Рабочая программа и КТП по предмету "Чтение и развитие речи" 9 класс
рабочая программа (9 класс) по теме

Корнева Наталия Дмитриевна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_chtenie_9_klass.docx50.98 КБ

Предварительный просмотр:

                         

       

                                                                         

Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» 9 класс,

по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта на

2015-2016 учебный год

   Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) об-щеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы», допущенной Министерством обра-зования и науки РФ, Москва, «ВЛАДОС», 2011, под редакцией В.В Воронковой.

                                                     

  Составитель: Корнева Н.Д., учитель русского языка и литературы,

Пояснительная записка

Данная программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственно-го образовательного стандарта общего образования (утвержден 05.03.2004 г. № 1089); ФБУП (утвержден 09.03.2004 г. № 1312 с изменениями от 20.08.2008 г. № 241, от 30.08.2010 г. № 889, от 03.06.2011 г. №1994, от 01.02.2012 г. №74); Программой специальных (коррекцион-ных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы, допущенной Министерством образования и науки РФ, Москва, «ВЛАДОС», 2011, под редакцией В.В. Воронковой»; учебным планом школы на 2015—2016 учебный год, календарным учебным графиком работы школы на 2015-2016 учебный год ,расписанием занятий на 2015-2016 учебный год, Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015-2016 учебный год (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 31.03.2014 № 253).

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2011. – Сб.1. – 224 с.

2. И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина. Чтение. 9 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2006г.

     В школе для детей с нарушениями интеллектуального развития в старших (5-9) классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.

Учащиеся должны:

  • овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
  • получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
  • научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

     Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с нарушениями интеллектуального развития является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

     На уроках чтения в 5-9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его прочтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.

     Школьники с нарушением интеллектуального развития трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биография писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.

     На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

     Это требует  серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.

Рабочая программа в 9 классе рассчитана на 102 часа в год, на 3 часа в неделю.

Содержание курса «Чтение и развитие речи».

     Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.

     Произведения УНТ: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады.

     Литературные сказки.

     Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.

     На примере художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка.

     Произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, А.Н. Майкова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.П. Чехова, А.И. Куприна, И.А. Бунина.

     Произведения А.М. Горького, В.В. Маяковского, С.А. Есенина, А. Н. Толстого, А.А. Фадеева, М.А. Шолохова, К.Г. Паустовского, К.М. Симонова, В.М. Инбер, Р. Гамзатова, В.М. Шукшина, Ф.А. Абрамова, Ч. Айтматова, Л.Н. Ошанина, С.В. Михалкова, Ф. А. Искандера, Л. Рыбакова, Б. Окуджава.

     Навыки чтения.

     Совершенствования техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии.             Выделение главной мысли произведения.

     Составление характеристик героев, обоснование своего отношения к героям и их поступкам, объяснение причин тех или иных  поступков героев (с помощью учителя).

     Работа над планом, средствами языковой выразительности.

     Пересказ содержания прочитанного; составление рассказа по предложенной теме на материале нескольких произведений.

     Знание основных сведений о жизни писателей.

     Заучивание наизусть стихотворений, прозаических отрывков.

Внеклассное чтение

     Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного.

     Составление отзыва о прочитанной книге, статье из газеты или журнала.

     Ведение дневника или стенда внеклассного чтения.

Рекомендуемая литература (на выбор)

Ахматова А.А. Стихотворения.

Беляев А.Р. «Человек-амфибия».

Богомолов В.О. «Иван».

Бондарев Ю.В «Последние залпы, «Горячий снег».

Быков В.В. «Альпийская баллада», «Обелиск».

Васильев Б.Л. «А зори здесь тихие».

Жюль Верн «Таинственный остров».

Воскресенская З. «Сердце матери».

Горький А.М. «В людях», «Мои университеты».

Есенин С.А. Стихотворения.

Зощенко М.М. Рассказы.

Искандер Ф.А. «Сандро из Чегема».

