Коррекционно - развивающая программа
рабочая программа по теме

Егорова Мария Александровна

Коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания логопедической помощи учащимся  с  задержкой психического развития с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития. Эта необходимость вызвана тем, что наиболее многочисленную группу учащихся, испытывающих трудности при усвоении школьной программы, составляют дети с задержкой психического развития. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Одобрено решением педсовета                       Уверждено приказом

Протокол № 1 от 29 августа 2015 года            и.о. директора №

                                                                             от «   »______________20г.

                                                                 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

Ступень обучения (класс)   4

Количество часов     90                                                       Уровень базовый

Коррекционно - развивающая программа

по предупреждению и коррекции нарушений письма и чтения у обучающихся 4 класса, имеющих логопедическое заключение

«Общее недоразвитие речи на фоне задержки психического развития

(ОНР на фоне ЗПР)»

Учитель-логопед Егорова Мария Александровна

Программа разработана на основе  программы Елецкой О.В., Горбачевской Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М., Творческий центр, 2006 г.

2015/2016 учебный год

Пояснительная записка

Коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания логопедической помощи учащимся  с  задержкой психического развития с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития. Эта необходимость вызвана тем, что наиболее многочисленную группу учащихся, испытывающих трудности при усвоении школьной программы, составляют дети с задержкой психического развития.

Коррекционно-развивающая программа для обучающихся с ЗПР разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,    предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООПНОО для детей с  ЗПР вариант ФГОС 7.1.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР

Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Категория обучающихся с ЗПР наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация.  Характерными признаками ЗПР являются следующие: повышенная истощаемость, низкая работоспособность, недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения, низкий уровень познавательной активности, недостаточная сформированность  высших психических процессов: внимания, памяти, мышления.

Речь детей характеризуется чрезвычайной бедностью словаря. Используемые слова не всегда употребляются верно, часто наблюдаются замены одного слова другим вследствие неправильного понимания их значения. Ограниченность словарного запаса в значительной степени определяется недостаточностью знаний и представлений об окружающем мире, низкой познавательной активностью.

При построении предложений нарушаются нормы согласования и управления. Затруднения в практическом овладении грамматическими закономерностями языка ограничивают понимание устной речи и читаемого текста, многие грамматические формы и категории недостаточно различаются детьми.

Наряду с речевыми нарушениями у детей с ЗПР наблюдается нарушение пространственных представлений и недоразвитие зрительного анализа и синтеза.

Таким образом, нарушение речи у детей с ЗПР носит системный характер. Это проявляется в недостаточной сформированности основных языковых средств: фонетико-фонематических, лексико-грамматических и связной речи, что в свою очередь ведёт к смешанным формам нарушения чтения и письма.

В связи с вышеизложенным становится ясно, что этим детям необходима  своевременная и систематическая логопедическая помощь, которая позволяет преодолеть нарушения устной и  письменной речи и предотвратить отрицательные последствия данных нарушений.

Коррекционно-развивающая программа адресована обучающимся 4 классов с общим недоразвитием речи на фоне задержки психического развития, обучающимся по варианту ФГОС 7.1,в целях оказания логопедической помощи.

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования(вариант 7.1,) с опорой на методические системы работы, А.В. Ястребовой,  И.Н. Садовниковой, Л.Н. Ефименковой, Е.В Мазановой., Р.И. Лалаевой.

Цель программы: Предупреждение и устранение нарушений устной и письменной речи у обучающихся с задержкой психического развития, создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ по русскому языку и чтению.

Задачи коррекционно-развивающей программы:

1.Предупреждение и устранение нарушений письма и чтения.

2.Формирование и развитие звукового, слогового анализа и синтеза слов, полноценных фонематических процессов.

3. Формирование  достаточно прочных навыков грамотного письма.

4.Уточнение и обогащение словарного запаса слов, обучение точному употреблению слов.

5.Формирование и развитие грамматического строя речи  путём овладения грамматическими связями слов, нормами согласования, управления и примыкания;

6.Формирование и развитие связной и выразительной речи;

7.Развитие пространственных и временных представлений, мелкой и общей моторики, психических процессов.

Адаптированная программа коррекционной работы вносит  вклад в формирование универсальных учебных действий (УУД):

 1) Коммуникативные УУД - обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

2) Личностные УУД - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

3) Регулятивные УУД - обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата; коррекция;  оценка, волевая саморегуляция.

 4) Познавательные УУД- включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Организация работы по программе:                                                                                                      

Программа по коррекции речевых нарушений рассчитана на 2 года  обучения. Приём  в группы осуществляется на основании заключений  ПМПК. В зависимости от структуры речевого нарушения у детей и их психофизического развития, учитель-логопед организует групповые  и индивидуальные занятия. Занятия проводятся с 16 сентября по 15 мая.

