Рабочая программа по предмету профильный труд 7 класс на 2015-2016 учебный год
рабочая программа (7 класс) по теме

Алексеенко Ольга Вячеславовна

рабочая программа 7 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2015-2016 учебный год, рассчитана на 136 часов (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.

Данная программа составлена на основе изучения и анализа научно- методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими тяжелую умственную отсталость, в условиях школы.

Обучение носит наглядно-действенный характер. На первом этапе воспитатель проявляет максимальную активность, демонстрируя ребенку игрушки, предметы, показывая ему способ действия с ними, сопровождая действия речью. Затем действия осуществляются совместно. Один из основных приемов обучения «рука в руке». При этом учитель постоянно комментирует выполняемые действия, используя свою речь в качестве стимулирующего средства для побуждения ученика к действиям. Далее педагог учит выполнять действия по подражанию. Следующим этапом является выполнение действия по образцу. Затем осуществляется выполнение задания по инструкции.

Программа направлена на достижение следующих целей:

успешная подготовка ребенка с ограниченными возможностями здоровья к условиям самостоятельной жизни, в том числе и труда:

  1. коррекция личности умственно отсталого ребенка;
  2. формирование социального опыта и поведения;
  3. практическая подготовка к самостоятельной жизни и труду;
  4. формирование знаний, умений и навыков, способствующих обслуживанию себя и других.

Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию эмоциональной сферы, личностного развития и познавательных возможностей учеников. Содержание обучения разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов у обучающихся.

Задачи, которые решаются в процессе обучения учеников следующие:

Воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.)

воспитание уважения к рабочему человеку;

Воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве;

Формирование у школьников эстетического отношения к труду;

Наряду с этими задачами на занятиях по обслуживающему труду решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся. Коррекционная работа выражается в формировании умений:

  • ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
  • предварительно планировать ход работы (устанавливать последовательность этапов выполняемой работы, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения, отчитываться о проделанной работе);
  • контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество выполненной работы).
  • овладение учащимися теоретическими знаниями, трудовыми умениями и навыками достаточными для самообслуживания, помощи семье, адаптации в современном обществе, ориентации в социуме и в быту;

В программу по обслуживающему труду включены следующие разделы:

  • Осенние хозяйственные  работы на пришкольной территории;
  • Уборка пришкольной территории
  • Уход за различными видами посуды.
  • уборка  помещения;
  • Генеральная  уборка помещения  
  • Правила безопасной работы.

Изучение этих разделов позволяет практически знакомить учащихся с окружающим их социумом, формировать у них навыки самостоятельности в обслуживании себя и близких.

Распределение тем и часов по конкретному разделу может варьироваться учителем в зависимости от степени подготовленности учащихся к восприятию предлагаемого материала. Учитель вправе сокращать предлагаемый материал, или, наоборот, добавлять новые темы. Большее количество часов отводится на практическую работу, сюжетно - ролевые игры, тренинги.

Данный предмет интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-развивающей работы.

В процессе обучения на уроках предусмотрены многократные упражнения на повторение умственных и практических действий заданного содержания. Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащихся соблюдения четких правил.

Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.

Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

- проявлять познавательный интерес;

- проявлять и выражать свои эмоции;

- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;

- участвовать в совместной, коллективной деятельности;

- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;

- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Метапредметные результаты.  Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:

- умение слушать и слышать учителя;

- умение работать по предложенному учителем плану;

- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, слоги);

- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;

- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;

- умение находить ответы на картинке;

- умение работать в паре и микрогруппе;

- умение следовать правилам поведения.

Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.

Уровни освоения деятельности:

- совместные действия с педагогом;

- деятельность по подражанию;

- деятельность по образцу;

- деятельность по последовательной инструкции;

- самостоятельная деятельность воспитанника;

- умение ребенка исправить допущенные ошибки.

Предполагаемые результаты освоения программы:

Садовые и хозяйственные работы на пришкольной территории. 

предполагается то, что учащиеся будут знать:

  • виды плодовых деревьев;
  • понятия ствол, крона, приствольный круг;
  • правила ухода за плодовыми деревьями;
  • правила вскапывания приствольного круга;  
  • название, назначение  и порядок хранения предметов садового инвентаря и спецодежды;
  • правила безопасной работы с инвентарем;
  • правила безопасной работы на пришкольном участке;
  • назначение и правила работы с секатором;
  • правила техники  безопасности при  работе с секатором.

