Рабочая программа по коррекции дисграфии, обусловленной ОНР III ур с учащимися 2 классов
календарно-тематическое планирование по теме

Рабочая программа по коррекции дисгафии, обусловленной ОНР III уровня с учащимися 2 классов, посещающих логопедический пункт общеобразовательной школы. Программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование, список используемой литературы, КИМ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассмотрено

на заседании ГМО

Протокол №_______

__________________

30  августа  2012г.

Согласовано

 Зам. директора поУВР

________О.Н. Полозова

30 августа  2012г.

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №2

____________И.В.Власова

31  августа  2012г.

Рабочая образовательная программа

с группами (I, II, III,IV, V)  учащихся 2-х (1-4) классов.

 Логопедическое заключение: Дисграфия, обусловленная ОНР III ур.        

Учителя-логопеда Бакулич Н.В.

на 2012 -  2013 учебный г.г.

г. Вилючинск

2012 – 2013 учебный год.

Пояснительная записка.

Основная задача обучения родному языку - развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.

В современной логопедии отсутствуют программы для коррекции речевых нарушений у обучающихся общеобразовательных школ. Несформированность всех компонентов речи, называемая общим недоразвитием речи (ОНР), является серьезным препятствием для усвоения учащимися программного материала начальной  школы, т.к. нескорректированные стороны устной речи чаще всего находят отражение на чтении и письме.

Кроме того, у ребенка с ОНР, как правило, недостаточно сформированы психические процессы (как вторичное проявления речевого дефекта) - память, мышление, внимание. Их коррекция возможна только в процессе устранения ОНР (как первичного дефекта).

             Рабочая  программа по логопедии составлена на основе:

- Учебно-методического комплекса «Начальная школа 21 века» в соответствии с требованиями ФГОС среднего (полного) общего образования 2004 года на базовом уровне второго поколения;

- Учебно-методического комплекса «Школа России» - 2007 г.

- инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 г №2 «об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

- инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. Т.Б. Бессоновой. М.: АПК и ППРО, 2010.

Программа курса разработана с опорой на методические системы работы, А.В. Ястребовой,  И.Н. Садовниковой, Л.Н. Ефименковой, Н.Г. Андреевой и предназначена для логопедической работы с группой учащихся 2-х классов, испытывающих трудности формирования  письма и чтения, обусловленных ОНР III уровня. Весь материал, представленный в программе, рассчитан на один год обучения с учетом возрастных особенностей учеников и требований общеобразовательной программы начальной школы. Количество часов за год – 102, из них 12 часов – диагностические этапы, 90 часов  - коррекционно-развивающий этап, количество часов в неделю – 3 часа.

Цель программы. Предупреждение и устранение неуспеваемости, обусловленной общим недоразвитием речи обучающихся; создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ.

Задачи коррекционно-развивающей работы. Каждый этап коррекционной работы по устранению ОНР решает ряд специфических задач:

  1. устранение дефектов звукопроизношения;
  2. формирование фонематических процессов;
  3. уточнение и расширение лексического запаса;
  4. формирование грамматического строя речи;
  5. формирование полноценной связной речи.

Помимо специфических, существует ряд общих задач, решение которых осуществляется на всех этапах коррекционной работы:

  1. активизация речевой деятельности учащихся; развитие коммуникативных навыков;
  2. формирование просодической стороны речи;
  3. активизация внимания, памяти, мышления;
  4. развитие мелкой пальцевой моторики;
  5. развитие языковой интуиции;
  6. индивидуализация коррекционного обучения.

