Теневой театр. Здравствуй, сказка!
методическая разработка на тему

Воробьева Елена Рафаиловна

Дети с умственной отсталостью – особая категория. Не все методы и формы психологической работы, используемые  в работе с этими детьми, дают положительный эффект.

         Сказка, рассказанная посредством театра теней, вызывает у детей массу положительных эмоций, переживаний, заставляет размышлять и действовать по – другому.

       Применение в  коррекционно – развивающей работе теневого театра позволяет корректировать эмоциональные и поведенческие нарушения, способствует снижению эмоционального напряжения и степени социальной депривации.

       Использование методов арттерапии , а  в частности теневого театра, является одним из наиболее приемлемых для работы с данной категорией детей еще и потому, что во многих случаях эти дети затрудняются в словесных описаниях своих переживаний. Кроме того, эти дети более спонтанны и менее способны к рефлексии своих чувств и действий. Во время просмотра сказки их переживания проявляются непосредственно и неосознанно.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ten._teatr_na_konkurs.docx22.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное специальное ( коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  «Сявская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»

Коррекционно –развивающие занятия

«Здравствуй, сказка!»

посредством арттерапии

(теневой театр)


Педагог – психолог:

Воробьева Елена Рафаиловна

                                   

РАБОТА С  УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

1.Значение метода арттерапии в работе с умственно отсталыми детьми.

           В практике психокоррекции эмоциональных состояний широко используется арттерапия – различные виды искусства: МУЗЫКА, ЛИТЕРАТУРА, ЖИВОПИСЬ, ТЕАТР.

         Метод арттерапии помогает детям развиваться и жить, являясь важнейшим источником приобретения нравственного и эстетического опыта.

Она оказывает непосредственное влияние на чувства, содействует развитию воображения, без которого невозможно понять другого человека, испытывать к нему сочувствие. Эмоционально насыщенные действия дают выход детской жизнерадостности, фантазии.

Дети с умственной отсталостью – особая категория. Не все методы и формы психологической работы, используемые  в работе с этими детьми, дают положительный эффект.

         Сказка, рассказанная посредством театра теней, вызывает у детей массу положительных эмоций, переживаний, заставляет размышлять и действовать по – другому.

       Применение в  коррекционно – развивающей работе теневого театра позволяет корректировать эмоциональные и поведенческие нарушения, способствует снижению эмоционального напряжения и степени социальной депривации.

       Использование методов арттерапии , а  в частности теневого театра, является одним из наиболее приемлемых для работы с данной категорией детей еще и потому, что во многих случаях эти дети затрудняются в словесных описаниях своих переживаний. Кроме того, эти дети более спонтанны и менее способны к рефлексии своих чувств и действий. Во время просмотра сказки их переживания проявляются непосредственно и неосознанно.

2.Организация и содержание работы.

        Все дети очень любят сказки, а если эти сказки им показывают не совсем обычным способом, то это вызывает достаточно сильный эмоциональный отклик. Дети получат достаточно большее удовольствие от восприятия сказки, если им показать движущиеся фигурки – персонажи.

    Для этого нужно немного: небольшую ширму, завешенную белой тканью (можно использовать обыкновенную простыню), настольную лампу и вырезанные силуэты персонажей сказки из любого картона – вот весь нехитрый набор для показа теневого театра. Необходимо  использовать  музыкальное сопровождение, цветную подсветку .

    Для  показа детям  необходимо выбирать хорошо знакомые сказки, небольшие по объему.  При этом сказки перерабатываются по тематике занятия.

Учащимся предлагается непременное условие:

 « Сейчас вы посмотрите хорошо знакомую вам сказку, но при этом должны отмечать для себя, что в ней изменилось и как бы вы хотели помочь персонажам изменить ход сказки».

Дети просматривают знакомую сказку с изменениями, затем педагог предлагает им еще раз посмотреть эту же сказку.   По ходу развертывания сюжета детям  нужно помочь сказочным героям,   дав  сигнал об остановке ( топать ногами, хлопать в ладоши и пр.), в том месте где можно изменить сказку.

      Дети поэтапно, совместно с педагогом решают проблемы персонажей, проговаривают каждый момент сказки, находят общие решения и выходы из сложных ситуаций.

Используя эти приемы, мы можем решить следующие задачи:

  • Во время просмотра и прослушивания сказки ребенок может пережить множество чувств и наиболее сильные « вынести» и озвучить от лица персонажа.
  • Рассказывая о том, почему ему захотелось изменить сказку, ребенок непосредственно соприкасается со своими чувствами и учиться их распознавать, а также высказывать свое отношение к поступкам героев  и говорить о них.
  • Поставленная перед детьми задача требует от детей большого внимания к сюжету: запомнить и впоследствии изменить то, что не понравилось.
  • Использование музыки, подсветки, теневых фигурок в своей совокупности благоприятно воздействует на все анализаторы ребенка, тем самым, развивая органы чувств.

   В заключение также хочется отметить, что в психотерапевтическом общении, где почти неизбежно участвует бессознательное, язык сказки и тетра ценен по нескольким причинам. Он более чем обычный открыт для анализа и понимания для умственно отсталых детей. Он мощнее по возможности воздействия, то есть терапевтического вмешательства, он легче для восприятия ребенком.

