Упражнения для работы над логическим ударением 7 класс
учебно-методическое пособие (7 класс) на тему

Кирьянова Анастасия Вячеславовна

В ПРЕДЛОЖЕНИИ ГЛАВНЫЕ ПО МЫСЛИ СЛОВА (СЛОВА, НА КОТОРЫЕ ПАДАЕТ ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ) ПРОИЗНОСЯТСЯ ГРОМЧЕ, ЧЕМ ОСТАЛЬНЫЕ.

 

1. Попроси учителя прочитать предложения в микрофон. Обрати внимание на то, как учитель произносит подчёркнутые слова. Затем прочитай сам(а) в микрофон эти вопросы и ответы. Говори громче слава, на которые падает логическое ударение.

 

Как тебя зовут?  Меня зовут .. .

В каком классе ты учишься? 

Я учусь в седьмом классе.

Какая сёгодня погода? Сегодня пасмурная погода.

Сколько у тебя сегодня уроков?  

У меня сегодня шесть уроков.

Почему ты ,не гулял(а) вечером? Потому что у меня болела голова.

 

2. Послушай, как учитель читает вопросы и ответы. Потом прочитай их 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл log_udarenie_7_klass.docx31.52 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения для работы над логическим ударением          7 класс


В ПРЕДЛОЖЕНИИ ГЛАВНЫЕ ПО МЫСЛИ СЛОВА (СЛОВА, НА КОТОРЫЕ ПАДАЕТ ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ) ПРОИЗНОСЯТСЯ ГРОМЧЕ, ЧЕМ ОСТАЛЬНЫЕ.

1. Попроси учителя прочитать предложения в микрофон. Обрати внимание на то, как учитель произносит подчёркнутые слова. Затем прочитай сам(а) в микрофон эти вопросы и ответы. Говори громче слава, на которые падает логическое ударение.

Как тебя зовут?  Меня зовут .. .

В каком классе ты учишься?  

Я учусь в седьмом классе.

Какая сёгодня погода? Сегодня пасмурная погода.

Сколько у тебя сегодня уроков?  

У меня сегодня шесть уроков.

Почему ты ,не гулял(а) вечером? Потому что у меня болела голова.

2. Послушай, как учитель читает вопросы и ответы. Потом прочитай их сам(а) в микрофон. Правильно расставляй логическое ударение - главные по мысли слова (они подчёркнуты) произноси громче.

Куда вы вчера ходили?  Вчера мы ходили на экскурсию.

Где работает твоя мама?  Моя мама работает в аптеке.

Откуда вы приехали в наш город? Мы приехали из Краснодара.

Сколько человек в вашей семье?  У нас в семье пять человек.

Как зовут твою маму? Мою маму зовут Анна Ивановна.

В каком классе учится твоя младшая сестра? Она учится в шестом классе.

Вместе с товарищем прочитай ещё раз: ты читай вопросы, а товарищ - ответы, потом – наоборот.

3. Прочитай предложения. Обрати внимание на то, как логическое ударение меняет смысл предложения.

Ты сегодня пойдёшь в библиотеку? (а не твой товарищ)

Ты сегодня пойдёшь в библиотеку? (пойдёшь или нет)

Ты сегодня пойдёшь в библиотеку? (а не завтра)

Ты сегодня пойдёшь в библиотеку? (а не на стадион)

4. Расспроси товарища (подругу) о его (её) биографий. Скажи, какие слова в каждом вопросе требуют логического ударения. Говори в микрофон.

Где ты родился(ась)? Когда ты родился(ась)? Где работают твои родители? Есть ли у тебя братья и сёстры? В каком году ты поступил(а) в школу? В какую школу ты поступил(а)?

Какое общественное поручение ты выполняешь?

5. Товарищ (подруга) ходил(а) на экскурсию. Расспроси его (её) о виденном на экскурсии. Задай ему (ей) десять вопросов. Помни о логическом ударении.

6. Попроси учителя прочитать вопросы в микрофон. Затем повтори каждый вопрос и ответь на него. Определи, на какие слова падает логическое ударение. Говори в правильном темпе.

Как называется город, в котором ты живёшь?

Как велик ваш город?

Какие в нём улицы, дома?