Структура программы. Программа состоит из трех этапов коррекционно-развивающей работы:

I этап программы “Развитие фонетико-фонематической стороны речи”

II этап программы “Развитие лексико-грамматической стороны речи”

III этап программы “Развитие связной речи”

Особенности планирования коррекционной работы. Несмотря на поэтапное планирование коррекции, работа строится интегрировано, охватывая все этапы одновременно, но отдавая превалирующую роль решению задачи текущего этапа коррекционной работы. Например, в процессе решения основной задачи I этапа - упорядочения фонетико-фонематической стороны речи начинают закладываться предпосылки нормализации лексико-грамматических средств языка и формирования связной речи. И, наоборот, во время прохождения программного материала II и III этапов, основными задачами которых являются развитие лексико-грамматического строя речи и формирование связной речи, закрепляются знания и умения, полученные на этапе развития фонетико-фонематической стороны речи. Формирование фонематических процессов идет одновременно с коррекцией звукопроизношения. Формирование грамматического строя речи идет одновременно с расширением лексического запаса.  Лексические темы не даются изолированно, они планируется в структуре тем по формированию грамматического строя речи.

Количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы обучающихся, уровнем сформированности у них того или иного речевого компонента. Некоторые темы даются с опережением традиционной программы, создавая тем самым базу для более успешного их усвоения на уроках русского языка и чтения. Другие темы, наоборот, систематизируют и углубляют знания, полученные на уроках.

При подборе речевого материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения данной группы. Работа ведется без применения внепрограммных терминов в чисто практическом плане.

Предложение и слово (8)

Главные члены предложения. Интонационная законченность предложения. Слова, обозначающие предмет.Слова, обозначающие действие предмета. Дифференциация слов-предметов и слов-действия. Слова, обозначающие признак предмета.

Слогообразующая роль гласного. Ударение (8 ч)

Слогообразующая роль гласного. Слоговой анализ и синтез слов. Слог. Деление слов на слоги. Выделение гласных из ряда звуков, слогов, слов. Ударение. Выделение ударного гласного и ударного слога в слове. Ритмический рисунок слова.

Дифференциация твердых и мягких согласных звуков (14ч)

Твердые и мягкие согласные звуки и их дифференциация. Гласные I и П ряда. Образование гласных П ряда. Дифференциация гласных [а-я]  перед согласными. Дифференциация гласных [у-ю] перед согласными. Дифференциация гласных [и-ы] перед согласными. Дифференциация гласных [ю-ё] перед согласными. Мягкий знак на конце слова. Смыслоразличительная роль мягкого знака на конце слова. Мягкий знак в середине слова. Смыслоразличительная роль мягкого знака в середине слова. Разделительный мягкий знак.

Дифференциация глухих и звонких согласных звуков. Парные согласные (14 ч)

Выделение звонких и глухих согласных из ряда звуков. Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи. Дифференциация [т-д] в устной и письменной речи. Дифференциация [г-к] в устной и письменной речи. Дифференциация [з-с] в устной и письменной речи. Дифференциация [в-ф] в устной и письменной речи. Дифференциация [ш-ж] в устной и письменной речи.

Дифференциация согласных звуков, имеющих артикуляционно-акустические сходства (9 ч)

Дифференциация [з-ж]. Дифференциация [с-ш]. Дифференциация [ч-ть]. Дифференциация [с-ц]. Дифференциация [сь-щ]. Дифференциация [щ-ч]. Дифференциация [ц-т]. Дифференциация [ц-ч].

Дифференциация букв рукописного шрифта, имеющих кинетическое сходство (15 ч)

Дифференциация [б-д]. Дифференциация [п-т]. Дифференциация [о-а]. Дифференциация [и-у]. Дифференциация [х-ж]. Дифференциация [У-Ч]. Дифференциация [л-м].

Предлоги (12 ч)

Практическое знакомство с предлогами. Предлоги в, на. Предлоги на, с (со). Предлоги в, из. Предлоги с, из. Предлоги по, к. Предлоги за, из-за. Предлоги над, под. Предлоги под, из-под. Закрепление предлогов. Упражнение в раздельном написании предлогов со словами. Составление предложений из заданных слов с предлогами. Употребление предлогов в связной речи

Родственные  слова (4ч).

Родственные  слова. Общая часть родственных слов. Родственные слова и синонимы. Корень слова.

