ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СЛАБОСЛЫШАШИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОСПИТАННИКОВ КАК ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ УСЛОВИЙ ИХ АДАПТАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ.
статья на тему

Эмоции занимают важное место в жизни современных людей, которая отличается быстрым темпом, множеством стрессовых ситуаций. Все это не может не затрагивать и жизнь детей с ограниченными возможностями здоровья, которые не всегда способны контролировать свои эмоциональные проявления. Неслучайно поэтому в последнее время в качестве одной из приоритетных задач специальной (коррекционной) педагогики выступает забота об эмоциональном благополучии детей с особенностями психофизического развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СЛАБОСЛЫШАШИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОСПИТАННИКОВ  КАК ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ УСЛОВИЙ ИХ АДАПТАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ.

Для психического развития и формирования личности детей с нарушениями слуха социальная среда и общение с взрослыми и сверстниками имеют особое значение. Можно выделить следующие направления в психическом развитии ребёнка с нарушенным слухом, напрямую зависящие от конкретной социальной ситуации и важные с точки зрения организации воспитательной работы: развитие эмоциональной сферы и личности, формирование межличностных отношений, организация оптимальных отношений с родителями.  

Эмоции занимают важное место в жизни современных людей, которая отличается быстрым темпом, множеством стрессовых ситуаций. Все это не может не затрагивать и жизнь детей с ограниченными возможностями здоровья, которые не всегда способны контролировать свои эмоциональные проявления.

В настоящее время эмоциональная сфера рассматривается в психологической науке как важнейшая система регуляции поведения человека, реализующая его отношения к явлениям окружающего мира и позволяющая адекватно взаимодействовать с другими людьми.

Эмоции занимают важное место в жизни современных людей, которая отличается быстрым темпом, множеством стрессовых ситуаций. Все это не может не затрагивать и жизнь детей с ограниченными возможностями здоровья, которые не всегда способны контролировать свои эмоциональные проявления. Неслучайно поэтому в последнее время в качестве одной из приоритетных задач специальной (коррекционной) педагогики выступает забота об эмоциональном благополучии детей с особенностями психофизического развития.

У детей со снижениями слуха наблюдаются нарушения развития эмоциональной сферы и отклонения в поведении.

 В. Петшак, А. П. Гозова в своих исследованиях отмечали «У глухих детей наблюдаются значительные трудности понимания эмоций других людей, их оттенков, высших социальных чувств, затруднено понимание причинной обусловленности эмоциональных состояний, имеются большие трудности формирования морально-этических представлений и понятий»[1.c176]

Степень выраженности искажения эмоционального развития у неслышащих детей может быть различной, но в любом случае это сказывается на поведении ребенка и на умении регулировать его, а в конечном итоге затрудняет развитие форм самостоятельной адаптации к жизни.

По мере развития у школьников происходят изменения в эмоциональной сфере, меняются их взгляды на мир и отношения с окружающими, способность сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, однако сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, если в этом направлении не ведется специально организованная работа. Интенсификация учебно-воспитательного процесса в школе для слабослышащих детей предполагает повышение уровня социально-эмоционального развития учащихся, значимость которого для ребёнка с особыми образовательными потребностями подчёркивается целым рядом специалистов в области специальной (коррекционной) педагогики.

В современной сурдопедагогике в обучении, воспитании и развитии ребенка приоритетным является личностно-ориентированный подход, имеющий коррекционно-социальную направленность. При реализации данного подхода важным условием эмоционально-личностного, социального развития и нравственного воспитания детей с нарушениями слуха является умение понимать и использовать  эмоционально-оценочную лексику.  Развитие вербальных средств выражения эмоций у глухих школьников будет эффективным только при целенаправленной педагогической поддержке данного процесса в условиях комплексного использования различных видов урочной и внеурочной деятельности.

 Е.Г. Речицкая в своих работах неоднократно указывает на то, что                       «Формирование эмоциональной сферы  детей со снижениями слуха  выступает как одно из важных условий его адаптации в обществе, успешного взаимодействия с окружающими. Поэтому в общеобразовательной школе I-II вида важно проводить специальную работу, направленную на решение проблемы эмоционального развития учащихся, которое взаимосвязано с обогащением их речи эмоционально-оценочной лексикой».                    

С целью выявить запас эмоционально-оценочной лексики у наших детей в школе было проведено небольшое тестирование. Обучающимся было предложено подобрать соответствующее слово к  изображенной эмоции. Таблица включала 15 изображений (словари эмоций включают  220  и более слов).  Тестирование было проведено  в начале сентября. Результаты первой проверки были следующими:

 В начале тестирования практически все учащиеся так называемой экспериментальной группы (учащиеся вторых  классов) смогли правильно определить только по две эмоции (грустный, веселый) - 15,5%. Педагогами была проведена большая совместная работа и в конце октября ребята намного лучше выполнили предложенную работу- 76,5%. Было проведено тестирование  и с учащимися 10 класса. Надо отметить, что из пяти учащихся 10 класса трое полностью справились с заданием, показали достаточно солидный словарь по заданной теме.

