Главные вкладки

    Конспект урока по русскому языку в 6 классе коррекционной школы по теме " Понятие об имени прилагательном"
    план-конспект урока (6 класс) на тему

    Шостак Лариса Викторовна

    Материал урока помогает учащимся расширить и закрепить знания об имени прилагательном.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока русского языка в 6 классе

     Тема : Понятие об имени прилагательном.

    Цель : уточнить и расширить знания и практические навыки учащихся об имени прилагательном.

    Задачи:

    1. Пополнить практический опыт учащихся в определении и употреблении имён прилагательных в словосочетаниях, предложениях, связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи;
    2. Развивать мыслительную и творческую деятельность , орфографическую зоркость , через работу над коррекционно- развивающими упражнениями ;
    3.  Воспитывать у учащихся интерес к предмету, через занимательные методы обучения, воспитывать бережное отношение к своему здоровью,
    4. Способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся , через применение в течении урока комплекса здоровьесберегающих упражнений.

    Оборудование :  1) учебник русского языка для 6 класса коррекционной школы VIII  вида , Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская  2004 г.

    2) презентация « Имя прилагательное»

    3) тест « Имя прилагательное»

    4) цветовые сигнальные карточки

    5) индивидуальные карточки-опоры « Части речи»

    Ход урока:

    I Организационный момент.

    Приветствие.

    Встали ровно , повернулись

    И друг другу улыбнулись.

    Прозвенел для нас звонок , начинается урок.

    Сядем прямо , не согнёмся , за работу все возьмёмся!

    В начале урока для активизации умственных и физических возможностей учащихся выполняются упражнения:

    Чтобы нам работалось легко, мы выполним несколько полезных упражнений:

    1. Быстро потрите друг о друга пальцами ладони

    2. Щёки быстро потрите вверх-вниз (5сек)

    3. Потрите уши

    4. Пальчиками побарабанить по голове

    5. Погладить осторожно шею спереди ниже кадыка

    спереди, с боков, сзади сверху вниз.

    II Чистописание

    - Ребята, назовите какое сейчас время года?

    - Сегодня мы побываем в зимнем лесу , у него очень много тайн и загадок

     ( слайд 1)

    - Попробуем их разгадать?

    - В лесу много следов на снегу ( слайд 2) , угадайте кто их оставил? ( слайд ребусы 3)

    - Запишите число , классная работа и минутку чистописания в тетради.

    - Не забудьте , что от предыдущей работы нужно отступить 3 строчки, при письме сидим прямо, тетрадь наклонно (  чистописание на доске)

    III  Постановка темы урока

    Посмотрите на экран : прочтите слова ( слайд 4 – солнце , лес, неяркое, зимний , волк , лиса, голодный , хитрая ) выделите из них имена существительные и выпишите их в столбик ( работа по цепочке у доски и в тетрадях)

    - На какие вопросы они отвечают? ( проверка со слайда 5-

     что? -солнце

    что? - лес

    кто? -волк

    кто?- лиса

    Вывод: - существительные нарицательные, в ед.ч. , солнце, лес – неодуш.

            Лиса, волк – одуш.

    - Прочтите оставшиеся слова ( неяркое , зимний, голодный , хитрая)

    - Подберите и запишите к каждому существительному подходящие по смыслу слова ( слайд 6-проверка)

       Солнце неяркое

            Лес зимний

            Волк голодный

            Лиса хитрая

    - На какие вопросы отвечают подобранные слова?

     Ответы детей

     ( слайд 7- проверка)

       Солнце (какое?) неяркое

            Лес ( какой?) зимний

            волк ( какой?) голодный

            Лиса хитрая ( какая?)

    - Что обозначают слова , отвечающие на вопросы Какой? Какая? Какое?

    ( признаки предметов)

    Вывод: Слова , обозначающие признаки предметов и, отвечающие на вопросы Какой? Какая? Какое? – называют ИМЕНЕМ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ в предложении связано с именем существительным , у прилагательного так же как и у существительного определяют род , число и падеж.

     ( слайд 8 - схема)

    IV Сообщение темы и целей урока.

    - Сегодня мы будем работать с именами прилагательными . Наша задача научиться находить прилагательные в речи, задавать вопросы к ним.

    Работа по учебнику – дополните правило в учебнике стр. 121 ,опираясь на схему на слайде.

    Гимнастика для глаз ( тренажёр Еремеева ) – немного отдохнём и опять за работу – внимание на экран)

    V  Работа по теме урока.

