Презентация "Работа над словесным ударением с детьми с нарушениями слуха"
презентация к уроку на тему

Шипицина Елена Сергеевна

Словесное ударени - это выделение  каким - либо средством аккустическим средством одного из компонентов речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vebinar_shipitsina.pptx86.4 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа над словесным ударением с детьми с нарушениями слуха учитель по РСВ и ФП, Шипицина Е.С. г . Абакан , 2018 Государственное бюджетное образовательное учреждение «Школа – интернат для детей с нарушениями слуха»

Слайд 2

Что такое словесное ударение? Словесное ударение – выделение каким – либо акустическим средством одного из компонентов речи.

Слайд 3

Словесное ударение характеризуется следующими особенностями. Прежде всего, оно разноместно . В разных словах оно может приходиться на разные слоги. Второй его особенностью является подвижность. Это значит, что в пределах одного и того же слова оно может передвигаться с одного слога на другой.

Слайд 4

Сущность, функции и особенности словесного ударения Сущность словесного ударения состоит в том, что один из слогов слова произносится более громко и с большей протяжностью гласного, а все остальные слоги своеобразно изменяются в виде редукции безударных гласных.

Слайд 5

К.А. Волкова приводит следующие 5 типов ошибок в словесном ударении: 1-й тип – послоговая речь с ударением на каждом слоге слова (ко- ро - ва , яб - ло -ко); 2-й тип – перенесение словесного ударения на последний слог слова в тех случаях, когда оно не должно падать на этот слог; 3-й тип – словесное ударение не переносится на последний слог, но все же ставится не правильно; 4-й тип – двойное ударение; 5-й тип – нечеткое, монотонное произнесение всех слогов слова.

Слайд 6

Методика работы над словесным ударением. Задачей этого раздела является определение более длительного звука среди прочих кратких звуков, различение на слух ритма простейших слогосочетаний и умение воспроизводить их голосом.

Слайд 7

Упражнения для закрепления умения в различении ритмов Взрослый отбивает ритм, ребенок отхлопывает его в ладоши. Взрослый отбивает ритм на барабане, ребенок воспроизводит его на других инструментах (дудки, ксилофон, бубен и.т.д .) Взрослый отбивает ритм на инструментах, ребенок записывает графическое обозначение ритма ( ударный слог обозначается черточкой большей длины (_______ ___ ___). Взрослый проговаривает ритм слогосочетаний ( тата, татата ), ребенок записывает ритм и воспроизводит голосом. Взрослый с помощью слогосочетаний воспроизводит строчку из знакомого стихотворения, ребенок записывает её, находит в стихотворении, читает вместе с взрослым и.т.п .

Слайд 8

Различение ритмической структуры слова Задача упражнений этого раздела заключается в выработке умения определять ударные слоги в словах, выделять голосом ударные слоги при чтении слов и различать слова по количеству слогов, месту ударения и ударному слогу.

Слайд 9

Виды работ Ребенку предлагается конверт с набором прямоугольников различной величины и цветовой окраски. Взрослый произносит слово, ребенок слушает и составляет из прямоугольников его модель. Ребенку предлагается конверт с набором готовых схем слов (односложных, двусложных, трехсложных) Взрослый располагает на столе картинки с изображением, например, альбома, кисточки, красок, карандаша, и произносит одно из этих слов. Ребенок определяет, какое слово произнес учитель: а) только словесный; б) словесный с отхлопыванием , отстукиванием ритма; в ) словесный с изображением ритма. Подбор слов по заданному ритму Расстановка ударения в словах при слуховом восприятии.

Слайд 10

Методические рекомендации 1. Словесное ударение легче усваивается с использованием звукоусиливающей аппаратуры, хуже усваивается по чтению с губ. Поэтому использование звукоусиливающей аппаратуры, слуховых аппаратов, кохлеарных имплантов обязательно. 2. Речь учителя должна быть достаточно громкой, с хорошо выраженным ударением, потому как дети с недостатком слуха подражают слышащим, опираясь на слух и вибрацию. 3. При проведении занятий учитель обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку. Занятия должны проходить в занимательной форме с использованием различного наглядного материала. 4. Целесообразно проведение специальных упражнений по выделению словесного ударения.

Слайд 11

Методические рекомендации 5. Первое время следует давать речевой материал с опорой на зрительный анализатор с проставленным словесным ударением. 6. Тренировочные упражнения не должны быть громоздкими, а наоборот, краткими и занимательными. 7. На всех занятиях следует пользоваться повествовательной, вопросительной, восклицательной, повелительной интонациями. Также необходимо уделять внимание на формирование естественной интонации, выражающей различные эмоциональные состояния: радость, удивление, испуг, побуждении.

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-ритмические занятия с детьми, имеющими нарушения слуха

Использование музыкальных средств в коррекционной работе с глухими школьниками....

Музыкально-ритмические занятия с детьми, имеющими нарушения слуха

Использование музыкальных средств в коррекционной работе с глухими школьниками....

Конспект игрового занятия с детьми с нарушенным слухом 3-го года обучения "День рождения Мишутки"

Итоговое занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим для дошкольников  с нарушенным слухом 3-го года обучения по теме "Весна". Целью данного занятия является способствование обобщению пр...

Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушением слуха: состояние, проблемы, перспективы.

Главными задачами современного личностно-социально  ориентированного образования являются реализация прав лиц с особенностями психофизического развития на получение образования и коррекцион...

Урок развития речевого слуха и формирования произносительной стороны устной речи как форма коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением слуха.

В статье описывается структура индивидуальног занятия по ФРС и ПСУР;  его задачи и формы работы (диагностика, коррекционно-развивающая работа, мониторинг)....

Методические рекомендации "Использование информационно-коммуникационных технологий для развития словесно-логического мышления обучающихся с нарушением слуха на уроках русского языка"

В методических рекомендациях  описаны принципы, формы и виды использования информационно-коммуникационных технологий для развития словесно-логического мышления неслышащих обучающихся, приведены п...