Предполагается то, что учащиеся будут  уметь:

  • определять на местности дерево, куст, газон, клумбу;
  • находить объекты (дерево, кустарник) на  плане - схеме пришкольной территории;
  • применять хозяйственный инвентарь по назначению  и готовить его к хранению;
  • использовать спецодежду по назначению  и готовить её к хранению;
  • технологически правильно держать инструменты во время работы и следить за своей осанкой;
  • безопасной работы с секатором.

Практические работы:

  • Выбор спецодежды и инвентаря, в зависимости от вида работы и времени года;
  • Осенние работы:

- подметание дорожек и площадки;

- уборка листвы с газонов;

- сбор  и перенос  листвы.

- удаление с корнями однолетних цветковых растений из цветника.

- уборка растительных остатков на территории цветника.

  • зимние работы:

- расчистка дорожек с твердым покрытием от снега;

-сбор снега в кучи;

  • Весенние работы:

-вскапывание приствольного круга лопатой.

-сгребание мусора с клумб;

- посев семян на рассаду;

- высадка рассады на клумбу;

-прополка сорняков на клумбе;

- полив почвы из лейки.

  • отработка приемов работы с секатором (вхолостую);
  • уход за руками после работы;
  • очистка  инвентаря и установка на место хранения.

Уход за различными видами посуды.

предполагается то, что учащиеся будут знать:

  • санитарно - гигиенические требования к посуде;
  • об организации рабочего места (чистая посуда должна находиться отдельно от грязной)
  • требования к температуре воды для мытья посуды;
  • виды посуды (кухонная, столовая, чайная);
  • предметы посуды, их название, назначение, отличительные признаки по внешнему виду, материалу изготовления, покрытию;
  • чистящие и моющие средства и приспособления (тряпочки, губки, щетки)
  • особенности ухода за различными видами посуды (алюминиевой, эмалированной, с тефлоновым покрытием, стеклянной, фарфоровой);
  • порядок мытья посуды;
  • последовательность мытья посуды.

 Предполагается то, что учащиеся будут  уметь:

  • организовывать рабочее место (размещать грязную посуду рядом с мойкой, освобождать мойку и наполнять ее водой);
  • сортировать посуду по видам и степени загрязнения;
  • набирать на губку необходимое количество моющего средства;
  • мыть вначале менее загрязненную посуду;
  • чистить посуду в соответствии с покрытием;
  • соблюдать санитарно-гигиенические требования к состоянию кухни;
  • соблюдать правила безопасной работы с моющими средствами;

Практические работы:

  • организация рабочего места;
  • определение видов покрытий посуды;
  • выбор моющих и чистящих средств;
  • мытье и чистка кухонной утвари и посуды;
  • уход за салфетками, щетками для мытья и чистки посуды.
  • уход за руками после мытья посуды.

Уборка помещения.

предполагается то, что учащиеся будут знать:

  • назначение и устройство  лестницы в здании;
  • правила подметания лестницы;
  • правила безопасности при уборке лестницы;
  • рациональную последовательность уборки лестницы;
  • названия и назначение предметов инвентаря, уход за ними, хранение;
  • правила подметания пола;
  • правила протирания пола;
  • правила личной гигиены до и после уборки.
  •  Предполагается то, что учащиеся будут  уметь:

  • соблюдать  гигиенические требования к рабочей одежде;
  • подбирать и использовать по назначению инвентарь и приспособления;
  • технологически правильно выполнять приемы уборки и следить за осанкой при:

-подметании пола;

-подметании лестницы веником и сборе мусора в совок;

-мытье лестницы;

  • осуществлять уход за инвентарем, правильно хранить его;
  • осуществлять уход за руками после уборки.

Практические работы:

  • подметание лестницы веником;
  • сбор мусора в совок;
  • протирка перил (поручней);
  • мытье лестницы моющими средствами;
  • протирание пола;
  • уход за инвентарем и приспособлениями;
  • уход за руками до и после уборки.

Генеральная уборка помещения.

предполагается то, что учащиеся будут знать:

  • значение генеральной уборки помещения;
  • названия и назначение строительных элементов помещения, и виды  покрытий
  • правила уборки пыли (удаление пыли с жесткой мебели, радиаторов, подоконников);
  • правила мытья стенной панели, двери;
  • названия и назначение предметов инвентаря, уход за ним и его хранение;
  • правила подметания пола;
  • правила протирки пола;
  • правила личной гигиены до и после уборки.