    1. Прочтите текст на экране ( слайд 9 )

    Светит солнце. Застыл лес. Крадётся лиса. Прячется под кустом заяц.

    - Дополните текст прилагательными , подобрав их по смыслу  к существительным в предложениях.

    - Запишем на доске ( работа по цепочке ).

    - О чём получился текст?

    - Озаглавьте его и запишите в тетрадь , прилагательные подчеркните волнистой линией.

    - Сравните текст на экране и на доске. Какой текст получился интереснее и красочнее? Какие слова помогли украсить наш рассказ?

    Вывод: прилагательные делают нашу речь богаче и красочнее.

    VI  Динамическая пауза (слайд 10 )

    Потребность в двигательной активности учащихся на уроке может реализовываться посредством проведения физкультминутки.

    А теперь.

    Дружно встали, улыбнулись, хорошенько потянулись

    Спинки дружно все прогнули – вот и мышцы отдохнули.

    Нашей матушке – землице в пояс надо поклониться.

    Повернулись вправо, влево – стало гибким наше тело.

    Поднимаемся всё выше – выше дома, крыши выше.

    Руки к солнцу протянули, опустили и встряхнули.

    Носом воздух мы вдыхаем и на месте пошагаем.

    Мы размялись хорошо, завтра повторим ещё.

    Всем здоровья пожелаем и учиться продолжаем.

    VII Закрепление по теме урока:

    1. Работа по учебнику : Упр. 196 стр. 122

    - Прочтите 1 строчку , назовите какой частью речи является каждое слово.

    - Запишите слова , подчеркните имена прилагательные ( работа в тетради , один ученик у доски)

    - Что общего в словах каждой группы? ( однокоренные)

    1. Самостоятельная работа с тестом « Имя прилагательное» ( проверка со слайда 11 , самооценка)

    - Подчеркните верный ответ:

            Тест

    1. Что обозначает имя прилагательное ?

    А) предмет ;   б) признак предмета

    1. На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

    А) какой? Какая? Какое?      Б) кто? Что?

    3.  Подчеркните имя прилагательное:

    А) холодная        б) зима

    4. Как подчёркиваем имена прилагательные в предложении?

    А)  прямой линией         б) волнистой линией

    VIII Итог урока:

    1. Итоговая беседа:

    - О какой части речи говорили сегодня?

    - Как вы думаете , научились ли мы находить имена прилагательные , ставить к ним вопросы , выделять их?

    - Для чего нужны прилагательные в речи?

    ( слайд -12 )

    Имя прилагательное,

    Мы с тобой дружны.

    Признаки предметов называешь ты.

    Солнечное лето,

    Праздничная ель,

    Вкусная конфета,

    Звонкая капель!

    1. Попробуйте сами оценить свою работу.

    Если довольны своей работой, покажите карточку зелёного цвета.

    Если не очень довольны – белого цвета.

    Если не довольны, покажите карточку красного цвета.

    Домашнее задание :

    А) Дописать Упр. 196 на стр. 122

    Б) Учить правило стр.121

                                    Самоанализ урока

    По типу это урок сообщения нового по  теме «Имя прилагательное».

    Применялись разные приёмы и методы для повторения пройденного материала, осуществлялась связь с жизнью и другими предметами.

    Применялись игровые ситуации  «Разгадай ребус»,   Создание ситуации загадочности путешествия в зимний лес, способствовали повышению интереса к предмету, разнообразили урок, развивали объём внимания, активизировали учащихся, снимали утомляемость.

    Ставились проблемные вопросы, создавались проблемные ситуации и учащиеся пытались делать доказательные суждения и делать выводы.

    В работе над сложными заданиями для  учащихся использовались карточки-опоры.

    При подведении итогов урока использовалась самооценка.

    На уроке реализовывались следующие принципы:

    -принцип целостности содержания образования ( на уроке прослеживалась связь с темами предыдущих уроков);

    -принцип психологической комфортности (создавалась атмосфера творчества и доверия).

    На уроке подавался учебный материал на все каналы восприятия.

    Благодаря этому, дети находились в равных условиях и не испытывали дискомфорта. Читали, проговаривали, слушали, писали, составляли предложения, рассуждали, делали выводы.

    Для профилактики зрительного переутомления проведена гимнастика для глаз, упражнения для снятия усталости.

    Проведена физкультминутка-игра, перед началом работы проделали упражнения для активизации умственных и физических способностей.

    Учитывалась динамика активности обучающихся на уроке (врабатываемость в урок, 5-20 мин.высокая работоспособность - сложная работа; 21-35- снижение работоспособности; 35-40 полное утомление –подведение итогов, дом зад.)

