем окружающих для наилучшего осознания полезности собственной деятельности);3) Методическое (овладение приемами, методами и способами передачи своего опыта) 4) Правовое (способность разбираться в правовом поле законов и подзаконных актов в различных сферах); 5) Лингвистическое (расширение кругозора знаниями иностранных языков); 6) Информационно-компьютерные технологии; 7) Охрана здоровья (оберегать собственное здоровье и здоровье воспитанников, занятия спортом и физическими упражнениями); 8) Отвлеченные интересы (хобби, увлечения). Условия самообразования базируются на интересе к делу, исходящему из необходимости искать и анализировать информацию, конкуренции, стимулирующей творчество, и общественном мнении, позволяющем соответствовать современным требованиям к педагогическому труду. Среди разнообразных форм организации самообразования педагога следует выделить: 1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности); 2) повышение квалификации (в рамках курсовой подготовки или с использованием дистанционных технологий); 3) групповая самообразовательная работа (методические объединения, творческие группы, собеседования, отчеты, посещение и анализ открытых уроков коллег, проведение циклов педагогических чтений); 4) индивидуальная самообразовательная работа (самостоятельный поиск информации в СМИ, библиотеках, музеях, проведение исследований, экспериментов, осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности, а также формирование портфолио). Источники самообразования можно обобщить в три большие группы: 1) Медийные (телевидение, газеты, журналы, Интернет и пр., а также экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты, путешествия); 2) Обмен опытом (курсы, семинары, вебинары и конференции, мастер- классы); 3) Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др., а также видео, аудио информация на различных носителях). Результаты деятельности будут отражены в качественных показателях: 1) умение общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая пример деловитости и ответственности; 2) формировать воспитательные цели работы в классном коллективе; 3) разработка плана воспитательной работы; 4) проведение воспитательного мероприятия (беседы, диспута, экскурсии, классного часа и т. д.); 5) привлечение родителей к воспитательное работе; 6) Контроль уровня воспитанности ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

Самообразование, как основа успешности классного руководителя

Самообразование классного руководителя – одно из условий успеха в организации воспитательной работы.

Основными принципами самообразования классного руководителя являются: - непрерывность, - целенаправленность,  - единство общей и профессиональной культуры, -достижение результата.

Составляющие процесса самообразования классного руководителя: 1.Изучение и внедрение новых технологии, приемов и методов. Например, использование метода фасилитации (при проведении внеклассных мероприятий, классных часов).

2.Посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом; 3.Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности; 4. Повышать уровень своей эрудиции. 5. Посещение семинаров, конференций, ЕМД; 6. Проводить открытые занятия для анализа со стороны коллег;

Самообразование классного руководителя предполагает использование таких приемов, как: - самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества); - самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь); - самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения); - осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач).

Чтобы быть хорошим классным руководителем, требуется непрерывный процесс самообразования. 

Учитель:                                          Петращук И.Г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx15.45 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на Методическом объединении по теме: «Самообразование классного руководителя – одно из условий успеха в организации воспитательной работы»

