Доклад: "Воспитание детей" 2015 г.
материал по теме

Суворова Любовь Викторовна

В  докладе  говорится:   о  воспитании  детей  с  ОВЗ;  их  недостатках  в  развитии; о  целях  и  задачах  воспитания; о  методах  воспитания  детей  с  ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11.docx25.31 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент  социальной   защиты  населения и  труда   г.  Москвы

                           ГКУ     ЦССВ  «Сколковский»

                               

                                        ДОКЛАД

                                   ТЕМА: «Воспитание  детей».

                                                                                Проводила  дефектолог:

                                                                                           Суворова  Л. В.

                                                   МОСКВА

                                                       2015

 Воспитание как объект философского анализа

                                                          «Никто не искоренит в нас твердой веры в                                                     то, что придет время, хотя может быть и                                                               не скоро, когда потомки наши будут с                                                               удивлением вспоминать, как мы долго                                                               пренебрегали делом воспитания и как                                                                   много страдали от этой небрежности»

К.Д.Ушинский

Воспитание и его исследование

Новое нравственное и политическое мышление потребовало неотложных преобразований практически во всех сферах общественной жизни. Конечно же воспитание не стало исключением, т.к.  осуществление задач социально-экономического, нравственного и культурного развития общества невозможно без формирования личности, обладающей достаточным уровнем знаний и принципов поведения. Все это требует  значительной активизации. Вне всякого сомнения, человек является продуктом как воспитания и самовоспитания, так и продуктом среды, системы реальных общественных отношений, общества в целом. Это в значительной мере определяет его типические социальные черты, по которым можно судить о степени развития в нем тех или иных процессов.   Не случайно Буева Л.П. писала, что: ”одним из действительных  принципов, остается включенность человека в объективные отношения ответственной зависимости”.

 Необходимые исследования провела и опубликовала Т.С.Караченцева в своей статье “Философия воспитания и воспитание философией”. В слове “воспитание” она отчленяет смысловой глагол “питать”, как основание.  Словарь В.Даля подсказывает тот веер осей, по которым растекается смысл глагола “питать”: кормить, насыщать, снабжать, пополнять, поддерживать, поощрять в ком-то что-либо, разжигать, усиливать.  Сразу возникают простые образы, которые питают человека: “семья” дом, еда, почва, родство, жизнь. В только что родившегося малыша впитывают нравственность знания, и в последствии через формы жизни питают его и духом.  Впоследствии наполнения, выросший в полноправную личность, он сам питает, через любовь, доверие, причастность, ненависть, страх, тем самым влияет на этот человеческий мир.

 «В воспитании человек обретает отчетливость, выразительность тональности; определенность речи, памяти, видов на будущее, примеривает культурную роль и надевает социальный костюм”. Таким образом, познание и оценку личности через питающую его почву слышится в слове “воспитание”, обретение энергии свободы по отношению к ней.

 Воспитываясь, человек обретает собственную жизнь и реальность или наоборот. Воспитание человека является результатом определенного вида деятельности, может быть понято и объяснено только логикой его формирования в контексте культурно-исторического процесса. Философский анализ вместе с тем открывает возможность не только оценить достигнутый уровень в системе воспитания, но и объяснить противоречия, возникающие в ходе его осуществления.

Конечно, само по себе воспитание не в силах изменить объективные условия жизнедеятельности личности и общества, но формируя человека, его отношение к  обстоятельствам, а также развивая его способности и потребности, оно становиться условием и предпосылкой изменения, развития обстоятельств самим человеком. Однако следует помнить, что философский анализ позволяет не просто констатировать существующее положение, но и объяснить его, что дает несравненное преимущество. В преодолении  противоречий и недостатков как раз заключается цель, обуславливающая развитие и совершенствование системы воспитания. Рассматривая в качестве цели воспитание человека, отвечающего требованиям общества, мы так или иначе представляем его с учетом определенного набора полезных функций. И он должен приспосабливаться к наличным социальным условиям, подчиняться внешней целесообразности. От этого усложняется задача воспитания, связанная с необходимостью разрешения практически неминуемых в этом случае весьма не простых проблем, снятия социальных противоречий, препятствующих развитию человеческой личности.

