Программа «Использование компьютерных технологий на логопедических занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
рабочая программа по теме

Егорова Елена Сергеевна

Введение, Пояснительная записка, Содержание программы, Учебно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ipk_na_logo_zanyatiyah.docx34.01 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

«Использование инновационных компьютерных технологий в

логопедической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

ВВЕДЕНИЕ

Общение с детьми, наблюдения и размышления над воспитательным и образовательным процессами приводят к пониманию того, что использование компьютера в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ в учреждении социальной защиты населения тоже необходимо. Разумеется, компьютер является не более чем инструментом в руках педагога.

Грамотное использование компьютера ставит ребенка в совершенно новую, качественно отличающуюся ситуацию развития. Взаимодействуя с компьютером, открывая для себя его возможности, ребенок овладевает новыми формами общения, расширяет границы познаваемого мира.

Активизация мышления, стремление к новым знаниям неизбежно ведут за собой и формирование таких ценных личностных качеств, как самостоятельность, любознательность, активность, инициативность и в то же время усидчивость, внимательность, сосредоточенность.

Компьютерные игры - совершенно новый вид деятельности для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью. Их специфика заключается в том, что ребенок должен самостоятельно найти способы решения какого-либо задания.

В отличие от других игр и видов деятельности они позволяют:

- увидеть продукт своей игры;

- восстановить процесс и динамику развития  ребенка.

Но компьютерные игры не изолированы от педагогического процесса. Они предлагаются в сочетании с традиционными играми и обучением, не заменяя обычные занятия и игры, а дополняя их, входя в их структуру, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.

Использование компьютера не цель, а средство воспитания и развития ребенка, формирования его личности, коррекции и обогащения его интеллектуальной сферы.

Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, культура использования персонального компьютера как средства решения задач деятельности становятся сейчас необходимыми каждому человеку. Все это предъявляет качественно новые требования  к  коррекционному обучению - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка, его социализации в обществе.

Каждый человек для осуществления своей деятельности должен освоить в процессе непрерывного образования не только традиционные, но и новейшие средства. Современное общество живет среди постоянно увеличивающегося потока информации, который каждые несколько лет практически удваивается. Не утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать практические задачи человеку помогает компьютер.

«Завтра» наших детей - это информационное общество. Если сегодня еще есть сферы жизни, где можно обойтись без компьютера, то в информационном обществе неумение пользоваться компьютером будет означать социальную инвалидность.

В сегодняшних условиях информатизации общества педагоги и родители должны быть готовы к тому, что ребенок, скорее всего, столкнется с применением вычислительной техники в социуме. Поэтому необходимо заранее готовить его к предстоящему взаимодействию с образовательными информационными технологиями. 


 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемый опыт работы по созданию компьютерно-игрового комплекса представляет собой особый метод, систему педагогических условий и новое содержание детской деятельности в коррекции речевого развития и познавательной сферы детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью.

Настоящий комплекс описывает курс использования компьютерных  технологий в работе с детьми  с выраженной умственной отсталостью, находящихся в учреждении системы социальной защиты населения г. Москвы,  на логопедических занятиях.

Цель программы - коррекционно-развивающая работа по формированию речевых навыков, развитие познавательной деятельности, творческих способностей детей на логопедических занятиях с использованием информационных компьютерных технологий. 

Задачи:

1. Формирование психологической готовности к обучению.

2. Формирование способности принимать решения.

3. Формирование интереса к игровой и к учебной деятельности.

4. Формирование мотивационной готовности к деятельности.

5. Развитие волевых качеств, умения подчинять свои интересы определенным правилам.

6. Развитие произвольной моторики пальцев рук.

7.Формирование навыков работы с персональным компьютером на логопедических занятиях:

- дать необходимые знания, обеспечивающие возможность работы на компьютере;

-  сформировать основные умения, необходимые в работе с компьютером;

- показать ребенку его собственные возможности в управлении компьютером.

8. Развитие высших психических функций, мыслительных процессов, памяти, основных свойств внимания.

9. Совершенствование диалогической речи детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы и инструкции, смысл заданий, уметь задавать вопросы, отвечать на них разными способами.

10.   Расширение кругозора.

11. Воспитание у детей коммуникативных навыков: потребности в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками.

Программа ориентирована:

- на развитие логического и комбинаторного мышления, высших психических функций;

- на отработку навыков работы с компьютером (восприятие информации с экрана, ее анализ, управление мышью и клавиатурой);

- на знакомство с основными устройствами компьютера; основными приемами работы, созданием графических изображений.

- на развитие общих речевых навыков;

- на развитие речевой активности, связной речи;

- на развитие фонематического восприятия, звукобуквенного анализа и синтеза.

