Упражнения для работы над словесным ударением 8 класс
учебно-методическое пособие (8 класс) на тему

Кирьянова Анастасия Вячеславовна

1. Ответь на вопросы.

Сколько ударных слогов может быть в одном слове?

Как можно определить количество слогов в слове?

Как надо произносить ударный слог?

Как надо произносить безударный слог?       

 

2. Раздели слова на слоги, определи количество слогов.

 

Малина, день, доска, ручка, тетрадь, девочка, ученица, уроки, воспитательница, воробей.

 

3.  Прочитай слова.

 

Помидор, автобус, апельсин, горчица, кастрюля, чернила, вешалка, карандаш, пятница, тетрадь, доска, лето, костюм, тростник, сахар, печенье, ветер, дождик, вода, космос, земля.

 

Подбери слава к каждой схеме:

/  – ,  – /,  / – – , –/ –,   – –/.

4. Подбери существительные, обозначающие дни недели, и числительные от одного до десяти  к данным схемам. Прочитай слова в микрофон. Следи за ударением в словах.

 

– –/–,  /–,  –/,  / – –,  –/ –.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovesnoe_8_.rar108.94 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения для работы над словесным ударением

8 класс


1. Ответь на вопросы.

Сколько ударных слогов может быть в одном слове?

Как можно определить количество слогов в слове?

Как надо произносить ударный слог?

Как надо произносить безударный слог?        

2. Раздели слова на слоги, определи количество слогов.

Малина, день, доска, ручка, тетрадь, девочка, ученица, уроки, воспитательница, воробей.

3. Запиши в тетрадь по пять односложных, двусложных, трехсложных и многосложных слов. Раздели их на слоги. Слоги пиши через чёрточку.

Например: то-ва-рищ, шко-ла.

4. Выбери из текста сначала слова с ударением на первом слоге, потом - с ударением на втором слоге и затем слова с ударением на третьем слоге.

Около полудня небо насупилось, надвинулась тёмная туча, и под весёлые раскаты грома зашумел ливень. Сначала мне очень не хотелось спускаться в подземелье, но потом, подумав, что ведь Валек и Маруся живут там постоянно, я победил неприятное ощущение и пошёл туда вместе с ними. В подземелье было темно и тихо, но сверху слышно было, как перекатывался гулкий грохот грозы, точно кто ездил там в громадной телеге по мостовой.

(В. Короленко.)

5. Подбери по три слова к каждой схеме. Произнеси слова в микрофон, выделяй голосом ударный слог.

–/ –,   – –/,   – /.

6. Начерти таблицу. Подбери к каждой схеме существительные, обозначающие названия чисел, дней недели или месяцев. Запиши их в таблицу. Произнеси слова в микрофон. Обращай внимание на ударение.

Схемы слов

Существительные

– –/

– /

/  –

–/ –

/ – –


7. Подбери слова, противоположные по смыслу. Прочитай их парами. Соблюдай словесное ударение.

Умный - ... , трудолюбивый - ... , трусливый - ... , аккуратный - ... , лживый - ... , жестокий - ... , хвастливый - ... .

8. Выпиши по пять эпитетов вместе с существительными из стихотворений

А. Пушкина «Зимнее утро» и «Няне». Прочитай их. Чётко выделяй голосом ударный слог.

9. Выпиши из былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» десять словосочетаний, состоящих из существительных и прилагательных. Научись говорить их с правильным ударением.

10. Попроси воспитательницу задать тебе десять вопросов на любую тему. Запиши их в тетрадь. Расставь ударения в словах. Прочитай вопросы вслух. Ответь на них. Чётко произноси ударный слог.

11. Прочитай отрывок из басни  И. Крылова два раза: первый раз читай, дирижируя, второй раз прочитай в микрофон. Обращай внимание на словесное ударение.

ВОЛК И ЯГНЁНОК.

(Отрывок.)

У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в истории мы тьму примёров слышим,

Но мы истории не пишем;

А вот о том, как в баснях говорят.

Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться;

И надобно ж беде случиться,

Что около тех мест голодный рыскал Волк.

Ягнёнка видит он, на добычу стремится;

Но, дёлу дать хотя законный вид и толк,

Кричит: «Как смёешь ты, наглёц, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питьё

Моё

С песком и с илом?

За дерзость такову

Я голову с тебя сорву! ..»

Попроси учителя (воспитателя) проверить, правильно ли ты расставляешь ударения в словах. Выучи басню наизусть.

12. Спиши отрывок из «Песни о вещем Олеге» А. Пушкина. Расставь ударения в словах. Попроси учителя прочитать этот отрывок. Проверь, правильно ли ты расставил(а) ударения. Исправь ошибки. Прочитай отрывок.

Скажи мне, кудесник, любимец богов,

Что сбудется в жизни со мною?

И скоро ль, на радость соседейврагов,

Могильной засыплюсь землёю?

Открой мне всю правду, не бойся меня:

В награду любого возьмёшь ты коня.