Количество часов логопедических занятий определены учебным планом и Положением о группах речевой коррекции ГКУО ЛО «Сланцевское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа».Занятия по предупреждению и коррекции  нарушения письма и чтения проводятся 3 раза в неделю. Продолжительность групповых занятий 40 минут. Оптимальное количество детей в группе  2 – 4 человека.    

Количество занятий по каждой теме, указанной в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от степени усвоения материала детьми.

Учитель-логопед вправе выбирать или менять направления коррекционного обучения, с учетом программного материала по русскому языку, по основным видам ошибок; определять количество часов для повторения; исключать темы логопедических занятий или добавлять, если это необходимо.

Некоторые темы  даются с опережением традиционной программы, создавая тем самым базу для более успешного их усвоения на уроках русского языка и чтения. Другие темы, наоборот, систематизируют и углубляют знания, полученные на уроках.

При проведении коррекционно-развивающих занятий с учащимися применяются словесные методы (рассказ, беседа, объяснения, разъяснения); практические (различные упражнения и моделирование);  наглядные (иллюстрации) , частично – поисковые и активные методы. В структуру логопедического занятия могут входить следующие виды работ:

-упражнения на формирование и развитие фонематического восприятия, на формирование и развитие звукового анализа слов (от простых форм – к сложным), на дифференциацию букв, имеющих кинетическое сходство либо по количеству элементов, либо по пространственному расположению элементов;

- работа по индивидуальным карточкам;

- работа по опорным схемам;

- коллективные рассказы;

- упражнения, способствующие формированию полноценных речевых навыков: объяснение правильно написанных слов, их запись;

- запись под диктовку;

- списывание с  печатного текста;

- осложненные задания логического и грамматического характера;

- слуховой диктант со зрительным самоконтролем;

- графический диктант;

- ребусы, загадки, кроссворды, анаграммы;

-физминутка (кинезиологические, релаксационные упражнения, с тренировкой зрительного и слухового восприятия)

- упражнения по  формированию и развитию связной речи (пересказ, рассказ по  образцу, плану, описанию, по наводящим вопросам).

-различные упражнения, игры  по развитию аналитико-синтетической деятельности (составь целое из частей, найти отсутствующую часть, определить по характерным признакам предмет или явление), зрительно-мыслительных операций (найди 10 предметов на картине, найди 6 отличий), слухового и зрительного восприятия (работа по схемам, опорным карточкам, по плану, по таблицам, по словарным словам и иллюстрациям, памяти.

          Данная программа построена в соответствии с основными принципами логопедического воздействия(научности, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности, индивидуального подхода) и опирается на следующие специальные принципы:

  • Этиопатогенетический принцип.
  • Принцип системного подхода.
  • Принцип учёта структуры речевого нарушения.
  • Принцип комплексности.
  • Принцип дифференцированного подхода.
  • Принцип поэтапности.
  • Онтогенетический принцип.
  • Принцип учёта личностных особенностей.
  • Принцип деятельностного подхода.
  • Принцип использования обходного пути (максимальной опоры на различные анализаторы, коммуникативно-деятельностного подхода, постепенного повышения требований, мотивации к учению).
  • Принцип формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения.
  • Принцип сотрудничества с семьей.

Коррекционная работа проводится в четыре этапа.

1-й этап — диагностический.

Определяется состояние звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза, фонематического восприятие (слухопроизносительной дифференциации звуков речи), воспроизведение звукослоговой структуры слова.

Проверяется состояние лексико-грамматического строя, состояние связной речи.

Выявляются индивидуальные особенности таких психических процессов, как мышление, внимание, память.

Выявляется наличие мотивации к коррекционной работе по  устранению дефекта.

2-й этап — подготовительный.

Уточняются созданные в процессе обучения предпосылки овладения грамотой (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления).

Проводится работа по развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление.

Проводится работа по развитию свойств внимания, памяти.

Проводятся мероприятия по коррекции почерка (с возможным использованием адаптированных для данного возраста упражнений, направленных на развитие мелкой ручной моторики).

3-й этап — коррекционный.

Осуществляется работа по  коррекции дефектов звукопроизношения, по предупреждениюи коррекции нарушения письма и чтения. Она проводится на фонетико- фонематическом, лексико- грамматическом  и синтаксическом уровнях, а также ведётся работа по развитию неречевых процессов.На этом этапе работа строится интегрированно, охватывая все уровни речевого развития. Например, в процессе решения основной задачи- формирования звуковой стороны речи -начинают закладываться предпосылки нормализации лексико-грамматических средств языка и формирования связной речи. Формирование фонематических процессов идет одновременно с коррекцией звукопроизношения. Формирование грамматического строя речи идет одновременно с уточнением и обогащением  словаря, путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, а также  за счёт развития умения активно пользоваться различными способами словообразования.

4-й этап — оценочный.

Оценивается эффективность коррекционной работы.

