Рабочая программа и КТП по предмету "Письмо и развитие речи" 9 класс
рабочая программа (9 класс) по теме

Корнева Наталия Дмитриевна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_pismo_9_klass.docx53.16 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                   

Рабочая программа по предмету «Письмо и развитие речи» 9 класс,

по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта

 на 2015-2016учебный год

   Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы», допущенной Министерством образования и науки РФ, Москва, «ВЛАДОС», 2011, под редакцией В.В Воронковой.

                                                     

  Составитель:  Корнева     Н.Д.,  учитель русского языка                                                                  учитель русского языка и литературы,

Корнева Н.Д.                                                              

Пояснительная записка

Данная программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (утвержден 05.03.2004 г. № 1089); ФБУП (утвержден 09.03.2004 г. № 1312 с изменениями от 20.08.2008 г. № 241, от 30.08.2010 г. № 889, от 03.06.2011 г. №1994, от 01.02.2012 г. №74); Программой специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы, допущенной Министерством образования и науки РФ, Москва, «ВЛАДОС», 2011, под редакцией В.В. Воронковой»; учебным планом школы на 2015 – 2016 учебный год , календарным учебным графиком работы школы на 2015-2016учебный год ,расписанием занятий на 2015-2016 учебный год, Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015-2016 учебный год (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 31.03.2014 № 253).

1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2011. – Сб.1. – 224 с.

2. Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Русский язык. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2006. – 263 стр.

     В школе для детей с нарушениями интеллектуального развития в старших (5-9) классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.

Учащиеся должны:

  • овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
  • получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
  • научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

     Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с нарушениями интеллектуального развития является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

     В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

Рабочая программа в 9 классе рассчитана на 102 часа в год, на 3 часа в неделю.

Содержание курса «Письмо и развитие речи».

Звуки и буквы

     В 5-9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.

     Слово. С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и состав речи.

     Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др.

     Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.

     Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с нарушениями интеллектуального развития к самостоятельной жизни, общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.

     Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т.к. возможности умственно отсталых школьников излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию во 2-4 классах. Подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 5-9 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.

     В этих же классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанции и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.)

     Графические навыки у учащихся формируются главным образом во 2-4 классах, хотя внимание к четкому и аккуратному письму должно иметь место и в старших классах.

     Темы

     Повторение

     Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Обращение. Сложное предложение с союзами и, а, но, со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.

     Звуки и буквы

     Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Гласные ударные и бузударные. Обозначение мягкоти согласных буквой ь. Обозначение звонких и глухих согласных на письме. Буквы е,ё,ю, я в начале слова. Разделительные ь и ъ знаки. Количество звуков и букв в слове.

     Слово

     Состав слова. Разбор слов по составу. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Единообразное написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения.

     Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения: без (бес-), воз- (вос-), из (ис-), раз- (рас-).

     Сложные слова. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова.

     Имя существительное. Роль существительного в речи. Основные грамматические категории имени существительного. Правописание падежных окончаний  имен существительных. Несклоняемые имена существительные.

     Имя прилагательное. Роль прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

     Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений.

     Глагол. Роль глагола в речи. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов. Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа. Частица не с глаголами.

     Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые. Правописание числительных от 5 до 20; 30; от 50 до 80 и от 500 до 900; 4; 200; 300;400; 40; 90; 100.

     Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия. Правописание наречий с о и а на конце.

     Части речи. Существительное, глагол, прилагательное, числительное, наречие, предлог. Употребление в речи.

     Предложение

     Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения, предложения распространенные и нераспространенные, с однородными членами, обращение.

     Сложное предложение. Предложения с союзами и, а, и без союзов, предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.

     Составление простых и сложных предложений. Постановка знаков препинания в предложениях.

     Прямая речь (после слов автора). Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней; большая буква в прямой речи.

     Связная речь

     Изложение.

     Сочинение творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений, практической деятельности, прочитанных книг.

     Деловое письмо: стандартные деловые бумаги, связанные с поступлением на работу на конкретное предприятие; автобиография, доверенность, расписка.

     Повторение пройденного за год.

Программа будет реализована в 2014-2015 учебном году.

Формы организации учебного процесса. 

В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Методы:

словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой

наглядные – наблюдение, демонстрация

практические – упражнения.

методы изложения новых знаний      

методы повторения, закрепления знаний    

методы применения знаний

методы контроля

Занятия проводятся в классно урочной форме.

Типы уроков:

Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)

Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)

Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)

Комбинированный урок

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  • части речи, использование их в речи;
  • наиболее распространенные правила правописания слов.

Учащиеся должны уметь:

  • писать небольшие по объему изложение  и сочинения творческого характера;
  • оформлять все виды деловых бумаг;
  • пользоваться школьным орфографическим словарем.

Календарно-тематическое планирование

по предмету «Письмо и развитие речи» для 9 класса

на 2015-20156учебный год

Количество часов всего 102 часа в год, в неделю 3 часа.