Паустовский К.Г. «Во глубине России», «Телеграмма», «Великий сказочник», «Разливы рек», «Исаак Левитан», «Приточная трава».

Сурков А.А. Стихотворения.

Толстой Л.Н. «Севастопольские рассказы» (выборочно).

Цветаева М.Н. Стихотворения.

Шукшин В.М. «Кляуза», «Мечты», «Чужие», «Жил человек», «Привет Сивому».

Программа будет реализована в 2014-2015 учебном году.

Формы организации учебного процесса.

В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Осо-бое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Методы:

словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой

наглядные – наблюдение, демонстрация

практические – упражнения.

методы изложения новых знаний      

методы повторения, закрепления знаний    

методы применения знаний

методы контроля

Занятия проводятся в классно урочной форме.

Типы уроков:

Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)

Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)

Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)

Комбинированный урок

Применяются ТСО: фрагменты кино (видео, dvd), мультфильмов, мультимедиа, музыкаль-ные фрагменты.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  • наизусть 10 стихотворений, 2 прозаических отрывка.

Учащиеся должны уметь:

  • читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
  • выделять главную мысль произведения;
  • давать характеристику главным героям;
  • высказывать свое отношение к героям и их поступкам;
  • пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным.

Календарно-тематическое планирование

по предмету «Чтение и развитие речи» для 9 класса

на 2015-2016 учебный год

Количество часов всего 68 часов в год, в неделю 2 часа.

Планирование составлено на основе рабочей программы по предмету «Чтение и развитие речи» для 9 класса учителя Корневой Н.Д.

п/п

Содержание урока

Кол

час

Дата

План

Факт

1

Введение

1

   01.09

Устное народное творчество (12 часов)

2

Пословицы, песни, былины, сказки.

1

03.09

3

Русские народные песни. Колыбельная

1

05.09

4

«За морем птичка не пышно жила…»

1

08.09

5-

6

Былины. «На заставе богатырской» (в сокращении).


2

10.09

12.09

7-10

«Сказка про Василису Премудрую» (русская народная сказка).


4

15.09

17.09

19.09

22.09

11

«Лиса и Тетерев» (русская народная сказка)

1

24.09

12

Обобщение по разделу.

1

26.09

13

Внеклассное чтение   К. Паустовский. «Дождливый рассвет».

1

29.09

Из произведений русской литературы XIX века (46 часов)

14

В.А.Жуковский. Страницы жизни и творчества.

1

01.10

15

-

17

В.А.Жуковский. «Три пояса» (в сокращении)

3

03.10

06.10

08.10

18

И.А.Крылов. Страницы жизни и творчества.

1

10.10

19

И.А.Крылов. «Кот и Повар»

1

13.10

20

Внеклассное чтение   М. Горький. «В людях».

1

15.10

21

А.С.Пушкин. Страницы жизни и творчества.

1

17.10

22

-

28

А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила»

7

20.10

22.10

24.10

27.10

29.10

31.10

10.11

29

-

35

А.С.Пушкин. «Барышня-крестьянка»

7

12.11

14.11

17.11

19.11

21.11

24.11

26.11

36

Внеклассное чтение. Л Толстой. «Севастополь в декабре месяце».

1

28.11

37

М.Ю.Лермонтов. Страницы жизни и творчества.

1

01.12

38

М.Ю.Лермонтов. «Тучи»

1

03.12

39

М.Ю.Лермонтов. «Баллада»

1

05.12

40

М.Ю.Лермонтов. «Морская царевна»

1

08.12

41

Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества.

1

10.12

42

-

45

Н.В.Гоголь. «Майская ночь или утопленница».

4

12.12

15.12

17.12

19.12

46

Н.А.Некрасов. Страницы жизни и творчества.

1

22.12

47

Н.А.Некрасов. «Рыцарь на час».

1

24.12

48

Н.А.Некрасов. «Саша» (отрывок)

1

26.12

49

Внеклассное чтение.  В.Быков. «Альпийская баллада».

