Силуэт - как выразительное средство ( на примере теневого театра)
план-конспект по изобразительному искусству (изо) по теме

Цель урока: развивать интерес к театральному искусству. Передать выразительный силуэт плоской куклы теневого театра по стихотворению К. Чуковского « Федорино горе». Урок составлен с интеграцией театра и теоретических знаний. С помощью элементов театрализации на уроке материал становиться интересным, доступным и наглядным. Игровая ситуация развивает познавательную активность и дает возможность для решения межличностных проблем в классе.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.__lutonina_n.yu_..rar734.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

« Любинская детская художественная школа»

Лутонина Наталья Юрьевна

                               

                                       урока  по прикладной композиции

                                в 1 классе детской художественной школы

                                 

                                   тема:  СИЛУЭТ как выразительное средство

                                             (на примере театра  теней)

2011

Тема урока:  Силуэт как выразительное средство (на примере  театра  теней)

Цель:

Развивать интерес к театральному искусству. Передать выразительный силуэт плоской куклы теневого театра по стихотворению К. Чуковского

« Федорино горе».

Задачи:

обучающие – формировать понятие «силуэт», « форма». Приобретать практические навыки в создании плоской марионетки. Расширить  знания учащихся о театральном искусстве.

развивающие – создать условия для развития познавательной активности, в целях развития образного мышления учащихся. Учить анализировать, моделировать, развивать творческое воображение, фантазию. 

воспитательные – воспитывать нравственно-эстетическое отношение к истокам культуры разных народов, эмоционально- эстетическое отношение, воспитывать эстетический и художественный вкус.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование и материалы  для преподавателя: компьютер, мультимедийный проектор, слайды, экран, лампа, рама, обтянутая тканью (экран для театра  теней), стул с крепежом (тиски) для «экрана», ваза, наглядные пособия, раздаточный материал для детей, литература.

Для учащихся: простой карандаш, резинка, ватман, картон, ножницы, клей, канцелярский нож.

План урока (40 минут)

  1. Оргмомент-1 мин.
  2. Сообщение темы, мотивация уч-ся - 3 мин.
  3. Повторение пройденного материала - 1 мин.
  4. Объяснение новой темы - 3 мин
  5. Объяснение задания - 5мин
  6. Практическая работа. Контроль за работой 20 мин
  7. Анализ практической деятельности через игровой момент. 5 мин.
  8. Подведение итогов. 2 мин.

Конспект урока

1. Организационный момент.

   Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Наталья Юрьевна.

Сегодня мы с вами прикоснемся к театральному искусству. Вы, наверное, все были в театре  и знаете, что в организации представления задействованы люди разных профессий. Назовите их?

2. Сообщение темы. Мотивация учащихся.

   Мы попробуем себя в роли художника театра теней и создадим свои куклы-марионетки к стихотворению К. Чуковского « Федорино горе».

Театр  теней насчитывает 2000- летнюю историю.(Показ слада с иллюстрацией Китая).

Известна легенда о китайском императоре Ву ту, жившем в 121 году до н.э. При дворе выступал некий волшебник, воскрешавший на сцене душу умершей, но по -прежнему горячо любимой  правителем жены.

 Из северного Китая, где зародился театр, он распространился по всей стране, затем стал известен в центральной Азии. В то время уже существовало 3 вида театров: 1- где используются руки и перчатки (показ слайда (рис.1), а затем на «экране»),

                                                         ( рис.1)

2- марионетки и собственно сам театр  теней (показ слайда (рис.2), затем  на «экране» - марионетки, управляемые на тонких палочках, которые прислоняют к экрану сзади и они становятся видны. В России театр  теней не существует, а лишь как дополнение к постановке.

                                                                             (рис. 2)

3. Повторение пройденного материала.

   А сейчас, посмотрите внимательно на эту вазу. 

Какая она объёмная или плоская? (объёмная). Из каких геометрических фигур состоит ваза? (шар, цилиндр). В какую геометрическую фигуру можно вписать эту вазу? (прямоугольник). Как вы думаете, она похожа на девушку?

4.Объяснение новой темы

   А сейчас, давайте посмотрим на неё через этот специальный «экран».

 Что изменилось? (не видим её цвет, роспись, из каких состоит форм). Значит, какая она стала? – черная, плоская. Потому что мы видим её силуэт- это очертание, контур внешней формы предмета. Слово «силуэт» появилось в 18 веке. При дворе французского короля был министр финансов, некий Этьен де Силуэт. О нём ходило много анекдотов, и однажды какой-то художник нарисовал на него карикатуру. Она была сделана необычно, как тень. Этот способ изображения стали называть силуэтом, по фамилии министра.

Поэтому в силуэте нужно искать наиболее характерные формы (показ слайдов с анализом формы – утюг, самовар, кофейник).

