Эссеистический доклад "Нравственно-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста средствами творческого конструирования в технике оригами"
статья на тему

Cанчай Чочагай Сатовна

работа представлялась  в  кожунном фестивале педагогических идей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.odt19.31 КБ

Предварительный просмотр:


МБОУ Ак-Дашская СОШ

Фестиваль педагогических идей

Эссеистический доклад

Нравственно-эстетическое воспитание

 детей младшего школьного возраста средствами творческого

конструирования  в технике оригами

разработан руководителем кружка

«Волшебный мир оригами»

Санчай Чочагай Сатовна

Ак-Даш, 2012

План работы:

Введение

  1. «Мне хочется дойти до самой сути...»
  2. Немного из истории оригами
  3. Дидактические параметры  методики оригами
  4. Приемы активизации мыслительной и творческой  деятельности детей.
  5. Перспектива работы

Заключение.

Какими быть должны учителя?

Конечно добрыми должны быть!

Любить детей, любить ученье,

Свою профессию любить!

Какими быть должны учителя?

Конечно, щедрыми должны быть

Всего себя без сожаленья

Они должны все детям подарить!

         Подарить... подарок... дар.

     Даром дарить добро и радость творчества нас одарили наши предки. Отсюда и у нас интерес  к созиданию красоту своими руками.

        Очень точно определил М.Горький тягу человека к рукотворной красоте, и не отдельного человека — целого народа: «Народ по натуре своей художник». У каждого народа свои символы, узоры, свой колорит произведений прикладного искусства.

          Вот и в своей профессии учителя «мне хочется дойти до самой сути» (Б.Пастернак)

А суть моей профессии  в моей вере  в потенциальные творческие возможности детей. И чем раньше их пробудить и развить, тем лучше для ребенка.

 На своих занятиях я показываю и гжель, и хохлому, и фигурки из агальматолита тувинских камнерезов, и русский, и тувинский национальный орнамент.

        Но каждое новое время требует  и новых песен.

        В то же время верность традициям стимулирует поиск новых форм, освоение новых технологий. От чистых истоков своей национальной культуры надо выходить на уровень окрытости другим культурам мира.

        Так и я пришла  к искусству оригами, которое получило расцвет в стране восходящего солнца.

        Мастерство изготовления предметов из бумаги — от бабчки, цветка до самолетика — учит не только созерцать красоту, но созидать ее своими руками. Детские умы, сердца и  руки  в процессе игры с бумажными птицами и корабликами впитывают на генетическом уровне опыт предков, усваивают новизну времени, развивают все лучшие человеческие качества — воображение, эстетический вкус, память, а также трудолюбие, усидчивость, изящество и готовность поделиться своим умением и творчеством  с другими.

          Я убедилась, что оригами — одно из универсальных средств воспитания в ребенке всего того, к чему стремится гуманистическая педагогика.

          В своей работе с детьми мне хочется совместить красоту природы и человеческого деяния, воплотить  в жизнь тонкую мысль Г-Х. Андерсена: «Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок»

          Родина оригами - Япония. Искусство складывания бумаги

зародилось в Стране Восходящего солнца. Много веков назад Японцы видели мистическую связь между религиозным ритуалами и изделиями из сложенной бумаги. Ведь "ори" означает  "сложенный", а "ками" - "бумага" и "бог" одновременно. Бурное развитие оригами началось только после второй мировой войны, главным образом, благодаря усилиям всемирно известного мастера- оригамиста Акиры Йошизавы. Новое возрождение оригами так же тесно  связано со страшной трагедией, произошедшей 6 августа 1945 года , когда  "люди" решили испытать атомную бомбу на человеке, подписав смертный  приговор  городу Хиросима. В память о жертвах атомной бомбардировки в  Хиросиме заложили парк Мира. В мае 1958 года там был открыт монумент, посвященный погибшим детям.        

           Двенадцатилетняя девочка, чья смерть послужила поводом для сооружения памятника, успела сделать только 644 журавлика. Япония стала получать миллионы посылок со всех континентов нашей планеты с  бесценным грузом – бумажными журавликами, собранными в  гирлянды по 1000 штук. Эти гирлянды и сегодня украшают  памятник и являются символом протеста против войны.

          Изготовление поделок из бумаги во многом универсально: концентрирует внимание, развивает речь, пространственное мышление, активизирует мыслительные  и творческие процессы, совершенствует трудовые навыки, оттачивает эстетический вкус, способствует созданию игровых ситуаций.

