Конспект урока развития речи "Природные изменений зимой"
план-конспект урока на тему

Чугунова Светлана Александровна

Урок проводился в классе детей с тяжелой степенью умственной отсталостью. Дети разновозрастные - от 8 до 12 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zima.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: "Изменения в природе зимой"

Цель: Знакомство  со временем года Зима, признаками этого  времени года

Задачи:

Образовательные

  • Закрепить и углубить знания о Зиме.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение осознанно выполнять инструкции взрослого.
  • Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие.
  • Воспитывать чувство уважения друг к другу, умения выслушать и услышать другого.

Коррекционно-развивающие:

  • Развить навык ориентирования на листе бумаги и в пространстве.
  • Коррекция мыслительных процессов.
  • Коррекция мелкой моторики рук.
  • Развитие произвольности психических процессов.

1. Приветствие. Настрой на работу.

Прежде, чем мы начнем занятие, давайте поприветствуем друг друга. Возьмитесь за руки и передайте своё тепло соседям. Тихонько пожмите ручки сидящим рядом с вами одноклассникам. - А теперь я хочу узнать с каким настроением вы пришли на нашу встречу?

(Дети говорят, с каким настроением они пришли на занятие)

2.        Введение в тему занятия.

В начале занятия я хочу загадать вам загадку. Отгадайте, о каком времени года идёт речь:

Дел у меня немало

Я белым покрывалом

Всю землю укрываю,

В лёд реки одеваю,

Белю дома, поля

Зовут меня …

(ЗИМА)

Правильно,  это зима.

3. Работа над темой

Какие вы знаете зимние месяцы?

Декабрь, январь, февраль (Слайд 4)

Декабрь – месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. Декабрь год кончает, зиму начинает. (Слайд 5)

Январь – самый холодный и ветреный месяц в году. Январь – году начало, зиме – середина. (Слайд 6)

Февраль – месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца. (Слайд 7)

 А какое время года было перед зимой? Осень. По сравнению с осенью, что изменилось зимой?

 Идет снег; стало холоднее; люди одеваются теплее; вода в водоемах замерзла, превратилась в лед.

А как называется зимнее явление, когда идет снег? (снегопад)(Слайд 9)

Давайте и мы с вами устроим небольшой снегопад. Каждому  на ладошку я положу снежинку.  Вдыхаем  полной грудью воздух, задерживаем  его внутри, затем выдыхаем сильной струёй. (Слайд 10)

Дыхательное  упражнение "Дуем на снежинку"

Ребята, наступила зима. С ее приходом в природе многое изменилось. Скажите, пожалуйста, жизнь животных как – то изменилась? (Слайд 11)

Медведь ждёт зиму, чтобы уснуть под снегомОн спит пять месяцев. Всё это время обходится без пищи. Запасает жир на всю зиму. Перед залеганием в спячку, медведь питается с утра до вечера: ест корни растений, плоды, ягоды. Любимое лакомство – мёд. Спят медведи очень чутко.

А ёжик спит дольше всехзакрыв вход в свою норку, которую устроил под корнями деревьев, в кустах, в ямах. В сентябре он ложится в тёплое гнёздышко - норку и спит до апреля.

Белки запасают на зиму орешки, пряча их в дупла и в землю. Гнездо устраивают в дуплах в форме шара. Белки всеядны: пищу их составляют и почки деревьев, и семена, и плоды, грибы и насекомые, небольшие птицы, и даже лягушки. В сильный мороз могут прибежать к птичьей кормушке и полакомиться тем кормом, что приготовили пернатым.

(Слайд 12)Зайцы к зиме одеваются в белую тёплую шубку. Кормятся побегами и корой различных деревьев. Любят иву и осину. Могут раскопать из-под снега траву и ягоды, а в стогах – полакомиться сеном.

Волк – хищникохотится на кабанов, лосей и зайцев. Может разорить птичье гнездо, съесть и птенцов, и яйца. Бегая по зимнему лесу, и лисица может стать добычей серого разбойника.

Лиса питается мелкими животными, растениями и грызунами. Зимой она мышкует, охотится на полевых мышей. Чутко прислушивается к писку под снегом, прыжком ныряет и пытается поймать добычу. Не откажется плутовка и от плодов, фруктов, ягод, птенцов и кладкой птичьих яиц.

4. Физминутка (Слайд 13)

Зима – холодное время года, чтобы не замерзнуть, нужно очень постараться!

Давайте с вами немножко отдохнем и повторим такие движения, которые не дадут нам замерзнуть!

 Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе - хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Продолжаем наш урок!

(Слайд 14) Птицы зимой питаются ягодами, семенами деревьев и плодами. А на кормушке не откажутся от семечек подсолнечника, арбуза, дыни и тыквы. Любят хлебные крошки, но только не ржаного хлеба, а белого. А синички обожают свиное несолёное сало.

(Слайд 15)Как изменилась жизнь деревьев зимой?

Что случилось с листочками осенью?

Изменился ли внешний вид елей и сосен?

Давайте изобразим

Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»

  • Раз, два, три, четыре, пять              Загибают пальчики по одному.
  • Мы во двор пошли гулять.             Идут по столу указат. и средн. пальч.
  • Бабу снежную лепили,                    «Лепят» комочек двумя ладонями.
  • Птичек крошками кормили,           «Крошат» хлеб всеми пальчиками.
  • С горки мы потом катались,           Ведут указ. пальцем по ладони.
  • А еще в снегу валялись.                   Ладошки кладут на стол одной и другой  стороной
  • Все в снегу домой пришли.              Отряхивают ладошки.
  • Съели суп и спать легли.                 «Едят ложкой» суп

Рисование пальчиками на листе голубой бумаги гуашью «Дерево в снегу». 

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

 Сейчас послушайте мои зимние слова, одно из трёх слов будет лишнее, вам надо назвать его, объяснив своё решение.

1. Январь, февраль, зима.

2. Снежки, санки, коньки.

3. Метель, лыжи, мороз.

4. Снежок, снеговик, снегирь.

5 Заключение.

Подведение итогов.

Что запомнилось на занятии.

Что нового узнали.

Рефлексия

Организация окончания урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зимующие птицы. Конспект урока развития речи

урок  развития устной речи на тему: " Зимующие птицы"...

Конспект урока русского языка "Изменение имён существительных по родам"

В конспекте урока русского языка для учащихся 5 класса коррекционной школы по теме "Изменение имён существительных по родам" использованы коррекционные приёмы и упражнения на развитие высших психическ...

Конспект урока развития речи "в 1 классе для детей со сложной структурой дефекта "Зимующие птицы"

Конспект урока развития речи "в 1 классе для детей со сложной структурой дефекта "Зимующие птицы"...

Конспект урока " Сравнение чисел. Изменение величин." 6 класс

Обобщающий урок по теме " Сравнение чисел. Изменение величин"...

Конспект урока по теме "Изменение атмосферного давления с высотой"

Изменение атмосферного давления с высотой.    Цели урока: Р  -   развитие логического мышления учеников, знаний о ви...

Конспект урока развития речи по русскому языку. Подготовка к сочинению-описанию по картине Ф.Сычкова "Зима"

Урок предназначен для учащихся 7 класса общеобразовательной школы. Цель урока: воспитывать у детей чувство прекрасного, уметь вырабатывать целенаправленные суждения, развивать речь, увеличивая словарн...