Отечественные  сурдопедагоги предлагают использование разнообразных средств эмоционально-нравственного воспитания: создание различных ситуаций для общения (Е.И. Исенина), игры (Г.Л. Выгодская), чтение (Б.Д. Корсунская, Н.Г. Морозова, Н.А. Pay), использование устного народного творчества (О.Н. Грачева), специальных компьютерных технологий (О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова, Т.К. Королевская и др.), музыки, активизации устной коммуникации через диалоги (Е.З. Яхнина).

 В качестве наиболее эффективных средств коррекции недостатков эмоционального развития психологи выделили игру и искусство.

И.В.Ковалец в своей книге « Азбука эмоций» утверждает, что «Один из возможных путей целенаправленного эмоционального развития  ребенка лежит через искусство: художественную литературу, музыку, изобразительное искусство». [с.4]

 Приобщение детей к искусству в нашей школе осуществляется  по разным направлениям: на уроках и внеклассных занятиях; на музыкальных занятиях; во время подготовки и проведения общешкольных праздников.

Учитель рисования, чтобы обеспечить эмоциональную включенность  детей в процесс обучения удачно использует на своих уроках и изобразительное искусство,  и компьютерные технологии. К каждому уроку педагог подбирает разнообразный материал, помогающий  достичь  цели урока, погрузить детей в мир прекрасного, научить их видеть красоту. Она строит свои занятия в форме диалогового общения, давая детям, возможность в полной мере проявить свои уже имеющиеся знания и выразить свои мысли и чувства в рисунке. Вместо запланированного учителем одного ежика дети нарисовали семью ежей.  (Не прошли даром занятия по программе «Истоки»).

На уроках ритмики педагог учит детей воспринимать на слух и воспроизводить различные  музыкальные ритмы, которые помогают неслышащим детям понять, в каком темпе произносятся слова. Учитель помогает им услышать различные настроения в музыке и изобразить их самостоятельно. Использование компьютерных технологий позволяет  научить детей услышать различные голоса птиц и соотнести их со звучанием музыкальных инструментов.

Детям, имеющим нарушения слуха, музыкальные занятия, участие в праздниках  дает возможность приобщиться к чему-то неизведанному, захватывающему, выразить свои чувства, раскрыть богатство своего внутреннего мира. Обращение к творчеству дает мощнейшую мотивацию для учебно-познавательной деятельности, самосовершенствования, успешной реабилитации и социализации. Коррекционные возможности художественного творчества связаны с предоставлением ребенку практически неограниченных возможностей для самовыражения, самореализации и самопознания. Педагоги хореографии и ритмики   благодаря своему энтузиазму, большой любви и преданности  профессии, создают эмоционально-эстетическую атмосферу погружения наших  детей в искусство. Дети, регулярно посещающие музыкальные и танцевальные занятия, принимающие активное участие во всех общешкольных проектах, заметно выигрывают в плане эмоционального развития. Наши маленькие артисты могут передавать музыкальное настроение и свои ощущения.

Методическое объединение учителей первой ступени обучения провело большую работу. В каждом классе была представлена наглядность, отображающая различные эмоции и соответствующий словарь. Педагоги поделились опытом работы над развитием эмоциональной сферы своих учащихся в ходе открытых уроков.

Используя игровые моменты, педагог учит своих малышей на положительных эмоциях понимать и говорить с различной интонацией, придумывает различные интересные физ. минутки, в ходе которых дети испытывают радость и гордость за свою маленькую победу.

  Игре как средству эмоционально-нравственного развития школьников с отклонениями в развитии придается особое значение, при этом подчеркивается эффективность влияния театрализованных игр на процесс нравственного воспитания, их роль в формировании личностных качеств и поведения детей (Л.Б. Баряева, И. Вечканова, Г.Л. Выгодская, О.П. Гаврилушкина, Б.Д. Корсунская, Е.А. Медведева, Н.Д. Соколова, Е.А.). [6]

Педагог 3 класса подбирает  доступные, связанные с жизненным опытом детей тексты, отражающие эмоционально-нравственные отношения людей. При подведении итогов работы над ними практически всегда  использует театрализованные игры, которые умело, направляет на закрепление представлений об эмоциональных состояниях и правилах поведения, на поиски способов выхода из конфликтных ситуаций и осознание детьми связи между поступком, его последствиями и эмоциями персонажей. Это, в конечном итоге, создает условия для достижения основного результата эмоционально-нравственного воспитания - формирования нравственного поведения. Педагог постоянно погружает своих детей в мир устного народного творчества, подбирает пословицы и поговорки по теме урока, умело объясняет скрытый смысл, что очень важно для наших детей.  Учащиеся этого класса знают много пословиц и умеют применять по ситуации.