Цель воспитания представляет собой отражение объективных потребностей, складывающихся в результате определенных запросов и требований общества, выяснив которые, не составит труда сформировать представление о соответствующем типе личности. Но так ли просто это выглядит в контексте философского понимания целей деятельности.  Воспитание предполагает своеобразную взаимосвязь человека с обществом.

         Идеи взаимосвязи общества и воспитания ясно прослеживаются в трудах античных мыслителей. Почти все нынешние проблемы воспитания и ее социальные функции уже были поставлены Демокритом, Платоном, Аристотелем.  Демокрит первый высказал идею о важности формирования внутренних убеждений человека в необходимости нравственного поведения, “ибо тот, кого удерживают от несправедливого поступка законы, способен тайно грешить. А тому, кто приводится к исполнению долга силой убеждения, не свойственно, ни тайно, ни явно совершать что-либо преступное”. Именно Демокритом сформирована впервые важная социальная задача воспитания - формирования у человека убеждений, соответствующих законам общества.

Платон считал, что государство возникает в результате врожденных социальных идей, а не в результате потребностей людей. Огромную роль возлагал Платон на воспитание, главной целью которого, по его мнению, является формирование у подрастающего поколения убеждений. Детей необходимо воспитывать с малых лет и непременно в гос.  учреждениях, где приучат к поведению по образцам и к выполнению определенной  социальной роли - философа, воина или работника. “Ребенок в душе от рождения имеет все идеи, необходимо лишь помочь “вспомнить их”.

Философские и педагогические идеи Аристотеля были наивысшим достижением теоретической мысли античного мира.  Аристотель впервые сформировал положение о том , что одно из функций воспитания является стабилизация имеющего строя. Воспитание должно быть равно для всех граждан и “забота об этом воспитании должна быть, заботою государства, а не делом частной инициативы” .

 Как видим, античные философы подметили и сформулировали идеи о зависимости системы воспитания от характера государственного строя, о роли и значении восприятия в стабилизации и сохранении этого строя, о необходимости воспитания единства  личных и общественных интересов у молодого поколения.      

Дальнейшее развитие идей о социальной природе и социальной роли воспитания связано с опытным знанием. Особую роль в этом отношении сыграл Т.Гоббс, переместивший центр внимания науки из области естествознания в область общественных явлений. Им были заложены основы органической теории государства и теории общественного договора, но наиболее значимые для рассматриваемого нами вопроса последовательно- материалистическое и сенсуалистическое учение Гоббса о природе психики. Согласно его учению нет ничего в сознании чего бы не было в ощущениях. В отличие от творившего позже Локка, он не идет ни на какие компромиссы. Если в сознании ребенка нет ничего, чего не было в ощущениях, то среда, окружающая ребенка, и воспитание целиком определяют его сознание. Ощущение и речь - вот две силы детерминирующие развитие человек, считал Гоббс.    

Д.Ж.Локк  одним из первых отметил, что влияние социальной микросреды на формирование личности ребенка является более существенным нежели воспитание. «Вы должны признать за несомненную истину, - писал он, - какие бы наставления вы не давали и какие уроки благовоспитанности вы бы не вдалбливали в них, каждый день самое большое влияние на них будет оказывать общество, в котором они вращаются, и поведение тех людей, которые за ними смотрят»  .

А во взглядах Коменского Я.А., разрабатывавшего педагогику как самостоятельную науку, отмечал высокую оценку возможности воспитания, характерную для великих гуманистов эпохи Возрождения. « Образование необходимо всем.