Применение компьютера на логопедических занятиях имеют два направления:

- как средство обучения, основная цель которого использование компьютерных программ при обучении грамоте, письму, чтению, развитию графомоторных навыков;

- как средство познавательного развития, развития высших психических функций ребенка.  

В процессе работы выделено три основных этапа коррекционного воздействия с использованием компьютерных технологий.

Первый этап  - подготовительный.

Его главной целью служит формирование мотивационной готовности ребенка к участию в коррекционно-развивающем процессе с использованием ИКТ. Кроме того, ребенок обучается некоторым элементарным действиям с компьютером.

Основные направления работы на первом этапе:

- создание установки на активное, сознательное участие ребенка в этом процессе;

-  преодоление его неречевого и речевого негативизма;

 - ознакомление воспитанника с внутренними правилами, по которым работает компьютерная программа;

- формирование правильного расположения и посадки во время работы за компьютером.

При необходимости такая деятельность продолжается и на следующем этапе.

Логопед сначала сам демонстрирует, как нужно выполнять предложенные задания. Затем воспитаннику самому предлагается выполнить задание.

Для затормаживания непроизвольных насильственных движений подвижных органов артикуляционного аппарата, мелкой моторики используются тренировочные упражнения для расслабления соответствующих мышц.

Второй этап – формирующий.

Основная цель этого этапа состоит в коррекции и развитии речевой активности детей. Здесь работа связана с коррекцией нарушений и развитием речевого дыхания, артикуляционного праксиса, а также формированием звукового анализа, обогащением словарного запаса, становлением связной речи.

Третий этап – саморазвивающий.

Цель этого этапа заключается в развитии самоконтроля и в закреплении полученных навыков устной речи и выполнения заданий.

Принципы использования компьютерных технологий:

- простота – дать понятия и определения в максимально доступной форме;

- лаконичность – форма изложения должна быть максимально краткой;

- актуальность – упражнение должно соответствовать окружающей действительности;

- переносимость – знания и навыки должны быть универсальными, для того, чтобы их можно было использовать в других видах деятельности.

Основные источники программы:

Коррекционная работа по развитию речи детей с интеллектуальной недостаточностью требует системного, комплексного подхода. Наиболее эффективными компьютерными программами являются: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры», «Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Даша-следопыт», «Фонема» и др.

В увлекательной игровой форме освоить мультимедийные возможности интегрированной среды на базе обучающих адаптированных программ, необходимые для развития коммуникативной функции речи на логопедических занятиях (Учимся, играя. Учимся читать. Учимся писать.).

Деятельность детей.

Работа в графическом редакторе программ.

Работа в текстовом редакторе программ.

Работа со звуком в программах.

Содержание и организация процесса обучения.

 На логопедическом занятии детям предлагается:

Иллюстрированная инструкция, объясняющая назначение и целесообразность использования инструментария программ для выполнения задания.

Файл с заданиями, созданный в программе; скачивая на рабочий стол этот ресурс, ученики могут прослушать инструкцию и выполнить задание.

Результатом работы ученика в каждом занятие является правильное выполнение упражнений и заданий в предложенной программе с использованием рекомендованного инструментария.  

Алгоритм выполнения заданий осуществляется в форме объяснения, показа, совместного выполнения упражнений. Возможна и самостоятельная работа с инструкциями, которые написаны в доступной форме. После объяснения задания ученик самостоятельно доделывает его. Логопед обсуждает правильность выполненных заданий и оценивает его или рекомендует переделать задания с учетом высказанных замечаний.

Условия реализации программы.

Использование компьютера в логопедической работе позволяет работать с одним ребенком или несколькими детьми одновременно, способствует активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к обучению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей и решению задач на логопедических занятиях и, в целом, оптимизирует работу логопеда.

 Формы работы:

подгрупповая - подача учебного материала коллективу учеников, совместное выполнение упражнений;

индивидуальная - самостоятельная работа воспитанника с оказанием учителем помощи при возникновении затруднения, не уменьшая его активности и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.

Логопедическое занятие с использованием компьютера имеет свои особенности. При планировании занятия необходимо учитывать следующие правила:

  • Продолжительность занятия на компьютере – не более10 минут
  • Игра может быть включена, как часть занятия (на основном или заключительном этапе)
  • Периодичность - 2 раза в неделю
  • Индивидуальное дозирование нагрузки при зрительных нарушениях
  • Проведение гимнастики для глаз
  • Включение в занятия учителя-логопеда игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.
  • Противопоказания – эпилепсия

Данная программа не может быть рассчитана на определённый отрезок времени. Это обусловлено различной степенью тяжести речевого дефекта и выраженности недоразвития познавательных процессов каждого конкретного ребенка. Каждый конкретный ребенок будет осваивать данную программу в соответствии со своими возможностями и способностям и в своем темпе продвигаться в речевом и познавательном  развитии.