И это еще не все. Умение видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы, замысловатые изделия, композиции. Эти качества не всегда у детей достаточно развиты.

            У детей формируются лучшие  нравственные качества личности и успехов своих товарищей, уважение и благодарность к взрослым, ко всему живому миру

              Конкретная методика учитывает следующие дидактические параметры:

  • мирвозренческие качества — начальные основы геометрии;
  • познание природы, общества, личности;
  • нравственные качества — любовь к миру, природе, людям;
  • интеллектуальный потенциал и психолого-возрастные возможности детей: память, мышление, любознательность, внимание, сообразительность, воображение;
  • эстетические потребности: чувство гармонии, эстетический вкус;
  • трудовые навыки: аккуратность, бережливость, терпение, трудолюбие, усидчивость, общее физическое развитие ( в основном мелкой моторики)
  • коммуникативные качества,

            В процессе реализации проекта наряду с традиционными используются и современные приемы, которые позволяют более эффективно выполнять познавательно-воспитальные задачи.

Нами используются  следующие приемы активизации мыслительной  и творческой деятельности детей.

  • Дидактическая сказка (авторская)
  • использование малых жанров фольклора (загадки, пословицы, скороговорки, потешки), а также стихотворных фрагментов
  • Опорные схемы
  • изобразительный дидактический материал (рисунки, фотографии, иллюстрации, игрушки и другие предметы)
  • использование музыки
  • создание проблемных ситуаций
  • использование цветовой гаммы предмета
  • эвритмия (мимческая рефлексия на художественнуцю информацию).
  • Использование национально-регационального компонента (актуализация русской и тувинской лексики,использование фрагментов художественных произведений в режиме диалога культур).
  • Включение элементов страноведения.
  • Все приемы имеют варитивный  и ситуативный характер. Системность в предлагаемом виде деятельности обеспечивается за счет кружковой работы, которая позволяет развивать и формировать навыки, полученные ранее.

Игрушек из бумаги можно сделать великое множество. Самое главное  - научиться делать основу, познакомить детей с пластическими свойствами бумаги, ее фактурой. Когда необходимые навыки сформированы, можно построить бумажную странцу, создать различные композиции, разыгрывать сюжетные произведения.

    Наиболее целесообразным, на мой взгляд, является вариант, при котором каждая последующая игрушка дополняет предыдущую, подсказывает новые действия, активизирует  творческую деятельность и игровой опыт детей, открывает перед ними перспективу дальнейшего развития игры.

            Оригами — один из самых увлекательных  и доступных способов работы с бумагой. У ребенка есть реальная возможность самостоятельно открыть  для себя волшебный мир листа бумаги, превратить  в елочку, журавля, рыбку, бабочку и т. д. Постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин.

Оригами больше напоимнает скульптуру, где форма создается за счет объема. В бумажных фигурках ощущаются пространство, образ, стиль, изящество композиции. Они богаты по содержанию и целостности восприятия.

            Перспектива работы: По мере усвоения материала, приобретения практических навыков задания усложняются, все более приобретают творческий характер и стимулируют детей к созиданию красоты вокруг себя, формируют стремление личности ребенка к гармонии как во внутреннем мире, так и во внешних проявлениях.

           Главное в системе этой работы — возможность передать свой, хоть и скромный опыт другим — друзьям, родным, соседям.

     В  данном случае осуществляется принцип,  сформулированный французским мыслителем Монтенем, который считал любая деятельность должна быть направлена на то, «чтобы ребенок чувствовал себя тверже, чтоба обогатил  и украсил себя изнутри».

    Для большей результативности предложенной системы необходимо осуществлять в рамках коллективной работы индивидуальный подход, который позволяет учитывать склонности и предпочтения каждого ребенка.

Заключение

Таким образом, все методы, приемы, формы работы подобраны с таким расчетом, чтобы наиболее полно осуществить подходы  к воспитанию младших школьников с позиций личностно-ориентированной, соприродной гуманистической педагогики.

Обдумывая перспективы работы, хочется заговорить стихами:

Простой бумаги свежий лист

ты бел,как мел, несмят и чист

твоей поверхности пока

ничья не тронула рука.

Чем станешь ты? Когда? Какой

Изогнут летскою рукой?

Кому и что ты подаришь?

Любовь иль сказку? А, малыш?

Всегда тебя открытье ждет

 и будет синим небосвод,

 и красным будет пароход -

весь мир красивым и живым,

 и солнце будет золотым!

Так рождается дар! Так рождается красота! И весь мир  -  в подарок! Вот почему «во всем мне хочется дойти до самой сути»