    Осуществлялась организация обучения в режиме «динамических поз» (дети периодически переводились  из положения «сидя» в положение «стоя»).

    Главным здесь является не столько длительность стояния, сколько сам факт смены поз. Учащиеся работали с интересом, давали полные и обоснованные ответы.

    Развивающая и воспитательная цели решались в единстве с образовательной.

    Спасибо за урок , всем удачи!


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 5

    Солнце , лес, неяркое , зимний , лиса , голодный , хитрая, волк.

    Слайд 6

    существительные Что? солнце Что? лес Кто? лиса Кто? волк

    Слайд 7

    Солнце, лес, лиса, волк Неяркое , зимний, голодный, хитрая

    Слайд 8

    Солнце (…………) неяркое Лес (……………) зимний Волк (………….) голодный Лиса (…………..) хитрая

    Слайд 9

    Солнце (какое?) неяркое Лес (какой?) зимний Волк (какой?) голодный Лиса (какая?) хитрая

    Слайд 10

    Новая тема: 1.Объяснение темы: Имя прилагательное часть речи Обозначает признак предмета Отвечает на вопросы Какой ? Какая? Какое? Какие? В предложении является второстепенным членом предложения и подчёркивается волнистой линией

    Слайд 11

    Род, число, падеж прилагательных Имена прилагательные зависят от существительных: ставятся в том же падеже, числе, роде, что и существительные, к которым они относятся. Ж.р. ж.р. Сладкая ягода

    Слайд 12

    Дополните правило на стр. 121 учебника

    Слайд 13

    Разминка для глазок!

    Слайд 16

    Светит солнце . Застыл лес. По лесу рыщет волк. Крадётся лиса.

    Слайд 17

    Вывод: Имена прилагательные делают нашу речь точной, выразительной, образной, богатой.

    Слайд 18

    Физкультминутка! Дружно встали, улыбнулись, хорошенько потянулись Спинки дружно все прогнули – вот и мышцы отдохнули. Нашей матушке – землице в пояс надо поклониться. Повернулись вправо, влево – стало гибким наше тело. Поднимаемся всё выше – выше дома, крыши выше. Руки к солнцу протянули, опустили и встряхнули. Носом воздух мы вдыхаем и на месте пошагаем. Мы размялись хорошо, завтра повторим ещё. Всем здоровья пожелаем и учиться продолжаем.

    Слайд 19

    Работа по учебнику: Упражнение №196 стр.122 – прочтите , назовите , какой частью речи является каждое слово. - Спишите , подчеркните прилагательные. - Что общего в словах каждой группы?

    Слайд 20

    Тест « Имя прилагательное» Ключ: 1) Б 2) А 3) А 4) Б

    Слайд 21

    Имя прилагательное, Мы с тобой дружны. Признаки предметов называешь ты. Солнечное лето, Праздничная ель, Вкусная конфета, Звонкая капель!

    Слайд 22

    - - довольны собой - не очень довольны - не довольны

    Слайд 23

    Домашнее задание : Дописать Упр.196 стр .122 Учить правило стр. 121.

    Слайд 24

    Спасибо за урок , всем удачи!

    Слайд 25

    Шаблон «Зима» автор Коровина Ирина Николаевна у читель начальных классов МБОУ «СОШ №9» г.Сафоново Смоленской области Использованы ресурсы: http://www.allgrafica.ru/photoshop/ramki/27889-zametel.html http :// arhangel-ok.ru/load/grafika_dlja_sajtov/fajl_snezhinki_3/8-1-0-314


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида

    Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....

    Методическая разработка (конспект) урока по русскому языку. 4 класс. Программа "Школа России".

    Тема урока:  Повторение.  Главные и второстепенные члены предложения.Методическая разработка (конспект) урока по русскому языку. 4 класс. Программа "Школа России"....

    Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

    Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

    Конспект урока по русскому языку- 6 класс ( коррекционная педагогика) по теме:" Склонение имен прилагательных женского рода в ед. числе. Знакомство со словарным словом – ярмарка."

    Конспект урока по русскому языку- 6 класс ( коррекционная педагогика) по теме:" Склонение имен прилагательных женского рода  в ед. числе. Знакомство со словарным словом – ярмарка."...

    Конспект урока русского языка, 6 класс коррекционная школа, тема "Имя прилагательное"

    Конспект урока русского языка, 6 класс коррекционная школа, тема "Имя прилагательное". Урок в форме игры №Что? Где?Когда?"...