 Примерный тематический перечень электронных средств учебного  назначения.

Компьютерную поддержку рекомендуется осуществлять в соответствии с планированием, таких как:

  • компьютерные азбуки и буквари для ознакомления с работой с текстом;
  • компьютерные раскраски и геометрические конструкторы;
  • компьютерные мозаики, пазлы и др.;
  • логические игры на компьютере;
  • компьютерные энциклопедии, путешествия;
  • игры-кроссворды и азбуки на компьютере;
  • тематические компьютерные игры  и задания.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение интереса к занятию; 
2. Более полное усвоение теоретического материала; 
3. Развитие логических операций: синтеза, анализа, обобщения, классификации, сравнения; 
4. Достижение желаемого коррекционно-образовательного эффекта в более короткие сроки; 
5. Возможность индивидуализации коррекционного процесса за счет выбора уровня сложности заданий, соответствующего актуальному состоянию речевых и языковых средств ребёнка, а также зоне его ближайшего развития детей. 

6. Приобретение следующих технологических навыков: передвижение объектов мышкой, использование инструментов «Заливка», «Линейка», «Карандаш»; печатание и редактирование текста.



Планирование развивающих адаптированных компьютерных

игр и упражнений

Неделя/Лексическая тема

Дата

Игры, задания, упражнения

Сентябрь

3-я неделя – «Школа. Класс. Школьные принадлежности»

1. Игра «Профессии»

2. Игра «Исключи лишнее»

4-я неделя –

«Режим дня. Части тела. Предметы для гигиены»

1.Игра «Часики»

2. Игра «Одень человечка»

Октябрь

1-я неделя –

«Осень. Признаки осени»

1. Игра «Поймай листочки»

2. Игра «Подбери цвет»

2-я неделя –

«Овощи, огород»

1. Игра «Исключи лишнее»

2. Игра «Что где растет»

3-я неделя –

«Фрукты, сад»

1. Игра «Угадай вкус»

2. Игра «Найди такой же»

4-я неделя –

«Лес. Грибы и  ягоды»

1. Игра «Подбери по величине»

2. Игра «Собери картинку из пазлов»

Ноябрь

1-я неделя –

«Продукты питания»

1. Игра «Исключи лишнее»

2.Игра «Повторяю слово»

2-я неделя –

«Посуда»

1. Игра «Подбери картинку».

2. Игра «Угадай звук»

3-я неделя –

«Мебель»

1. Игра «Угадай по форме».

2. Игра «Подбери пару»

4-я недели -  

«Домашние животные»

1.Игра «Кто как двигается»

2.Игра «Угадай голос»

Декабрь

1-я недели -  «Домашние животные и их детеныши»

1. Игра «Найди детёныша».

2. Игра «Лови яички»

2-я недели -  

«Дикие животные»

1.Игра «Собери картинку»

2. Игра «Поймай зайчика»

3-я недели -  «Дикие животные и их детеныши»

1. Игра «Найди детёныша».

2. Игра «Найди животных»

4-я неделя –

«Новый год. Ёлка»

1.Игра «Наряди ёлочку»

2. Игра «Задуй свечу».

Январь

1-я неделя -  

Каникулы

2-я неделя –

«Домашние птицы»

1.Игра «Найди каждому свой домик»

2. Игра «Угадай по голосу»

3-я неделя –

«Птицы дикой природы»

1.Игра «Нарисуй по точкам»

2.Игра «Сфотографируй животных».

4-я неделя –

«Зима. Зимние забавы»

1.Игра «Лыжник»

2.Игра «Поймай снежинку»

Февраль

1-я неделя – «Одежда. Головные уборы»

1.Игра «Убери лишнее»

2.Игра «Робот»

2-я неделя –

«Обувь»

1.Игра «Найди пару»

2.Игра «Пройди лабиринт»

3-я неделя – «Профессии. Защитники Родины»

1.Игра «Поймай ракету»

2.Игра «Попади в цель»

4-я неделя –

«Профессии»

1.Игра «Профессии»

2.Игра «Построй домик»

Март

1-я неделя – «Весна.

Признаки весны»

1.Игра «Раскрась картинку»

2.Игра «Собери фигурки»

2-я неделя – «Семья.

