Конспект урока социально-бытовой ориентировки в 9 классе по теме "Сервировка праздничного стола"
план-конспект урока (9 класс) на тему

Наталья Владимировна Гранкова

Конспект урока  социально- бытовой ориентировки в 9 классе специальной коррекционной школы 8 вида по теме: Сервировка праздничного стола"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл servirovka_prazd_stola.docx22.55 КБ

Предварительный просмотр:

                Праздничная сервировка стола.

      Цель:      Сформировать навыки по праздничной сервировке стола.

Ознакомить учащихся с правилами сервировки стола к празднику.

Учить сервировать праздничный стол, с учетом меню.  Повторить понятия: столовые приборы, столовая посуда,  сервировка.

 Развивать интерес к предмету.  Развивать творческие способности.

 Воспитывать общую культуру, эстетический вкус, аккуратность, опрятность.

                        Оборудование:

    Тетради, ручки, учебная таблица, магнитная доска, картинки, карточки, скатерть, столовая посуда, столовые приборы, предметы для сервировки (цветы, свечи, салфетки, солонки).

                       

                         Ход урока:

1.Организационный момент:

- проверить внешний вид учащихся;

- напомнить об осанке.

2. Сообщение темы урока:

- записать число и тему урока в тетрадях.

3. Словарная работа.

    Обратить внимание учащихся на слово

                   Сервировка 

        Прочитать, записать в тетрадях, поставить ударение, объяснить значение, составить с ним предложение.

      Сервировка стола – это подготовка и оформление стола для приема пищи.

4. Повторение по учебной таблице.

Учащиеся отвечают на вопросы, выходя к таблице.

- что такое сервировка стола?

- какие предметы необходимы для сервировки стола?

- что относится к столовой посуде?

- какие бывают тарелки?

- что такое столовые приборы?

- какое значение имеет сервировка стола?

5.  Объяснение учителя.

      Сервировка стола – это подготовка и оформление стола для приема пищи.

    Значение сервировки стола. Сервировка создает не только приятную обстановку, но и определенный порядок на столе. Красиво убранный стол вызывает приятное чувство, повышает аппетит. Надо стремиться сервировать стол ежедневно, а не только в праздничные дни.  Это поможет выработать привычку есть опрятно, правильно пользоваться ножом, вилкой, ложкой.

6.  Беседа с учащимися:

   рассмотрите картинки праздничной сервировки и ответьте на вопросы:

- чем отличается праздничная сервировка от обычной?

- какие предметы необходимы для сервировки праздничного стола?

7. Записать в тетрадях предметы для сервировки праздничного стола.

   Для сервировки стола необходимы – клеенка, скатерть, салфетки, тарелки, стаканы, вилки, ножи, ложки, вазочки для цветов, цветы, свечи.

8.   Объяснение учителя:

- рассмотрим некоторые правила сервировки праздничного стола.

       А)   Необходимо выяснить точное количество гостей, чтобы знать будет ли им всем удобно. Каждому человеку за столом выделяется место. Как определить размеры этой части. Сядьте за стол и положите руки так, чтобы было удобно. Это примерно 50-70 см. у стола должны стоять стулья для каждого человека. Приготовив место для каждого гостя можно заняться непосредственно сервировкой стола.

      Б)   Если посуда яркая, цветная, то скатерть может быть белой, главное, она должна быть чистой. Если посуда белая, то скатерть лучше взять цветную. Скатерть должна доставать до сиденья стула, если она короче – вид у стола будет некрасивый, а если длиннее – гостям будет неудобно.  Если стол большой можно использовать две скатерти, их стелют внахлест.

     В)   Сначала на стол ставят предметы общего пользования – хлебницу, сахарницу, масленку, солонку и другие. Затем ставят посуду и раскладывают приборы, учитывая меню, количество гостей, которые будут сидеть за столом.                          

     Г)   Стол будет выглядеть нарядно, если поставить в невысокой вазочке цветы.

      Цветы – это символ гостеприимства. Но цветы в высоких вазах неуместны, они закрывают сидящих друг против друга людей. Для цветов используют низкие вазы. Цветы ставят в центр стола до сервировки. Искусственные цветы и цветы в горшках ставить не рекомендуется.

      Д)  Каждому человеку за столом выделяется место – часть стола, где для него ставят тарелки и бокалы, лежат приборы.