1

12.01

50

А.А.Фет. Страницы жизни и творчества.

1

14.01

51

А.Фет. «На заре ты ее не буди…»

1

16.01

52

А.Фет. «Помню я: старушка няня…» «Это утро, радость эта…»

1

19.01

53

А.П.Чехов. Страницы жизни и творчества.

1

21.01

54

А.П.Чехов. «Злоумышленник»

1

23.01

55

1

26.01

56-

57

А.П.Чехов. «Пересолил»

2

28.01

30.01

58

Обобщение по разделу

1

02.02

59

Внеклассное чт. Ф.А.Искандер. «Сердце». (глава из повести «Стоянка человека»)

1

04.02

Из произведений русской литературы 20 века (33ч.)

60

М.Горький. Страницы жизни и творчества.

1

06.02

61-

62

М.Горький «Песня о Соколе»

2

09.02

11.02

63

В.В.Маяковский. Страницы жизни и творчества.

1

13.02

64-

65

В.В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с В.В.Маяковским летом на даче».

2

16.02

18.02

66

М.И.Цветаева. «Красною кистью…», «Вчера еще в глаза глядел…»

1

20.02

67

Внеклассное чтение.  А.Ахматова. «Мужество».

1

25.02

68

К.Г.Паустовский. Страницы жизни и творчества.

1

27.02

69-

70

К.Г.Паустовский. «Стекольный мастер».

2

02.03

04.03

71

С.А.Есенин. Страницы жизни и творчества.

1

06.03

72

С.А.Есенин. «Нивы сжаты, рощи голы…»

1

11.03

73

С.А.Есенин. «Собаке Качалова».

1

13.03

74

Внеклассное чтение.  С.Есенин. Стихотворения.

1

16.03

75

М.А.Шолохов. Страницы жизни и творчества.

1

18.03

76

-

79

М.А.Шолохов. «Судьба человека».

4

20.03

30.03

01.04

03.04

80

-

82

Е.И.Носов. Страницы жизни и творчества. «Трудный хлеб»

3

06.04

08.04

10.04

83

Н.М.Рубцов. «Тихая моя родина»

1

13.04

84

Н.М.Рубцов. «Русский огонек» (в сокращении)

1

15.04

85

Н.М.Рубцов. «Зимняя песня»

1

17.04

86

Внеклассное чтение. В.Шукшин. «Космос, нервная система и шмат сала».

1

20.04

87

-

90

Ю.И.Коваль. «Приключения Васи Куролесова»

4

22.04

23.04

27.04

29.04

91

Обобщение по разделу.

1

04.05

92

Внеклассное чтение. Б.Васильев. «А зори здесь тихие» (главы)

1

06.05

Из произведений зарубежной литературы (6ч.)

93

Р.Л.Стивенсон. «Вересковый мед»

1

08.05

94

-

95

Э. Сетон-Томпсон. «Снап»

2

11.05

13.05

96-

97

Дж. Даррелл. «Живописный жираф»

2

15.05

18.05

98

Обобщение по разделу.

1

20.05

99

Повторение и обобщение в конце года.

1

22.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» для учащихся 6 класса

Рабочая программа учебного курса чтения и развития речи в 6 классе составлена в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5 – 9 класс...

Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.

Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности"Двигательное развитие ". 7 класс, ( вариант 2)

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности"Двигательное развитие ".  7 класс, ( вариант 2)...

Рабочая программа по духовно-нравственной культуре России для 9ых классов по учебнику Логинова А.А., Данилюк А.Я. «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Книга моих размышлений. 9 класс»

Цели программы - сформировать у учащихся целостное представление о традиционных  общечеловеческих ценностях и их взаимосвязь с духовной сферой деятельности человека ;- осветить наиболее важн...

Рабочая программа коррекционно - развивающего курса "Уроки психологического развития" 3 класс (индивидуальное обучение на дому)

Данная психолого - педагогическая программа разработана и направлена для детей по оказанию комплексной помощи...