Предполагается то, что учащиеся будут  уметь:

  • соблюдать эстетические и гигиенические требования к рабочей одежде;
  • замечать непорядок;
  • подбирать и использовать по назначению инвентарь, приспособления, моющие средства ;
  • технологически правильно выполнять приемы уборки помещения и следить за осанкой при:

-подметании пола и сборе мусора в совок;

-мытье пола;

-мытье  стенной панели, двери;

-мытье пола, покрытого линолеумом;

- удалении пыли с жесткой мебели и подоконника;

  • осуществлять уход за инвентарем, правильно хранить его;
  • уход за руками после уборки.

Практические работы:

  • планирование работы;
  • мытье радиаторов, подоконников, стенной панели, двери;
  • подметание пола веником и сбор мусора в совок;
  • протирание пола, покрытого линолеумом;
  • уход за инвентарем и приспособлениями;
  • уход за руками до и после уборки.

1полугодие

Тема

Цели

Виды работ

Оборудование

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25.

Труд и его значение в жизни общества. Профессии обслуживающего труда: младший обслуживающий персонал.

Планировка пришкольного участка. Повторение.

Объекты пришкольной территории (дерево, куст, газон, клумба). Повторение.

 Виды плодовых деревьев, растущих на участке.

Понятия об элементах дерева: ствол, крона, приствольный круг. Осенний уход за деревьями. Значение.

Виды спецодежды для осенних садовых  работ.

 Выбор и надевание спецодежды.

Хозинвентарь для осенних работ на участке (грабли, метла, лопата), устройство, назначение, правила и  приемы работы.

Уборка листвы с газонов граблями, укладка их в кучи, сбор в мешки. Правила безопасности.

Сгребание опавших листьев граблями вокруг деревьев. Правила безопасности.

.Oкапывание приствольного круга  лопатой. Правила безопасной работы.

Уход за инвентарем, установка на место хранения.

Зачетное занятие: «Осенние работы в саду».

Значение уборки помещения. Санитарно - гигиенические требования к помещению.

.Элементы помещения. Повторение. .Назначение и устройство лестницы в здании.

.Последовательность уборки лестницы, правила безопасной работы.

. Инвентарь и приспособления для уборки лестницы, Рабочая одежда, назначение, правила бережного отношения, хранение.

 Уборка лестницы: подметание лестницы веником и сбор мусора в совок.

Уборка лестницы: протирание перил (поручней) лестницы.

 Уборка лестницы: мытье ступеней лестницы

Правила  безопасности при работе с моющими средствами

Уборка лестницы:  мытье  лестничных пролетов 

Чистка и уборка инвентаря, установка  на место хранения

Зачетное занятие: «Уборка лестницы».

1 . Овладение учащимися теоретическими знаниями о видах плодовых деревьев, правилами ухода за ними.

2.Овладение учащимися трудовыми умениями и навыками технологически правильно держать грабли и лопату во время работы, готовить их к хранению.

3.. Содействие физическому развитию учащихся.

4.Воспитание положительного отношения к труду.

Закрепление знаний о  

видах осенних работ на участке.

1. Овладение учащимися теоретическими знаниями о строении лестницы в здании.

2.Учить  видеть непорядок,  грязь и формировать желание их устранить.

3.Учить выбирать инвентарь и использовать его по назначению;

3.Формирование навыков и приемов уборки лестницы.

Закрепление знаний о назначении и устройстве лестницы в здании.

Беседа: о труде, необходимости профессий младшего обслуживающего персонала. Значение профессий моп

в жизни общества.

Рассказ: виды деревьев и кустарников. Строение дерева: ствол, крона. Отличие куста от дерева. Осенний уход за деревьями. Приствольный круг. Значение. Правила вскапывания. Виды осенних работ на участке.

Спецодежда и инвентарь

(грабли, лопата) для осенних работ на участке, устройство, назначение, приемы работы. Подготовка к хранению, порядок хранения.

Правила безопасной  работы лопатой и граблями.

Выбор и надевание спецодежды для работы на пришкольном участке.

Вскапывание приствольного круга.

Очистка инвентаря и установка на место хранения. Уход за руками после уборки.

Уборка листвы с газонов

1.Беседа: устройство лестницы. Словарная работа.

2. Беседа: инвентарь и приспособления для уборки лестницы, проговаривание и запоминание новых слов - терминов, дидактическая игра: «Что взять для уборки».

3.Составление технологической цепочки уборки лестницы по картинкам.

4.Подметание лестницы веником;

5. Протирание перил (поручней) лестницы;

6. Крепление тряпки на швабру, промывка тряпки во время работы;

7. Протирание  ступеней лестницы;

8.Протирание лестничных пролетов;

9. Чистка и уборка инвентаря на место;

10.Уход за руками после уборки.