Планирование составлено на основе рабочей программы по предмету «Письмо и развитие речи» для 9 класса учителя  Корневой Н.Д.

п\п

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

План

Факт

Повторение (5 ч)

1.

Простое предложение.  

1

01.09

2.

Простое предложение с однородными членами.

1

02.09

3.

Обращение. Знаки препинания при обращении.

1

04.09

4.

Сложное предложение с союзами и, а, но.

1

05.09

5.

Сложное предложение со словами что, чтобы, потому что, где, когда, который.

1

08.09

Звуки и буквы (10ч.; 9+1)

6.

Звуки гласные и согласные.

1

09.09

7.

Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.

1

11.09

8.

Гласные ударные и безударные.

1

12.09

9.

Мягкий знак – показатель мягкости согласных.

1

15.09

10.

Обозначение звонких и глухих согласных на письме.

1

16.09

11.

Буквы е, ё, ю, я в начале слова.

1

18.09

12.

Разделительные мягкий и твёрдый знаки.

1

19.09

13.

С.р.Деловое письмо: объявление.

1

22.09

14.

Количество звуков и букв в слове.

1

23.09

15.

Контрольная работа по теме «Звуки и буквы».

1

25.09

Состав слова (15; 14+1)

16.

Работа над ошибками. Разбор слов по составу.

1

26.09

17.

Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов.

1

29.09

18.

Упражнения на правописание гласных и согласных в корнях слов.

1

30.09

19.

Правописание приставок с гласными о, а, е.

1

02.10

20.

Единообразное написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения.

1

03.10

21.

Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения.

1

06.10

22.

Упражнения на правописание приставок на з, с.

1

07.10

23.

Проверочная работа по теме «Правописание гласных и согласных в корне и приставке».

1

09.10

24.

С.р. Изложение.

1

10.10

25.

Работа над ошибками. Сложные слова.

1

13.10

26.

Образование сложных слов при помощи соединительных гласных и без них.

1

14.10

27.

Сложносокращённые слова.

1

16.10

28.

Деловое письмо: расписка.

1

17.10

29.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Состав слова».

1

20.10

30.

Контрольная работа за I четверть.

1

21.10

Имя существительное (10; 9+1)

31.

Работа над ошибками. Имя существительное. Роль существительного в речи.

1

23.10

32.

С.р. Сочинение по личным наблюдениям «Поздняя осень».

1

24.10

33.

Работа над ошибками. Основные грамматические категории имени существительного.

1

27.10

34.

Имена собственные.

1

28.10

35.

Склонение имён существительных.

1

30.10

36.

Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном числе.

1

31.10

37.

Упражнения на правописание падежных окончаний имён существительных во множественном числе.

1

10.11

38.

Несклоняемые имена существительные.

1

11.11

39.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Имя существительное».

1

13.11

40.

Проверочная работа по теме «Имя существительное».

1

14.11

Имя прилагательное (10;9+1)

41.

        Имя прилагательное. Роль прилагательного в речи.

1

17.11

42.

Согласование имени прилагательного с именем существительным.

1

18.11

43.

Упражнения на согласование имён прилагательных с именами существительными.

1

20.11

44.

С.р.Изложение.

1

21.11

45.

Работа над ошибками. Правописание падежных окончаний имён прилагательных.

1

24.11

46.

Упражнения на правописание падежных окончаний имён прилагательных.

1

25.11

47.

Правописание имён прилагательных на -ий, -ья,

 -ье, -ьи.

1

27.11

48.

Деловое письмо: объяснительная записка.

1

28.11

49.

Повторениепо теме «Имя прилагательное».

1

01.12

50.

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное».

1

02.12

Личные местоимения (10; 9+1)

51.

Работа над ошибками. Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи.

1

04.12

52.

Лицо и число местоимений.

1

05.12

53.

Склонение личных местоимений.

1

08.12

54.

Личные местоимения с предлогами.

1

09.12

55.

Правописание личных местоимений 3-го лица.

1

11.12

56.

С.р. Сочинение по картине Н. Ге «И. И. Пущин в гостях у А. С. Пушкина в селе Михайловском».

1

12.12

57.

Работа над ошибками. Повторение по теме «Личные местоимения».  

1

15.12

58.

Контрольная работа за I полугодие.

1

16.12

59.

Работа над ошибками.

1

18.12

60.

Упражнения в правописании личных местоимений в косвенных падежах.

1

19.12

Глагол (20; 19+1)

61.

Глагол. Роль глагола в речи.

1

22.12

62.

Грамматические признаки глагола.

1

23.12

63.

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

1

25.12

64.

Неопределённая форма глагола.

1

26.12

65.

Правописание частицы не с глаголами.

1

12.01

66.

Изменение глагола по лицам и числам.

1

13.01

67.

Правописание глаголов 2-го лица единственного числа.

1

15.01

68.

Правописание глаголов с

–тся и  –ться.

1

16.01

69.

Упражнения в определении спряжения глаголов.

1

19.01

70.