Основные требования к знаниям и умениям к концу 2 класса:

Учащиеся должны знать:

гласные и согласные звуки и буквы, их признаки; гласные ударные и безударные; согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие; названия предметов по различным лексическим темам; структуру предложения.

Учащиеся должны уметь:

правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета;

распознавать буквы, имеющие близкие по акустико-артикуляционному укладу звуки;

распознавать буквы, имеющие близкие по кинетическому укладу звуки;

распознавать сонорные звуки и буквы;

распознавать парные согласные;

обозначать на письме мягкость согласных гласными буквами 2 ряда и буквой Ь;

писать раздельно предлоги со словами;

правильно записывать предложения: употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, восклицательный или вопросительный знак в конце предложения.

Программой предусмотрено проведение  6 проверочных  работ. Диагностика проводится 2 раза в год: вводная (сентябрь), итоговая (май).

2 класс

(конец обучения)

1. Диктант

Кувшинки.

На далеком лесном озере расцвели чудесные кувшинки. Их стебелек был высоко поднят над водой. На стебельке виднелся большой круглый цветок. Он был очень красив на фоне темной воды. Как золотой шарик рядом с большими зелеными тарелками листьев. Высокие сосны любовались красивыми цветами. Словно золотые кораблики плывут по гладкой воде озера.

Слов

54

Согласных

173

Гласных

121

Мягких знаков

6

Кластеров в словах

30

2. Списывание с печатного текста

Цветёт черёмуха.

Под лучами майского солнышка всё быстро растёт. Отцвели лёгкие белые подснежники. В лугах развернулся пёстрый ковёр из трав и листьев. Налились на черёмухе бутоны. Приятным ароматом повеяло от дерева. Утром грянули холода. Утренний туман не поднялся колечком с лесной полянки. Он замер и лёг инеем на землю. Тишина в лесу.

Слов

53

Согласных

165

Гласных

121

Мягких знаков

2

Кластеров в словах

29

Рекомендации к применению программы

Данная программа не рекомендована для детей с задержкой психического развития и другими отклонениями в развитии.

Сроки коррекции могут варьироваться в зависимости от ряда факторов: степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей ребенка, психофизиологических особенностей ребенка, состояния его интеллекта, регулярности посещения занятий. Логопед оставляет за собой право брать дополнительное время на изучение отдельных тем из времени более « лёгких»  тем, добавлять или изменять формы итогового контроля.


Рассмотрено

на заседании ГМО

Протокол №_______

__________________

30  августа  2012г.

Согласовано

 Зам. директора поУВР

________О.Н. Полозова

30 августа  2012г.

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №2

____________И.В.Власова

31  августа  2012г.

Календарно-тематическое планирование

коррекционно – развивающей логопедической работы

с учащимися 2-х классов

по предупреждению недостатков письменной речи

на 2012 – 2013 учебный год.

Учитель-логопед - Бакулич Н.В.

Характеристика учащихся:

Звукопроизношение и просодическая сторона речи: у части детей звукопроизношение характеризуется искажениями, т.е. фонетические дефекты (ротацизмы, ламбдацизмы, сигматизмы). У части детей наблюдаются затруднения в произношении более сложных по звуко-слоговой структуре слов. У некоторых детей наблюдается смазанность артикуляции, в связи, с чем речь носит нечеткий характер. А так же имеются некоторые расстройства голоса: у части детей наблюдается тихий, слабо модулированный голос, другие дети не могут произвольно регулировать силу голоса и говорят слишком громко.

Фонематическое восприятие: при обследовании обращает на себя внимание способность детей к различению оппозиционных звуков в составе слогов и слов, предъявляемых попарно (па-ба, палка-балка). При серийном предъявлении, даже когда ряд состоит из трех компонентов (па-ба-ба, палка-балка-балка), количество ошибок резко возрастает. Это говорит о  недоразвитии фонематического восприятия. Задания, направленные на проверку сформированности фонематических представлений (придумать слова с заданным звуком, подобрать картинки, названия которых содержат заданный звук) выполняются детьми  плохо, что связано как с недоразвитием  фонематических процессов, так и с бедностью словарного запаса детей с ОНР III уровня.

