Адаптированная рабочая программа "Реальная математика" для 6 класса
рабочая программа (6 класс) на тему

Содержание курса соответствует курсу "Математика", не требует от учащихся  дополнительных математичесих знаний. Тматика задач и заданий отржает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную информацию, интересные матемматические факты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon realnayaya_matematika_rp.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

ОГКОУ»Школа-интернат№92»

Утверждаю:

Директор школы-интерната

_______________/Борисов В.А.

Адаптированная рабочая программа

«Реальная математика»

6Б класс

           

                                                                                                                                                Составитель:

                                                                                                                                                Фокина Н.К.

Рассмотрено на МО ЕМЦ

Протокол . №1 от 25.08.16

___________/Фокина Н.К.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа по курсу «Реальная математика» разработана для слабослышащих учащихся 6Б класса, имеющих задержку психического развития.

Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Наряду с решением основной задачи , занятия по данному курсу предусматривают формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей.

В 2013 году на государственной итоговой аттестации по математике  появился раздел «Реальная математика», то есть математика нашего реального, повседневного жизненного пространства.

Начинать готовить учащихся к сдаче итоговых экзаменов по математике нужно с 5-6 классов. На этом этапе обучения учащиеся учатся решать простейшие задачи на движение, на проценты, геометрического характера, логические задачи. Поэтому, для лучшего усвоения  материала , необходимо уделить больше внимания решению задач различного типа

 Специфические особенности данного курса обусловлены тем, что он преподается детям с недостатками слуха, имеющими задержку психического развития. У слабослышащих и позднооглохших обучающихся есть серьезные отличия от слышащих: недостаточное понимание ими речи окружающих людей, в том числе учителя, невозможность выразить свои мысли из-за ограниченности словарного запаса, неверное понимание значения слова. Поэтому был проведен психологически и методически обоснованный отбор материала, его распределение в определенной последовательности (содержание обучения) и определены методы и приемы обучения, базирующихся на особенностях развития учащихся и преподносимого языкового материала.

У слабослышащих  детей с ЗПР обнаруживается недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, недостаточная целенаправленность интеллектуальной деятельности, быстрая ее пресыщаемость, преобладание игровых интересов. В одних случаях (различные виды инфантилизма) у детей преобладает задержка развития эмоционально-волевой сферы. В других случаях ЗПР преимущественно проявляется в замедлении развития познавательной деятельности.

Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются различного характера задержки психического развития. Дети с ЗПР из-за особенностей своего психического развития трудно усваивают программу по математике . Учитывая психологические особенности и возможности этих детей, целесообразно избегать механического счета, формального заучивания правил, списывания готовых решений и т.д. Учащиеся должны уметь показать и объяснить все, что они делают, решают, рисуют, чертят, собирают. При решении задач дети должны учиться анализировать, выделять в ней неизвестное, записывать ее кратко, объяснять выбор арифметического действия, формулировать ответ, т.е. овладевать общими приемами работы над арифметической задачей, что помогает коррекции их мышления и речи.

Освоение содержания программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию слабослышащих учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности.

Основу программы составляют инновационные технологии: личностно - ориентированные, адаптированного обучения, индивидуализация, ИКТ - технологии.

При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы: доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учёта индивидуальных способностей, органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.

Для тех школьников, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии их интереса к предмету и вызвать желание узнать больше.  Кроме того, хотя эти вопросы и выходят за рамки обязательного содержания, они, безусловно, будут способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических умений, предусмотренных программой.

Цель:

  • Привитие интереса учащимся к математике, систематизация и углубление знаний по математике
  • выработка умений и навыков использования математических знаний в практической деятельности и повседневной жизни.

Задачи:

  • создание условий для формирования и развития практических умений    обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и   приемы;
  • развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;
  • развитие умения самостоятельно приобретать и применять знания;
  • повышение математической культуры ученика;
  • воспитание настойчивости, инициативы.