Правописание личных окончаний глаголов II спряжения.

1

20.01

71.

С.р. Изложение.

1

22.01

72.

Работа над ошибками. Правописание личных окончаний глаголов I спряжения.

1

23.01

73.

Упражнения на правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения.

1

26.01

74.

Проверочная работа по теме «Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения».

1

27.01

75.

Повелительная форма глагола.

1

29.01

76.

Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа.

1

30.01

77.

Правописание мягкого знака в глаголах.

1

02.02

78.

Деловое письмо: автобиография, анкета.

1

03.02

79.

Повторение по теме «Глагол».

1

05.02

80.

Контрольная работа по теме «Глагол».

1

06.02

Наречие (10; 9+1)

81.

Работа над ошибками. Понятие о наречии.

1

09.02

82.

Упражнения в различении наречий среди других частей речи.

1

10.02

83.

Конструирование предложений с наречиями.

1

12.02

84.

Наречия, которые обозначают время, место и способ действия.

1

13.02

85.

Упражнения в определении значений наречий.

1

16.02

86.

Правописание наречий с а и о на конце.

1

17.02

87.

Упражнения в правописании наречий.

1

19.02

88.

С.р. Сочинение.

1

20.02

89.

Работа над ошибками. Повторение по теме «Наречие».

1

24.02

90.

Проверочная работа по теме «Наречие».

1

26.02

Имя числительное (13; 12+1)

91.

Понятие об имени числительном.

1

27.02

92.

Числительные количественные и порядковые.

1

02.03

93.

Числительные количественные и порядковые.

1

03.03

94.

Правописание числительных от 5 до 20 и 30.

1

05.03

95.

Правописание числительных от 50 до 80.

1

06.03

96.

Правописание числительных от 500 до 900.

1

10.03

97.

Правописание числительных 90, 200, 300, 400.

1

12.03

98.

Упражнения на правописание имён числительных.

1

13.03

99.

Повторение по теме «Имя числительное».

1

16.03

100.

Контрольная работа за III четверть.

1

17.03

101.

Работа над ошибками.

1

19.03

102.

С.р.Деловое письмо: доверенность.

1

20.03

103.

Правописание имён числительных. Упражнения на закрепление.

1

30.03

Части речи (5 ч)

104.

Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, числительное, наречие, предлог.

1

31.03

105.

Различие  при употреблении в речи имени прилагательного и порядкового числительного.

1

02.04

106.

Различие при употреблении в речи имени прилагательного и наречия.

1

03.04

107.

Различие при употреблении в речи имени существительного и местоимения.

1

06.04

108.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Части речи».

1

07.04

Предложение (19; 17+2)

109.

Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения.

1

09.04

110.

Распространённые и нераспространённые предложения.

1

10.04

111.

Предложения с однородными членами.

1

13.04

112.

Предложения с распространёнными и

нераспространёнными однородными членами.

1

14.04

113.

Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами.

1

16.04

114.

Обращение.

1

17.04

115.

Знаки препинания в предложениях с обращением.

1

20.04

116.

Проверочная работа по теме «Простое предложение».

1

21.04

117.

С.р.. Изложение.

1

23.04

118.

Работа над ошибками. Сложное предложение.

1

24.04

119.

Предложения с союзами и, а, но и без союзов.

1

27.04

120.

Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. 

1

28.04

121.

Составление простых и сложных предложений.

1

30.04

122.

Постановка знаков препинания в предложениях.

1

05.04

123.

Прямая речь (после слов автора).

1

07.05

124.

Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней.

1

08.05

125.

Большая буква в прямой речи.

1

11.05

126.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Предложение».

1

12.05

127.

Контрольная работа по теме «Предложение»

1

14.05

Повторение (5; 4+1)

128.

Работа над ошибками. Упражнения на правописание гласных и согласных в корне и приставке.

1

15.05

129

С.р. Деловое письмо: заявление о приёме в учебное заведение.

1

18.05

130

Правописание мягкого знака в разных частях речи.

1

19.05

131

Правописание падежных окончаний существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов.

1

21.05

132

Упражнения в постановке знаков препинания в простом и сложном предложениях.

1

22.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» для учащихся 6 класса

Рабочая программа учебного курса чтения и развития речи в 6 классе составлена в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5 – 9 класс...

Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.

Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности"Двигательное развитие ". 7 класс, ( вариант 2)

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности"Двигательное развитие ".  7 класс, ( вариант 2)...

Рабочая программа по духовно-нравственной культуре России для 9ых классов по учебнику Логинова А.А., Данилюк А.Я. «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Книга моих размышлений. 9 класс»

Цели программы - сформировать у учащихся целостное представление о традиционных  общечеловеческих ценностях и их взаимосвязь с духовной сферой деятельности человека ;- осветить наиболее важн...

Рабочая программа коррекционно - развивающего курса "Уроки психологического развития" 3 класс (индивидуальное обучение на дому)

Данная психолого - педагогическая программа разработана и направлена для детей по оказанию комплексной помощи...