Словарный запас и грамматический строй речи: словарный запас в пределах обиходно-бытового словаря, низкая осведомленность проявляется в незнании многих общеупотребительных слов, слов-названий, цветов, деревьев, животных, птиц и других категорий слов, входящих в активную речь нормально развивающихся сверстников. Не знают названий месяцев и смешивают понятия: «времена года» и «месяцы», «до» и «после».

      Для устной речи второклассников с нарушениями письма присущи ошибки словообразовательного характера («лошаденок», «куренок», «щененок»), отсутствие разнообразных словообразовательных моделей, бедность в выборе приставок. Речь не богата и синтаксическими конструкциями: чаще всего используются простые предложения с одним дополнением или обстоятельством. Встречаются ошибки в употреблении падежных форм и предлогов.

Письмо: дети затрудняются в выполнении последовательного звукобуквенного анализа слов сложной звуково-слоговой структуры. Им доступны простые формы звукового анализа: выделение первого звука, нахождение места звука, исходя из трех позиций (начало, середина, конец слова), а также последовательный звукобуквенный анализ слов типа кот, шары, малина. Особенно трудно детям установить соотношение между звуками и буквами в словах, имеющих несоответствие по количеству звуков и букв: в словах с мягким знаком на конце и в середине слова, с йотированными гласными Я, Е, Ё, Ю в начале слова или после гласных и Ь и Ъ.

         У учащихся встречаются ошибки, указывающие на недостаточную сформированность навыков звукобуквенного анализа и синтеза: пропуски гласных букв в середине слова; недописывание гласных букв на конце слова; пропуски слогов; перестановки букв; вставка лишних букв; персеверации.

Кроме данной группы ошибок, в письменных работах второклассников с дисграфией, обусловленной ОНР III уровня встречается достаточно много ошибок на замену и смешение букв. Постоянная замена одной буквы другой встречается не часто, обычно дети смешивают буквы (то есть наряду с ошибочным написанием бывает правильное, а также происходит двойная замена: то С на Ш, то Ш на С, например).

     Причины таких замен и смешений разные. Недостатки фонемного распознавания выражаются в ошибках на замену букв, обозначающих близкие по акустико-артикуляционному укладу звуки:

-  смешение глухих и звонких согласных П — Б, Т-Д, К-Г, С-З, Щ-Ж,В-Ф;

- смешение свистящих и шипящих согласных С—Ш, 3—Ж;

 - смешение аффрикат Ч—Ц, Ч—Щ, Щ—С;

- смешение лабиализованных гласных Е—Ю;

- смешение твердых и мягких согласных звуков, на письме выражающееся в заменах гласных букв А—Я, О—Е, У—Ю, Ы—И.

Довольно многочисленными бывают ошибки на смешение букв по кинетическому сходству:

- смешение гласных букв О—А, стоящих под ударением;

-  смешение строчных букв б—д, п—т, х—ж, л—м, н — ю, и—у, ч—ъ;

            Коррекция ошибок данного типа осуществляется при помощи упражнений, направленных на развитие пространственных представлений учащихся.

     Кроме ошибок на уровне буквы в письменных работах учащихся с дисграфией второго класса встречается много ошибок, связанных с недоразвитием словарного запаса: на правописание безударных гласных в корне слова, на правописание суффиксов и приставок.

      К синтаксическим ошибкам, допускаемым в большом количестве учениками 2 класса, относятся:

-  отсутствие точки в конце предложения;

-  отсутствие заглавной буквы в начале предложения;

-  точка не на нужном месте;

-  написание каждого предложения с новой строчки.

    В связи с недоразвитием пространственных представлений дети допускают ошибки на правописание предлогов и приставок.

