Программа по самообразованию 2013 г.
рабочая программа на тему

Суворова Любовь Викторовна

Примерное тематическое планирования - описание самой программы. Раскрывать последовательность  изучения  разделов и  тем  программы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Пример  тематического  планирования -  описание  самой  программы. Раскрывать  последовательность  изучения  разделов  и   тем  программы.  Показать  распределение  учебных  часов.

   Требования  к  уровню  подготовки  учителя.

  1. Педагог  должен  знать:

          - основные понятия;

- факторы школьной дезадаптации, их характеристику;

- предпосылки развития адаптационных нарушений и формы их

   проявления;

- основные виды нарушений;

- уровни диагностической деятельности;

- диагностику нарушений школьной адаптации;

- программу и методику педагогического диагностирования

   адаптационных нарушений;

- общепедагогические принципы коррекционно-развивающего

  образования;

- формы коррекционной работы;

- направления и методы педагогической работы по профилактике и

  коррекции отклонений в поведении детей;

- формы взаимодействия   образовательного процесса в

  диагностико-коррекционной работе с детьми  школьной

   дезадаптации;

- функции  диагностико-коррекционной работы;

- условия оптимального взаимодействия;

    2.  Педагог  должен  уметь  разработать:

        -  адаптированный  вариант  программы;    

          -  календарно-тематическое  планирование;

          -  планы  различных  типов  занятий;

          -  адаптировать   задания  для  детей;

          -  подобрать  диагностический  материал   разноуровневых  заданий  

             для  контроля.

    3..Педагог  должен  уметь применять  на  практике:

         - использовать знания об основах коррекционной педагогики в

           воспитательно-образовательной работе с детьми;

        - анализировать   данные   текущей   и   этапной   педагогической

диагностики;

        - использовать знания коррекционной педагогики во внеурочной  

            работе с детьми;

        - использовать в работе с детьми  коррекционные задания и

регулировать  их сложностью.

 

   Способы  проверки:

  1. Тестовые  материалы.
  2. Графики  проверки.

 

   Списки  средств  обучения:

  1. Учебно – наглядное  пособие

( плакаты, схемы, таблицы, муляжи, картины ).

  1. Технические  средства  обучения

( экранные, аудио – видио записи, звуковые, телевизионные, компьюторные ).

  1. Оборудование.

   Список  литературы:

  1. Методическая  литература.
  2. Познавательная  литература.
  3. Художественная  литература.

   Подведение  итогов:

  1. Форма  подведение  итогов

( реферат, доклад, статьи, конспект, отчет ).

  1. Подведение  итогов  в  течении  учебного  года. Определение  перспектив  внедрения  результатов  в  методику  работы  педагога.

   

  Индивидуальный  план  работы  педагога  Суворовой  Л. В.     над  методической  темой.

    Титульный  лист:

  1. Название  учреждения.
  2. Название  предмета.
  3. Возрастная  группа.
  4. Должность.
  5. Ф.И.О.
  6. Годы  работы  в  учреждении.
  7. Согласованность  с  завучом.

                                                                    ЭССЕ

                                                       «Учителю принадлежит самая  главная

                                              роль в формировании   будущего .

                                                          Из всех профессий его – самая благородная,

                                                          самая трудная и самая важная».        

                                                                                                            А. Джумсан.

 

В начале XII в. киевский князь Владимир Мономах в поучении своим детям ("Поучение князя Владимира Мономаха своим детям") указывал: "Всего паче убогих не забывайте, по силе кормите о подавайте сироте и вдовицу оправдайте сами, а не давайте сильным погубить человека".

Во второй половине XVIII в. в связи с изданием Екатериной II "Указа об учреждении Приказов общественного призрения" (1775) (создавались лечебные учреждения, благотворительные заведения и школы).

Наивысший этап в истории российской педагогики и специального образования связан с периодом конца XIX - начала XX в. в связи с созданием обществ и общественных организаций по обучению и воспитанию анормальных детей. Проблемами педагогической коррекции недостатков развития и поведения занимались такие выдающиеся ученые-педагоги, психологи,  медики,  как   Е. К.  Грачева, В. П.  Кащенко, Г. И. Россолимо,

Г.Я. Трошин,  А.Ф. Лазурский,  А.В. Владимирский, Н.В. Чехов…  

Новое время потребовало изменения  взглядов  на  педагогику, новый подход к теории и практике изучения отклонений в развитии и поведении детей. Это успешно удалось сделать психологу-экспериментатору Льву Семеновичу Выготскому (1896-1934), который сумел в  специальной педагогики  разработать и выделить самое важное, и существенное в природе дефективности, определить социальную значимость помощи аномальным детям в нашей стране.