Есть ли в вашем городе парк?

Какой он?

Почему тебе нравится ваш город?

7. Прочитай предложения. Правильно выделяй голосом слова, на которые падает логическое ударение.

Я занимаюсь в цирковом кружке.

Я очень люблю читать книги о животных.

Я интересуюсь разными журналами.

Я стараюсь хорошо говорить.

С окружающими я общаюсь только устно.

Поставь вопросы к данным предложениям. Определи слова, на которые падает логическое ударение.

8. Мальчик пишет письмо сестрёнке. Как ты думаешь, какие вопросы он задаст ей в письме? Запиши эти вопросы. Подчеркни слова, на которые падает логическое ударение. Прочитай эти вопросы в микрофон. Как ты будешь произносить подчёркнутые слова?

9. Прочитай в микрофон предложения. Выделяй голосом слова, на которые падает логическое ударение. Поставь вопрос к каждому предложению. Прочитай ещё раз в микрофон предложения и вопросы.

Ребята поймали птичку.

Рёбята поймали птичку.

Ребята поймали птичку.

10. Напиши предложение три раза. В каждом предложении подчеркни слова, на которые может падать логическое ударение. Попроси товарища проверить твою работу. Прочитай каждое предложение в микрофон. Выделяй голосом (говори громче) слова, на которые падает логическое ударение.

Я вчера был(а) в кино.

11. Прочитай предложения, спиши их в тетрадь. Определи, на что нужно обратить главное внимание в каждом предложении. Подчеркни эти слова. Скажи каждое предложение в микрофон два раза. Выделяй слова, на которые падает логическое ударение, голосом. Говори в правильном темпе.

У меня болит голова. Дайте мне, пожалуйста, таблетку от головной боли. Я не выучил(а) стихотворения. Мою учительницу зовут ... Я люблю кататься на лыжах. Мне нездоровится.

12. Придумай условие задачи для устного счёта. Скажи его учителю, выделяя голосом слова, на которые падает логическое ударение. Спроси, правильно ли ты произносил(а) их.

13. Прочитай отрывок из рассказа А. Чехова. Ответь на вопросы. Главные по мысли слова в вопросах и ответах говори громче.

БЕЛОЛОБЫЙ

(Отрывок.)

        Голодная волчиха встала, чтобы идти на охоту. Её волчата, все трое, крепко спали, сбившись в кучу, и грели друг друга. Она облизала их и пошла.

        Был уже весенний месяц март, но по ночам деревья трещали от холода, как в декабре, и едва высунешь язык, как его начинало сильно щипать. Волчиха была слабого здоровья, мнительная; она вздрагивала от малейшего шума и всё думала о том, как бы дома без неё кто не обидел волчат. Запах человеческих и лошадиных следов, сложенные дрова и тёмная унавоженная дорога пугали её, ей казалось, будто за деревьями в потёмках стоят люди и где-то за лесом воют собаки.....

Куда отправилась голодная волчиха?

Что делали волчата?

Сколько было волчат?

Что сделала волчиха перед уходом на охоту?

Какая была погода?

Какое здоровье было у волчихи?

О чём думала волчиха?

Что пугало волчиху?

Что казалось волчихе?

14. Прочитай текст. Придумай пять - семь вопросов к тексту. Запиши их. Научись внятно читать вопросы.

        Приказ: не пропускать фашистов на дорогу! Чтобы ни один не прошёл! Важная это дорога. Гонят по ней на машинах снаряды для боя. Походные кухни обед бойцам подвозят. И тех,

кто ранен, отправляют по этой дороге в госпиталь.

        Нельзя на эту дорогу врага пускать!

(Л. К а с с и л ь.)

15. Прочитай. Выделяй при чтении слова, на которые падает логическое ударение.

МЕТЕЛИЦА

(Отрывок.)

Метелица очнулся в большом тёмном сарае. Он лежал на голой сырой земле. Он сразу вспомнил всё, что произошло с ним. Удары, нанесённые ему, ещё шумели в голове, волосы

ссохлись в крови, - он чувствовал эту запёкшуюся кровь на лбу и на щеках.