ТЕНЕВОЙ ТЕАТР

«ВЕСЕЛЫЙ КОЛОБОК»

По мотивам русской народной сказки «Колобок»

ЦЕЛЬ: Формирование у детей навыков культуры  поведения, дружеских взаимоотношений.

Персонажи сказки:  колобок, лиса, заяц, ёж, медведь.

Оборудование: Ширма, настольная лампа, фигуры персонажей сказки из картона , деревья из картона, магнитофон, аудиозаписи с веселой и грустной музыкой.

Ход сказки:

Звучит музыкальная заставка «в гостях у сказки»

Открывается ширма и отрывается вид на лесную поляну.

Из – за деревьев появляется колобок , и поет веселую песенку.

Колобок:

 Я веселый колобок, у меня румяный бок.

Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел.

Я по лесу прогуляюсь, ничему не удивляюсь.

Навстречу колобку выходит ёж.

Ёж: Здравствуй, колобок.

Колобок:

Это что за ерунда – вся в колючках голова.

Ха –ха-ха – вся в колючках голова. Ты кто?

Ёж:

С такими грубиянами не очень – то хочется разговаривать.

Не мешало бы вам ,любезный поучиться вежливым словам.

Колобок:

 Вот ещё, разные колючие головы будут меня учить.

Ёж:

Эхе –хе!  Дело твое, живи, как знаешь, но без вежливых слов в жизни никак не обойтись. До свидания мне пора идти к своим ежатам.

Ёжик уходит.

Колобок катится дальше и поет свою  задорную песню.

Навстречу ему выскакивает зайчик.

Заяц: Здравствуй, колобок!

Колобок:

 Это что за зверь лесной?

 Куцый хвост, глаза косые, ноги длинные – смешные? Ты кто?

Заяц:

 Мне что – то не очень хочется с тобой разговаривать, ты грубый и невоспитанный.

 Заяц уходит.

Колобок:

Подумаешь. Будут тут меня всякие ушастые уму разуму учить, я сам все знаю.

Снова поет свою задорную песенку и катится дальше, навстречу ему идет лиса.

Лиса ласково:

 Здравствуй, здравствуй, колобок!

 Какой ты румяненький, какой ты славненький.

Колобок:

Это что за зверь такой, с рыжей шубой и хвостом?

А, вспомнил! Это рыжая лисища со своим хвостищем ха- ха –ха!

Лиса (обиженно):

 Ох, колобок, за твою грубость мне тебя даже есть не хочется.

 Уходит.

Колобок катится дальше и поет свою песенку, навстречу выходит медведь

Медведь:

 Здравствуй, здравствуй колобок!

Колобок:

Ты огромный и пузатый, у тебя большие лапы.

Ты огромный, как гора ха –ха ха.

Медведь (сердито):

Я не думал , не гадал, что в нашем лесу живут такие грубияны и задаваки.

А, ну прочь с дороги, а то растопчу.

Колобок и медведь расходятся в разные стороны.

Колобок поет свою песенку, но его песенка становится грустной.

(звучит фонограмма тихой и грустной мелодии)

Колобок в раздумье останавливается на полянке и обращается к ребятам:

 Я веселый колобок, у меня румяный бок.

 Но почему – то все зверята, разбежались от меня.

 Подскажите мне ребята, что не так сказал им я.

Из - за ширмы выходит ведущий и объясняет детям, что сейчас они вновь посмотрят эту же сказку, но с тем условием, чтобы помочь исправиться колобку.

Ведущий:

Ребята, наш колобок попал в очень трудную ситуацию, его никто не учил вежливым словам и он обидел лесных жителей. Давайте  поможем колобку исправиться. Вам нужно будет по ходу  подсказывать Колобку  как себя нужно вести, а для этого вы будете давать сигнал (топать ногами в том месте, где вы считаете нужным).

Сказка повторяется сначала. По ходу сказки дети делают подсказки, помогают Колобку обрести новых друзей. Диалог между Колобком и детьми строится на импровизации в зависимости от ответов детей.

В заключение сказки колобок благодарит детей за науку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Силуэт - как выразительное средство ( на примере теневого театра)

Цель урока: развивать интерес к театральному искусству. Передать выразительный силуэт плоской куклы теневого театра по стихотворению К. Чуковского « Федорино горе». Урок составлен с интеграц...

Конспект открытого мероприятия по теме "Развитие творческих способностей детей посредством театральной деятельности". Теневой театр "Теремок"

Конспект открытого мероприятия, проведенного в рамках недели педагогического мастерства по теме "Развитие творческих возможностей детей посредством театрализации". Конспект состоит из пояснительной за...

Воспитательный проект "Теневой театр"

Воспитательный проект "Теневой театр "Затмение"...

Влияние теневого театра на сенсомоторное развитие детей

Сенсомоторное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и .р...

2019.12 Сценарий сказки "Шарф-покров" для теневого театра

Сценарий сказки и фигуры для теневого театра...