Открытое логопедическое занятие для 2-го класса "Дифференциация звуков и букв Ц-Ч. Родственные слова".
план-конспект на тему

Смирнова Наталия Львовна

Групповое логопедическое занятие для 2 класса. Дифференциация Ц-Ч. Родственные слова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovoe_logopedicheskoe_zanyatie_dlya_2_kl.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

Групповое логопедическое занятие для 2 кл

Дифференциация Ц-Ч. Родственные слова

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

- Развитие фонематического восприятия.

- Расширение и активизация словаря на материале темы «Подготовка зверей к зиме».

- Дифференциация звуков и букв Ц-Ч.

- Формирование навыков работы по инструкции.

- Становление навыков подбора родственных слов.

- Образование слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

МАТЕРИАЛЫ

  1. Рабочие тетради.
  2. Фотография зайца.
  3. Зеркала.
  4. Картинки с изображением зверей.
  5. Карточки с кроссвордами, с текстом.

***

Организационный момент

Логопед. Сегодня мы будем говорить о подготовке зверей к зиме. У меня в конверте лежит чья-то фотография. А кто на ней заснят вы узнаете, если отгадаете загадку.

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы —

Уши больше головы?

Е. Трутнева

(Достает фотографию зайца) Так чья это фотография?

Ученики. Заячья.

Логопед. Это большой заяц. А как назвать маленького?

Ученики. Зайчик, зайчонок.

Логопед. А как называется мама зайчонка?

Ученики. Зайчиха.

Логопед (пишет на доске слова). Как мы можем назвать эти слова?

Заяц, зайчик, зайчонок, зайчиха, заячья.

Ученики. Родственные.

Логопед. Назовите четвертую букву в слове заяц. В словах зайчик, зайчонок, заячья.

Ученики выполняют задание.

Мы сегодня будем учиться различать звуки и буквы Ц и Ч.

Работа с зеркалами

Проводится сравнение [ц] и [ч] по артикуляции с уточнение звукового состава: [ц] = [т] + [с],  [ч] = [т'] +  [ш']

Соотношение звуков с буквами

Отмечается сходство низкого элемента буквы Ц со звеном цепи, ногой цапли, верхнего элемента буквы Ч с крылом чайки, носиком чайника.

Произнесение звуков

Логопед произносит изолированные звуки [ц], [ч]. Если [ч] – ученики поднимают руку вверх, если  [ц]  - опускают вниз. Далее произносятся слоги и слова.

Ца, чу, оч, ец, ци, чи, час, цепь, принц, печь, кольцо, точка, платочки, пальчик, палец.

Шифровка слов

Ученики записывают слова, рисуя вместо буквы Ц треугольник, вместо Ч – квадратик. В конце проходит проверка: ученики вместе читают слова. Логопед объясняет значение слов лечебница, чечевица и черепица.

Лисица, девочка, щечки, дверца, озорница, скучал, чечевица, лечебница, частица, летчица, цепочка, черепица.

Физкультминутка

Выполняется упражнение «лежащая восьмерка» из кн.: [1]. Логопед дает ученикам инструкции.

- Вытяни руку, которой ты пишешь, и напиши ею в воздухе большие лежащие восьмерки.

- Теперь то же сделай другой рукой.

- Потом – обеими руками.

- Вытягивай руки дальше, твои восьмерки должны стать большими.

- Место пересечения твоей восьмерки должно находиться перед тобой, между глазами.

Большая лисица говорит:

Кольцо

?

Овца

?

Птенец

Вы сейчас называли пары слов. Как можно назвать слова в этих парах? Почему их называют родственными?

Ученики отвечают на вопросы.

Решение кроссворда

Ученики решают кроссворд, подбирая к выделенным словам родственные.

Ч

Ц

 

Ч

Ц

Ч

Ц

Ц

Ч

Ч

Ц

Ч

Ц

Ч

Ц

Ч

Ц

Тот, кто читает вслух.

Женщина- летчик.

Мама волчонка.

Артисты цирка.

Часть чего-либо.

Учреждение, где лечат.

Емкость для хранения перца.

Посуда для селедки.

Чтение текста

Логопед. Давайте вспомним, как звери к зиме готовятся.

Ученики высказываются, используя картинки с изображением животных.

А теперь прочитайте текст. Букву Ч вы должны подчеркнуть, а букву Ц – зачеркнуть.

Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Ученики должны изменить слова, которые предлагает логопед, с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и записать их в два столбика.

Логопед. Разговаривали большая лисица и маленькая лисичка.

Маленькая лисичка говорит:

?

Крылечко

?

Пальчик

?

Кто как зиму встречает

Летучие мыши больше не летают. Они забираются в дупла деревьев и на чердаки домов. Лисица в норе устраивает себе теплую постель. Лисья постель делается из сухих листочков. Белочка чистит и утепляет свое жилище. В беличьем дупле хранятся запасы на зиму. Медведь отъедается за зиму и заваливается спать. Выпадает снег и укроет медвежью берлогу А у зайца нет норы и запасов. В холодную зимнюю пору кормят зайчишку почки и кора деревьев.

Где зимуют летучие мыши? Медведь? Как готовится к зиме лисица? Белочка? Как зимует зайчик?

Ученики отвечают на вопросы.

Подберите к выделенным словам родственные из текста, выпишите их парами, напишите к каждой паре еще одно родственное слово. Например: летучие, летают, летчик.

Итог занятия

В конце занятия проходит проверка выполненных заданий, подводятся итоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого логопедического занятия "Звук и буква ц"

здесь представлен подробный конспект группового логопедического занятия для детей с ОНР...

конспект логопедического занятия для учащихся 2 класса по теме «Дифференциация парных согласных звуков и букв «Б-П» в словах и словосочетаниях, предложениях»

Данное занятие предназанчено для детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует развитию слуховой дифференциации звуков, различению парных согласных на письме....

Открытое логопедическое занятие (индивидуальное) по теме: «Автоматизация звука [л] в словах и предложениях».

Коррекционное занятие по автоматизации звука [Л] в словах и предложениях....

Логопедическое занятие для учащихся 1 класса "Звук и буква С"

Содержит конспект занятия, презентацию и карточки с раздаточным материалом....

Конспект логопедического занятия с учащимися 1 класса "Звук ж, буква Жэ, сочетание ЖИ"

Представлен конспект  логопедического занятия с учащимися 1 класса "Звук ж, буква Жэ, сочетание ЖИ"....

Конспект логопедического занятия на тему: "Дифференциация звуков и букв С - З в словах и предложениях".

Данное логопедическое занятие разработано для учащихся 2-го класса с нарушением письма и чтения. Тема занятия: "Дифференциация звуков и букв С - З в словах и предложениях". Цель занятия: учи...