«Кто умеет, делает; кто не умеет, учит других; а кто не умеет и этого, учит учителей». Питер Лоуренс (1919 – 1990), американский педагог, развивший афоризм английского писателя Джорджа Бернарда Шоу (1856 – 1950). В озвученной теме следует выделить ключевые нити раскрытия проблемы: 1) Что такое самообразование? 2) Каковы результаты самообразования в организации воспитательной работы классного руководителя? По определению, взятому из «Толкового словаря русского языка», самообразование – приобретение знаний путем самостоятельных занятий, без помощи преподавателя. Самообразование или другими словами самостоятельное образование можно проследить уже в детском возрасте. Если обратиться к диаграмме «Доля самостоятельности в процессе усвоения знаний», заметен неуклонный рост самостоятельного познания мира от игрового периода (10 %) до периода работы (80 %). Наряду с самостоятельным познанием основными механизмами постижения мира выступают родители и учителя, доля которых также изменяется. Родители играют намного меньшую роль в школьном возрасте по сравнению с дошкольным возрастом (10 % и 50 % соответственно), а доля учителей изменяется на протяжении всей жизни. К школьному возрасту – возрастает (с 40 % до 60 %), а по мере самосовершенствования – убывает (50 % и 20 %). Сложилось три представления о целях образования человека: – Формальное или получение «корочки», другими словами, обладание формальным подтверждением усвоения определенных знаний; – Идеалистическое или всестороннее развитие личности, «учение ради учения», стремление к высшей недостижимой цели для конвертации знаний в почет, должность, деньги и т.д.; – Рациональное или самообразование, постоянное обновление и обогащение личного профессионального потенциала. Третье представление о цели образования, как необходимости побудить разум человека к вложению в знания, способности и умения движущегося человека, актуализирует раскрытие направлений, условий и форм самообразования. Направления самообразования представляют собой спектр основ учительского мастерства: 1) Профессиональное (постоянное повышение квалификации, получение нового образования, непрерывное формирование мастерства по предмету); 2) Психолого-педагогическое (разрешение внутренних проблем и понимание проблем окружающих для наилучшего осознания полезности собственной деятельности);3) Методическое (овладение приемами, методами и способами передачи своего опыта) 4) Правовое (способность разбираться в правовом поле законов и подзаконных актов в различных сферах); 5) Лингвистическое (расширение кругозора знаниями иностранных языков); 6) Информационно-компьютерные технологии; 7) Охрана здоровья (оберегать собственное здоровье и здоровье воспитанников, занятия спортом и физическими упражнениями); 8) Отвлеченные интересы (хобби, увлечения). Условия самообразования базируются на интересе к делу, исходящему из необходимости искать и анализировать информацию, конкуренции, стимулирующей творчество, и общественном мнении, позволяющем соответствовать современным требованиям к педагогическому труду. Среди разнообразных форм организации самообразования педагога следует выделить: 1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности); 2) повышение квалификации (в рамках курсовой подготовки или с использованием дистанционных технологий); 3) групповая самообразовательная работа (методические объединения, творческие группы, собеседования, отчеты, посещение и анализ открытых уроков коллег, проведение циклов педагогических чтений); 4) индивидуальная самообразовательная работа (самостоятельный поиск информации в СМИ, библиотеках, музеях, проведение исследований, экспериментов, осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности, а также формирование портфолио). Источники самообразования можно обобщить в три большие группы: 1) Медийные (телевидение, газеты, журналы, Интернет и пр., а также экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты, путешествия); 2) Обмен опытом (курсы, семинары, вебинары и конференции, мастер- классы); 3) Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др., а также видео, аудио информация на различных носителях). Результаты деятельности будут отражены в качественных показателях: 1) умение общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая пример деловитости и ответственности; 2) формировать воспитательные цели работы в классном коллективе; 3) разработка плана воспитательной работы; 4) проведение воспитательного мероприятия (беседы, диспута, экскурсии, классного часа и т. д.); 5) привлечение родителей к воспитательное работе; 6) Контроль уровня воспитанности ребенка.

Самообразование, как основа успешности классного руководителя

Самообразование классного руководителя – одно из условий успеха в организации воспитательной работы.

Основными принципами самообразования классного руководителя являются: - непрерывность, - целенаправленность,  - единство общей и профессиональной культуры, -достижение результата.

Составляющие процесса самообразования классного руководителя: 1.Изучение и внедрение новых технологии, приемов и методов. Например, использование метода фасилитации (при проведении внеклассных мероприятий, классных часов).

2.Посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом; 3.Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности; 4. Повышать уровень своей эрудиции. 5. Посещение семинаров, конференций, ЕМД; 6. Проводить открытые занятия для анализа со стороны коллег;

Самообразование классного руководителя предполагает использование таких приемов, как: - самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества); - самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь); - самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения); - осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач).

Чтобы быть хорошим классным руководителем, требуется непрерывный процесс самообразования. 

Учитель:                                          Петращук И.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация воспитательной работы в условиях коррекционно - образовательного учреждения/

Условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении  интернатного типа, является создание адаптивной среды, позволяющей ...

Дебаты как форма организации воспитательной работы в современных условиях

   Человек может сотрудничать с другими людьми, достичь жизненного успеха, быть счастливым только тогда, когда он обладает развитой коммуникативной культурой или системой знаний, норм...

Организация воспитательной работы в условиях спортивной школы

В наше время перед любым педагогом, том числе и перед тренером встаёт ряд проблем, касающийся процесса воспитания своих подопечных. Воспитание учащихся является неоспоримой и важнейшей целью любого об...

Выступление на МО классных руководителей "Современный классный час, как форма организации воспитательной работы"

Выступление на МО классных руководителей "Современный классный час, как форма организации воспитательной работы"...

Материалы к презентации «Организация воспитательной работы с обучающимися в условиях взаимодействия с социумом»

В презентации представлены социальные партнеры школы, направления деятельности, мероприятия...

«Возможности и потребности классных руководителей в обновлении форм и методов организации воспитательной работы в классном коллективе на современном этапе».

Выступление на конкурсе педагогических достижений-2021 Санкт-Петербург, номинация "Воспитать человека", подноминация "Мастер".В федеральном государственном образовательном ста...