Первая мысль, которая пришла ему в голову, была мысль о том, нельзя ли уйти. Он обшарил весь сарай, ощупал все дырочки, попытался даже выломать дверь. Он натыкался всюду на холодное дерево, а щели были так  малы, что они с трудом пропускали тусклый рассвет осеннего утра.....

(А. Фадеев.)

16. Прочитай вслух отрывок из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А. Пушкина. Подумай, на какие слова может падать логическое ударение. Выучи отрывок наизусть.

3а невестою своей Королевич Елисей

   Между тем по свету скачет.

   Нет как нет! Он горько плачет,

   И кого ни спросит он,

   Всем вопрос его мудрён;

   Кто скорее отвернётся;

   Кто в глаза ему смеётся,

   К красну солнцу наконец

   Обратился молодец...

17. Подбери стихотворение, которое ты выучишь к празднику. Спиши его. Подчеркни главные по мысли слова. Научись выразительно читать стихотворение. Прочитай его своим товарищам.

18. Прочитай пословицы и поговорки о временах года. Научись говорить их выразительно.

Весна красна цветами, а осень - пирогами.        

Два друга- мороз да вьюга.

Вьюги-метели под февраль налетели.

В летнюю пору заря с зарёй сходятся.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Спиши предложения. Подчеркни слова, на которые падает логическое ударение. Попроси учителя (воспитателя) проверить твою работу. Потом прочитай каждое предложение в микрофон. Слова, на которые падает логическое ударение, говори громче.

Я прочитал(а) интересную книгу. Мне очень понравился кинофильм. Какая холодная сегодня погода! Я не хочу идти гулять. Вчера на улице было пасмурно. Приближается праздник - Новый год! Поздравляю вас с Новым годом!

2. Прочитай вопросы. Дай на них полные ответы. Выдели голосом слова, на которые падает логическое ударение.

Какие испытания выпали на долю крепостного Герасима?

Чем был вызван приказ барыни «убрать» Муму?

Почему Герасим подчинился этому приказу?

Почему Герасим возвратился в деревню?

3. Спиши стихотворение. Подчеркни главные по мысли слова. Прочитай стихотворение, выделяя голосом слова, на которые падает логическое ударение.

Снег теперь уже не тот, -                

             Потемнел он в поле.

На озёрах треснул лёд,

                Будто раскололи.

               Облака бегут быстрей,

               Небо стало выше,

               Зачирикал воробей

               Веселей на крыше....

                                         (С. Маршак.)

4. Прочитай условие заданной на дом задачи по математике. Помни о логическом ударении. Попроси воспитателя проверить тебя.

5. Спиши отрывок из рассказа, который задан на дом по литературе, подчеркни в нём главные по мысли слова. Прочитай отрывок в микрофон. Выделяй слова, на которые падает логическое ударение, голосом.

6. Узнай у учителя, правильно ли ты выделяешь голосом слова, на которые падает логическое ударение. В чём твои ошибки? Научись исправлять свои ошибки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"

Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...

Доклад на тему:" Виды работ над логическим ударением"

Благодаря многолетнему опыту работы, накоплен интересный практический материал, которым пришло время делиться....

Формирование логического ударения через использование упражнений неслышащих школьников

Целенаправленная работа по развитию просодической стороны речи, проводимая по предложенной выше системе, оказывает положительное влияние на расширение речевых навыков детей, а использование ряда упраж...

Упражнения для работы над словесным ударением 7 класс

1. Ты знаешь, что когда мы говорим, то одни слоги произносим с большей силой, чем другие. Это слоги ударные. В русском языке каждое слово имеет один ударный слог, остальные - безударные.Скажи, чем отл...

Упражнения для работы над словесным ударением 8 класс

1. Ответь на вопросы.Сколько ударных слогов может быть в одном слове?Как можно определить количество слогов в слове?Как надо произносить ударный слог?Как надо произносить безударный слог?...

Упражнения для работы над логическим ударением 8 класс

1. Вспомни, как произносятся слова, на которые падает логическое ударение. Прочитай вопросы. Ответь на них. Выделяй голосом слова, на которые падает логическое ударение....

Разноуровневые упражнения при работе с текстом 7 класс

Разноуровневые упражнения при работе с текстом 7 класс...