I этап. Развитие фонетической и фонематической сторон речи. (51ч.)

Задачи:

  1. развитие полноценных фонематических процессов;
  2. развитие   анализа и синтеза звукобуквенного и слогового состава слова;
  3. формирование учебной и логопедической терминологии (сообщение, предложение, слово, слог, звук);
  4. закрепить понятие «звук»,  дифференциация гласных первого и второго ряда;
  5. формирование предпосылок восприятия определенных орфограмм, правописание, которых связано с полноценными представлениями о звуковом составе слова;
  6. дифференциация твердых и мягких согласных звуков;
  7. формирование у учащихся умения выбирать гласную букву (графему), опираясь на твердость/мягкость впереди стоящего согласного;
  8. дифференциация гласных букв ё – ю;
  9. формирование умения слышать в слове мягкий согласный и небольшую паузу перед полным звучанием последующего гласного II ряда;
  10. формирование навыка правильного написания слов с разделительным «ь»:
  11. дифференциация согласных звуков:
  1. - дифференциация твердых – мягких согласных звуков;
  2. - дифференциация звонких – глухих  звуков простых по артикуляции: П – Б, В – Ф, Т – Д, К – Г;
  3. - дифференциация свистящих – шипящих звонких – глухих: звуков  С – Ш, Ш – Ж;
  4. - дифференциация аффрикат и их составляющих: Ч – Т, Ч – Ш, Ц – Т, Ц –С;
  1. расширение и активизация словаря, формирование лексико – грамматического строя речи, пропедевтика грамматических правил, уточнение определенных грамматических понятий правил.

п/п

Логопедическая

тема

Часы

Дата

проведения

Направления работы

Грамматические темы

Развитие неречевых процессов

1

Диагностика

6

Состояние звукопроизношения. Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Исследование неречевых психических функций. Логопедическое заключение.

Предложение и слово (8)

2

Предложение и слово. Анализ предложения.

1

Согласование имени  прилагательного с именем существительным в роде и числе и падеже.

Развитие языкового анализа и синтеза на уровне предложения.

3

Главные члены предложения. Интонационная законченность предложения.

1

Составление предложений из слов, закреплять навыки языкового анализа и синтеза, устанавливать логические связи между словами внутри предложения, тренировать в грамматическом оформлении текста.

Развитие навыков языкового анализа и синтеза.

4

Слова, обозначающие предмет.

1

Развитие навыков языкового анализа и синтеза.

5

Слова, обозначающие действие предмета.

1

Развитие навыков языкового анализа и синтеза.

6

Дифференциация слов-предметов и слов-действия предметов.

1

Развитие навыков языкового анализа и синтеза.

7

Слова, обозначающие признак предмета.

2

Развитие навыков языкового анализа и синтеза.

8

Контрольная работа

1

9

Краткий пересказ. Составление плана пересказа.

1

Формировать умение составлять полные предложения – объяснения лексического значения слова, кратко пересказывать повествовательный текста, определять последовательность частей текста, составлять план пересказа, использовать составленный план при кратком пересказе.

Развитие умение ориентироваться в причинно-следственных связях статьи, выделять главное, сопоставлять факты, делать выводы.

Слогообразующая роль гласного. Ударение (8 ч)

10

Слогообразующая роль гласного.

1

Развитие фонематических представлений, восприятий, слуха, внимания, памяти.

11

Слоговой анализ и синтез слов. Слог.

1

Гласные и согласные звуки

12

Деление слов на слоги. Выделение гласных из ряда звуков, слогов, слов.

1

13

Ударение. Выделение ударного гласного и ударного слога в слове. Ритмический рисунок слова.

4

Определение ударного гласного звука в слове, нахождение его места.

14

Контрольная работа

1

15

Последовательный пересказ текстов с опорой на вопросы. Составление предложений(полных ответов на вопросы).

1

Формировать умения отвечать на вопросы полным предложением, последовательно пересказывать текст с опорой на вопросный план, составлять полные предложения, объяснять лексическое значение слова.