13. Спиши стихотворения, расставь ударения. Проверь себя дирижированием. Сначала сам(а) исправь ошибки. Затем попроси учителя (воспитателя) проверить тебя.  

Прочитай стихотворения в микрофон.

Вот уж снег последний в поле тает,

Тёплый пар восходит от земли,

И кувшинчик чистый расцветает,

И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зелёный дым одетый,

Тёплых гроз нетерпеливо ждёт;

Всё весны дыханием согрето,

Всё кругом и любит и поёт.. .

                                       (А. К. Толстой.)

Заметает пурга                               Ветер резвый уснул

        Белый путь.                                        На пути;

Хочет в мягких снегах               Ни проехать в лесу,

        Потонуть.                                        Ни пройти...

                                                                       (С. Есенин.)

14. Спиши текст, расставь ударения. Попроси учителя (воспитателя) прочитать этот текст в микрофон. Проверь, правильно ли ты расставил(а) ударения.

Зима выдалась суровая, с сильным ветром и снегом. За всю зиму ни разу не потеплело и не закапала с тесовых крыш суетливая талая вода. Ночью в лесу выли продрогшие волки.

15. Расскажи ребятам о каком-нибудь смешном случае в школе (семье). Запиши свой рассказ. Расставь ударения. Попроси товарища проверить, нет ли у тебя ошибок в ударении.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.

1. Кратко запиши свои впечатления от недавно просмотренного кинофильма. Расставь ударения. Прочитай свою запись товарищу. Следи за ударением.

2. Подбери десять существительных, у которых при изменении слова ударение передвигается с одного слога на другой. Составь с ними предложения. Прочитай их в микрофон, соблюдая ударение.

З. Рассмотри рисунки. Назови предметы, которые на них изображены. Произнеси эти существительные в микрофон. Вспомни загадки об этих предметах. Загадай их товарищам.

http://www.zamki-dvernye.ru/userfiles/nav_z16(1).jpghttp://drmedik.ru/wp-content/uploads/2015/07/onion.jpg

        http://o-dachnik.ru/wp-content/uploads/2014/04/cabbage741.jpg

                

http://forum.guns.ru/forums/icons/forum_pictures/001617/1617476.jpghttp://www.krugosvet.ru/images/1000177_PH07847.jpg

        https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4e/Helixpomatia_05.jpg

4. Спиши краткие прилагательные. Расставь ударения. Прочитай слова в микрофон. Придумай по одному предложению        с каждым прилагательным.        

Труден трудна трудно трудны.

Лёгок легка легко легки.        

 Низок низка низко низки.        

5. Прочитай глаголы в микрофон. Обрати внимание на ударение. Придумай по одному предложению с каждым глаголом. Запиши предложения в тетрадь.        

Начать начал начала.        

Понять понял поняла.        

Взять –  взял взяла.

Разорвать разорвал разорвала.        

Дать дал дала.        

Гнать гнал гнала.

Доплыть доплыл доплыла.        

Брать брал брала.        

6. Узнай у учителя, всегда ли правильно ты делаешь ударение в словах. В чём твои ошибки? Научись  их исправлять.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Герасимчик Л.В. Методические разработки по работе над словесным ударением глухих и слабослышащих.

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 120%; text-align: left; widows: 2; orphans: 2; } Словесное ударение в русском языке выступает в качестве одного из смыслоразличительных сре...

Упражнения для работы над словесным ударением 7 класс

1. Ты знаешь, что когда мы говорим, то одни слоги произносим с большей силой, чем другие. Это слоги ударные. В русском языке каждое слово имеет один ударный слог, остальные - безударные.Скажи, чем отл...

Упражнения для работы над логическим ударением 7 класс

В ПРЕДЛОЖЕНИИ ГЛАВНЫЕ ПО МЫСЛИ СЛОВА (СЛОВА, НА КОТОРЫЕ ПАДАЕТ ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ) ПРОИЗНОСЯТСЯ ГРОМЧЕ, ЧЕМ ОСТАЛЬНЫЕ. 1. Попроси учителя прочитать предложения в микрофон. Обрати внимание на то,...

Упражнения для работы над логическим ударением 8 класс

1. Вспомни, как произносятся слова, на которые падает логическое ударение. Прочитай вопросы. Ответь на них. Выделяй голосом слова, на которые падает логическое ударение....

Разноуровневые упражнения при работе с текстом 7 класс

Разноуровневые упражнения при работе с текстом 7 класс...

Презентация "Работа над словесным ударением с детьми с нарушениями слуха"

Словесное ударени - это выделение  каким - либо средством аккустическим средством одного из компонентов речи....

Презентация к коррекционному занятию по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи: «Дифференциация звуков З-С во всех позициях; работа над словесным ударением; восприятие текста «Перелётные птицы»; восприятие неречевых звучаний». Для о

Презентация к коррекционному занятию по формированию речевого слуха и  произносительной стороны речи: «Дифференциация звуков З-С во всех позициях; работа над словесным ударением; восприятие...