    Перед сервировкой стола даже чистые приборы, тарелки необходимо протереть, все должно быть чистым.

     Е)  на протяжении всего праздника стол должен быть постоянно красивым, и если произойдет неприятность (кто-то прольет воду или испачкает скатерть), хозяйка или хозяин должны накрыть это место салфеткой и поставить сверху тарелку с едой.

    Требуется расположить все так, чтобы было празднично, красиво, правильно.

10. Практическая часть урока.

- Пользуясь карточками учащиеся праздничный сервируют стол.

11. Объяснение учителя о салфетке:

      салфетка, предназначенная для индивидуального пользования.в развернутом виде укладывается на коленях. Она предохраняет одежду от случайного попадания на неё кусочков пищи. Вытирать губы полотняной салфеткой за столом не положено, можно лишь приложить салфетку к губам до и после питья, после каждого блюда. Однако лучше, если для этой цели служат специальные гигиенические (бумажные) салфетки.

12. Практическая часть:

- учащиеся сворачивают полотняные салфетки, пользуясь схемой.

13. Закрепление:

- что такое сервировка?

- какие предметы необходимы для праздничной сервировки?

- какое значение имеет праздничная сервировка стола?

14. Итог урока. Оценки.

Праздничная сервировка стола.

1.На поверхность стола кладем мягкую ткань или клеенку. Накрыть скатертью.

2.В центр стола можно поставить вазочку с цветами.

3.Мысленно проведи прямую линию от края стола на расстоянии 2 сантиметра по этой линии и  ровно расставь тарелки.

4.Ножи разложи справа от тарелок лезвиями к ним, вилки – слева, острием вверх.

5.Поставь на стол приборы общего пользования – хлебницу, сахарницу, масленку, солонку, перечницу, салфетницы.

6.Все блюда расставляются в центре стола по вкусу хозяйки.

7.Для воды, сока, лимонада поставь стаканы за тарелкой.

       Меню и сервировка праздничного стола

Цель: Познакомить с понятием сервировка стола, с правилами сервировки, предметами сервировки и историей их появления.

Задачи:

Развивать двигательную память на основе практикума: сервировке стола, складывании салфеток.

Воспитывать аккуратность в работе, чувства гармонии и красоты.

Оборудование: скатерть; набор посуды для сервировки на двух человек; салфетки;

Картинки и карточки «Меню и сервировка праздничного стола»,

иллюстрации посуды и названия;

Ход урока:

 1. Сообщение темы урока и целей.

Продолжим знакомиться с понятиями:

«Сервировка стола к празднику»,

правилами сервировки,

предметами сервировки и историей их появления.

Научимся приемам расстановки посуды и потренируемся в складывании салфеток интересным способом.

2.Изучение нового материала.

Праздничный стол - всегда приятное событие, хотя и хлопотное, и утомительное для тех, кто его готовит. Подготовить праздничный стол далеко не простое дело. Оно требует мастерства, чувства меры, такта, изящества и многого другого, без чего невозможно создать здоровую праздничную обстановку.

3.Для начала давайте попробуем дать определение слову МЕНЮ.

МЕНЮ – подбор блюд для завтрака, обеда, ужина.

Что должно включать в себя праздничное меню.

4.А всегда ли выглядели столовая посуда и приборы так, как сейчас?

      Столовые тарелки появились в 12-13 веке.

Специи должны быть обязательно на столе, а также приборы общего пользования: обязательно ложки в салате.

5.Сообщение.

- Серебряная ложка на Руси впервые появилась на столе князя Владимира в Киеве в Х веке.

Вилка появилась в 11 веке и имела двузубый вид. Ей брали большие куски мяса. Современной вилкой человек пользуется сравнительно недавно: 700-800 лет. Долгое время вилка считалась прихотью богатых людей.

Нож стал столовым прибором в ХV веке. Нож был остроконечным - нередко им ковыряли в зубах. По распоряжению кардинала Ришелье концы ножа стали закруглять.

- История возникновения деревянной посуды.

- Большое место на праздничном столе отводится разнообразным холодным закускам (нарезки мясные и рыбные, салаты, бутерброды, соленья и копчёности).

Главным следует считать жареное или тушеное блюдо из мяса или птицы.

