Инновации и традиции в специальном образовании в условиях модернизации образования
методическая разработка на тему

Аксенова Елена Михайловна

Инновации и традиции в специальном образовании в условиях модернизации образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

Инновации и традиции в специальном образовании                                   в условиях модернизации образования

            Многие образовательные учреждения  включены в инновационную деятельность, потому что понимают, что без инноваций в наше время нельзя быть успешными и поддерживать должный уровень педагогического мастерства.  А построение эффективной системы психолого-педагогического сопровождения особых категорий детей сегодня невозможно без инновационной деятельности.

       Жизнь требует от современного педагога инновационного поведения, то есть активного и систематического творчества в педагогической деятельности.

          Но педагоги по-разному относятся к нововведениям. Не все педагоги, работающие по традиционным  образовательным технологиям, готовы к успешной реализации своих профессиональных качеств, накопленного опыта в рамках использования инновационных технологий специального обучения.  Поскольку инновация как система привносит на первых стадиях процесса неопределённость и дестабилизацию, то у некоторой части педагогов и управленцев в силу социальной инерции, сохраняющей действенность стереотипов и культурных норм, это  вызывает настороженность или прямое сопротивление.

         Доктор   педагогических  наук,   профессор,    академик  РАО     Краевский Володар Викторович,  рассматривает  инновации и традиции с точки зрения развития педагогической науки и практики:

        «Необходимость и неизбежность взаимосвязи инноваций и традиций  ни у кого не вызывают сомнений. Но эта связь редко бывает ровной, сбалансированной. Беспорядочный прорыв в новое, игнорирование и разрушение уроков прошлого, приводит  к тому же, что и отказ от реформ в пользу традиционно привычного и притом не самого лучшего.  Результатом и в том, и в другом случае будет отсутствие результата, по крайней мере, положительного.  Инновации и традиции - это два полюса мира образования. Они должны служить ориентиром в развитии педагогической науки и практики. Ведь одной из характеристик научного знания (и педагогической науки в том числе) является кумулятивность, т. е. опора на ранее полученные научные результаты,  которые педагог не имеет права игнорировать при любой смене позиций и появлении новых концепций.

Таблица умножения остается при любых реформах, а зеркало нет необходимости менять каждый раз, когда в нем отражаются новые лица. 

       И, как известно, что там, где инновации появляются не на голом месте, а на возделанной усилиями науки почве, они улучшают дело». 

       Актуальность темы инноваций и традиций обусловлена необходимостью создания широкой концепции образования и воспитания, переходом к новым образовательным стандартам.   

      При этом образовательные учреждения должны стать основными площадками проведения  просветительской работы среди педагогов и родителей о целях и задачах модернизации образования, а педагоги – активными проводниками требований к новым образовательным стандартам через создание условий их успешной реализации.

       Таким условиями  и являются инновационные процессы, направленные на обновление содержания образования,   совершенствование психолого-педагогических технологий.  

      Новое содержание образования  требует от педагога  набора современных технологий, новых подходов к его формированию, учитывающих последние достижения науки, а также  адекватности построения образовательного процесса и   выбора условий и  методик  обучения. 

      При этом следует учитывать,  что методика обучения – это свод правил, приёмов и средств, с помощью которых многолетний опыт, традиции передаются от поколения к поколению и формируется новый жизненный опыт. Однако этот свод служит лишь ориентиром, но требуется ещё и конкретная методика, адаптированная к потребностям, мотивам, условиям жизни, т.е. система использования выработанных правил с учётом времени, места, конкретных субьектов образования, условий организации и протяжённости педагогического процесса. Это «привязывание» методик (т.е. традиционных приёмов и средств) к конкретным  условиям организации и протяжённости педагогического процесса, к конкретным субъектам образования, и есть технология обучения, или образовательная технология.   Поэтому об эффективности технологии  можно говорить не вообще, а лишь по отношению к определённым  обучающимся, воспитанникам и педагогам.        

 /Сальникова Т.П., «Педагогические технологии»/

        Методики обучения более устойчивы, чем технологии, они меняются вместе со сменой образовательной идеи. Технологии же многовариантны даже в рамках одной методики. Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий, предложенных для использования. Но, к сожалению,  в силу низкой инновационной квалификации педагогов, большинство из них не может выбрать нужную технологию. Педагоги и администраторы не готовы к инновациям: одни из них – методически, другие – психологически, третьи – технологически.

     Среди основных побудительных причин возникновения новых психолого-педагогических технологий можно выделить необходимость более глубокого учёта и использования психофизиологических и личностных особенностей детей, осознание замены вербального способа передачи знаний системно-деятельностным подходом, возможность проектирования организационных форм взаимодействия ребёнка и педагога.

      Если раньше  содержание образования ориентировалось на нормативность, универсальность развития, то сегодня акцент переносится на изучение закономерностей и механизмов, порождающих разнообразие индивидуальных траекторий развития ребёнка. Новые подходы к организации образовательного процесса требуют поиска продуктивных форм организации занятий. А процесс обучения должен быть переориентирован с внешних показателей на развитие личности, изменение стиля поведения педагога, организацию совместной деятельности.  Т.е. основными направлениями реформирования   являются: содержательное, организационное и процессуальное  направления.