 Однако следует помнить, что воспитывая человека, слишком адаптированного к реальным условиям жизни, можно в какой-то мере затормозить его саморазвитие. В то же время воспитание, ориентированное в будущее, оторванное от наличной социальности, может привести к острому конфликту личности с условиями ее жизнедеятельности.  Чтобы развиваться как личность, человек должен иметь прежде всего в качестве цели самого себя, но реализовывать эту цель он может, лишь преобразовывая социальные условия своего бытия. Только понимая  и разделяя задачи общества, человек обретает способность функционировать в нем.

  Философию воспитания необходимо рассматривать как комплексной наукой. Интегрирующей воспитательные и поведенческие аспекты философских, социологических, психологических, этических, исторических знаний. Какой-либо один раздел философских знаний не в состоянии обеспечить решение всех проблем, иначе другие аспекты воспитания останутся за рамками философского анализа.  Идеи вышеназванных наук должны синтезировать их методологические посылки применительно к воспитанию. Необходимо четкое определение места и функций каждой области знаний в философском осмыслении воспитания и выявить ту из них, которой принадлежит ведущая роль. По мнению большинства философов эту роль отводят этике.

В проблеме воспитания необходимо отметить, что  человеческое поведение зависит и от определенных генетических задатков.  Люди принадлежат к разным эпохам, к разным слоям общества, не имеющих нравственных знаний, тем не менее проявляли высокий культурный уровень, тонкое понимание добродетели и ценностей.  

Задача философии воспитания состоит в том, что бы обосновывать необходимость гармоничного сочетания традиций и новаторства.

Важен поиск форм воспитания людей в духе традиций, образующих связь эпох, а в сфере морали необходимо показать роль простых норм нравственности и добродетелей.

В анализе человеческого поведения необходимо учитывать субъективные предпочтения личности, привычки, желания, эмоции, что затрудняет четкое определение критериев выбора.  

 Роль социальной среды в формировании личности и характер их взаимодействия с внутренним миром. Задача философии воспитания выявить как согласуются та или иная социальная среда, ее характер согласуется с природой человека и с его потребностями. Поэтому необходимо определить ценностные ориентации различных групп и выявить их интересы.

           С.Л.Рубинштейн, считал, что:” личность в подчеркнутом, специфическом смысле этого слова, является ярко выраженное сознательное отношение к жизни, мировоззрение к которому он пришел в итоге большой сознательной работы. У личности есть свое лицо. Такой человек не просто выделяется в том впечатлении которое он производит на другого он сам сознательно выделяет себя из окружающего. В высших своих проявлениях это предполагает известную самостоятельность мыслей, не банальность чувств, силу воли какую-то собранность и внутреннюю странность” .

Методом воспитания является общение свободный обмен ценностными ориентациями, целями, идеалами, модусом поведения между воспитателем и воспитуемым.

Роль труда в процессе воспитания М.Уорнок, утверждал, что труд, не является лишь средством заработка, он учит человека добиваться своей цели, быть активным, способным изменять вещи и события.  

Понимание воспитания как всегда  нравственного воспитания определяет задачи воспитания цельной, гармоничной развитой личности.  Основа такой личности - нравственное содержание всех его ценностей и потребностей и прежде всего потребность в гуманном отношении к другим людям, система добродетели, требующая философского осмысления, гражданственность, означающая уважение к человеку, государству и способность защитить его интересы.

Нравственное начало в человеке служит побудительным мотивом к активному отношению к жизни, озабоченность судьбой своей страны и всего человечества. Цельную гармонически развитую личность характеризует высокий уровень сознательности, духовности, которая подразумевает знание и высокий интеллект.  Оценить интеллект в его нравственном изменении, раскрыть его гуманистическую сущность - это функция философской этики. К философскому обоснованию воспитательной деятельности имеет отношение не вся этика а лишь ее философский уровень так, как в целом этика как наука о морали занимается проблемами генезиса нравственности, сути морали ее категории.

