Посуда. Уход за ней.
план-конспект урока на тему

Толкачева Ирина Николаевна

Конспект урока по развитию речи в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon posuda_i_uhod_za_ney._4_klassdocx.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

ПОСУДА И УХОД ЗА НЕЙ

Задачи:

  1. Образовательные:

- Уточнить и систематизировать представления учащихся о посуде, о ее назначении, о правилах ухода за ней.

- Закрепить умение дифференцировать посуду по способу употребления в быту.

- Учить определять материал,  из которого изготовлена посуда.

2. Коррекционные:

        - Расширение и обогащение словарного запаса учащихся по теме: «Посуда».

        - Коррекция мышления на основе упражнений в классификации, отгадывании загадок.

        - Совершенствование грамматического строя речи:

        а) Образование и правильное употребление существительных с помощью суффикса - ниц- со значением вместилища;

        б) образование и правильное употребление относительных прилагательных;

        в) отработка умения составлять сложноподчиненные предложения;

        - Развитие связной речи (монологической и диалогической) посредством составления описательного рассказа по плану-схеме и участия в диалоге.

 3. Воспитательные:

        - Воспитание эмоциональной адекватности поведения.

        - Воспитывать умение работать в коллективе.

Ход урока

  1. Оргмомент:

           Прозвенел и смолк звонок

           Начинается урок

           Встали все у парт красиво,

           Поздоровались учтиво

           Тихо сели, спинки прямо.

           На меня все посмотрели.

  1. Введение в тему:

- Определить тему урока нам помогут загадки. (Смотри презентацию слайд 2 - 8)

              Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

              Больше греться не хочу.

              Крышка громко зазвенела:

             «Пейте чай, вода вскипела!»  (Чайник)

По моей тарелке

Лодочка плывет.

Лодочку с едою

Отправляю в рот.   (Ложка)    

 Чайника подружка

 Имеет два ушка

 Варит кашу, суп для Юли.

 И зовут ее …………….(Кастрюля)

- Как «одним словом» можно назвать эти предметы?

3. Сообщение темы, постановка учебной задачи:

- Сегодня тема нашего урока: Посуда и уход за ней.

Мы обобщим и уточним наши знания о посуде, вспомним,  из каких материалов ее делают,  для чего она нужна, какие виды посуды бывают и как за ней надо ухаживать.

- Открываем тетради по развитию речи, записываем дату, тему урока.

 

   4. Актуализация опорных знаний:

 - Что такое посуда?  (Это предметы, из которых едят, пьют, готовят пищу).

- Какую посуду вы знаете еще?

- Как называется специальная посуда, предназначенная для использования только в определенных целях, например,  пить чай, есть суп или второе блюдо и рассчитанная на 6 или 12 человек, выполненная в едином стиле? (Сервиз)

- Как называется посуда,  для того чтобы пить чай? (Чайная посуда или чайный сервиз) (Вывешиваются таблички)

- Какую чайную посуду вы знаете? (сахарница, чайник, блюдца, чашки,  тарелочки для торта и т.д.)  Слайд 9-10

- Как называется посуда, для того чтобы пить кофе? (Кофейная посуда или кофейный сервиз) (Вывешиваются карточки с этими терминами)

- Какую вы знаете кофейную посуду? (учащиеся перечисляют) Слайд 11

- Как называется сервиз для использования первого и второго блюд?

(столовая посуда или столовый сервиз) (Вывешиваются на доску карточки с этими терминами)

- Что в него входит? (Глубокие тарелки, тарелки для второго, супница, селедочница, салатница, закусочные тарелки)  Слайд 12-13

- Как называется посуда, которой пользуются для приготовления пищи? (Кухонная посуда) (Вывешивается карточки с этим термином)

- Какую вы знаете кухонную посуду?  Слайд14-15  (Кастрюля, терка, дуршлаг, сито, доска разделочная, половник, сковорода, чайник и т.д.)

- Для чего нужны эти предметы?

5. Рассказ учителя об истории возникновения дуршлага и кастрюли.

Текст слайда 16

Дуршлаг - кухонная посуда в виде маленькой кастрюльки или ковша с отверстиями на дне, а иногда по бокам. В переводе с немецкого языка это слово означает «пробитый насквозь».
        Главное в дуршлаге – это дырочки. Дуршлаг используется для того, чтобы отделить твердые продукты от жидкости.      

                                                             Легенда.

        Однажды две итальянские женщины поспорили, чей же это ковшик они нашли на улице. Ковш оказался подписанным, и хозяйка захотела забрать его. От злости вторая женщина много раз продырявила ковш ножом и вернула соседке. Женщина взяла испорченную посуду и сказала: « Я найду этому применение». И стала через продырявленный ковш отбрасывать спагетти.

Текст слайда 17

Первые кастрюли появились в нашей стране почти 300 лет назад во времена царя  Петра I. Он увидел их, путешествуя по Европе. До этого на Руси готовили в чугунках, глиняных горшках, чугунных котлах. Но кастрюля быстро нашла свое место на кухне. Сегодня мы без нее как без рук.

6. Закрепление знаний:

Включается отрывок сказки К.И. Чуковского «Федорино горе», дети слушают.

- Кто узнал эту сказку?

- Кто ее написал?