Оценка правильно артикулировать звуки речи в различных фонематических позициях и формах речи.

Проводится проверка навыков письма и чтения.

Анализируются различные виды письменных работ детей.

Оценка осуществляется в виде контрольной работы, включающей в себя диктант, списывание с грамматическим заданием; тестовое задание, по которому оценивается усвоение учебной терминологии и состояние речевого внимания и памяти, устный опрос, позволяющий оценить состояние связной речи и наличие в ней аграмматизмов.

Содержание коррекционной  работы в 4 классе.

Количество часов – 90.

Морфемный анализ слов.  (6-7 часов)

Корень и однокоренные слова. Однокоренные слова и слова-омонимы Приставка, суффикс, окончание как значимые части слова. Словообразующая роль приставок и суффиксов. Предлоги и приставки.

Безударные гласные и парные согласные  в корне  слова  (5 часов)

Безударные гласные. Определение безударного гласного в корне, требующего проверки. Выделение слов с безударным гласным. Парные согласные. Оглушение звонких согласных в середине слова. Оглушение звонких согласных в конце слова.

Разделительный мягкий  и твёрдый знаки (3часа)

Части речи (62-64 часа)

Имя существительное (практическое овладение падежами). Имя прилагательное (практическое овладение падежами) Местоимение. Практическое овладение правописания местоимений с предлогами. Глагол. Изменение глаголов по лицам,  числам, временам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица единственного числа. I иIIспряжения глаголов. Правописание окончаний глаголов I иIIспряжения.

Связная речь (10 часов)

Подробные  изложения  текста - повествования, изложения  с элементами рассуждения. Составление деформированного текста. Сочинения.

Итоговое занятие (1 час)

Основные требования к знаниям и умениям (имеют возможность научиться) к концу 4 класса:

- пользоваться различными способами словообразования и словоизменения;

- осмысленно воспринимать слова в речи, уметь уточнять их значение;

- анализировать речь (на уровне текста, предложения);

- пользоваться различными частями речи при составлении предложения;

-  грамматически правильно  связывать слова в предложении;

- составлять текст на определенную тему;

- использовать в речи предложения сложных синтаксических конструкций;

- интонационно оформлять высказывание

  - писать под диктовку  и списывать текст, включающий изученные орфограммы и знаки препинания в  предложении;

- писать изложение небольшого текста;

- восстанавливать деформированные предложения и текст;

-  находить в словах и называть изученные орфограммы, обосновывать их написание;

- различать и называть части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги, личные местоимения;

- кратко охарактеризовать любую из изученных частей речи (используя памятки): начальная форма, род, склонение, число, падеж имен существительных;

начальная форма, род, число, падеж имен прилагательных;

начальная форма, время, число, лицо (в настоящем и будущем времени), род в прошедшем времени, спряжение глаголов;

- разбирать по составу слова, ясные по структуре, используя памятку;

- выделять подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения, однородные члены предложения;

Список используемой литературы при подготовке и реализации данной программы:

1.Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. –М., 2006.

2.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. –М, 2006.

3.Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. –С.-Пб, 2006.

4. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. – М., 2008.

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. – М., 2008.

Мазанова Е.В. – Коррекция аграмматической дисграфии. – М., 2008.

Мазанова Е.В. -  Коррекция оптической дисграфии. – М., 2008.

5.Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения. Инструктивное письмо от 14.12.2000 -No 2.

6.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1997.

7.Ястребова А.В, Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя- логопеда при общеобразовательной школе.

8.Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей – логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М.:АРКТИ, 2007. –

- ФГОС обучающихся с ОВЗ. Проект адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития – 2016.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

Задания и упражнения, способствующие формированию представлений о времени учащихся специальных коррекционых школ VIII вида на уроках матаматики....

"В гостях у сказки" дополнительная коррекционно-развивающая программа для обучающихся специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Программа предназначена для обеспечения  эффективного обучения детей с умеренной умственной отсталостью....

Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" Коррекционно - развивающая программа для детей с УО "Развитие познавательных способностей"

Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР " Развитие познавательных способностей" (5-6 класс)Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" (...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно - развивающая программа для младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи (и другие речевые нарушения, входящие в структуру ОНР) и ЗПР» для обучающихся 2 класса .

     Программа коррекционного курса составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограничен...

Коррекционно-развивающие программы для детей с отклонениями в развитии, реализуемые в муниципальном специальном (коррекционном) образовательном учреждении

Для детей с глубокой умственной отсталостью (4 года обучения) разработаны коррекционные программы:- социально-бытовой адаптации (СБА), на занятии СБА формируется эмоционально-волевой статус, приобрета...

Коррекционный курс «Коррекционно - развивающая программа для младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи (и другие речевые нарушения, входящие в структуру ОНР) и ЗПР 4 класс»

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, коррекционно-развивающая область: логопедия...