Воспитание важнейший фактор прогресса связанный с отношением человека к культуре в широком смысле этого слова, предполагает единство образования и нравственного воспитания. Это определяет цель воспитания независимо от особенностей общества, органически включить личность в культуру . От их взаимодействия зависит поведение, поиск возможностей реализаций стремлений, цели, ведущие к совершенствованию и к общественному прогрессу. Дж.Дьюи говорил:” воспитание служит восстановлению и продолжению социальной жизни”.

 Чем  образованнее человек , тем он более способен к анализу событий и менее подвержен догматизму в мышлении. И задача воспитания не только научить разбираться в политике, экономике, и в других проблемах, но и в  том, чтобы сформировать интеллектуальные ресурсы общества .

Бертран Рассел в своем произведении “Воспитание и хорошая жизнь” говорил “ Воспитание в собственном смысле этого слова есть воспитание внутренней, т.е. моральной свободы личности, которая обнаруживается в характере ее поступков, в моральных качествах, характеризующие ее как подлинную личность. Возможность человека выразить, заложенное в человеческой природе, стремление к свободе - служит решающим условием развития социальной инициативы личности, самогенерации ее гражданской активности. Таким образом, воспитание есть процесс индивидуального , прежде всего интеллектуального роста  человека и развития общественной инициативы. От того, каким является характер воздействия системы воспитания на личность, зависит, будет ли личность свободной, сознательно осуществляющей свой моральный политический выбор, или будет играть роль винтика, действующего в рамках предписанных обществом норм».

Дж.Дьюи связывает свободное развитие личности с ее умением осуществлять контроль над своими поступками. Только в этом случае можно говорить о свободной активной личности. Воспитание свободной личности требует развития навыков и умение видеть моральный смысл событий и ответственность за последствия. Существует непрерывная связь воспитания с общественной деятельностью. Воспитание формирует определений тип личности, воздействующий на общественную жизнь, а она зависит от характера общественной системы.  Признавая непрерывную связь между системой воспитания и характером общественного строя, приходим к выводу, что изменение системы воспитания невозможно без соответствующих перемен в  сферах общественной жизни.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест ЕГЭ - 2015 русский язык (согласно демоверсии 2015)

Переработанный вариант экзаменационной работы по русскому языку.Тестовая работа состоит из 2-х частей, включающих в себя 25 заданий. Часть 1 содержит 24 задания, часть 2 содержит 1 задание.Задания сфо...

Лучшие читатели библиотеки "Школа здоровья" за период с сентября 2015 по 23 декабря 2015 г

В номинации "Самый читающий класс" - 2-а. Классный руководитель Изотова Надежда Константиновна.В номинации "Лучшие читатели":2-в класс - Васюшкина Марина, Кремнева Ксения, Шилова Елена3-а класс - Бесс...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 2015-2015 учебный год. 8 класс.

Рабочая программа по информатике и ИКТ 2015-2015 учебный год. 8 класс....

2015 год. Педагогическое эссе "Я-учитель" к конкурсу профессионального мастерства "Педагог года Югры - 2015"

В данном эссе я попыталась описать выбор професии, отразить видение себя в своей профессии, собственные педагогические принципы и подходы к образованию, свое понимание миссии педагога в современном об...

2015. Методика шкалирования результатов ЕГЭ в 2015 году

Методика шкалирования результатов ЕГЭ в 2015 году...

Торжественная церемония подведения итогов конкурсов "Учитель года Республики Крым - 2015" и "Воспитатель года Республики Крым - 2015"

26 мая 2015 года в Крымском академическом русском драматическом театре им. М. Горького прошла торжественная церемония подведения итогов конкурсов "Учитель года Республики Крым - 2015" и "Воспитатель г...

План работы РМО учителей иностранного языка на 2015-2015 уч.год

План работы РМО  учителей иностранного языка на 2015-2015 уч.год...