    

                                              рис 1.                                                          рис.2  

Посмотрите на эти утюги. Представьте их силуэт. Какой ракурс утюга будет наиболее выразительный, узнаваемый?

Теперь, посмотрите, как изображали силуэт человека: театральная художница Е.С. Кругликова и неизвестный египетский автор.

               

      силуэтный портрет М. Цветаевой                настенная роспись (Египет)                

5.Объяснение задания. 

   Сейчас мы с вами попробуем себя  в роли художников театра теней и создадим куклы- марионетки для спектакля по стихотворению К. Чуковского «Федорино горе»», с помощью вырезания из бумаги. Посмотрите, из чего она состоит (персонаж и палочка - держатель, которая крепится буквой «Т»)

   Сейчас послушайте стихотворение. Когда я буду читать, вы проследите, сколько в нем действующих лиц? Кто они? Где происходит действие? Какие чувства  вызывает у вас это произведение? И как бы вы изобразили этих героев?    

«…Вот и чайник за кофейником бежит,

      Тараторит, тараторит, дребезжит…

      Утюги бегут, покрякивают,

      Через лужи, через лужи перескакивают…

 

      Из окошка вывалился стол

      И пошёл, пошёл, пошёл, пошёл….

     А на нем, а на нём,

     Как на лошади верхом,

     Самоварище сидит

     И товарищам кричит:

     «Уходите, бегите, спасайтеся!»

      И в  железную трубу: « Бу- бу – бу!

      А за ними вдоль забора

     Скачет бабушка Федора:

     «Ой – ой- ой! Ой- ой – ой!

     Воротитеся домой!»

А теперь  скажите, силуэты каких героев нам надо изобразить?

1. Утюг.

2.Чайник.

3. Кофейник.

4. Самовар на столе.

5. Бабушка Федора.

Сегодня наша задача найти силуэт бытового предмета, фигуры человека, чтобы он был не только узнаваемым, но и выразительным (передать его форму, пропорции, характер, настроение, ракурс, движение рук, ног и т.д.).

Для спектакля необходимо создать декорацию. Где происходит действие? (на улице). Кто из вас будет делать декорации? Перед каждым из вас лежит лист бумаги определенной геометрической формы. Из него нужно вырезать предмет. А какой? Для этого вам нужно объединиться в одну группу и все обдумать.

6.Практическая работа. Контроль над выполнением задания.

А сейчас приступайте к работе (на столах положить раздаточный материал).

Разложите его на столе и все вместе решите, силуэт какого предмета  можно  вписать в ваш формат. Определите соотношение между предметами. Подпишите их.

Теперь представьте, какой будет ваш предмет? Какими выразительными средствами вы будете передавать образ марионетки, чтобы он был узнаваемым?

Выбирайте сами, каким способом вы будете вырезать из бумаги? (рисовать, а затем вырезать ножницами или канцелярским ножом, а может кто- то сразу вырежет силуэт, а кто – то  симметричным  вырезанием с добавлением деталей). Показ наглядного пособия (рис3-4) или детские работы.

     

                                            рис.3                                                       рис.4  

Последний этап - это прикрепить палочки-держатели так, чтобы они крепко держались и были достаточной длины.

7. Анализ практической деятельности через игровой момент.

Теперь оформляем сцену и распределяем роли, а я буду читать за автора.

Ну а сейчас, время самого интересного - представление! ( теневой - театр)

8.Подведение итогов

Давайте прикрепим фигуры иголками к экрану.

Проводим самооценку своих работ по критериям:

  1. Оригинальность.
  2. Выразительность силуэта.
  3. Аккуратность.

Вопрос на закрепление: Что такое силуэт?

Дома, я прошу вас, к следующему урок  вырезать из бумаги силуэты бытовых предметов без предварительного рисунка.

До свидания.

Завершение урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого мероприятия по теме "Развитие творческих способностей детей посредством театральной деятельности". Теневой театр "Теремок"

Конспект открытого мероприятия, проведенного в рамках недели педагогического мастерства по теме "Развитие творческих возможностей детей посредством театрализации". Конспект состоит из пояснительной за...

Воспитательный проект "Теневой театр"

Воспитательный проект "Теневой театр "Затмение"...

Теневой театр. Здравствуй, сказка!

Дети с умственной отсталостью – особая категория. Не все методы и формы психологической работы, используемые  в работе с этими детьми, дают положительный эффект....

Влияние теневого театра на сенсомоторное развитие детей

Сенсомоторное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и .р...

Методическая разработка занятия «Многообразие выразительных средств в театре. Грим»

  Цель занятия: познакомить с видами  разнохарактерного грима .Задачи занятия:Обучающие: помочь обучающимся осознать важность применения грима в театре, познакомить с разнообразн...