Рабочая программа нейропсихологической коррекции
рабочая программа по психологии по теме

Шолина Мария Сергеевна

Комплексная нейропсихологическая коррекция  учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_neyropsihologicheskoy_korrektsii.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа № 329

имени Героя Советского Союза А.С.Хлобыстова»

ОГРН 1157746770620; ИНН/КПП: 7721343021 / 772101001

109456,  г. Москва,                                                                                                          Тел. /факс (495) 371-67-02

4-й Вешняковский проезд, дом 1, корпус 2                                                                   E-mail:  329@edu.mos.ru

Принято на заседании ППк

Методист  Бессонова С.К.

______________

Протокол №1

от  26 августа 2016г.

Проверено

Зам. директора по УВР                   ____________Самохина Е.Ф.

28.08.2016г.

Утверждено

Директор

ГБОУ Школа № 329

__________Н.П.Даньшина

Приказ № 561-а

от 29.08.2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

психокоррекционного курса

«Комплексная нейропсихологическая коррекция

  учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

1 – 4 классы

Составители:

педагог-психолог Шолина М.С.

педагог-психолог Балабанова И.Р.

Москва  2016г.

Целью нейропсихологического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе является

формирование базовых составляющих  произвольной саморегуляции, что поможет обучающимся в преодолении трудностей в овладении программным материалом.

Задачи программы:

  1. Нейропсихологическая коррекция.
  2. Нейропсихологическая абилитация.
  3. Оптимизация нейропсихологического статуса.

Форма работы:

                                                     индивидуальная, групповая.

Групповые занятия проводятся 1-2 раза в неделю,

 индивидуальные - от 1 до 3 раз в неделю.

Содержание программы

Раздел программы

Задачи

Методы и приёмы

Планируемые результаты

Контролируемые параметры

Стабилизация и активизация энергетического потенциала организма. Повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических прцессов

Общее оздоровление и улучшение самочувствия.

Формирование базовых составляющих  произвольной саморегуляции.

Дыхательные упражнения.

Улучшение функционального статуса глубинных образований мозга.

Работа с мышечными дистониями, патологическими ригидными телесными установками и синкинезиями.

1. Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела. Растяжки. Релаксация.

2. Работа с мышечными зажимами и дистониями. Расширение сенсомоторного репертуара.

3. Преодоление патологических ригидных телесных установок и синкинезий.

Формирование и коррекция базовых сенсомоторных (одновременных и реципрокных) взаимодействий.

Упражнения, включающие взаимодействия рук и ног, сочетанные движения правой и левой половин тела. Глазодвигательные упражнения.

Формирование операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов

Развитие соматогностических, тактильных и кинетических процессов.

Задания: «Повтори позу», «Хасты», тактильные игры.

Улучшение соматогностических тактильных и кинетических процессов.

Развитие зрительного гнозиса.

Дидактические задачи и игры направленные на развитие зрительного восприятия.

Зрительное узнавание более сложных чем до занятий, изображений.

Развитие пространственных и квазипространственных представлений.

Дидактические задачи и игры направленные на развитие телесного пространства.

Ориентации в схеме тела.

Дидактические задачи и игры направленные на освоение внешнего пространства.

Улучшение ориентации во внешнем пространстве, в том числе улучшение ориентации в пространстве лица.

Упражнения на конструирование и копирование.

Обучающийся сможет более творчески манипулировать разнообразными объектами (кубики, лего, пазлы и т.п.)

Задания, направленные на развитие квазипространственных (логико-грамматических) конструкций.

Улучшение понимания предлогов, сложных логико-грамматических конструкций.

Развитие кинетических процессов.

1. Упражнения, направленные на динамическую организацию двигательного акта.

2. Задания на развитие графических способностей.

3. Задания на усвоение понятий: последовательность, ряд, время.

1. Ученик станет моторно более ловким.

2. Подчерк станет более аккуратным.

3.  Обучающийся усвоит данные понития.

Развитие слухового гнозиса и фонетико-фонематических процессов.

Слуховой гнозис и фонетико-фонематические процессы. Чувство ритма.

Улучшение слухового и слухоречевого восприятия.

Речевое звукоразличение. Фонематический слух.

Развитие мнестических процессов.

Задания на развитие тактильной и двигательной памяти.

Улучшение долговременной и кратковременной памяти той модальности, на которую были направлены занятия.

Задания, направленные на развитие зрительной памяти

Задания для слухоречевой памяти

Развитие номинативных процессов.

Задания на соотнесение образа предмета с соответствующим ему словом-наименованием.

Улучшение номинативных процессов.

Формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции

Формирование внимания и преодоления стереотипов.

Формирование произвольного внимания.

Упражнения на формирование внимания.

Методики развития внимания «Школа внимания», «Школа умножения».

Увелучшение показателей всех характеристик внимания.

Программирование,

Решение проблемных

Улцчшение

целеполагание, самоконтроль.

ситуаций, игры на регуляцию типа «Побежали-замерли».

саморегуляции поведения, возможность нахождения путей решения проблемных ситуаций.

Коммуникативные навыки.

Парные и групповые упражнения, формирующие навыки совместных действий.

Возможность совместно с педагогом или другим учеником выполнять задания, играть. Обучающиеся будут лучше понимать друг друга и педагога.

Причинно-следственные отношения.

Логические задачи, аналогии.

Возможность установления причинно-следственных связей.

Синестезии.

Упражнения, направленные на расширение возможностей восприятия, памяти, внимания, воображения, научение произвольной регуляции состояний, ощущений.

Возможность составить, собрать в воображении картину, ситуацию, которая поможет максимально расслабиться, напрячься и т.п.

Обобщающая функция слова.

Многозначность и иерархия понятий.

Интеллектуальные процессы.

Задания на подбор аналогий, понимание пословиц и поговорок, метафор; игры в «Морской бой», «Крестики-нолики», шашки; шарады; заданимя типа «Найди 7 отличий» и т.п.

Обучающийся овладеет обобщающими понятиями.

Станет доступным понимание многозначности и иерархии понятий.

Мышление прерйдет на следующий уровень развития (пр. из наглядно-действенного в наглядно-образное).

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598, зарегистрирован в Минюсте России 3 февраля 2015 г., рег. № 35847
  2. Адаптированная общая образовательная программа начального образования для детей с задержкой психического развития.
  3. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. Семенович А.В., М., Академия, 2002.
  4. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. Семенович А.В., М., Генезис, 2007.
  5. Нейропсихологическое и  психофизиологическое сопровождение обучения. Сиротюк А.Л., М., ТЦ Сфера, 2003.
  6. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М., С-Пб, Питер, 2008.
  7. Программа формирования и развития нейропсихологического пространства проблемного ребенка. / Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. Сиротюк А.Л., М., Сфера, 2003.
  8. Учимся видеть и называть. Методика развития зрительно-вербальных функций у детей 5-7 лет. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В., С-Пб., Питер, 2004.
  9. Школа Внимания. Методика развития внимания у детей 5-7 лет.         Пылаева Н.М., Ахутина Т.В., М., Теревинф, 2004.
  10. Школа умножениия. Методика развития внимания у детей 7-9 лет.         Пылаева Н.М., Ахутина Т.В., М., Теревинф, Генезис, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по коррекции лексико-грамматического строя речи младших школьников.

Данная программа будет полезна практикующим логопедам массовых школ с классами компенсирующего обучения. Расчитана на 2 года обучения -3-4 класс....

Рабочая программа по коррекции дизорфографии у учащихся 5 классов

Резкое увеличение числа учащихся с дефектами речи, предъявление более высоких требований к работе логопеда, отсутствие четкого планирования коррекционной работы с учащим...

Рабочая программа по коррекции психического развития учащихся 4 класса.

Программа предназначена для учащихся 4 класса, школы 7 вида. Рабочая программа расчитана на занятия с детьми 2 раза в неделю....

Рабочая программа по коррекции дисграфии, обусловленной ОНР III ур с учащимися 2 классов

Рабочая программа по коррекции дисгафии, обусловленной ОНР III уровня с учащимися 2 классов, посещающих логопедический пункт общеобразовательной школы. Программа содержит пояснительную записку, темати...

Рабочая программа по коррекции фонетического и фонетико-фонематического недоразвития речи старших дошкольников в условиях логопедического пункта (1 год обучения)

На современном этапе в системе образования и обучения наблюдается рост числа детей с фонетическим и фонетико-...

Программа "Нейропсихологическая коррекция дефицитарности ВПФ у детей старшего дошкольного возраста"

В современных условиях все больше возрастает понимание важности и учета индивидуальных особенностей детей с проблемами в развитии. Подобное имеет отношение как к нормативно развивающимся детям, так и ...

Рабочие программы по коррекции нарушений устной и письменной речи у детей, обучающихся по адаптированной программе VII и VIII вида (1- 4 класс)

Для детей, обучающихся по программе VIII вида, программы разработаны на основе типовых программ специальных /коррекционных/   образовательных учреждений VIII вида: Лалаева, Р.И. «Логоп...