Устная связная речь слуха, внимания, восприятия, памяти и ориентировки в пространстве

Дифференциация твердых и мягких согласных звуков (14)

16

Твердые и мягкие согласные звуки и их дифференциация.

1

Мягкие согласные

17

Гласные I и П ряда. Образование гласных П ряда.

1

Буквы «я», «ё», «ю», «е»

Формирование приёмов учебной деятельности и самоконтроля.

18

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Дифференциация гласных [а-я].

2

Обозначение мягкости согласных при помощи гласных. Написание гласных после шипящих «ча—ща»

Развитие фонематических представлений, восприятий, слуха, внимания, памяти.

Развитие фонематического восприятия, логического мышления, зрительной памяти, навыков звукового анализа и синтеза.

Формирование приёмов учебной деятельности и самоконтроля.

Формирование приёмов учебной деятельности и самоконтроля.

19

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Дифференциация гласных [у-ю].

2

Обозначение мягкости согласных при помощи гласных.Написание гласных после шипящих «чу—щу»

20

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Дифференциация гласных [и-ы].

2

Обозначение мягкости согласных при помощи гласных. Написание гласных после шипящих «жи—ши»

21

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Дифференциация гласных [ю-ё].

2

Обозначение мягкости согласных на письме гласными П ряда.

22

Мягкий знак на конце слова. Смыслоразличительная роль мягкого знака на конце слова.

1

Мягкий знак – показатель мягкости. Буква «ь»

23

Мягкий знак в середине слова. Смыслоразличительная роль мягкого знака в середине слова.

1

Буква «ь»

24

Разделительный мягкий знак.

1

Обозначение мягкости согласного при помощи мягкого знака, функции разделения.

25

Контрольная работа

1

26

Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа.

1

Формировать умения определять и раскрывать тему текста, собирать материал по теме, точно употреблять слова в речи, определять последовательность частей текста.

Дифференциация глухих и звонких согласных звуков. Парные согласные (14)

27

Звонкие и глухие согласные и их дифференциация.

1

Звонкие согласные

Развитие фонематического и зрительного восприятия, внимания, слуховой памяти, анализа и синтеза.  

Работа над ритмической стороной речи, переключением и работа по развитию координаций.

28

Дифференциация [б-п]

2

Согласные звуки и

буквы [б-п]

29

Дифференциация [т-д]

2

Согласные звуки и буквы

[т-д]

30

Дифференциация [г-к]

2

Согласные звуки и буквы

[г-к]

31

Дифференциация [з-с]

2

Согласные звуки и буквы

[з-с]

32

Дифференциация [в-ф]

2

Согласные звуки и буквы

[в-ф]

33

Дифференциация [ш-ж]

2

Согласные звуки и буквы

[ш-ж]

34

Контрольная работа

1

35

Творческий пересказ по обозначенному концу. Составление плана рассказа.

1

Формировать умения определять и раскрывать тему текста, собирать материал по теме, точно употреблять слова в речи, определять последовательность частей текста.

Дифференциация согласных звуков, имеющих артикуляционно-акустические сходства (9)

36

Дифференциация [з-ж]

1

Согласные звуки и буквы

Развитие фонематического слуха, внимания, восприятия, памяти и ориентировки в пространстве

37

Дифференциация [с-ш]

1

Согласные звуки и буквы

38

Дифференциация [ч-ть]

1

Согласные звуки и буквы

39

Дифференциация [с-ц]

1

Согласные звуки и буквы

40

Дифференциация [сь-щ]

1

Согласные звуки и буквы

41

Дифференциация [щ-ч]

1

Согласные звуки и буквы

42

Дифференциация [ц-т]

1

Согласные звуки и буквы

43

Дифференциация [ц-ч]

1

Согласные звуки и буквы

44

Контрольная работа

1

45

Составление рассказа по серии картинок с использованием вопросного плана.

1

Формировать умения составлять полный ответ на вопрос, учитывая связь в предложений в тексте, составлять связное высказывание, использовать разнообразные средства.

