Обеспечение деятельностного подхода к организации и коррекции нарушений развития и поведения детей как один из путей совершенствования качества образовательного процесса
методическая разработка на тему

Аксенова Елена Михайловна

Обеспечение деятельностного подхода к организации и коррекции нарушений развития и поведения детей как один из путей совершенствования качества образовательного процесса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deyat._podhod-kachestvo_obrazovaniya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обеспечение деятельностного подхода

к организации и коррекции нарушений развития и поведения детей

как один из путей совершенствования качества

образовательного процесса

Учитель-дефектолог Аксенова Е.М.

Сложность проявлений детского развития, сочетанность и комплексность проблем требуют от современного дефектолога поиска новых идей, методологий и средств для эффективной помощи, поддержки и социализации ребёнка.

Социализация представляет собой процесс активного усвоения и воспроизводства человеком социального опыта, включающий в себя: социальное познание (себя, мира, общества, его структур и институтов), социальное научение (приёмам и навыкам общения, игры, учения, самообслуживания, трудовой деятельности), социальную адаптацию и социальное преобразование себя и социальной действительности, процесс усвоения человеком элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.

Интегративное видение проблем детства, интегративный подход к сопровождению ребёнка на всём пути его развития предполагает использование дефектологом в своей деятельности междисциплинарных знаний и умений.

Комплексное педагогическое воздействие позволяет в значительной степени сгладить отклонения в развитии, а также предупредить возникновение вторичных дефектов, которые Л.С.Выготский характеризовал как возникающие вследствие неблагоприятных социально-педагогических условий.

В нашей стране в основе целенаправленной организации психолого-педагогической помощи детям с трудностями в развитии лежит синтез медицины, педагогики, психологии.

Л. С. Выготский в работе «Развитие трудного ребёнка и его изучение» подчёркивал, что целостное изучение личности ребёнка в её взаимосвязи с окружающей средой «должно основываться на длительном наблюдении его в процессе воспитания, на педагогическом эксперименте, на изучении продуктов его творчества, игры и всех сторон поведения ребёнка» с целью получения о нём ёмкой и разносторонней информации об особенностях развития познавательных, эмоционально-волевых психических процессов, личностного становления в процессе общения и деятельности.

Разработанные Л. С. Выготским основные методологические принципы диагностической и коррекционно-педагогической помощи проблемным детям представляют собой результат гигантской работы его творческой научной мысли. Его наследие чрезвычайно значимо для современной дефектологии, нуждающейся в построении методологически обоснованных моделей практических подходов к организации помощи детям с трудностями в обучении и развитии.

Предложенная им научно обоснованная схема диагностического изучения ребёнка сохраняет свою актуальность и сегодня, так как негативные моменты, на которые он указывал (эмпирический характер диагностических методик, чрезмерное увлечение тестированием в ущерб комплексному, системному подходу к изучению психики ребёнка; отсутствие учёта реализации психологических новообразований и т. п.), присутствует и в современной практике диагностики психического развития ребёнка.

Идеи Л. С. Выготского относительно практической реализации принципов коррекционно-педагогической помощи детям также сохраняют своё значение для всей системы образования и её психологической службы: опередив своё время, он выдвинул положение о том, что в центре психолого-педагогического процесса воспитания и обучения ребёнка должен быть он сам в единстве личностных и деятельностных характеристик.

В настоящее время создаются и реализуются Программы для специальных дошкольных учреждений для детей с отклонениями в развитии. Программы дефектологов предусматривают выполнение задач физического, умственного, трудового, нравственного и эстетического воспитания проблемных детей. В них реализуется комплексный подход к воспитанию и обучению детей при ведущей роли детской деятельности. Поэтому в многоплановой коррекционно-образовательной работе особое внимание уделяется вопросам своевременного и полноценного овладения детьми различными видами детской деятельности. /О.П.Гаврилушкина, Н.Д.Соколова/.

В дошкольном возрасте более чем когда-либо продуктивная деятельность оказывает своё развивающее влияние на многие стороны психики ребёнка и его личность в целом. Взаимосвязь продуктивной деятельности с общим психическим развитием детей позволяет широко использовать её в диагностических целях, а в дефектологии и в качестве действенного средства коррекции недостатков психики аномального ребёнка.