Л. С. Выготский сумел определить ведущие тенденции. Суть их сводилась к тому, чтобы "связать педагогику дефективного детства с общими принципами и методами социального воспитания, найти такую систему, в которой удалось бы органически увязать специальную педагогику с педагогикой нормального детства". Многие  его  теоретические  положения  в  дальнейшем  были  реализованы  в  трудах   А.Н. Граборова, Л.В. Занкова, Г.М. Дульнева, Ж.И. Шиф, Б.И. Пинского, Т.А. Власовой, И.Г. Ерёменко, Х.С. Замского, В.Г. Петровой, В.И. Лубовского, М.С. Певзнера и  другими.

       Изучая  историю  педагогики  и  читая спец. литературу,  познавая  новое - я   чувствую большую ответственность и гордость, что выбрала такую сложную  и  важную  профессию.

        Стремительно пролетело  время…  Оно повлияло на окружающую нас действительность. Современные люди, а,  прежде всего дети, стали другими.

Эти перемены и послужили толчком к  решительным переменам в образовании.

          Современный урок – это, прежде всего проблемный урок. Ученик при разрешении проблемы не утверждает, а только предполагает. Дети высказывают   различные предположения,  все их нужно выслушать и принять к сведению.    «Не ошибается тот, кто ничего не делает!»  Допустить ошибку на уроке, - это не страшно, гораздо страшнее бездействие. Этот незамысловатый прием помогает мне в формировании сознательного отношения детей к учебной деятельности. Это был мой первый шаг к изменению самой себя как учителя.

           Второй  шаг я сделала в этом учебном году.  В своём  классе я продолжаю  работу по новой  программе  под  редакцией  В. И. Петросяна. Не скрою, бывают трудности, ошибки, но гораздо хуже бездействовать.   Богатый русский фольклор даёт мне ещё одну подсказку: «На ошибках учатся». Вот я и учусь. Ведь я  - учитель, а это значит должна не только учить, но и учиться. Я должна учиться быть учителем  современных  детей.

          Третий  шаг  - это  моя  учеба  в  МГГУ им. Шолохова. Где   дают  «большой  вагон»  знаний,а  также  учат  применять  их  на  практике.

        У наших современных детей современные родители, которые в силу своей занятости мало уделяют внимания своим детям.   Но, я учитель, а это значит должна объяснить, научить, помочь им  в  воспитании  детей. Ведь это  наше общее дело. Добиться успеха можно только в  содружестве.  

        Уже сейчас пытаюсь заглянуть в будущее своей профессии. Наша жизнь продолжает стремительно изменяться, а значит, будут изменения и в образовании. Как учитель, я должна реагировать на все изменения. На мой взгляд, все главные перемены ждут нас впереди.  На  данном этапе своей педагогической деятельности я вывела для себя такое, на мой взгляд, важное  правило  современного учителя. Я учитель, а это значит нельзя  стоять на месте, нужно искать  и узнавать новое, внедрять новые идеи в работу, нужно идти вперёд в ногу со временем, уважая старые традиции и не боясь нововведений.

         

 Цели и задачи  к  плану  и  программе  по  самообразованию.  

Цель: Изучение  факторов  социальной  адаптации  детей  с  нарушением  

             интеллекта  и  поиск  путей  их  решения  средствами  социально –

             педагогической  коррекции.

Задачи:

        - провести   аналитический  отбор  спец.  литературы; 

          -  ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам

              школьного воспитания;

          -  ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской  

             психологии, анатомии, физиологии;

          -  разработка  педагогических  технологий  по  воспитанию  и

             обучению  детей;

          -  изучение  методов  и  приёмов  коррекционной  работы  по  теме  и

             внедрение   их  в  учебный  процесс;

          -  формировать  у  учащихся  интерес  к  окружающему  миру;

          -  учить  учащихся  внимательно  наблюдать за  окружающим  миром;

          -  учить  учащихся  переносить  полученные  знания  в  окружающий  

             мир.    

    Процесс  составления,  разработки  плана и  программы  по  самообразованию  педагога  реализуется  на  основе  индивидуально-типологических  особенностей  детей  с использованием индивидуальных и групповых  методов. Педагог  изучает, внедряет  новые  методы, методики, диаграммы  и диагностики. Использует  в  процессе  самообразования  новейшую  литературу: методическую, художественную, научную.   В  процессе  самообразования  педагог  изучает  различные  методы, технику,  диагностику  по  теме: адаптации  детей.  Проводит  тестирование  детей различными  способами  и  методами, использует  различную  литературу, учебно-наглядные  пособия, технические  средства  обучения  и   оборудования.    Реализует дифференцированный подход к  детям в определении  ведущих  направлений  профессионального  развития.