В основу составления программы  положены следующие педагогические принципы:

• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

• доброжелательный психологический климат на занятиях;

• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

• подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;

• оптимальное сочетание форм деятельности;

• доступность.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «Реальная  математика»

    Основное содержание курса математики составляет материал арифметического и геометрического характера. Большая роль в данном курсе отведена решению текстовых задач. Задачи рекомендуется решать арифметическим способом по вопросам или с пояснениями, что позволяет отчетливо выявлять логическую схему рассуждения. Поэтому на занятиях  рассматриваются задачи, формирующие умение логически рассуждать, применять законы логики. Такие задания содержатся в разделе “Логические задачи”. В разделе “Числа и вычисления” начинается знакомство с  греческой, египетской, римской и древнерусской системой  исчисления, правилами быстрого счета, числовыми ребусами и  магическими квадратами.    Большую роль при обучении математики играет геометрический материал, поэтому  он отражен в разделе “Прикладные задачи по геометрии”, где развивается представление о симметрии фигур, о пространственных фигурах, умение находить площадь и периметр. В разделе «Решение задач» содержится решение  задач на смекалку, занимательные и шутливые задачи, текстовые задачи прикладного характера, задачи на движение. Большое значение в повседневной жизни имеет умение читать графики и диаграммы. Такие задания содержатся в разделе «Графики и диаграммы»

Содержание курса  соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

Формы работы:

  • работа в парах
  • индивидуальные занятия

Содержание групповых занятий можно дополнять новыми темами, более интересными новыми упражнениями, которые будут востребованы детьми.

МЕСТО КУРСА  «Реальная  математика» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа  курса «Реальная математика» разработана на основании  учебного плана и рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю), которые предусмотрены школьным компонентом.

 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Название темы

К-во

часов

Изучаемые в теме вопросы

Практикум

1.Числа и вычисления

8 часов

Греческая, египетская, римская и древнерусская системы исчисления. Правила быстрого счета. Числовые ребусы. Магические квадраты.

2.Прикладные задачи геометрии.

5 часов

Нахождение периметра и площади прямоугольных участков. Понятие симметрии

Пространственные фигуры.

3.Графики, диаграммы.

5часов

Чтение графиков, круговых и столбчатых диаграмм.

Составление рассказа по графику, диаграмме. Работа учащихся по представлению диаграмм на компьютере

4.Логические задачи

8часов

Числовые мозаики. Задачи со спичками. Задачи на принцип Дирихле.

 

5.Решение задач

8часов

Задачи с табличным условием. Расчет наиболее выгодных покупок. Задачи на движение. Занимательные и шутливые задачи. Задачи на доказательство от противного.

Учебно- тематический план.

№ п/п

Тема урока

Планируемые результаты

Материально- техническое обеспечение

Дата проведения

Количество часов

личностные

метапредметные

предметные

I.

Числа  и  вычисления.

8

1

Греческая и римская нумерация.

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

Умение делать анализ объектов с целью выделения признаков;

синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов

Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

ПК

2

Индийская и арабская система исчисления.

ПК

3

Древнерусская система исчисления.

ПК

4

Правила и приемы быстрого счета.

5

Конкурс «Кто быстрее сосчитает».

6

Знакомство с числовыми ребусами.

7

Решение и составление числовых ребусов.

8

Заключительное занятие «Путешествие в страну чисел».

II.

Геометрические фигуры.

     5

1

Треугольник, задачи с  треугольниками.

Формирование готовности учащихся целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта).

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения

Развивать умения делать анализ объектов с целью выделения признаков,

синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов,

установление причинно-следственных связей

моделирование

различать такие понятия, как, треугольник, симметричные фигуры;

применять все наиболее известные меры длины для вычислений;

измерять высоту  окружающих предметов;решать геометрические головоломки;

измерять площадь области, используя различные методы

ПК

2

Симметрия. Геометрические головоломки.

3

Знакомство с пространственными фигурами.

ПК

4

Решение задач на площадь и объемы пространственных фигур. Конструирование фигур.

5

Нахождение периметра и площади прямоугольных участков.

III.

Графики, диаграммы.