В рамках интегративного подхода интерес представляют научно-методические технологии, разрабатываемые на материале занятий продуктивными видами деятельности. К настоящему времени наработан большой объём методической продукции, значительную часть которой составляют коррекционно-педагогические программы. У. В. Ульенковой представлен научно обоснованный инновационный опыт работы с детьми с задержкой психического развития, которому дана объективная оценка в связи с возможностью использования его в практике работы дефектологической службы.

В. В. Кисовой под руководством У. В. Ульенковой разработана программа «Формирование саморегуляции у шестилетних детей с задержкой психического развития средствами продуктивных видов деятельности».

По мнению ряда исследователей (Т. Н. Доронова, В. С. Мухина, У. В. Ульенкова и др.) эти занятия при определённых условиях их проведения могут оказаться наиболее близкими по своей структуре учебным занятиям школьного типа. Кроме того, продуктивная деятельность предполагает обязательное наличие вещественного продукта деятельности, который в свою очередь, даёт возможность оценить как общий итог работы, так и её промежуточные результаты. Также очень важно и то, что создание поделки интересно и доступно ребёнку, вызывает у него положительное эмоциональное переживание.

Как отмечает У. В. Ульенкова, коррекционно-педагогическая программа, разработанная на основе продуктивной деятельности показала свою значительную эффективность в формировании саморегуляции в учебной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития.

Принципиальный путь помощи детям с задержкой развития при формировании общей способности к учению – это помощь в овладении собственной интеллектуальной деятельностью, основными её структурными компонентами: мотивационно-ориентировочным, операциональным, регуляционным.

Продуктивная деятельность обеспечивает значительные возможности не только для научения детей подчиняться целям и действиям педагога, но и для того, чтобы формировать у них самостоятельность и инициативу; расширять, углублять и систематизировать знания детей об окружающем мире, формировать общие представления и понятия. Мыслительные действия формируются на основе практических, переводятся во внутренний план (оперирования представлениями).

По данной проблеме был изучен опыт специалистов Центра лечебной педагогики по развитию творческих способностей у детей, имеющих различные нарушения развития, в процессе занятий изобразительной деятельностью и другими продуктивными видами деятельности. Творчество и овладение определёнными навыками в процессе продуктивной деятельности рассматривается авторами как способ самовыражения ребёнка и развития его личности, а также как стимул к развитию познавательной, двигательной и эмоционально-волевой сфер.

Недостаточное понимание роли разных факторов в развитии деятельности приводит в ряде случаев к тому, что при обучении детей, имеющих проблемы, не используются все возможности коррекции развития, делаются неправомерные попытки фактически «перескочить» через некоторые этапы. Единственно правильный путь – максимальное формирование и поощрение развития самой предметной деятельности на базе возникновения соответствующей потребности и развития восприятия.

Многочисленные исследования, проведённые в специальной психологии и педагогике, указывают на основной недостаток деятельности детей с ограниченными возможностями развития – ярко выраженный дефицит познания окружающего мира. И это должно быть учтено дефектологами в коррекционной работе при поиске оптимальных педагогических приёмов и методов формирования предпосылок развития деятельности детей.

Использование продуктивной деятельности на занятиях способствует установлению эмоционального контакта с детьми, усилению мотивационного и регуляционного компонентов деятельности, увеличению работоспособности, оказывая положительное влияние на психическое развитие детей.

Интегративный подход к организации коррекционных занятий с использованием продуктивной деятельности позволяет значительно повысить результативность работы дефектолога.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет по теме "Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в условиях перехода на новые ФГОС"

В условиях перехода на новые образовательные стандарты перед учителем встает задача  совершенствования урока - основной формы организации обучения.  Подвести педагогов к пониманию сущности с...

Обеспечение высокого качества образовательного процесса на основе эффективного использования системно – деятельностного подхода в обучении русскому языку и литературе.Методическая система учителя.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах «ключевых задач развития учащихся» (личностная культура, социальная культура, с...

Самостоятельная работа-как один из путей достижения качества образовательного процесса

Основой образовательного процесса в области иностранных языков является самостоятельная учебная деятельность учащихся,которая обеспечивает реализацию личного творческого потенциала учащегося, накоплен...

Взаимопроверка и самоконтроль как путь повышения качества образовательного процесса

Современныетребования к уроку построены таким образом что главным условием эффективного обучения становится не сам процесс передачи знаний от учителя к ученику, а обучение детей приемам самоконтроля и...

Использование игровых технологий для коррекции нарушений развития и обучения детей с ТМНР

Игровая деятельность – важный этап в развитии психики и становлении личности каждого ребенка....