- Почему от Федоры ушла посуда?

Д/и  «Поможем Федоре» Давайте поможем Федоре расставить посуду на места в зависимости от назначения. На стол (выставляется картинка с изображением стола) будем ставить столовую посуду, на плиту (выставляется картинка плиты) – кухонную посуду, в шкаф (выставляется картинка шкафа) – чайную посуду.

Образец рассуждений:  Я поставлю чайник на плиту, потому что это кухонная посуда.

Д/и «Четвертый лишний» Слайд 18- 19

- Объясни, почему этот предмет лишний.

   

Физминутка.        

«Посуда» (координация речи с движением)

Вот большой стеклянный чайник,

(Надули животик; одна рука на поясе, др. изог-нута, как носик)

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,                            

  (Присели, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,                          

  (Кружатся, рисуя руками круг.)

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки,                        

 (Потянулись, руки сомкнуты над головой)

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос.                

 (Обводим руками большой круг, изображаем,

 как будто ставим  на него посуду)

Он посуду нам принес.                          

Д/И «Расскажи из чего сделана посуда»

- Федора в подарок принесла нам посуду, но она не знает из чего она сделана. Надо правильно назвать ее и рассказать из каких материалов она изготовлена. (Учащиеся достают предметы посуды и рассказывают по образцу: Это разделочная доска. Она сделана из дерева. Она деревянная.)

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

-  Где мы покупаем посуду? ( В посудном, в хозяйственном магазине)

- Сейчас и мы с вами отправимся в магазин. Там будем покупать посуду. В магазине работают продавцы. Для того  чтобы покупатель захотел купить посуду, продавец должен рассказать о ней. Рассказ должен быть последовательным: (вывешивается план-схема, вспоминаются пункты плана):            

                             1. Что это? (как называется посуда)

                             2. Из каких частей состоит?

                             3. Какого цвета?

                             4. Какого размера?

                             5. Из какого материала изготовлено?

                             6. Как используется?  (для чего нужна)

- Примерный диалог продавца и покупателя:

Покупатель: - Здравствуйте! Я бы хотел купить чайник. Какой  вы мне посоветуете?

Продавец: Я вам предложу  чайник. Это чайная посуда. У него есть крышка, носик, ручка, донышко. Он белый, впереди на нем нарисованы розовые цветочки. Он большой, вместительный. Изготовлен из фарфора. Нужен для того, чтобы в нем заваривать чай.

Покупатель: Он мне понравился. Я хочу его купить. Сколько он стоит?

Продавец: Он стоит 150 рублей.

Покупатель: Спасибо. Хороший чайник.

Д/и «Разложи продукты в специальную посуду»

Учащимся раздаются картинки с изображением продуктов (салат, перец, сахар, селедка, сухари, конфеты, суп, хлеб, соль и т.д. Раскладываются картинки, на которых изображены предметы посуды.

Образец: Это конфеты. Я положу их в конфетницу.

                   Это сухари.  Я положу их в сухарницу.

7. Где изготавливают посуду?     Слайд 20 -23

Посуду изготавливают на фабриках, заводах, в мастерских. Есть известные на весь мир русские заводы: Санкт-Петербургский фарфоровый завод, фабрика Гжель, Хохлома. На этих заводах и фабриках изготавливают удивительные по своей красоте изделия. Из них люди пьют и едят по праздникам. Их можно увидеть в музеях и на выставках.  

- Обычная посуда тоже красива, если она сияет и блестит, т.е. чистая.

- Как надо  ухаживать за посудой?      Слайд 24 – 25

8. Закрепление и рефлексия:

- О чем сегодня говорили на уроке?

- Что нового вы узнали на уроке?

- В какие игры играли?

- Какие игры особенно понравились?

- Какое настроение у тебя сейчас?

9. Итог. Оценка деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока хозяйственно-бытового труда и привития навыков самообслуживания в 8 классе (ГУО) по теме «Уход за посудой. Правила мытья посуды»

Задачи:-знакомить с правилами мытья посуды, моющими средствами и их назначением;- формировать умения мыть посуду, пользоваться моющими средствами;- корригировать речемыслительную деятельность;- воспит...

Карточки-задания "Посуда для кухни и уход за ней".

Раздаточный материал по теме "Посуда для кухни и уход за ней", раздел "Кулинария" для учащихся 5 класса....

Урок по развитию речи и окружающему миру по теме "Посуда и уход за ней" для учащихся 4-х классов

Урок  по развитию речи и окружающему миру по теме "Посуда и уход за ней". 4-й классЗадачи:Образовательные: уточнить и систематизировать представления учащихся о посуде, о ее назначении,...

Кухонная посуда и уход за ней

Тест по теме урока: "Кухонная посуда и уход за ней" с ответами.По учебнику Технология. Обслуживающий труд: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учркеждений. - 4е издание, перепа...

Посуда и уход за ней

Цель: Формирование обобщенного понятия посуда и ухода за ней.Коррекционно-образовательные задачи:1.Уточнение и систематизация представлений о посуде;2Уточнение представления о материалах, из кот...

Технология. Кухонная посуда и уход за ней.

Технология. Кухонная посуда и уход за ней....

Виды посуды и уход за ней.

Виды посуды и уход за ней....