Дифференциация букв рукописного шрифта, имеющих кинетическое сходство (15)

46

Дифференциация [б-д]

2

Развитие оптико-пространственных представлений, фонематического восприятия, логического мышления.

47

Дифференциация [п-т]

2

48

Дифференциация [о-а]

2

49

Дифференциация [и-у]

2

50

Дифференциация [х-ж]

2

51

Дифференциация [У-Ч]

2

52

Дифференциация [л-м]

2

53

Контрольная работа

1

54

Составление сравнительного рассказа описательного характера по картинкам с использованием графических схем, вопросов.

1

Формировать умения строить описание, составлять связное высказывание, использовать разнообразные средства, использовать прилагательные.

Развивать фонематическое представления, вербально-логическое мышление, операции анализа, сравнения, сопоставления.

II этап. Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи. (29 ч.)

Задачи:

  1. Уточнение значений имеющихся у детей слов, дальнейшее расширение словарного запаса, путём накопления новых слов различных частей речи и различными способами словообразования;
  2. Уточнение значений используемых синтаксических конструкций;
  3. Дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путём овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении и моделями различных синтаксических конструкций;
  4. Уточнить представление о грамматических категориях слов.
  5. Развивать навыки морфемного анализа: развить умение разложить слова на логические части по лексической нагрузке:
  1. корень – основной смысл слова;
  1. Воспитать у детей языковое чутье, т.е. зрительное  и слуховое внимание к слову, умение чувствовать и понимать его лексические оттенки, умение правильно выбирать и употреблять нужное слово в контексте, опираясь на его лексический оттенок.

п/п

Логопедическая

тема

Часы

Дата

проведения

Направления работы

Грамматический строй

Развитие неречевых процессов

Предлоги (11)

55

Практическое знакомство с предлогами.

1

Семантика предлогов.

Раздельное написание предлогов.

Формирование умения ориентироваться на систему признаков (условий).

Развитие пространственно-временных отношений.

56

Предлоги в, на.

1

57

Предлоги на, с (со).

1

58

Предлоги в, из.

1

59

Предлоги с, из.

1

60

Предлоги по, к.

1

61

Предлоги за, из-за.

1

62

Предлоги над, под

1

63

Предлоги под, из-под.

1

64

Закрепление предлогов. Упражнение в раздельном написании предлогов со словами.

1

65

Контрольная работа

1

66

Составление предложений из заданных слов с предлогами. Употребление предлогов в связной речи.

1

Родственные  слова (4)

67

Родственные  слова. Общая часть родственных слов.

1

Формирование умения выполнять логические действия: анализ, сравнение, сопоставление, обобщение.

68

Родственные слова и синонимы.

1

Родственные слова и слова с омонимичными  корнями.

69

Однокоренные слова. Корень слова.

1

Единообразное написание корня в однокоренных словах

70

Однокоренные слова. Корень слова.

1

Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

71

Диагностика

6

Литература и методические пособия:

