Статья "Педагогическое руководство дидактическими играми"
статья по теме

Гордякова Людмила Викторовна

Статья "Педагогическое руководство дидактическими играми" - дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально созданными в целях обучения и воспитания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сборник научно-практических статей сотрудников системы социальной защиты населения города Москва

Выпуск 2

Психолого – педагогические практики в социальной работе

СТАТЬЯ

«Педагогическое руководство

дидактическими играми».

   

Л.В. Гордякова,

воспитатель

     Особое место в жизни ребенка занимает игра. В процессе игры ребенок живет, действует, как окружающие его взрослые, герои любимых рассказов, сказок. В игре он может быть врачом, летчиком, воспитателем - если захочет. И это доставляет ему огромную радость. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной деятельности, нравственных и эстетических представлений. Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач реабилитации детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

    По мнению А.П. Усовой,  дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят деятельность ребенка,  вносят занимательность в процесс обучения. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации и с определенными предметами, приобретая собственный опыт. Это особенно важно для умственно отсталых детей, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, часто не зафиксирован и не обобщен.

 В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации и с определенными предметами, приобретая собственный действительный и чувствительный опыт. Это особенно важно для детей с ограниченными возможностями, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.

    Основной формой воздействия  на ребенка в социальных учреждениях  являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Занятия проводятся учителем - дефектологом и воспитателем, содержание занятий определяется программой.

     Усвоение воспитанниками детского дома-интерната программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить о возрастных особенностях детей, об отклонениях в развитии, характерных для той или иной категории проблемных детей. Необходимо применять такие методические приемы, которые привлекают внимание, заинтересовывают каждого ребенка. Умственно отсталые дети пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры.

      Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В тоже время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

       Дидактические игры используются как в часы занятий, так же в свободное от занятий время. Наблюдения за играми детей, помогают выявить их знания, уровень развития, особенности поведения. Это подсказывает, какие игры полезны ребенку, в чем он силен, в чем отстает. В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания. Игра является средством воспитания только тогда, когда она включается в целостный педагогический процесс. Воспитательное значение дидактической игры в том, что она способствует развитию у детей активности, самостоятельности и веры в собственные силы.

      Окружающая ребенка действительность:  предметы обихода, люди, животные, картины, игрушки, природа, – представляют богатый материал, который используется в дидактических играх при ознакомлении с окружающим миром.  Организуя и направляя познавательную деятельность детей, воспитатель помогает им упорядочить накопленный опыт, обогащает навыки знаниями, воспитывает любознательность, наблюдательность, развивает желание глубже познать окружающий мир. Воспитатель при ознакомлении с окружающими предметами побуждает детей к восприятию и организует практические действия с ними, т.е. осуществляет зрительно- моторное обследование предметов и дает им название.

         На основе восприятий, действий и слова в процессе дидактических игр у детей формируется представление о предмете. При усложнении дидактических задач в игре дети учатся вычленять различные, сходные признаки, группировать предметы по отдельным признакам. Предметы должны быть простыми, с которыми дети непосредственно сталкиваются в жизни.

        В дидактических играх создаются такие условия, когда в восприятии предметов участвуют как можно больше анализаторов, когда дети могут посмотреть предмет, потрогать, обследовать рукой, попробовать (фрукты, овощи) и т.д. Это будет способствовать накапливанию у детей сенсорного опыта.

       Дидактические игры – это не просто заполнение свободного времени детей, а  целенаправленный педагогический метод для расширения и закрепления полученных знаний. В процессе дидактических игр дети учатся на практике  применять полученные знания об окружающем в игровых условиях.  В дидактических играх роль воспитателя несравненно большая, чем в детских играх другого типа, и главное в том, что воспитатель вводит детей в  игру и знакомит их с методами её ведения. Участвуя в ней, сам ведет её так, чтобы использовать для достижения возможно большее число дидактических задач.

        Руководство дидактической игрой требует большого педагогического мастерства. Отбирая игры, воспитатель исходит  из того, какие реабилитационные задачи он будет решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности, тренировать сенсорный опыт. Вначале воспитатель разбирает игру с точки зрения её структуры: дидактическая задача, содержание, правила, игровое действие. Заботится о том, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и в то же время не превращали игру в занятие или упражнение. Воспитатель детально продумывает, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие. Обеспечивает возможность каждому ребенку в силу его возможностей действовать в игровой ситуации.

       Воспитатель должен довести структуру дидактической игры до сознания каждого ребенка, мобилизовать силы детей на выполнение правил и игрового действия. Для этого необходимо тщательно подготовиться к проведению игры: продумать четкое, ясное, немногословное объяснение содержания, правил, игрового действия, наметить дидактические задачи игры, запланировать на каких детей в процессе игры следует обратить  особое внимание. При проведении игр необходимо сохранять структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.

      В ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше, т.к. дидактическая задача осуществляется через игровую задачу. Дидактическая задача скрыта от детей, внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог – участники одной игры. Нарушается это условие, и педагог становится на путь прямого обучения.

     Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребенка. Для взрослого она – способ обучения. Организовать и провести игру – задача достаточно сложная для педагога. Можно выделить следующие условия проведения дидактической игры:

  • Наличие у педагога определенных знаний и умений относительно

дидактических игр.

  • Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей,

желание слушать, участвовать в игре.

  • Необходимость включения педагога в игру. Он является и участником,

и руководителем игры. Педагог должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно для детей направлять игру в нужное русло.

  •  Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя

      игру, педагог должен постоянно помнить, что он дает детям сложные

      учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения-

      эмоциональность, легкость, непринужденность.

  • Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к

игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к

выполнению дидактических задач.

  • Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения,

взаимопонимания, доверия и сопереживания.

  • Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и

ёмкой.

     Таким образом, овладение ребенком прочными знаниями, умениями, навыками- длительный процесс, который требует большого количества упражнений, поэтому дидактические игры должны быть разнообразными по содержанию, используемому материалу, форме, проводится систематически и постепенно усложняться. Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами реабилитации, обучения и воспитания.

     

Литература:

1. Стребелева Е.А. Коррекционно- развивающее обучение детей в процессе дидактических игр.- М.: Владос, 2008.

2. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре.- М.: Просвещение ,1999.

3. Удальцова Е.И.Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. Минск:- Народная Асвета, 1996.

4. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль, Академия Развития, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра-конкурс "Своя игра" для учащихся 7-го класса.

Выбранная форма дидактического конкурса наиболее удобна для проведения коллективных мероприятий, в которых могут принять участие учащиеся всей параллели 7 классов школы.  Поэтому наиболее подходи...

Дидактическая игра-конкурс по математике "Своя игра" для 10-го класса

Ключевые слова: математика, алгебра, старые задачи, старая школа, задачи для 6 класса по арифметике, «Своя игра», декада математики, неделя математики, открытый урок, презентация для внеурочного...

Авторские дидактические игры для развития мелкой моторики рук: "Чудо-дерево", Мастер конструирования букв", " Фасоль". Дидактические пособия для автоматизации, дифференциации звуков "Спиралька", "Подарочек"

*Цель пособия: Развитие устной речи, лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи. Развитие произвольного внимания, слуховой  и зрительной памяти, словесно – логического мышления....

Дидактические игры на образование относительных прилагательных у детей 5-7 лет. Дидактическое пособие

В настоящем пособии представлены дидактические игры для развития навыка словообразования  относительных прилагательных у детей старшего дошкольного возраста по лексическим темам «Посуда», «Одежда...