Конспект индивидуального занятия по РРС и ФПСР для 5 класса на тему "Тыва и Россия вместе 70 лет"
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Базыр – Тара Алевтина Шагдыровна

Индивидуальное занятие – одна из форм развития слухового восприятия речи.

Целью работы является усиление слухового компонента в слухо-зрительном комплексном восприятии речи окружающих людей, овладение средствами общения в условиях сниженного и остаточного слуха.

Индивидуальное занятие состоит из двух частей: первая часть – формирование произношения, вторая часть – развитие слухового восприятия. Первая часть проводится, как правило, с опорой на слухо-зрительное восприятие со ЗУА, вторая часть – проводится на слух со ЗУА. Сочетание работы по РСВ и произношению на индивидуальных занятиях диктуется практической целесообразностью, взаимосвязь двух анализаторов (слухового  и речедвигательного) содействует более быстрому усвоению получаемых умений, актуализации этих умений  и постепенному переходу умений в навыки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        ГБОУ РТ школа-интернат для  детей с нарушениями слуха

Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи для уч-ся 5 класса.

 

                 Учитель-дефектолог: Базыр-Тара А.Ш.                                 

             

Кызыл – 2014

        Индивидуальное занятие – одна из форм развития слухового восприятия речи.

        Целью работы является усиление слухового компонента в слухо-зрительном комплексном восприятии речи окружающих людей, овладение средствами общения в условиях сниженного и остаточного слуха.

Индивидуальное занятие состоит из двух частей: первая часть – формирование произношения, вторая часть – развитие слухового восприятия. Первая часть проводится, как правило, с опорой на слухо-зрительное восприятие со ЗУА, вторая часть – проводится на слух со ЗУА. Сочетание работы по РСВ и произношению на индивидуальных занятиях диктуется практической целесообразностью, взаимосвязь двух анализаторов (слухового  и речедвигательного) содействует более быстрому усвоению получаемых умений, актуализации этих умений  и постепенному переходу умений в навыки.

Конспект  индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 5а классе. Характеристика  состояния слуха учащихся.

  1. Ооржак Алдар.

Состояние слуха: левое ухо – диапазон воспринимаемых частот 125 – 4000 Гц при средней потере слуха на основных речевых частотах 77Дб.,

Правое ухо – диапазон воспринимаемых частот 125 -4000 Гц при средней потере слуха на основных речевых частотах 62 Дб.

  1. Карти Кудер.

Состояние слуха: левое ухо - диапазон воспринимаемых частот 125 – 8000 Гц при средней потере слуха на основных речевых частотах 67 Дб.,

Правое ухо – диапазон воспринимаемых частот 125 -8000 Гц при средней потере слуха на основных речевых частотах 77 Дб.

Диагноз: II-III степень тугоухости.

Тема: Текст «Тыва и Россия вместе 70 лет».

Формирование произносительной стороны речи

Цель: Автоматизация звуков С, Ш в связном тексте.

Задачи: Упражнять в слитном произнесении фраз и умения распределять речевое дыхание. Закреплять навык выделения фразового ударения, умения применять правила орфоэпии в речи и добиваться предельно отчетливой артикуляции звуков. продолжение Добиваться более выразительной речи путем работы над мелодикой голоса. Совершенствовать умение  учащихся самостоятельно вести диалог.

Развитие речевого слуха

Цель: Развитие рабочего и резервного слуха учащихся. Закрепление  навыка слухо-зрительного восприятия речевого материала занятия.

Слуховое, слухо-зрительное восприятие речевого материала по произношению с голоса учителя.

Задачи образовательные:

Закрепить навыки правильного произношения звуков С-Ш.

Учить правильно интонировать.

Учить выделять основное содержание текста.

Развивать логическое ударение.

Коррекционно-развивающие задачи:

Коррекция дефектов произношения.

Тренировать слуховое внимание.

Развивать слуховую память.

Развивать навыки слухового контроля и самоконтроля за своим произношением.

