Главные вкладки

    Доклад на тему:" Виды работ над логическим ударением"
    статья по теме

    Благодаря многолетнему опыту работы, накоплен интересный практический материал, которым пришло время делиться.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vidy_rabot_nad_logicheskim_udareniem.odt27.09 КБ

    Предварительный просмотр:

                     

                                      Виды работ над логическим ударением.           

                  Очень важным элементом в работе над речью слабо слышащего ребенка, является работа над логическим ударением. Работа над ритмически-интонационной  структурой речи, является одним из звеньев работы над логическим  ударением. Ритмически-интонационная структура речи состоит из мелодики, фразового ударения, паузы и синтагмы.

                  Данные вопросы освещены в литературе Ф.Ф.Рау и К.А.Волковой  только в аспекте

    школ для глухих детей.

                  В своей работе над логическим ударением у слабо слышащих учащихся мы отталкиваемся от выработки у детей паузы.

                  Пауза-это более или менее длительный перерыв звучания речи. Пауза помогает выделить из речи такие ее смысловые единицы как фразы. Пауза наряду с фразовым ударением  содействует выделение во фразе синтагмы, определяет границы между ними. В зависимости от этого места меняется смысл фразы.

                   Она писать / долго не могла.

                   Она писать долго/ не могла.

                   Пауза, является наиболее доступным  элементом , для слабо слышащих детей , из всех разделов ритмически-интонационной структурой речи.  Именно поэтому, работа над логическим ударением начинается с наиболее легкого, с выработкой  и правильной постановкой паузы.

                    Мелодика речи ,доступна только детям  с большими остатками слуха. Работа над фразовым ударением, для детей с недостатками слуха ,представляет значительно большие трудности, чем пауза, тем более, что фразовое ударение, опирается на словесное, которое у детей с недостатками слуха часто страдает.

                   У детей наблюдается пословное членение фразы. Причины этого следующие:

    1. пословное членение речи самим учителем.
    2. Нередко наблюдается в школе неумеренная фиксация внимания учащихся на слове как единицы речи в ущерб работе над предложением.
    3. Пословное членение речи подкрепляется разделением слов на интервалы в книгах или при письме.

                     

                       Другой вид неправильного членения речи  выражается в том что, усвоив установку на слитное произнесение слов в предложении,   учащиеся стремятся  произнесение за один прием, любого предложение,  независимо от количества составляющих слов. Будучи не  в состоянии  произнести длинное предложение на одном выдохе, учащийся делает паузу для вдоха не сообразуясь со смыслом, а иногда,  разрывая на части даже слово.

                       Работу над логическим ударением ,  необходимо  продолжать после того, как будет выработано умение  делать паузы.

                      Работа начинается с подражания речи учителю. Ученик на стационарной аппаратуре слушает произнесение гласных звуков с разным логическим ударением и подражает речи учителя. После этого переходим на слоговые упражнения, используя таблицы, где проставлено  ударение.

                             ТАтатата                          

                              татАтата

                              тататАта

                              татататА

                    Затем ,постепенно, переходим к выработке логического ударения во фразе из двух слов; затем постепенно фраза усложняется и удлиняется.

                    При выработке логического ударения используются вопросы и ответы:

                    КУДА пошли дети?

                    Дети пошли в МУЗЕЙ.

                  Затем переходим к работе с текстом. Здесь используется остаточный слух ученика.

            Учитель читает текст за экраном, а ученик должен подчеркнуть слово, на которое падает логическое ударение. После этого ученик сам читает текст, так как он подчеркнул. Учитель исправляет в случае надобности.

                  На следующем этапе, переходим к стихотворениям, выученным наизусть. И здесь по слуху отрабатываем правильное логическое ударение

                   Работа над логическим ударением продолжается на протяжении всего обучения. Это длительный  процесс требующий систематичности и постоянного контроля учителя, так как у детей с недостатками  слуха отсутствует самоконтроль.

               

                           

                 Список литературы:

    1. Дефектологический словарь 1974 год
    2. Волкова К.А. Произношение 1981 год
    3. Журнал Дефектология №3 от 1984 года
    4. Назарова Л.П. «Методика слуховой работы в школе слабослышаших»

    Москва Просвещение 1981 год

    1. Ожегов Словарь русского языка
    2. Рау Ф.Ф. «Использование и развитие слухового восприятия у глухих учащихся»

    АН ЛСФСЛ 1904 год

    1. Язовицкий «Выразительное чтение как средство эстетического воспитания»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок РРС и ФП на тему: "Паралимпийские игры". Компьютер в школе. Звуки Ч-Т,ТЬ. Логическое ударение.,

    Урок на тему «Паралимпийские игры»  включает в себя работу над речевым материалом урока, работу над произношением и дифференциацией звуков.          Учащи...

    План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"

    Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...

    "Простое предложение. Порядок слов. Логическое ударение" конспект урока русского языка в 8 классе

    Тема урока: «Простое предложение. Порядок слов. Логическое ударение».Цель урока: Закрепить знания учащихся по понятиям  «простое предложение», «порядок слов в предложении», «логическое ударение»....

    Звуки с-з. Словесное и логическое ударение. Восприятие на слух фраз учебного и разговорно-обиходного характера»

    Задачи:- Учить умению дифференцировать звуки С-З на различном речевом материале, выделять голосом ударный слог и логическое ударение.- Учить умению различать на слух речевой материал.- Способствовать ...

    Упражнения для работы над логическим ударением 7 класс

    В ПРЕДЛОЖЕНИИ ГЛАВНЫЕ ПО МЫСЛИ СЛОВА (СЛОВА, НА КОТОРЫЕ ПАДАЕТ ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ) ПРОИЗНОСЯТСЯ ГРОМЧЕ, ЧЕМ ОСТАЛЬНЫЕ. 1. Попроси учителя прочитать предложения в микрофон. Обрати внимание на то,...

    Упражнения для работы над логическим ударением 8 класс

    1. Вспомни, как произносятся слова, на которые падает логическое ударение. Прочитай вопросы. Ответь на них. Выделяй голосом слова, на которые падает логическое ударение....

    Доклад на тему "Виды дифференциации и способы её реализации в учебном процессе"

    Среди проблем, над которыми работают педагогические коллективы школ, ведущее место занимают дифференциация индивидуализация и гуманизация обучения. Важность и социальная обусловленность проблематики о...