Мамин праздник»

1.Создай открытку

2.Игра «Сделай торт»

3-я неделя –

«Инструменты»

1.Игра «Рисуй кисточкой»

2.Игра «Раскопай клад»

4-я неделя –

«Бытовые приборы»

1.Игра «Собери мусор»

2.Игра «Подбери деталь»

Апрель

1-2-я неделя – Транспорт»

1.Игра «Автомобилист»

2.Игра «Кораблик»

3-я неделя –

«Улицы города»

1.Игра «Пройди лабиринт»

2.Игра «Магазин»

4-я неделя –

«Правила дорожного движения»

1.Игра «Нади ошибки художника»

2.Игра «Собери пазлы»

Май

1-я неделя –

«Насекомые. Рыбы»

1.Игра «Рыбалка»

2.Пишем элементы букв

2-я неделя –

«Цветы луга, сада»

1.Игра «Найди лишнее»

2.Пишем элементы букв


Используемые средства программной поддержки.

1.  А.В.Хуторской,  Г.А.Андрианова  Методическое пособие «Информатика и ИКТ в начальной школе»

2.  С. Железнов, Е. Железнова  «Веселая логоритмика.  Развивалочки» (аудио)

3.  Г.О. Аствацатуров Л.Е.Шевченко    Программа  для развития речи, формирования правильного произношения  «Развиваем речь. Учимся говорить правильно» (РС-СD)

4. Е.В. Макунина С.Л. Косяченко  «ПервоЛого 3.0»

5. «Игры для Тигры» (РС-СD)

6. «Мир информатики. 1-2 год обучения»
7. «Мир информатики. 3-4 год обучения»

8. Фирма «Дельта» Программа «Фонема»

9. А.Тарасова «Азбука для малышей. Мышонок учится читать»    (AUDIO-курс)

10. Е.В.Бульба «Азбука. Мышонок учит буквы» (DVD-video)            

8. «Учимся думать», сборник игр, развивающих навыки мышления.

9. «Веселые прописи» на CD.

10. Т.Овчинникова «Логопедические распевки» (mp3)

11. «Большая детская энциклопедия» на CD

12. «Смешарики»  на CD и другие.

13. Развивающая программа «Даша-следопыт» (DVD-video),

14.  Internet сайты: www.teremoc.ru,  www.defectolog.ru , www.logoburg.com www.logopedplus.ru,  www.loqopedmaster.ru,  www.Loqopedia.com

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Новые информационные технологии в логопедической работе.

Ю.Ф. Гаркуша, Манина Е.В., Черлина Н.А., / Логопед № 3, 2004г.;

2. Вильямс Р., Маклин К. Компьютеры в школе: Пер. с англ./Общ. ред. и вступ.ст. В.В.Рубцова. - М.: Прогресс, 1988.

3. Кремер О.Б. Оригинальные компьютерные игры как средство педагогической коммуникации для реализации индивидуализированного обучения в коррекционной школе 8-го вида. // Электронный журнал Федерации Интернет Образования, Московского Центра Интернет-образования "Вопросы интернет образования" - 2004. № 20. http://vio.fio.ru/vio_20/cd_site/Articles/art_1_12.htm

4. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987. - 144 с. - (Психологическая наука - школе).

5. Вайнер М. Э., Степанова О. А., Чутко Н. Я. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями. // Под. ред. Кумариной Г. Ф. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 27-31,83-110 с.

6. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. Учебное пособие для студентов пед.учеб. заведений.-М.,2003 
7. Лизунова Л. Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. Пермь 2007.

8. Л.А. Леонова, Л.В.Макарова "Как подготовить ребенка к общению с компьютером", М. "Вентана-Граф", 2004

9. Л.Р.Лизунова "Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста" Пермь, 2005

10. М. Никитина "Ребенок за компьютером" М., Эксмо, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение информационно-компьютерных технологий в работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья

Среди тенденций современного общества прослеживается одна, которую невозможно не заметить — это повсеместная компьютеризация и информатизация всех областей человеческой жизни. Это неслучайно. Ве...

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ

Логопедический массаж – активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей переферического речевого аппарата. Логопедический массаж предста...

Методические рекомендации по организации и содержанию занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Методические рекомендации позволяющие организовать работу по художественному творчеству с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Здесь подробно рассматривается каждый этап занятия с точки зрен...

Открытый урок с применением технологии телеприсутствия на занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Открытый урок с применением технологии телеприсутствия на занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

«Применение средств адаптивной физической культуры для занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

Главным средством, улучшающих психическое и физическое состояние детей, является адаптивная физическая культура. Адаптивная физкультура – это одна из возможностей приобрести силы, укрепить з...

Программа занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В документах, положенных в основу программы коррекционной работы понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» (в дальнейшем ОВЗ) - это дети, имеющие различные отклонения психического или физи...

Использование здоровьесберегающих технологий учителем – дефектологом на коррекционных занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем XXI века. Для достижения целей здоровьесберегающих технологий  на своих коррекционных занятиях я при...