Завершают стол десертные блюда. Приятным добавлением к еде после некоторого перерыва послужит чашка кофе или чая.

6. Вопросы:

Сервировка стола - это подготовка и оформление стола для приёма пищи.

Ответьте на вопрос, для чего нужно красиво сервировать стол?

Сервировка стола должна отвечать следующим требованиям:

• Соответствовать мероприятию – строго сочетаться с меню подаваемых блюд и закусок.

• Отражать тематическую направленность застолья.

• Быть эстетичной – гармонировать с формой стола, скатертью, салфетками.

• Все предметы сервировки должны быть расположены в соответствии с принятыми правилами.

7. Физминутка.

8. Правила сервировки:

1. Сервировка стола начинается со скатерти. Подкрахмаленную и хорошо выглаженную белую скатерть кладут так, чтобы средняя заглаженная складка приходилась на середину стола. Она должна свисать со всех краев одинаково, а углы на половину прикрывать ножки стола.

2.Посуда должна быть одинаковой.

3.На столе должны быть полотняные и бумажные салфетки.

  Каждый предмет при сервировке праздничного стола имеет свое место. Тарелки расставляют на расстоянии двух или трех сантиметров от края стола. При этом надо строго следить, чтобы они стояли напротив друг друга с двух сторон стола. Слева, чуть дальше от края, ставят закусочную тарелку.

9. Показ сервировки праздничного стола учителем на 1 персону.

10.Подача и расстановка блюд.

   Холодные закуски ставят примерно за полчаса до начала торжества. Рыбные, мясные и овощные нарезки чередуют, располагая их змейкой на разных концах стола, так, чтобы каждый мог достать понравившееся ему блюдо.

Хлеб ставят в разные концы стола либо хозяйка просто разносит его гостям.

Горячее кушанье, ставят в центре стола. Рядом кладут общий прибор - лопаточку или щипцы.

11. Рассказ о бумажной салфетке.

   Бумажные салфетки ставят в салфетницах, а полотняные кладут на тарелку.

Все мы привыкли к этому маленькому, но столь необходимому предмету сервировки. А история салфетки началась с фигового листа. 3500 лет назад листьями этого дерева рабы вытирали губы своим хозяевам после еды.

Позже появились салфетки из асбестового волокна, для очистки после применения их бросали в огонь. Позже появились полотняные салфетки, украшенные вышивкой с инициалами хозяев.

12. Как сложить полотняные салфетки.

Практикум в складывании салфетки – «Французская лилия» (по картинкам).

- Цветы для украшения ставят в маленькие вазочки в центр стола. Они не должны быть высокие и не должны иметь резких запахов.

Итак, давайте подведём итог, какие предметы сервировки нам сегодня понадобятся.

3.Сервировка стола сильным учащимся на 2 персоны.

Остальные внимательно следят и если надо, исправляют ошибки.

13.Практическая работа

Зарисуйте сервировку праздничного стола и наклейте в тетрадь.

14. ИТОГ УРОКА

- С какой темой познакомились на уроке?

- Что нового узнали на уроке?

- Какие предметы необходимы при сервировке стола?

15. Оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока социально-бытовой ориентировки в 9 классе по теме «Грудной ребёнок в семье. Уход за грудным ребёнком»

Задачи:- знакомить учащихся с гардеробом грудного ребенка, правилами одевания и пеленания, ухода за грудным ребенком; дать представление о санитарно-гигиенических требованиях к детской одежде и белью,...

Доклад по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема:"Развитие диалогической речи учащихся на уроках социально-бытовой ориентировки"

Доклад адресован учителям, работающим с детьми с умственной отсталостью. В работе даны конкретные задания и упражнения, способствующие развитию диалогической речи учащихся....

Конспект урока социально-бытовой ориентировки в 11 классе по теме «Налоги».

Конспект урока, знакомящий обучающихся с понятием "подоходный налог", как одной из составляющей части государственного бюджета и другими понятиями связанными с налогом.На уроке совершенствую...

Конспект урока социально-бытовой ориентировки "Форма обращения с просьбой" 5 класс

Формы обращения  с просьбой, вопросом.Обучающиеся должны уметь: вежливо обращаться с просьбой, вопросом к сверстникам и взрослым, тактично и вежливо вести себя во время разговора...