Педагог 1 класса при прохождении темы «Игрушки» учит детей дифференцировать эмоции, использует для этого различные средства (дидактическую игру, яркую наглядность). Педагог добивается от детей определения собственного состояния и его оречевления (Мне грустно, мне весело и т.д), создает ситуации, в которых дети вынуждены давать собственную оценку эмоциональному проявлению персонажей, что помогает  решать  и воспитывающие задачи урока. Педагог успешно работает на развитие положительных эмоций своих учащихся в ходе всего урока, особенно при подведении итога.

Педагог 2 класса,  имеющий дополнительное образование - психолог, понимая, что эффективность обучения  зависит в большей мере от того, как ребёнок эмоционально относится к учебному процессу и содержанию учебной деятельности, стремится использовать разнообразную наглядность (макеты, поделки детей, игрушки, натуральные предметы) для погружения детей, в приближенную к действительности атмосферу. Учительница открыта, показывает детям свои чувства. При этом она прогнозирует, какие эмоции могут возникнуть у детей  в той или иной ситуации, как каждый из них переживает свои успехи и неудачи. Активизирует коммуникативную активность детей через использование диалогов, создает комфортные для каждого  ребенка ситуации.    

Эмоциональные  настроения существенно влияют не только на уровень интеллектуального развития учащихся, но и более широко на умственную активность и даже на творческие способности.

Эмоции ребёнка развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности. Педагог 4 класса с этой целью постоянно практикует проведение интегрированных уроков, удачно включая в усвоение общеобразовательной  программы и изучение программы «Истоки». При изучении темы «Родственные слова» педагог средствами художественной литературы погрузила детей в свой необычный мир осени. Дети учились выразительно читать стихи об осени (смысл, которых помогали понять аппликации, макеты, мини-картины русских художников, рисунки детей) и находить в них родственные слова. Дети вместе с учительницей определили, что осенью человек испытывает противоречивые настроения. Учитель на протяжении всего урока стремился научить детей понять, что испытывает человек, какими словами это состояние можно назвать и самое главное, детей учили понимать причинно-следственные связи. (Осенью печально, потому что идет дождь. Осенью радостно, потому что листья красивые кружатся). В ходе всего урока педагог ведет работу над дифференциацией  и вербализацией различных эмоциональных  состояний человека, что является признанным фактом успешности усвоения сл/сл школьниками  этических и нравственных ценностей. Уже сегодня учащиеся данного класса показывают хорошие умения определять эмоции других людей.

Методическое объединение учителей-дефектологов по развитию слуха и формированию произношения  к данной проблеме подошло творчески, педагоги создают компьютерные презентации  к речевому материалу в соответствии с еженедельным тематическим планированием. Данный метод работы  эффективно помогает нашим детям понять смысловое содержание программных текстов. Развивает интерес к обучению, способствует погружению учащихся в воспринимаемый речевой материал, создает атмосферу эмоционального подъема на занятии, помогает неслышащим детям правильно определить эмоциональное состояние героев текстов и перенести его на себя. При работе над  диалогами педагоги используют макеты, что позволяет   однообразный процесс восприятия речевого материала на слух  сделать продуктивным и успешно вести коррекционную работу не только над произношением, но и над развитием эмоциональной сферы. В рамках межсекционной работы педагоги провели речевую конференцию «Путешествие в город настроений» для учащихся 2-4 классов в ходе, которой  ребята с помощью просмотренного мультфильма «Просто так» учились создавать своим товарищам хорошее настроение, разучили речевые игры, направленные на развитие эмоциональной сферы. В ходе совместной деятельности дети определили положительные и отрицательные эмоции. Выяснили, как они влияют на здоровье человека. Умелая педагогическая поддержка со стороны учителя – дефектолога помогла детям вспомнить и применить в различных ситуациях необходимый словарь эмоций, выучить много новых слов, дать оценку поступкам персонажей. Педагоги научили детей как избавиться от отрицательных эмоций, которые плохо влияют на здоровье, приготовили для детей много интересных сюрпризов, что позволило провести данную речевую конференцию на высоком эмоциональном подъеме.

Большие возможности для коррекции эмоциональной сферы детей со снижениями слуха предоставляются в нашей школе во внеурочное время. С  целью расширить представления подростков о различных  эмоциональных состояниях  человека, научить детей  управлять своими эмоциями, познакомить их с различными способами саморегуляции воспитатель 7 класса запланировала цикл внеклассных занятий (Гражданка Агрессия. Жестокость и сострадание. Мы выбираем – нас выбирают. Понять и принять).  На первом занятий учащимся было предложено  определить эмоциональные состояния разных людей, используя иллюстративный материал. Дети не всегда правильно справлялись с заданием, но воспитатель оказывала корректную помощь. Используя подборку различных ситуаций, встречающихся в жизни детей, педагог предложил обыграть их, дать оценку. Совместно учащиеся пришли, к выводу как надо было правильно отреагировать.