   5

1

Чтение графиков

и диаграмм

Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

 Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

установление причинно-следственных связей,

моделирование

выделение из множества один или несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством;

умение слушать и вступать в диалог

Чтение графиков.

Наглядное представление информации

2

Составление рассказа по графику

3

Составление диаграмм

4

Работа со столбчатыми диаграммами  на компьютере

5

Работа с круговыми диаграммами на компьютере

ПК

IV

Логические задачи.

8

1

Знакомство с  числовыми мозаиками.

развитие любознательности, сообразительности при выполнении

разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения

преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности

любого человека;

воспитание чувства справедливости, ответственности;

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности

мышления.

понимают причины неуспеха,– делают предположения об инф-ции, нужной для решения задач умеют критично относиться к  своему мнению

Решение нестандартных методов решения различных математических задач;

 логические приемы, применяемые при решении задач.

2

Составление и решение числовых мозаик.

3

Решение и составление задач со спичками.

4

Головоломки со спичками.

5

Знакомство с принципом Дирихле.

ПК

6

Решение задач на принцип Дирихле.

7

Решение задач на принцип Дирихле.

8

Заключительное занятие   

V

Решение задач.

8

1

Задачи с табличным условием

Проявляют устойчивый интерес к способам решения познавательных задач; дают положительную самооценку и оценку результатов УД; осознают и принимают социальную роль ученика

работают по составленному плану, используют дополнительную литературу,строят предположения об информации, необходимой для решения предметной задачи, умеют слушать других; принимать точку зрения другого

Исследуют ситуации, требующие сравнения, их упорядочения, используют разные приемы проверки правильности ответа,

действуют по самостоятельно выбранному алгоритму решения задач

2

Решение шутливых задач.

3

Задачи от противного.

4-5

Задачи  на движение.

6-7

Задачи  на движение по реке.

8

Старинные задачи.

Итого

34

Требования к уровню подготовки учащихся

По окончании обучения учащиеся должны знать:

• нестандартные методы решения различных математических задач;

• логические приемы, применяемые при решении задач;

• историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков.

По окончании обучения учащиеся должны уметь:

• рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;

• систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;

• применять нестандартные методы при решении программных задач

Литература:

  • Депман И.Я. Мир чисел
  • Фарков А.В. Математические кружки в школе
  • Клименченко Д.В. Из истории метрической системы мер
  • Ванцян А.Г. Математика5
  • Математический тренинг. Развитие комбинационной способности: книга для учащихся5-7кл./ М.И .Зайкин. М.:Гуманит из-во Центр ВЛАДОС,1996г.
  • В царстве смекалки./ Е.И. Игнатьев.-М.:Наука. Главная редакция Ф-М литературы    1979г.
  • Тысяча и одна задача по математике: Кн.: для учащихся 5-7 кл./ А.В.Спивак.-М.: Просвещения,2002г.
  • Математические олимпиады в школе, 5-11кл./А.В.Фарков.-М.: Айрис-пресс,2004г.
  • Задачи на резанье./М.А.Евдокимов.М.:МЦНМО,2002Г.
  • Как научиться решать задачи./Фридман Л.М.-М.:Просвещение,1989г.
  • Колягин Ю.М., Крысин А..Я. и др.  Поисковые задачи по математике (4-5 классы).- М.: «Просвещение», 1979г.
  • Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка 5-6 классы.- М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2002г.
  • Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку 5-6 классы.- М.: «Просвещение», 2000г.
  • Интернет-ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа 10 класс

Адаптированная рабочая программа...

Адаптированная рабочая программа 5 класс

Адаптированная рабочая программа...

Адаптированная рабочая программа 6 класс

Адаптированная рабочая программа...

Адаптированная рабочая программа 7 класс

Адаптированная рабочая программа...

Адаптированная рабочая программа 9 класс

Адаптированная рабочая программа...

Адаптированная рабочая программа 2 класс обучение на дому

В программе представлено 5 изучаемых предметов в количестве 8 часов в неделю...

адаптированная рабочая программа 9 класс

адаптированная рабочая программа 9 класс...