  1. Азова О.И. Диагностика письменной речи у младших школьников. – М.:ТЦ Сфера, 2011. – 64 с. (Библиотека логопеда). (7)
  2. Барылкина Л. П., Матраева И. П., Обухова Л. А. Эти трудные согласные: Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей, логопедов и родителей.— М.: 5 за знания, 2005. — 128 с. (Методическая библиотека).
  3. Бессонова Т.П. Содержание и организация логопедической работы учителя-логопеда общеобразовательного учрежденич (принципы дифференциальной диагностики и основные направления формирования предпосылок к полноценному усвоению программ обучения родному языку у детей с первичной речевой патологией). Методические рекомендации. - М.: АПК и ППРО, 2010. – 56с.
  4. Мисаренко Г.Г. Коррекционно-развивающие технологии в работе логопеда общеобразовательной школы // Логопед, 2004 - № 1. - с. 4-10
  5. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. Для логопедов. – М.,1991.
  6. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения у детей с ОНР/Практическое пособие для логопедов. – Воронеж: Издательство «Учитель»,2003. - 217с.
  7. Коржаева Е. Е. Программма логопедической работы с учащимися 1-4 классов коррекционно-развивающего обучения с ОНР и ЗПР. – М.:ТЦ Сфера, 2011. – 64 с. (Библиотека логопеда).
  8. Попова Г. А. Практический материал для логопеда по обследованию речи: Методическое пособие. Красноярск: КГПУ, 1995. - 95 с.
  9. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и  их преодоление у младших школьников: Учеб.пособие – М.:Влвдос,1995.
  10. Соболева А.Е., Е.Н. Емельянова. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. – СПб.: Питер, 2009. – 96с.: ил. – (Серия «Детскому психологу»).
  11. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем писать и читать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции чтения и письма. – М.: АРКТИ, 2007. – 360с.: ил. (Коррекционная педагогика).

Дидактический материал:

  1. Безруких М.М., Логинова Е.С., Флусова Н.В. От буквы к слову. От слова к предложению: Тетрадь № 1 для занятий с детьми, имеющими трудности в обучении чтению и письму. –м.: Вентана-Граф, 2008. – 48с., вкл.: ил. – (Занимаемся с логопедом).
  2. Безруких М.М., Логинова Е.С., Флусова Н.В. От буквы к слову. От слова к предложению: Тетрадь № 2 для занятий с детьми, имеющими трудности в обучении чтению и письму. – м.: Вентана-Граф, 2008. – 48с., вкл.: ил. – (Занимаемся с логопедом).
  3. Безруких М.М., Логинова Е.С., Флусова Н.В. От буквы к слову. От слова к предложению: Тетрадь № 3 для занятий с детьми, имеющими трудности в обучении чтению и письму. – м.: Вентана-Граф, 2008. – 48с., вкл.: ил. – (Занимаемся с логопедом).
  4. Безруких М.М., Логинова Е.С., Флусова Н.В. От буквы к слову. От слова к предложению: Тетрадь № 4 для занятий с детьми, имеющими трудности в обучении чтению и письму. – м.: Вентана-Граф, 2008. – 48с., вкл.: ил. – (Занимаемся с логопедом).
  5. Бурина Е.Д. Такие разные буквы: Тренинг по дифференциации сходных по начертанию букв: пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей.  -  СПб.: КАРО,2006. – 96.: ил. – (Серия «Популярная логопедия»).
  6. Козырева  Л.М. Различаем глухие и звонкие согласные: Тетрадь для логопедических занятий. – Ярославль,2001.
  7. Козырева Л.М Тайны твердых и мягких согласных: Тетрадь для логопедических занятий. – Ярославль,2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по коррекции дизорфографии у учащихся 5 классов

Резкое увеличение числа учащихся с дефектами речи, предъявление более высоких требований к работе логопеда, отсутствие четкого планирования коррекционной работы с учащим...

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции дисграфии, обусловленной нарушением фонемного распознавания у учащихся 3-го класса

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по  коррекции дисграфии, обусловленной нарушением фонемного распознавания  у учащихся 3-го класса...

Рабочая программа педагогической коррекции по математике АООП НОО ОВЗ в 1 классе (VII вид )

Программа предназначена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Ученики  требуют индивидуального подхода в связи с нарушениями в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере....

Программа по коррекции дисграфиии

Эта рабочая программа поможет скорректировать дисграфию обусловленную  нарушениями фонематическтх процессов.  Этот вид дисграфии наиболее часто встречающийся у младших школьников....

Рабочая программа по коррекции дисграфии, обусловленной фонематическим недоразвитием

Рабочая программа по коррекции  дисграфии, обусловленной фонематическим недоразвитием...

«Программа по коррекции дисграфии у учащихся 1-4 классов с общим недоразвитием речи»

Логопедическая работа в школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений устной и письменной речи. С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами ...