Главные вкладки
Доклад на тему:" Виды работ над логическим ударением"
статья по теме
Благодаря многолетнему опыту работы, накоплен интересный практический материал, которым пришло время делиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды работ над логическим ударением.
Очень важным элементом в работе над речью слабо слышащего ребенка, является работа над логическим ударением. Работа над ритмически-интонационной структурой речи, является одним из звеньев работы над логическим ударением. Ритмически-интонационная структура речи состоит из мелодики, фразового ударения, паузы и синтагмы.
Данные вопросы освещены в литературе Ф.Ф.Рау и К.А.Волковой только в аспекте
школ для глухих детей.
В своей работе над логическим ударением у слабо слышащих учащихся мы отталкиваемся от выработки у детей паузы.
Пауза-это более или менее длительный перерыв звучания речи. Пауза помогает выделить из речи такие ее смысловые единицы как фразы. Пауза наряду с фразовым ударением содействует выделение во фразе синтагмы, определяет границы между ними. В зависимости от этого места меняется смысл фразы.
Она писать / долго не могла.
Она писать долго/ не могла.
Пауза, является наиболее доступным элементом , для слабо слышащих детей , из всех разделов ритмически-интонационной структурой речи. Именно поэтому, работа над логическим ударением начинается с наиболее легкого, с выработкой и правильной постановкой паузы.
Мелодика речи ,доступна только детям с большими остатками слуха. Работа над фразовым ударением, для детей с недостатками слуха ,представляет значительно большие трудности, чем пауза, тем более, что фразовое ударение, опирается на словесное, которое у детей с недостатками слуха часто страдает.
У детей наблюдается пословное членение фразы. Причины этого следующие:
- пословное членение речи самим учителем.
- Нередко наблюдается в школе неумеренная фиксация внимания учащихся на слове как единицы речи в ущерб работе над предложением.
- Пословное членение речи подкрепляется разделением слов на интервалы в книгах или при письме.
Другой вид неправильного членения речи выражается в том что, усвоив установку на слитное произнесение слов в предложении, учащиеся стремятся произнесение за один прием, любого предложение, независимо от количества составляющих слов. Будучи не в состоянии произнести длинное предложение на одном выдохе, учащийся делает паузу для вдоха не сообразуясь со смыслом, а иногда, разрывая на части даже слово.
Работу над логическим ударением , необходимо продолжать после того, как будет выработано умение делать паузы.
Работа начинается с подражания речи учителю. Ученик на стационарной аппаратуре слушает произнесение гласных звуков с разным логическим ударением и подражает речи учителя. После этого переходим на слоговые упражнения, используя таблицы, где проставлено ударение.
ТАтатата
татАтата
тататАта
татататА
Затем ,постепенно, переходим к выработке логического ударения во фразе из двух слов; затем постепенно фраза усложняется и удлиняется.
При выработке логического ударения используются вопросы и ответы:
КУДА пошли дети?
Дети пошли в МУЗЕЙ.
Затем переходим к работе с текстом. Здесь используется остаточный слух ученика.
Учитель читает текст за экраном, а ученик должен подчеркнуть слово, на которое падает логическое ударение. После этого ученик сам читает текст, так как он подчеркнул. Учитель исправляет в случае надобности.
На следующем этапе, переходим к стихотворениям, выученным наизусть. И здесь по слуху отрабатываем правильное логическое ударение
Работа над логическим ударением продолжается на протяжении всего обучения. Это длительный процесс требующий систематичности и постоянного контроля учителя, так как у детей с недостатками слуха отсутствует самоконтроль.
Список литературы:
- Дефектологический словарь 1974 год
- Волкова К.А. Произношение 1981 год
- Журнал Дефектология №3 от 1984 года
- Назарова Л.П. «Методика слуховой работы в школе слабослышаших»
Москва Просвещение 1981 год
- Ожегов Словарь русского языка
- Рау Ф.Ф. «Использование и развитие слухового восприятия у глухих учащихся»
АН ЛСФСЛ 1904 год
- Язовицкий «Выразительное чтение как средство эстетического воспитания»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему «Паралимпийские игры» включает в себя работу над речевым материалом урока, работу над произношением и дифференциацией звуков. Учащи...
Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...

Тема урока: «Простое предложение. Порядок слов. Логическое ударение».Цель урока: Закрепить знания учащихся по понятиям «простое предложение», «порядок слов в предложении», «логическое ударение»....
Задачи:- Учить умению дифференцировать звуки С-З на различном речевом материале, выделять голосом ударный слог и логическое ударение.- Учить умению различать на слух речевой материал.- Способствовать ...

В ПРЕДЛОЖЕНИИ ГЛАВНЫЕ ПО МЫСЛИ СЛОВА (СЛОВА, НА КОТОРЫЕ ПАДАЕТ ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ) ПРОИЗНОСЯТСЯ ГРОМЧЕ, ЧЕМ ОСТАЛЬНЫЕ. 1. Попроси учителя прочитать предложения в микрофон. Обрати внимание на то,...

1. Вспомни, как произносятся слова, на которые падает логическое ударение. Прочитай вопросы. Ответь на них. Выделяй голосом слова, на которые падает логическое ударение....

Среди проблем, над которыми работают педагогические коллективы школ, ведущее место занимают дифференциация индивидуализация и гуманизация обучения. Важность и социальная обусловленность проблематики о...