Доклад. Тема: "Нарушение речи у детей".
статья по теме

Суворова Любовь Викторовна

Конспект  доклада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklal._tema_narushenie_rechi.docx35.12 КБ

Предварительный просмотр:

            Департамент   труда  и  социальной  защиты  населения  г.  

            Москвы

                              ГКУ     ЦССВ  «Сколковский»

                               

                 

                                           ДОКЛАД

 

                         ТЕМА: « Нарушение  речи  у  детей »

                               

                                                                              Проводила  дефектолог:

                                                                                         Л. В. Суворова

   

                                         

    Нарушение речевого и двигательного развития –  наиболее распространенные отклонения в формировании у ребенка высшей психической деятельности. Раннее выявление и коррекция различных нарушений в развитии речи и двигательных навыков малыша с первых месяцев жизни  позволяют не только скорректировать уже имеющиеся отклонения, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня развития ребенка. Грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии.

  Двигательная и речевая функция ребенка, так же как и другие высшие психические функции, не дана ему изначально, она преодолевает длительный путь, начиная с внутриутробного периода. Этот путь индивидуален и неравномерен. В определенный период все процессы синхронизируются, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль речевой деятельности, способный адекватно реагировать на те требования, которые предъявляет ребенку социальное окружение.    

  Очень важно, чтобы родители знали нормы двигательного и речевого развития ребенка, отслеживали этапы становления различных навыков. Вовремя принятые необходимые меры могут вернуть ребенку полноценное развитие.    

  Движения пальцев и кистей рук имеют  особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие

речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка..

  Этапы формирования кистевых и пальцевых навыков

 (по данным П.Я. Гальперина, Ф.И.Фрадкиной,

 Е.Ф. Архиповой) :

  В возрасте от 0 до 1 мес. формируется  первая двигательная функция руки - хватание. Когда взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, он плотно сжимает их.  

 В возрасте 2 месяцев малыш удерживает вложенный в руку предмет

2-3 сек. Совершает ритмические движения пальцами во время сосания – сжимает и разжимает их. В покое пальцы сжаты в кулачок. К концу месяца ребенок вскидывает ручки при оживлении.

 Начиная с трех месяцев появляются условно-рефлекторные движения. Ребенок удерживает вложенный в руку предмет до 10сек.,

тянет в рот. Совершает энергичные ритмические движения пальцами во время сосания. Свободно размахивает руками без

зрительного контроля.

  У четырехмесячного малыша ладони часто раскрыты, он складывает их вместе, переплетает пальцы, удерживает вложенный в

руку предмет до 20сек. Хлопает руками по воде в ванне. Ощупывает

свои руки. Протягивает руки к предмету, цепляется за него. Движения пальцев недифференцированные.

  В возрасте 5 месяцев ребенок противопоставляет большой палец

другим. При схватывании предмета доминирует участие пальцев. На протяжении длительного времени ритмически взмахивает руками, при этом издает неопределенные звуки. Протягивает руки матери, а

также к близкому предмету.

 В 6-7 мес. Ритмически взмахивает руками. Если вложить в руку

игрушку, размахивает ею. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Движения пальцев при схватывании предмета становятся

более дифференцированными. Размахивает руками при виде ванны

с водой, хлопает по воде. Обороняются руками при приближении

руки с мылом.

В 8-9 мес. крепко сжимает отбираемую игрушку. Берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие – всей ладонью. Показывает

нос, глаза у другого человека, у куклы. Машет рукой при прщании.

Начинает проявляться преобладание одной руки.

 После 9 месяцев начинает формироваться манипуляционная деятельность.

 В возрасте 10-11 мес. ребенок накладывает один предмет на другой.

Характерно манипулирование с двумя предметами. Малыш снимает и надевает крышку коробочки, вкладывает палочку в отверстие, выбрасывает игрушки из кроватки, подражает предметным действиям взрослого.

  В 12 мес. держит чашку, когда пьет. Играет вкладышами. Переносит усвоенные действия на новые объекты.

  В 1год 3 мес. пользуется ложкой, чертит карандашом – чаще круги.

Манипулирует несколькими предметами, отмечается правильная последовательность действий: зачерпывает песок совочком, насыпает в ведерко. Помогает одевать себя. Показывает глаза, нос и т.д. у себя. Перелистывает страницы книги. Развертывает фантик на конфете. Использует ложку с вилкой. Имитирует вертикальные и горизонтальные штрихи карандашом.

