Творческая тема: "Я различаю эти звуки"
учебно-методический материал по теме

Миронова Наталья Михайловна

Отчет по творческой теме:

«Я различаю эти звуки»

Цель: повышение качества коррекционной работы в разделе «Развитие фонематического восприятия у детей подготовительной к школе группе».

Задачи:

1.     Спланировать и организовать кружок по теме «Я различаю эти звуки».

2.     Разработать практический материал, направленный на развитие фонематического восприятия (тексты)

3.     Осуществит мониторинг развития фонематического восприятия у детей группы.

План работы

Сентябрь 2014г.

Изучение литературы, сайтов, просмотр вебинаров Новиковой Т.

Сентябрь

Разработка плана работы кружковой деятельности

В течение года

Подборка и разработка практического материала, направленного на формирование умения у детей различать оппозиционные звуки в рассказах.

Апрель

Разработка пособия «Я различаю эти звуки» с целью осуществления мониторинга развития фонематического восприятия у детей группы.

Задачи:

- развивать у ребенка способность самоконтроля;

- повысить мотивацию детей к правильному произнесению и различению звуков;

- информировать родителей об уровне развития фонематических навыков у ребенка.

 

После диагностики детей провела анализ развития предпосылок к различению оппозиционных звуков, звуко-слогового анализа. Определилась с направлением и объемом работы (количество звуков), порядком изучения звуков в соответствии с программными требованиями.

Поскольку качество развития фонематического восприятия отражается в умении ребенком не смешивать звуки в связном высказывании, поэтому передо мной встала задача расширить работу в этом направлении. Для этого требовалось дополнительное время для проведения этой работы и дополнительный практический материал. Мной был организован кружок «Я различаю эти звуки» («Монолог»), который проходил во вторую половину дня во вторник.

За основу были взяты тексты Т.Н. Новиковой-Иванцовой из методического пособия для работы логопедов по формированию связной речи у детей с тяжелой речевой патологией. Но поскольку они ориентированы не столько на развитие фонематического восприятия, сколько на развитие умения понимать содержание текстов, формирование послогового чтения, умение пересказывать короткие рассказы близко к тексту, мною были разработаны дополнительные тексты с практическими заданиями.

Они направлены на закрепление навыка послогового чтения, внимания (следить за чтением соседа, продолжить читать за соседом), умения детей находить в тексте заданные буквы, обозначать их оппозиционными звуками (твердость-мягкость, звонкость-глухость), делить слова на слоги, определять ударную позицию, интонировать ударение. Учить детей видеть границы предложения. Зрительное подкрепление того, что каждое предложение начинается с большой буквы, в конце ставится точка. Закрепляется умение находить в тексте и выделять предлоги. Тексты являются тренировочным материалом для проведения звукового анализа слов разной сложности. Пересказ ребенка рассказа близко к тексту, позволяет отследить качество проговаривания оппозиционных звуков, их различение (смешивает ли ребенок их в связном высказывании).

В апреле месяце перед комиссией был проведен мониторинг развития фонематического восприятия детей с помощью пособия «Я различаю эти звуки». Дети работали подгруппами по два-три ребенка. Каждый привлекался к оценке выполнения задания товарищем. Ребенку предлагались задания типа: повтори цепочку слогов с оппозиционными звуками, цепочку слов-паронимов, найди ошибку в предложении и исправь, пересказ мини-рассказа из 2-3 предложений.  В заданных звездочках дети печатали буквы, обозначающие оппозиционные звуки, соединяли их полоской, обозначали звонкость. При условии, если задания выполнялись без ошибок, ребенок раскрашивал всю звездочку красным карандашом. Если допускал ошибку, то оставлял один лучик незакрашенным. Это служило сигналом к тому, что к этой паре звуков нужно вернутся и повторить. Синий лучик говорит о том, что ребенок получил дополнительные индивидуальные или подгрупповые занятия и научился различать заданную пару звуков.

Размещаются индивидуальные листы «Я различаю эти звуки» на кабинках детей в раздевалке, для того, чтобы родители могли познакомиться с результатами работы по развитию способностей у ребенка различать оппозиционные звуки. Детям же предоставляется возможность самостоятельно рассказать о своих достижениях родителям.

Все задачи, поставленные в начале года, выполнила. Воспитанники овладели навыком различения оппозиционных звуков.

Сохранный фонематический слух: 8 человек. Справились с заданиями с небольшими ошибками: 4 человека.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Различия в строении клеток эукариот и прокариот» 9 класс

Урок "Различия в строении клеток эукариот и прокариот"...

1. Методическая разработка по предмету "Сольфеджио" (0 курс, дети 6-7 лет). Тема: Мелодия на одном звуке, на соседних звуках.

Предлагаемые материалы являются результатом многолетней практики преподавания курса сольфеджио в вокально-театральной студии "Пять плюс". В процессе создания и разработки были учтены все возрастные ос...

Знакомство со звуком «н» на материале лексической темы «Перелётные птицы» ,« Дифференциация звуков «н» – «нь» на материале лексической темы «Перелётные птицы»

Занятие №1 Цель: Знакомство со звуком «н»; Накопление предметного словаря по теме «Перелётные птицы»Занятие №2(Продолжение) - Учить детей различать звуки «н» - «нь» в слогах, словах; - Формировать нав...

Методическая разработка урока по обществознанию 6 класс тема"Социальные различия в обществе"

"Благоразумен тот, кто не печалится о том,чего не имеет" Демокрит, древнегреческий философ...

План-конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с детьми ОВЗ 5 класса на тему: "Учимся различать эмоции"

Цель: осмысление и обсуждение своих чувств;развитие способности управлять своими эмоциями и умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние.Задачи:- научить ребенка исследовать свои эмоции...

Родительское собрание на тему: «Половые различия и половое созревание. Проблемы и решения» 7 класс

Родительское собрание "Половое созревание. Половые различия. Проблемы и решения. 7 класс...

Круглый стол. Тема "Учим различать цвета легко и весело"

Представлен материал, направленный на изучение основных цветов с детьми раннего  и младшего дошкольного возраста...