Методы   и  формы:  

         -  организация  урока  и  внеклассной  работы, учитывая  особенности  

             коррекционных  учащихся;

         -  дифференцированный  и  индивидуальный  подход  к  каждому  

            учащемуся;

        -  творческий,  развивающий  и  игровой  характер  обучения;

        -  использовать: наглядность, эстетичность, эмоциональность;

        -  ведущая  роль  учителя  на  уроке – обработчик   учебного  материала;  

        -  использование  обще-дидактических  форм,  средств  организации  

           урока    ( выставки, беседы, экскурсии, кружок );

        -  использование  обще-дидактических  форм  в  учебной  деятельности;

        -  совместные  действия  педагога  и  учащегося;

        -  наблюдение  на  прогулке    за  предметами   и  живыми   объектами  в  

           окружающем  мире.

           ИНДИВИДУАЛЬНАЯ    ПРОГРАММА      по  

        самообразованию   педагога    Суворовой  Л.В.

        на    2013   учебный    год.

Пояснительная  записка

    Расширение опыта обучения учащихся с выраженными нарушениями интеллектуального развития, выдвигает целый ряд практических и теоретических проблем. К ним  можно отнести: определение целей, задач, форм коррекционной помощи, характеристику этапов, содержание обучения, его организацию, методы и приемы работы с названной категорией детей. Предпринимая попытку ответить на эти практические вопросы, мы опирались на собственный практический опыт. В основе нашего подхода лежат следующие положения. Учащейся с выраженным недоразвитием интеллекта рассматривается как личность, которая имеет те же права, что и все другие члены общества, но в силу особенностей своего индивидуального развития ему необходимо оказывать особые образовательные услуги. Благодаря своевременной комплексной помощи, у всех учащихся наблюдаются позитивные изменения в мотивационно-потребностной, познавательной, эмоционально-волевой сфере. Только при условии раннего включения в процесс систематической коррекционно-воспитательной работы ребенок с умственной недостаточностью может достичь оптимального для него уровня развития. Такая работа должна носит комплексный характер, охватывать все линии его индивидуального развития. Основными условиями и факторами, способствующими продвижению психического развития учеников, являются их собственная деятельность и сотрудничество взрослого с ними. Обучение имеет практическую направленность, поскольку доступная ученику деятельность (предметная, игровая, коммуникативная, конструктивная, изобразительная, трудовая и др.) является, с одной стороны, источником знаний об окружающем мире, с помощью которого этот мир познается и преобразуется, а с другой – разные виды деятельности обеспечивают использование и закрепление умений, делают их индивидуальным достоянием каждого ученика, формируют его социальный опыт. Виды помощи ученику с выраженным недоразвитием интеллекта и предоставляемые ему коррекционные услуги могут быть различными. Родители имеют право выбора той или иной формы помощи в соответствии с возрастом ученика, состоянием его здоровья, уровнем индивидуального развития. Исходя из названных положений, основную цель воспитания детей с умственной отсталостью можно сформулировать следующим образом: формирование его как социально равноправной личности, способной самостоятельности  (в меру своих возможностей ).

     Задачи оказания коррекционной помощи многообразны, их можно сформулировать следующим образом:

– охрана жизни и здоровья ребенка, коррекция нарушений физического развития;

– формирование представлений о себе как «я», значимой и равноправной личности для окружающих;

– формирование коммуникативных умений и социальных контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде;

– соблюдение правил нравственного поведения, необходимого для общения и сотрудничества;

– формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность;              

– формирование элементарных практических знаний об окружающем природном и социальном мире, способствующих социальной реабилитации и адаптации;

– развитие творческих умений и чувств на основе доступных видов деятельности.

    Предоставление коррекционной помощи как можно большему количеству учащихся с выраженной умственной отсталостью зависит от разнообразия форм ее организации. Она может быть организована как государственными, так и негосударственными структурами с обязательным привлечением к коррекционно-воспитательной работе широкого круга специалистов: педагогов-дефектологов, психологов, логопедов, врачей и др.