Подметание ступеней лестницы веником

План - схема пришкольной территории, наглядно - дидактический материал «Деревья  и кустарники», дидактическая игра «Третий лишний», спецодежда, Галле А.Г., Кочетова Л.Л. Тетради по обслуживающему труду (для учащихся коррекционных школ VIII вида) 7 класс, демонстрационные карточки, Дидактическая игра «Я знаю о профессиях все!», хозинвентарь (метла, грабли, лопата), крем для рук.

халат, перчатки, метла, грабли.

предметно - технологическая карта.

Халат, резиновые перчатки, веник, совок, швабра, половая тряпка, ведро, тазик, дидактическая игра: «Что взять для уборки», предметно - технологическая карта уборки лестницы,  презентация «виды уборки»,

демонстрационные упаковки моющих и чистящих средств, Галле А.Г., Кочетова Л.Л. Тетради по обслуживающему труду (для учащихся коррекционных школ VIII вида) 7 класс

авторские тестовые задания.

Халат, резиновые перчатки, веник, совок, предметно - технологическая карта уборки лестницы.

2 полугодие

Тема

Цели и задачи

Виды работ

Оборудование

1.

2.

4

5

6.

7.

8

9

10

11

12

13

14

15

16

1.Название и назначение предметов кухонной мебели и оборудования. Повторение.

2.Виды посуды по назначению (кухонная, столовая, чайная).

3. Инвентарь и приспособления для мытья посуды.

4. Средства для мытья посуды. Правила безопасной работы с моющими средствами.

5.Организация  рабочего места для мытья посуды.

6. Выбор и надевание рабочей одежды.

7.Порядок мытья посуды.

8.Сортировка посуды по видам и степени загрязнения.

9. Выбор моющих и чистящих средств.

10.Мытье посуды.

11.Уход за инвентарем и приспособлениями для мытья посуды.

12. Организация  рабочего места для мытья посуды. Повторение

13. Мытье посуды. повторение

1.Воспитание положительного отношения к труду.

2. Ознакомить  с видами посуды.

3.Формировать технологические навыки правильно выполнять приемы мытья посуды.

Теория:

1. Беседа: 1. Санитарно - гигиенические требования при работе на кухне.. 2.Название и назначение предметов посуды.

3. Инвентарь и приспособления для мытья посуды

4. Организация  рабочего места, требования к температуре воды.

5. Особенности ухода за различными видами посуды (аллюминевая, эмалированная, с тефлоновым покрытием, стеклянная, фарфоровая) Словарная работа.

Практика:

1 Выбор и надевание рабочей одежды.

2.Выбор моющих и чистящих средств.

3. нанесение на губку необходимого количества средства для мытья посуды.

4.  составление технологической карты  мытья посуды

5. определение предметов посуды по названию и назначению

6.Мытье посуды.

7. Уход за инвентарем и приспособлениями для мытья посуды.

8.Уход за руками после уборки.

ветошь, губка, моющее средство, предметно - технологическая карта, демонстрационные карточки, карточки с заданиями, презентация «мытье посуды».

17

Мытье  посуды.

Зачетное занятие.

Теория:

1. Инвентарь и приспособления для мытья посуды.

Практика:

2. Выбор моющих и чистящих средств.

ветошь, губка, моющее средство, предметно - технологическая карта.

18

19

20

21

22

23

24

25

1.Инвентарь приспособления, спецодежда для уборки помещений. Повторение.

2.Моющие средства для уборки. Правила безопасной работы.

3.Последовательность уборки помещения.

4.Удаление пыли с жесткой мебели и подоконника.

5.Подметание пола, покрытого линолеумом.

6. Отработка приемов мытья пола, покрытого линолеумом.

8. Вынос мусора.

7. Уход за инвентарем и приспособлениями для уборки, установка на место хранения.

1 . Овладение учащимися теоретическими знаниями трудовыми умениями и навыками уборки помещения.

2. Содействие физическому развитию учащихся.

3.Воспитание положительного отношения к труду.

Теория:

1.Беседа: Инвентарь и приспособления для уборки помещения. Выбор моющих и чистящих средств, правила безопасной работы. Словарная  работа.

2. Показ последовательности действий по демонстрационным карточкам.

дидактическая игра: «Что взять для уборки».

Практика:

4.Проветривание помещения;

5.Подметание пола веником, щеткой;

6.Сбор мусора в совок;

7.Удаление пыли с жесткой мебели и подоконника;

8.Отработка приемов мытья пола.