        В специальном образовании эти акценты были расставлены и раньше. При определении стратегических характеристик коррекционных  образовательных программ  всегда учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, связанные с возрастными, психологическими и физиологическими   индивидуальными  особенностями детей.

      Учёт факторов,  причин и условий, порождающих это разнообразие,  является важнейшим принципом работы с детьми с проблемами в развитии. В реальности специального образования  педагогические технологии всегда адаптируются в соответствии с особенностями конкретного ребенка,   а  индивидуальные траектории развития и образования были и остаются в фокусе  внимания.  

       Группа детей  с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы; от ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.

Вследствие неоднородности состава группы, диапазон различий в уровне и содержании образования тоже должен быть максимально широким, соответствующим возможностям и потребностями всех детей с ОВЗ.    

     Встают задачи дифференциации уровней образования детей с ОВЗ, разработки для каждой категории детей с ОВЗ набора вариантов стандарта, определения структуры  содержания разных вариантов образования, отвечающих их общим и особым образовательным потребностям.

           Специальный образовательный стандарт позволяет учесть настоящие и будущие потребности ребенка с ОВЗ и поддержать необходимый баланс в развитии его жизненного опыта.   

         В соответствии с отечественной традицией целью специального образования и общим результатом освоения образовательной программы является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из нее. Преодолеть «социальный вывих» и ввести ребенка в культуру можно, используя «обходные пути» особым образом построенного образования, выделяющего специальные задачи, разделы содержания обучения, а также — методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.

       Таким образом, педагоги, обладая опытом работы, основанном на богатых традициях специального образования, учитывая        многообразие дефектов и диапазон различий детей с ОВЗ, стоят перед выбором применения тех или иных методик коррекции и образовательных технологий. А это под силу только высоко квалифицированным, профессионально компетентным,  мотивированным на инновационную деятельность педагогам, которые  умеют гибко мыслить, своевременно реагировать и нестандартно действовать в динамично изменяющемся поле современного образования,  которые смогут  критически проанализировать традиционные подходы к образованию, сориентироваться в существующих образовательных технологиях, осуществить их выбор, адаптировать  или усовершенствовать.

       Всемирно известный математик и педагог Дьёрдь Пойа писал:

 «Хороших методов существует ровно столько, сколько  существует хороших учителей».

        В ситуации нового подхода к содержанию образования  стоит задача формирования мотивационной готовности  педагогов к включению их в инновационную деятельность.

        Каким образом педагоги могут быть включены в инновационную деятельность в рамках нового социального проекта и обеспечить успешность его реализации?   

        Наиболее важными условиями осуществления инноваций являются: психологическая готовность педагогов к принятию системного нововведения, формирование мотивации педагогов и создание инновационного климата – сформированной определённым образом обстановки, в которой педагог чувствует себя свободным, полностью мотивированным, готовым к творческой работе.

      Для более эффективного управления  и содействия инновационным процессам на этапе вовлеченности педагогов в инновационный процесс целесообразно создание творческих  инициативных групп, что позволяет решить актуальные задачи содержательно-методического, диагностического, контрольно-оценочного характера.

          Накопленные творческой группой наработки, представляющие собой своеобразный дидактико-методический банк, дают информацию о том, как члены группы работают над совершенствованием содержания образования, над применением различных педагогических технологий.   Такой подход особенно эффективен при решении проблем, относящихся к  междисциплинарной области взаимодействия.

       Создание инициативных  групп позволяет развивать интеллектуальные коммуникации, максимально использовать творческий потенциал педагогов, повышать их  квалификацию, чувство   ответственности,  привлекать к управлению. Создание творческих инициативных (целевых) групп эффективно не только в рамках одного учреждения, но и на уровне взаимодействия  нескольких  образовательных учреждений, которые ставят общие задачи, намечают пути их реализации, выявляют возможные альтернативы их решения, прорабатывают организационные, технические вопросы.

Это особенно актуально в условиях специального стандарта, который во всех его вариантах предполагает ту или иную форму обязательной интеграции детей, а это требует координации действий, т. е. регулярного и качественного взаимодействия специалистов массового и специального образования, обмена информацией между специалистами разного профиля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданское и патриотическое воспитание в условиях модернизации образования

Гражданское  и патриотическое воспитаниев условиях модернизации образования.          Проблема гражданского воспитания и становления личности, к...

третий урок физической культуры в условиях модернизации образования

третий урок физической культуры в условиях модернизации образования...

Научно-исследовательская деятельность учащихся в условиях модернизации образования.

Обобщение теоретического и практического материала по теме....

Программа развития " Социализация личности как одно из условий модернизации образования"

В программе отражены тенденции развития школы, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы педагогического и ученического коллективов, представлены меры по изменению содержания и организации обр...

Тезисы выступления на секции «Интеграция общего и дополнительного образования в условиях модернизации образования»

Выступление на педагогической конференции по теме «Комплексный проект как интеграция общего и дополнительного образования в условиях замкнутого социума»....

Инновационная деятельность как ресурс развития учреждения дополнительного образования в условиях модернизации образования

     Практически все изменения в системе образования за последние годы происходят в инновационном режиме, что в определенной мере противопоставляется традиционному развитию....