     Формы организации коррекционной помощи лицам с выраженной умственной отсталостью могут быть следующими: группы для детей с выраженной умственной отсталостью в дошкольных учреждениях общего назначения; консультативные пункты  по месту жительства детей; специальные дошкольные образовательные учреждения для детей с умственной отсталостью и формами недоразвития , а также, стационарные группы для детей с выраженной умственной отсталостью; группы с интегрированными формами коррекции; классы (группы) для учащихся с осложненными формами умственной отсталости при коррекционных школах и в общеобразовательной школе, как инклюзивное обучение; «дома жизни» (для взрослых после 20 лет); учреждения системы социального развития, с дошкольными и школьными отделениями, центры; учебно-воспитательные группы при ассоциациях родителей для оказания систематической психолого-педагогической и медицинской помощи семье и ребенку; санатории, дома отдыха для семей, имеющих детей с выраженной умственной отсталостью с соответствующими коррекционными психолого-педагогическими и медицинскими услугами.

    Перечисленные варианты не исчерпывают всех возможностей оказания коррекционно-образовательных услуг детям и взрослым с выраженным недоразвитием интеллекта.

    Основное содержание обучения должно в первую очередь способствовать социальному и культурному развитию детей. Процесс обучения реализуется на основе индивидуально-типологических особенностей детей с использованием индивидуальных и групповых форм работы. Программы обучения составляются учителем после направленного изучения (обследования) возможностей детей психологом, логопедом.

    Умения  учащихся  формируются на наглядно-практической, предметной основе с широким использованием игровых приемов на каждом уроке (занятии). Возможно, что какие-то учащиеся не освоят азбуку, письмо, счет (с учетом программы), но они научатся другим видам продуктивной деятельности: лепке, рисованию, навыкам самообслуживания, правилам поведения и коммуникации, что также важно для социальной адаптации.

     Акцент в обучении переносится на умение использовать учебные знания (в самом элементарном предъявлении) для решения повседневных жизненных задач, а также участие в трудовой или общественно-полезной деятельности. Предметы учебной программы нацеливают на разнообразные коммуникативные умения за пределами школы: поликлиника, магазин, рынок, транспорт, досуг и др. Так, чтение – формирует    эталонные качества поведения и черт характера на примере доступных литературных жанров (сказки, рассказы, короткие стихотворения, басни); счетные навыки целесообразно применять при расчете денег на продукты, приготовление пищи, покупку одежды, обуви, посещение досуговых мест и т. д. В живом мире важно уделить внимание человеку, охране его здоровья, безопасности поведения в  окружающей среде.  Предусмотрено  развитие навыков социокультурного поведения, которые следует использовать для психологических практикумов, простейшей осведомленности социально-правового содержания.

    Обучение учащихся и подростков со сложной структурой интеллектуального недоразвития должно быть комплексным, где обучение слитно с воспитанием, поэтому очень важна совместная координация всех служб и специалистов учреждения.

 

        

         

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по математике 6 класс на 2013 - 2013 учебный год

расчитанный на 6 часов в неделю, 204 в год, п оучебнику И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович, Математика 6 класс, Учебник для образовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2007 г....

Рабочая программа по предмету «Алгебра и начала математического анализа» в 10-11 классах на 2012/2013, 2013-2014 учебные годы

Данная программа рассчитана на 272 учебных часа (136 часов в 10 классе и 136 часов в 11 классе). В учебном плане для изучения алгебры и начал анализа на базовом уровне отводится 3 часа в неделю, 1 час...

Демо-версии ЕГЭ 2013! ... Демо-версии ЕГЭ 2013 на сайте Федерального института педагогических измерений http://www.fipi.ru/

Демо-версии ЕГЭ 2013! ... Демо-версии ЕГЭ 2013 на сайте Федерального института педагогических измерений http://www.fipi.ru/ ...

Анализ МО за 2012-2013 уч.гг и План работы на 2013-2014гг

Анализ работы МО учителей-предметников гуманитарного цикла...

Выступление на педагогическом совете школы 29 августа 2013 года Тема: «Анализ работы учителей начальных классов за 2013-2014 учебный год»

1.Перспективы развития системы образования в современных условиях, внедрение педагогических и информационных технологий в образовательный процесс для повышения качества знаний учащихся.2. Работа...

Планы и анализ работы проблемно-методической группы (2012-2013, 2013-2014 гг)

Планы и анализ работы проблемно – методической группы  «Повышение мотивации учения и познавательного интереса учащихся в малочисленной школе»Предлагаю познакомиться с анализом работы проблем...

Справка о проведённых школьных олимпиадах по предметам естественно – математического цикла 2013 – 2014 учебного года. Олимпиады проведены с 10 октября по 23 октября 2013 года среди учащихся 5 – 11 классов.

Справкао  проведённых школьных олимпиадах  по предметаместественно – математического цикла2013 – 2014 учебного года.Олимпиады проведеныс 10 октября по 23 октября 2013 годасреди учащихся 5 – ...