9. наполнение ведра водой

10. крепление тряпки на швабру

11. удаление пыли с подоконника.

12. мытье стенной панели

13.Вынос мусора.

14. Чистка и уборка инвентаря на место;

15.Уход за руками после уборки.

Предметно - технологическая карта, схема мытья пола, демонстрационные карточки, презентация дидактическая игра: «Что взять для уборки».

 «уборка помещения», халат, резиновые перчатки, веник, щетка, ведро, швабра, тряпка, тряпка для пыли, таз, моющие и чистящие средства,

26

27

28

29

30

31

 1.Объекты пришкольной территории: газон, клумба, цветник. Повторение.

2. Правила безопасной работы на участке.

3. Инструменты и приспособления для работы в цветнике: виды, назначение.  

4.Выбор и надевание рабочей одежды.

5.Полив клумбы.

6. Чистка и уборка инвентаря на место хранения.

1 . Овладение учащимися теоретическими знаниями трудовыми умениями и навыками работы в цветнике.

2.. Содействие физическому развитию учащихся.

3.Воспитание положительного отношения к труду.

Теория:

1.Беседа:1.Оформление пришкольного участка деревьями и кустарниками. 2.Виды кустарников, правила ухода за ними. 3.Правила техники безопасности при работе с секатором. Словарная работа.

Практика: 

1. Выбор и надевание рабочей одежды.

2. Выбор инвентаря для садовых работ.

6. Полив клумбы.

7.Чистка и уборка инвентаря на место.

8. Уход за руками.

преметно-технологическая карта, игра «найди лишний предмет», презентация «виды садовых и хозяйственных работ на участке», презентация «что растет на клумбе, презентация «инструменты для работы в саду», инвентарь и приспособления для работы в цветнике, халат, перчатки, лейка.

32

Весенние работы на пришкольном участке.

Зачетное занятие

Теория: Правила безопасной  работы инвентарем.

Практика: Полив клумбы из лейки

Инвентарь и приспособления для работы в цветнике, халат, перчатки.

предметно - технологическая карта.

Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:

  • Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 классы, в 2 сб., под редакцией В.В. Воронковой.- М.: Владос,2001.- 240с.
  • Галле А.Г., Кочетова Л.Л. Программа по обслуживающему труду для детей с умеренной умственной отсталостью 6-9 классы. - М.:Аркти,2009.-71с
  • Трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах VIII вида. Новые учебные программы, под редакцией А.М. Щербаковой,  М.: Энас, 2001.
  • Галле А.Г., Кочетова Л.Л. Тетради по обслуживающему труду (для учащихся коррекционных школ VIII вида) 6-9 классы. - М.:Аркти,2009.

Для подведения итогов в конце каждой четверти проводятся зачетные занятия: выполнение отдельной операции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 классы, в 2 сб., под редакцией В.В. Воронковой.- М.: Владос,2001.- 240с.
  2. Галле А.Г., Кочетова Л.Л. Программа по обслуживающему труду для детей с умеренной умственной отсталостью 6-9 классы. - М.:Аркти,2009.-71с
  3. Трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах VIII вида. Новые учебные программы, под редакцией А.М. Щербаковой,  М.: Энас, 2001.
  4. Галле А.Г., Кочетова Л.Л. Тетради по обслуживающему труду (для учащихся коррекционных школ VIII вида) 6-9 классы. - М.:Аркти,2009.
  5. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития, под редакцией И.М. Бгажноковой. М.: Владос, 2007
  6.  Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта, под редакцией И.М. Бгажноковой, Москва, Владос, 2007
  7.  Маллер А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей.-М.:Просвещение, 1990.-128с.
  8.  Пинский Б.И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития уч-ся вспомогательной школы. -М.:Педагогика, 1985.-128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету профильный труд 11класс 2016-2017 учебный год

рабочая программа по предмету профильный труд 11класс...

Рабочая программа по предмету профильный труд 5 класс на 2014-2015 учебный год

рабочая программа по предмету профильный труд 5 класс...

Рабочая программа по предмету "Профильный труд" 6класс на 2014-2015 учебный год

Рабочая программа для 6 класса по учебному предмету «Профильный труд» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2014-2015 учебный год, рассчитана на 102 часа (исходя из 34 учебных н...

Рабочая программа по предмету профильный труд 8а класс 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по предмету профильный труд 8а класс  на 2021-2022 учебный год...

Рабочая программа по предмету профильный труд 12 класс 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по  предмету профильный труд 12 класс  на 2021-2022 учебный год...