Во время проведения входного мониторинга, дети обозначали эмоции такими словами как (думает о хорошем, думает о плохом, удивился, очень удивился, очень сильно удивился), то в октябре результаты - достаточно хорошие.

 Воспитание чувства прекрасного психологи предлагают лучше всего начинать с того, чтобы научить ребенка видеть красоту природы. Любое общение во время экскурсии или прогулки может быть использовано заинтересованным педагогом в целях коррекции эмоциональной сферы.  Эта работа должна проходить постоянно. Легче всего ребенку воспринимать красоту природы целостно, через восторг и удивление взрослого. Во время этой   продуманной и  хорошо организованной педагогом  прогулки  дети смогли: увидеть красоту окружающего мира; провести игры, направленные на развитие эмоциональной сферы, в условиях окружающей природы; побыть наедине с удивительным растением; провести соревнования юных автомобилистов и…Победить! Обидеться на всех. Научится выйти из создавшейся ситуации. Испытать радость от того, что тебе помогли, а главное научиться сопереживать.  
 Эмоциональная  сфера играет важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна. Эмоциональное развитие ребёнка является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса воспитания и обучения, его различных сторон. Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Как будут усваиваться новые знания и умения и ради достижения каких целей они будут использоваться в дальнейшем, решающим образом зависит от характера отношения ребёнка к людям и к окружающей действительности.  

Психологи указывают на то, что формирование высших человеческих чувств происходит в процессе усвоения ребёнком социальных ценностей, социальных требований, норм и идеалов, которые при определённых условиях становятся внутренним достоянием детской личности, содержанием побудительных мотивов его поведения. В результате такого усвоения ребёнок приобретает своеобразную систему эталонов ценностей, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления, он оценивает их эмоционально, как привлекательные  или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные. [10]  Решающую роль в этом играет включение школьника в содержательную, совместную с другими детьми и взрослыми деятельность. Она позволяет ему непосредственно пережить, прочувствовать необходимость выполнения определённых норм и правил для достижения важных и интересных целей. Заниматься развитием эмоциональной сферы нужно постоянно, потому что нельзя сформировать гармоничную личность, уделяя этому важному процессу,  внимание от случая к случаю.

Литература:

1. Л.В. Кузнецова, ЛИ. Переслени, Л.И. Солнцева и др. Под ред. Л. В.  Кузнецовой. Основы специальной психологии: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений/  М.: Издательский центр «Академия», 2005.– 480с.

2. Ковалец И.В. Азбука эмоций /Практическое пособие для работы с  детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере  – М.: ВЛАДОС, 2004. – 136с.ил.

3. Речицкая Е.Г. Развитие глухих школьников в процессе внеклассной работы. Л., 1988. -116 с.

  1. Речицкая Е.Г. Развитие младших школьников с нарушенным слухом в процессе внеклассной работы. — М., 2005. 156 с.
  2. Речицкая Е.Г., Кулигина Т.Ю. Развитие эмоциональной сферы детей с нарушенным и сохранным слухом. — М., 2006. — 208 с.
  3. Т.Ю. Кулигина.  Развитие эмоционально-оценочной лексики глухих детей младшего школьного возраста во внеурочное время.  [электронный ресурс] — Режим доступа. —  http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-03/dissertaciya-razvitie-emotsionalno-otsenochnoy-leksiki-gluhih-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-vo-vneurochnoe-vremya

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие вариативности образовательных программ одно из важных условий удовлетворения образовательных потребностей обучающихся

Вариативность образования, в конечном счете, ориентирована на обеспечение максимально возможной степени индивидуализации образования, дифференциации и на удовлетворение образовательных и познавательны...

Формирование положительной мотивации обучающихся, их родителей, педагогов - важнейшее условие повышения качества образования.

Проблема формирования устойчивых положительных мотивов у школьников актуальна в педагогике, психологии и практике школы....

Родительское собрание " Развитие фонематического слуха, как одно из важнейших условий развития речи.

Несложная система игр поможет родителям самостоятельно помочь своему малышу овладеть родным языком и , возможно, предотвратить возникновение речевых нарушений....

Хореография как ресурс формирования эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста

В статье рассмотрены творческие аспекты позитивного вли- яния занятий хореографией на формирование эмоциональной сферы детей млад- шего школьного возраста в условиях деятельности танцевального коллект...

Формирование эмоциональной сферы ребенка средствами изобразительной деятельности.

Формирование эмоциональной сферы ребенка средствами изобразительного искусства является одним из важных аспектов его развития. Изобразительное искусство, такое как рисование, лепка, живопись и т.д., п...