Работа по расширению и уточнению словаря.

Коррекция познавательной деятельности.

Воспитательные задачи:

Воспитывать культуру речевого общения.

Воспитывать любознательность.

Воспитание интереса к индивидуальным занятиям по РРС и ФП устной речи учащихся.

Личностными результатами курса

- проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению

- активность при изучении нового материала.

- адекватно воспринимать оценку учителя.

        Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь учителя;

- задавать вопросы с целью получения нужной информации.

- донести свою позицию до учителя: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения и короткого рассказа).

- понимать и ориентироваться содержании речевого материала, представленного на слухозрительной основе, передавать его содержание.

- пользоваться разговорной речью в общении с учителем (выражать просьбу, желание, побуждение, участвовать в диалоге).

- осуществлять самоконтроль над своим произношением.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цельдеятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять их.

          Технологии: Личностно---ориентированная технология, технологии развития речевого слуха и ФПРС, игровая, развивающая технологии, ИКТ.

Оборудование: Таблички с речевым материалом занятия, профили звуков, картины о Кызыле, Москве, слайды в компьютере, таблички.

Виды работ: ответы на вопросы, игра,  работа с текстом, составление диалога, выполнение поручений.

Ход  урока

- Поздоровайтесь с гостями.        – Здравствуйте.

- Ребята, вы готовы к занятию?    - Да, мы готовы.

- Кудер, спроси у Алдар, он готовь к уроку.

Кудер: Алдар, ты готовь к уроку. – Алдар: - Да, я готовь. А ты Кудер? – Я тоже готовь к уроку.

- Алдар, спроси у Кудер, что будем делать на уроке.

Кудер: На уроке мы будем …

Сообщение темы урока.

          - Сегодня мы будем повторять звуки   Ш,  С. Постарайтесь хорошо говорить в течении урока эти и другие звуки на материале темы урока.

          Вместе протяжно скажем: Ш______ , С______

 (с фоно)

- Ребята, узнайте у меня тему урока.

- А.Ш., скажите, пожалуйста, какую тему будем изучать сегодня?

- Сегодня мы будем говорить о нашей республике и нашей Великой родине России. День 11 октября стал для народа Тувы судьбоносным. 68 лет назад наши деды и прадеды сделали судьбоносный выбор: жить в семье народов Советского народа.

        Послушайте:

Октябрь!

        Через высокие Саяны

дошёл к нам гром орудий грозных!

Проснулись мы, услышав эти залпы.

Ты разбудил сознание народа.

Алдар, прочитай стихотворение, хорошо говори звуки С и Ш.

Послушайте:

Матери милой, России великой с любовью

вновь моё слово сердечное, слово сыновье.

Струнам души чадаган мой созвучно настроен –

чувства и думы о Родине в сердце открою.

Песня моя! Над землёю звучи величаво:

слава России, народу советскому слава!

Кудер, прочитай стихотворение с выражением.

        

Послушай, повтори.

Восприятие и воспроизведение слов и словосочетаний.

Высокие Саяны, услышав эти залпы., Россия, слава России.

Скажи правильно:

Услышав эти залпы

услы

услыш

услышав эти залпы

- Россия – какое здесь правило орфоэпии?

- Безударное О говорим как А.

 II. РСВ

  1. Где ты живешь?
  2. В каком городе находится наша школа?

Послушай текст-диалог.

- Как называется наша Родина?

- Россия.

- А нашу республику?

- Республика Тыва.

- 11 октября 1944 года Тувинская Народная республика вошла в состав России.

- В каком году Тува вошла в состав России?

- 11 октября 1944 года.

- Какой праздник отмечали 11 октября в этом году.

- Мы отмечали 70-летие (семидестилетие) Тувы в составе России.

- Еще какой праздник отмечали в сентябре?

- Кызылу исполнилось 98 лет.

- Ты любишь свой город?

- Да, я люблю свой город Кызыл. Мне нравятся широкие и чистые улицы. В Кызыле много зелени и цветов.