  С 11 мес. до 1 года 3 мес. появляются функциональные действия,

Наблюдается совершенствование действий, выработанных ранее,

обобщение и перенос их на новые объекты. Дети целенаправленно

используют предметы : из чашки угощают куклу чаем, катают

машинку, укачивают куклу, строят дом из кубиков.

  Совершенствуются действия рук – кулачок разжимается, пальцы

действуют самостоятельно и автономно. Активизируется большой

палец, затем указательный. Начинается интенсивное развитие всех

пальцев, которое продолжается на протяжении всего периода раннего детства. Особое значение имеет период, когда начинается

противопоставление большого пальца другим. С этого времени движения всех пальцев становятся более свободными.

  Е.М.Мастюкова описала возрастные особенности развития тонокой

моторики рук и зрительно-моторной координации.

   В возрасте 1-2 лет ребенок держит два предмета в одной руке,

чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики

друг на друга, складывает пирамидку.

  В возрасте 2-3 лет открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной, открывает крышки, красит

пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует

формы несколькими чертами. Строит из кубиков.

  В возрасте от 3 до 5 лет ребенок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь.

 Становление двигательных функций продолжается до 5-6 летнего

возраста.    

 Обнаружив у ребенка отставание в развитии двигательных навыков кистей и пальцев рук, займитесь с ним пальчиковой гимнастикой.

Эта книга поможет вам.

    Терпения, удачи и радости вам в занятиях с детьми!

   

                               Пальчиковая гимнастика

  У тебя есть две руки

Есть и десять пальчиков.

Десять ловких и веселых,

Быстрых чудо- мальчиков.

Будут-будут наши пальчики

                               трудиться,

Не пристало чудо-мальчикам

                                  лениться!

Сжимать в кулачки и разжимать пальцы двух рук

На волнах качаясь,

 Уточка плывет.

 То нырнет, то вынырнет-

  Лапками гребет.

Совершать плавные движения кистями обеих рук справа налево,

затем имитировать движения лапок утки в воде.    

 КОТИК

  Гладим котика рукой.

  Выгнул спинку он дугой.

  Потянулся он, зевнул,

  Замурлыкал и заснул.

Одной и другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев.  

ОВОЩИ

   Собираем мы в лукошко

    И морковку, и картошку.

    Огурцы, фасоль, горох-

    Урожай у нас не плох.

Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого.

Со слов «Урожай у нас не плох», охватывать весь кулачок.

КУЛАЧОК

   

      Как фасолинки в стручке

      Наши пальцы в кулачке.

      Кулачки мы разгибаем,

      И фасольки рассыпаем.

      Раз, два, три, четыре, пять –

      Собираем все опять.

 Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

МАСЛЕНИЦА

         

        Положи блинок в ладошку:

        Угости мурлыку- кошку,

        Угости щенка Трезорку,

        Потом мальчика Егорку,

        Дай блиночек мамочке,

        Дай  блиночек папочке.

  Первая строчка – прочертить пальцем круг на ладошке.

  На следующие пять строчек загибать пальцы с приговариванием

соответствующих слов.

КАЧЕЛИ

     

         Дети сели на качели,

         И качели вверх взлетели.

         Опустились плавно вниз.

         Ну-ка, с нами прокатись!

           

Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, далее –

двумя руками. От запястья кисти рук с прямыми согнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко

опускать вниз.

          Долго кланялся гусак.

          Он поклоны класть мастак.

           Лиса по лесочку петляла.

           Хвостом следы заметала.

Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть вверх – вниз, затем вправо – влево.

ВЕЕР  

           Если в знойный летний день

           Даже двигаться нам лень -      

           Мы возьмем красивый веер,

           И подует легкий ветер …

 Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, которым обмахивают лицо в жаркий день.

 ЗА ГРИБАМИ

            Мы положим в кузовок

            Самый маленький грибок:

            Подосиновик, волнушку

            И забавную свинушку

            Белый, рыжик, сыроежку,

            Подберезовик конечно,

            А красавец мухомор

            Пусть украсит косогор!

Поочередно загибать пальцы, начиная с мизинца

БЕЛОЧКА                

            Сидит белочка в тележке,

            Продает она орешки:

            Лисичке- сестричке,

            Воробью, синичке,

            Мишке толстопятому,

            Заиньке усатому…

                          ( Народная песенка)

Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого

                   

КУРИЦА

       

             Как по нашей улице

             Пробегала курица,

             Растеряла всех  цыплят-

             Шустрых желтеньких ребят:

                  Первый цыпленок

                  Следит за лягушкой,

                  Второй и третий-

                  Возле кадушки.

                  Бабочку ловят

                  Четвертый и пятый.

              Эх, попадет вам

              От мамы, ребята!    

                 

Поочередно загибать пальцы, начиная с мизинца

ПАЛЬЧИКИ - СОЛДАТИКИ

               Командир позвал солдат:

              “Становитесь дружно в ряд!

                Первый встал, за ним – второй,

                Безымянный, быстро в строй!”

                А мизинчик очень мал,

                Он чуть-чуть не опоздал.    

                Встали пальчики – “ Ура!”

                На парад идти пора.

  Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех отальных – “будить”.

Одновременно с восклицанием “Ура!” кулачок разжать, широко

расставив пальцы в стороны.

                  На правой ручке – пальчики.

                  На левой  ручке – пальчики.

                  Пришла пора им встретиться –

                  Готовьте чемоданчики!

           

  Пальцами правой руки по очереди “здороваться” с пальцами левой

руки, прикасаясь друг к другу кончиками.

ВОЛНА          

                  Светит полная луна-

                  За  волной бежит волна,

                  Ветер веет на просторе,

                  И всю ночь волнует море…

                  Волн спокойных мерный шум

                  Усыпляет праздный ум…

                  Но так долго вредно спать-

                  Нам давно пора вставать.

 

Соединить пальцы двух рук в замок, совершать волнообразные

движения сцепленными руками.

ЗАМОК

                                           

                    Сцепим пальчики в замок

                    Что б  войти чужой не мог.

                    Пустим только белочку,

                    Ежика и зайчика,

                    Пустим только девочку,

                    Пустим только мальчика.

 

Cцепить пальцы двух рук «в замок». При произнесении слов

«Пустим только…»- ладони разводить в стороны, затем быстро

соединять.

 ИГРА В ПРЯТКИ

                     Прячься, Петенька,

                     Прячься, Анечка,

                     Прячься, Зиночка,

                     Прячься, Манечка!

                     Не найдет вас

                           Веселый мальчик,

                     Хоть и самый

                           Большой он пальчик.

Поочередно сгибать все пальцы правой, затем левой руки,

начиная с мизинца.

 МИШКА

                      Бурый мишенька зимой

                      Крепко спал в берлоге.

                      По весне проснулся,

                      Зевнул и потянулся:

                                   

                     “-   Здравствуй, рыжая лисичка,

  • Здравствуй, белочка- сестричка!  
  • Здравствуй серенький волчонок!
  • Здравствуй, беленький зайчонок!”

  Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться

кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца.

Проделать то же самое левой рукой

 

ЩЕЛЧОК

                         Один щелчок,

                         Другой щелчок –

                         Я так смогла,

                         И ты так смог!

 Кончик указательного пальца правой руки сильно вдавить в подушечку большого пальца. Остальные пальцы поднять вверх.

Указательный палец резким движением вперед делает сильный

щелчок в воздух (несколько раз). По аналогии выполнять щелчки

средним, безымянным пальцем и мизинцем.

 ЛАПКИ

   

                         Стоит на задних лапках кот,

                          И в гости мышек он зовет.

                          Показывает лапки.

                          А лапки – цап-царапки!

     

                             

 Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки.

Большой палец прижать к указательному. Произносить громко “мяу!” несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой.

В заключение провести занятие двумя руками.

ЖУК

                     

                          Жук сидит на веточке.

                          Вы не бойтесь, деточки.

                          Попробуйте-ка сами

                          Пошевелить усами!

Сжать  кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны

(“усы”). Пошевелить “усами”.

                           

КОМАРИК

               

                           Комарик летит,

                           Комарик пищит,

                           Не нравится нам

                           Его аппетит!

Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед – это

“хоботок”, которым “комарик” пытается “укусить”. Мизинец и

большой палец, расслабив, опустить вниз – это “лапки”.

 ЩЕНОК

                             Крутит хвостиком щенок-

                             Увидал в саду цветок.

Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем

то же самое – пальцем левой руки.

  ВЕРТОЛЕТ

                 

                              Вверх взлетает вертолет,

                              Будь внимательным, пилот!

   

                             

  Четыре пальца левой руки, кроме большого, сжать в кулак.

Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.

 

                              Вертолет лети, лети,  

                              Лопасти быстрей крути.

                             

   Пальцы обеих рук, кроме указательных и больших – в положении

плетеной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками (получается “хвост вертолета”).  

                              Вот бегут босые ножки

                              Прямо к речке по дорожке..

           

      Указательный и средний пальцы правой, затем левой руки

“ходят” по столу.                                        

ДОЖДИК

                               Дождик- дождик,

                               Не дожди!

                               Не  дожди! Ты подожди!

                               Выйди, выйди, солнышко-

                               Золотое донышко.

                                 Твои пальчики- барабанщики,

                                            Там-там-там!

                                             Тук-тук-тук!

                                  Раздается звонкий стук.

 Подушечки правой и левой руки прижать к столу. Попеременно

 постукивать ими по поверхности стола, как игра на пианино.                    

     

   КОЗА

                                  Идет коза рогатая

                                  За  малыми ребятами.

                                  - Кто кашу не ест?

             

Забодаю, забодаю…

            Бородатая коза

            Крутит серые глаза.

            Рогами качает –

            Сейчас забодает.

Пальцы   рук  поджать, только указательный и мизинец

держать выпрямленными. Это -“коза”. Со словами “Забодаю, забодаю!” “коза” начинает двигаться вперед.

ЗАЙЧИК

          Зайка серый, что дрожишь?

          От лисы ты убежишь.

Локтем  опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок.

УЛИТКА

          Выставив крутые рожки,

          Ползет улитка по дорожке

Пальцы сжать в кулачок. Выдвинуть указательный палец и мизинец. Продвигаясь медленно вперед,

“улитка” шевелит “усиками”.

                   

КОЛЬЦО

            Выйди, Оля,

                            на крылечко

            Подарю тебе

                             Колечко.

Большой и указательный пальцы соединить в кольцо,

остальные развести в стороны.

Складываем пальчики-

            Получились зайчики.

            Еще раз сложили –

            Колечко получили

Упражнение основано на переходе из одной позиции

в другую:

  1. пальцы – в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны;
  2. большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.

           

                 

СОЛНЫШКО

                           

Солнышко в глазки

Светит ребяткам.

Мы поиграем

С солнышком в прятки!

Образовать два кружка из больших и указательных

пальцев обеих рук, соединив руки.

СТУЛ

Без молотка,

И без гвоздей,

Стул смастерим мы

Для гостей!    

                       

Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу. Правую руку

в положении кулачка прижать к левой ладошке боль-

шим пальцем к себе. Если упражнение выполняется

легко, то можно менять положение рук попеременно

на счет “раз”-“два”.                

 ФЛАЖОК

Сложи-ка, дружок,

Из пальцев флажок!

Флажок мы возьмем,

На праздник пойдем.

Четыре прямых пальца правой руки, кроме большого,

плотно прижать друг к другу. Отвести правую руку в

сторону. Развернуть ее так, чтобы большой палец, от-

тянутый до отказа, оказался внизу.

ДОМ

Мы построим

           новый дом!

Дружно в доме

                 заживем.

В нашем домике -

                     окошко.

Загляни туда,

                   Антошка!

                 

Создать угол-“крышу” пальцами обеих рук,

соединив их подушечками под углом. Большие

пальцы соединить по прямой линии. Получится

треугольная “крыша” с “окном”. Раздвинуть шире

запястья, а локти прижать к туловищу. БУСИНКИ

                           Рассыпались у Люсеньки

                           Все маленькие бусинки.

                           Их  соберем в коробочку,

                           Наденем на веревочку.

«Собирать» бусинки в коробочку. Затем «надевать» бусинки на веревочку.

                            Рыбки пляшут в синем море -  

                            Хорошо им на просторе.

  Вытянуть ладошки и качать запястьями влево и вправо.

Текст повторить несколько раз.

ВАТРУШКИ  

                           

                              Мы для милого Ванюшки

                              Испекли бы три вытрушки.

                              Только нет у нас пока

                              Не дрожжей,  не молока,

                              Не  яиц, не соли,

                              Нет  муки и нет песка.

  Кулачки  правой и левой руки сжимать и разжимать одновременно.

Начиная со слов «Только нет у нас пока…» поочередно сгибать пальцы, начиная с большого.

 РУБИМ ДРОВА

                               

                              Чтобы печку истопить,

                              Надо дров нам нарубить.

                              Рубим, рубим мы дровишки –

                              Пусть тепло будет детишкам.

            Имитировать движения рук дровосека, пальцы «сплести»,

           соединить ладони и стиснуть их как можно сильнее.

КОЗЛЯТКИ

                                Веселятся на площадке

                                Тонконогие козлятки.

                                На травке кувыркаются,

                                Прыгают, бодаются.

                                Мама- козочка строга,

                                Оттаскала б за рога,

                                Но нет пока что рожек

                                У деток – тонконожек.

   

Указательный и большой пальцы левой и правой руки энергично

перемещаются по поверхности стола, затем кулачки упираются

друг в друга («бодаются»). Со слов «Мама-козочка строга…» –

поднимать два растопыренных пальца левой руки вверх, а правой

рукой сжимать «рожки».

                                  Этот пальчик в лес пошел,

                                  Этот пальчик гриб нашел,

                                  Этот пальчик чистить стал,

                                  Этот пальчик жарить стал,

                                  А этот пальчик все съел,

                                  Оттого и растолстел.

                                                       (Народная потешка)        

Поочередно сгибать пальцы правой, а затем левой руки, начиная с мизинца.

 ГНОМИКИ

                                 Маленькие гномики

                                 Ловко строят домики.  

                                 Что б гостей им пригласить,

                                 Надо столик смастерить.

                                 Что б гостей им посадить,

                                 Надо стульчик смастерить.

 1. Создать угол - «крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой

линии. Получится треугольная «крыша» с «окном». Раздвинуть

шире запястья, а локти прижать к туловищу. Получится «высокий

дом».

2.Правую руку в положении кулачка зафиксировать на столе,

    левую руку с прямыми пальцами плотно прижатыми друг к другу,

   разместить на кулачке, получается стол.

  1. Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу.

  Если упражнение выполняется легко, то можно менять положение

рук попеременно на счет «раз», «два».

 

ЛЯГУШКИ

               

                                  Две зеленые

                                                   лягушки

                                  Скачут к пруду  

                                                 по опушке.

Сжать руки в кулачки и положить их на стол пальцами вниз.

Резко выпрямить пальцы, - рука как бы подпрыгивает над столом,

и кладут ладони на стол. Затем резко сжимают кулачки и опять

кладут их на стол.  Повторить несколько раз.

МЫШКА

                             Дети пили молоко

                            Ели с медом пышку

                            И не знали, что под стол

                            Забралась к ним мышка.

                            Нет в стакане молока,

                            На тарелке – пышки,

                            Ну а крошки на столе

                            Доедает мышка.

                                               

Поставить руку локтем на стол. Пальцы сложить щепоткой.

Ритмично наклонять кисть руки вниз, имитировать сбор крошек с поверхности стола.

КИСКА

               

                                     Как проснется

                                     Наша киска,

                                     Суп не станет

                                      Есть из миски,

                                      А зарядку

                                            потихоньку

                                      Будет делать

                                      Кошка  Пронька.

                                      То прогнет,

                                      То выгнет спинку.

                                       Ножку вытянет

                                                         вперед.

                                        За ушком себя

                                                        почешет,

                                         Помурлычет          

                                                    и зевнет.

                                         

 Одной, затем другой рукой сделать расслаюляющие движения для пальцев. Имитировать ладошками движения кошечки.    

ФОНАРИК - ШАРИК

 

Взяли в руки мы фонарик,

А потом – воздушный шарик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Одаренные дети и формы работы с ними"

Раскрывается работа с одаренными детьми...

Доклад на семинар "Одарённые дети"

В этом выступлении освещены основные теоретические аспекты вопроса одарённости. Даны практические советы по выявлению одарённого ребёнка....

Доклад на тему: "Воспитание детей театром"

Как занятия театральной деятельностью, может влиять на воспитание детей?...

Доклад «Дополнительное образование для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации»

доклад на РМО для педагогов дополнительного образования о трудовом воспитании детей детского дома....