Пропедевтика речевых нарушений у детей дошкольного возраста
методическая разработка на тему

Симонова Марина Викторовна

Формирование речи ребенка происходит в процессе общения. Огромную роль в формировании правильной речи детей играют педагоги и родители. Но, несмотря на их усилия,  с каждым годом увеличивается количество детей младшего дошкольного возраста - неговорящих и плохоговорящих. Эти дети составляют потенциальную группу риска по формированию общего недоразвития речи, что может привести к задержке психоречевого развития.  В настоящее время в нашем детском саду комплектование логопедических групп осуществляется на основании решения ПМПК с пятилетнего возраста. При этом квалифицированную помощь в специализированных группах получают только дети старшего дошкольного возраста. Дети младшего дошкольного возраста остаются неохваченными логопедической помощью.  Поэтому для нас стало актуальным организовать пропедевтическую логопедическую помощь с младшими дошкольниками, чтобы сократить количество детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Презентация опыта работы «Пропедевтика  логопедической  помощи младшем дошкольном возрасте» для слушателей курсов повышения квалификации по теме: «Практическая реализация педагогических технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной организации в контексте здоровьесбережения дошкольников» 10.10.2016г.

Н.Ф.Кузьмина, М.В. Симонова  - учителя- логопеды,

МАДОУ «ЦРР – Детский сад №88» г.Казани 

       Формирование речи ребенка происходит в процессе общения. Огромную роль в формировании правильной речи детей играют педагоги и родители. Но, несмотря на их усилия,  с каждым годом увеличивается количество детей младшего дошкольного возраста - неговорящих и плохоговорящих. Эти дети составляют потенциальную группу риска по формированию общего недоразвития речи, что может привести к задержке психоречевого развития.  В настоящее время в нашем детском саду комплектование логопедических групп осуществляется на основании решения ПМПК с пятилетнего возраста. При этом квалифицированную помощь в специализированных группах получают только дети старшего дошкольного возраста. Дети младшего дошкольного возраста остаются неохваченными логопедической помощью.  Поэтому для нас стало актуальным организовать пропедевтическую логопедическую помощь с младшими дошкольниками, чтобы сократить количество детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.  В целях оказания пропедевтической помощи младшим дошкольникам, имеющим речевые нарушения, учителями-логопедами, совместно с педагогами разработан проект: «Веселый язычок», который был презентован родителям в качестве дополнительной образовательной услуги.           Данный комплекс занятий ориентирован на детей от 3-5 лет.

  С октября по май проектом предусмотрено проведение занятий с детьми  1 раз в неделю, продолжительностью занятия до 20 минут. Содержание занятий опирается на основные лексические темы, предусматривает создание  психологического комфорта.

Проектом предусмотрено выполнение следующих задач:

  • Развивать у детей общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • формировать правильное дыхание;
  • развивать фонематический слух, просодические компоненты речи;
  • развивать импрессивную речь, потребность в общении;
  • активизировать пассивный и активный словарный запас;
  • формировать экспрессивную речь;
  • вырабатывать  координированные движения во взаимосвязи с речью;
  • развивать и коррегировать музыкально-ритмические движения;
  • развивать способности ориентироваться в пространстве;
  • развивать восприятие, внимание, память и мышление

Структура занятия предусматривает разумное чередование интересных детям видов деятельности:

  • динамические и ритмические упражнения;
  • логоримтические игры и упражнения
  • артикуляционные упражнения;
  • дыхательные упражнения;
  • мимические упражнения;
  • пальчиковая игра;
  • подвижная или коммуникативная игра.

        Слово в сочетании с  движением организует и регулирует речедвигательную сферу детей, активизирует познавательную деятельность. В ходе выполнения темпо-ритмических движений и артикуляционных упражнений  происходит интенсивное психическое  развитие детей и овладение качественно новыми формами коммуникации, в том числе речевыми.

       Предполагаемые результаты реализации проекта: пропедевтическая направленность логопедической  помощи детям младшего дошкольного возраста поможет сократить  количество детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи и оптимизировать сроки оказания квалифицированной коррекционной помощи по преодолению речевых нарушений. Данный проект может быть использован педагогами ДОО, студентами педагогических ВУЗов и ССУЗов.

Темы

Сроки

Форма организации:

 игры и игровые упражнения

«Осень»:

1.«Прогулка по осеннему лесу»

2.«Полная корзинка»

3.«Осенняя ярмарка»

4.«Сундучок осени»

Октябрь

«Идем на прогулку»

«Ветер и листья», «Капли»,  «По грибы»,  «Капуста», «Огурчик», «Дети и волк», «Орехи»

«Любимые игрушки»:

1.«Озорные друзья»

2.«Весёлые погремушки»

3. «Волшебные мячики»

4.«Сундучок с секретом»

Ноябрь

 «Давай подружимся»

«Волшебный мяч»

«Позови игрушку сам»

«Весёлые погремушки»

«Волшебный сундучок»

«Зима. Новый год»:

1.«Снежная дорожка»

2. «Снежная баба»

3. «Ёлочный хоровод»

 (ёлочные игрушки)

3.«Самый лучший праздник»

(новогодние игры)

Декабрь

«Прогулка по зимнему лесу».

 «Снежная дорожка», «Построй снежную бабу», «Наряди ёлочку»

«Домашние животные»:

1.«Кошечки»

2.«Мы не можем друг без друга»

3.«Кошкин дом»

«Пошёл котик на Торжок»

Январь

 «Кошка», «Ехали, ехали», «Это кто», «Пошел котик на Торжок»

«Дикие животные»:

1.«Зимой в лесу»

2.«Поиграем в поезд»

3.«В гостях у заиньки»

4.«Сказка «Рукавичка»

Февраль

Динамическое упражнение «Зайкина зарядка»;

пальчиковая игра «Пирожки и плюшки»;

подвижная игра «Замри»

«Семья»:

1.«К бабушке на оладушки»

2.«Пироги пекла лиса»

3.«Птички»

Март

 « К бабушке на оладушки», игра «Кто летает», «Кукушка танцует» «Пироги пекла лиса» « Маме надо отдыхать»;

пальчиковая игра «Покормим птичку»

«Весна»:

1.«Весенний ветерок»

2.«Мы за солнышком идёт»

3.«Путешествие капельки»

4.«С ветром на перегонки»

Апрель

 «Дождик» , «Капельки», «Ветер дует нам в лицо» ,

 дыхательная гимнастика «Ветер, ветер…»

«Лето. Цветы. Насекомые»

1.«Солнце и тучка»

2.«Дождь играет в прятки»

3.«В траве сидел кузнечик»

4.«Раз ромашка, два ромашка»

Май

 «Чей одуванчик дальше улетит», «Звуковые картинки», «Солнце и тучки»,

пальчиковая игра «капля раз, капля два»

подвижная игра

«В траве сидел кузнечик»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Советы родителям по профилактике речевых нарушений...

Песочная терапия как инновационная форма работы учителя - логопеда в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

В данном материале представлены упражнения песочной терапии и их значение для коррекции речевых нарушений  у  детей дошкольного  возраста....

Пропедевтика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

     Формирование речи ребенка происходит в процессе общения. Огромную роль в формировании правильной речи детей играют педагоги и родители. Но, несмотря на их усилия,  с ка...

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдает...

Мастер – класс с участием родителей Повышение профессиональной компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста

   Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патологи...