- Как называлась Тува до 1944 года?

- Тувинская Народная республика.

Учитель читает за экраном диалог один раз, ученики говорят, что они услышали.

- Кудер, спроси у Алдар, что он услышал.

К: Алдар, что ты услышал. …

Алдар: А ты, Кудер, что услышал.

- Слушайте, первое предложение. (5-6 предложений).

Вопросы и задания.

- Кудер, найди в тексте, где говорится о городе Кызыле.

- Алдар, прочитай о празднике в сентябре.

- А теперь послушайте и повторите:

В 1961 году Тыва стала Тувинской Автономной республикой, а в 1991 году – республикой Тыва.

        Тува – страна голубых рек и озер. Тува – это синие горы, дремучая тайга, тихая лесостепь и степь, широкие долины, где пасутся все виды домашних животных, начиная с верблюдов, кончая сарлыками (яками).

        Тува – страна прекрасных гостеприимных людей. Здесь живут более 70 наций и национальностей.

- Ребята, назовите столицу нашей Родины. Покажите.

- А как называют столицу республики Тыва. Покажите.

- Кудер, спроси у Алдара, он любит свою республику.

Алдар: …

- Алдар, спроси у Кудера как называется наша родина.

- Россия.

- Ребята, найдите картину к этому предложению: Тува – это синие горы, дремучая тайга, тихая лесостепь и степь, широкие долины, где пасутся все виды домашних животных, начиная с верблюдов, кончая сарлыками (яками).

Кудер: А.Ш. я нашел картину. (показ)

Задания – поручения:

Работа с логическим ударением.

В Кызыле много зелени и цветов. На каком слове падает логическое ударение? Подчеркни.

А сейчас вы попробуйте составить диалог о Туве и России. Алдар, ты начинай. (учащиеся составляют диалог, оказывать помощь при затруднении. Перед ними разрезной текст).

- А сейчас прочитайте диалог.

Работа без звукоусиливающей аппаратуры

   Выключите аппарат, послушайте:

Тыва, республика Тыва, Россия, Российская Федерация. Россия и Тува – 70 лет в одной семье.

- Ребята, какой мы сделаем вывод по теме урока?

Вывод: 11 октября 1944 года Тувинская Народная Республика вошла в состав России. День 11 октября стал для народа Тувы судьбоносным. 70 лет назад наши деды и прадеды сделали судьбоносный выбор: жить в семье народов Советского народа.

Итог занятия: Вы занимались очень хорошо.

                        До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по ррс и фпср

Тема: Автоматизация звука ш  в разных позициях. Тема: "Здоровье"...

Конспект индивидуального занятия по РРС и ФПСР Тема: Ритм. Звуки: Ё; С.Восприятие чисел.

МАтериал будет интересен педагогам специальных коррекционных учреждений первого и второго вида...

Конспект индивидуального занятия по РРС и ФПСР для 2 класса на тему "Звуки Т и Л. В октябре"

Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 2б классе.Тема: Звук «Т»Тема: «В октябре». Цель: Коррекция звука Т в слогах, с...

Конспект индивидуального занятия по РРС и ФПСР для 3 класса на тему "Звуки С-Ш. Осень"

Тема: Текст «Осень».Формирование произносительной стороны речи.Цель: дифференциация звуков С,Ш на материале слогов, слов, фраз.Задачи: Упражнять в слитном произнесении фраз и умения распределять речев...

Конспект индивидуального занятия по РРС и ФПСР для 4 класса на тему "Звук С. А.С. Пушкин. Стихотворение "...Уж небо осенью дышало"

Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 4б классе.Тема урока: Звук «С», буквы С, с. «А.С. Пушкин». Стихотворение «…Уж небо ...

Конспект индивидуального занятия по РРС и ФПСР для 1 класса на тему "Звук К"

Планируемые образовательные результаты:Личностные: осознание собственных возможностей и ограничений жизнедеятельности, обусловленных нарушениями слуха;Предметные: тренировать учащегося в чтении слогов...