Гимнастика ума, как игровой приём на логопедических занятиях.
методическая разработка на тему

Петрович Ольга Дмитриевна

 Развивающие упражнениянаправлены на различные стороны личности ребенка и способствует развитию межполушарной специализации,  межполушарного взаимодействия, синхронизация работы полушарий, развитию мелкой моторики, способностей, памяти, внимания, речи и мышления, устранение дислексии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Гимнастика ума», как игровой приём на логопедических занятиях.

(материал для РМО учителей-логопедов  «Игровые технологии обучения в работе по развитию речевых навыков у младших школьников»)

                                             Учитель-логопед МБОУ гимназия  Петрович О.Д.

Социально-экономические проблемы жизни общества порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% среди контингента детей, поступающих в школу.

Данные упражнения создают  условия для раскрытия экспрессивности ребенка, включающей в себя моторные, аффективные и познавательные компоненты. Направлены на различные стороны личности ребенка и способствует развитию межполушарной специализации,  межполушарного взаимодействия, синхронизация работы полушарий, развитию мелкой моторики, способностей, памяти, внимания, речи и мышления, устранение дислексии.

 Упражнения, проводятся с детьми в группах или индивидуально. Комплексы упражнений направлены на разные органы и системы и расположены в порядке усложнения как от комплекса к комплексу, так и от одного задания к другому.

В зависимости от сложности индивидуального выполнения заданий педагог (психолог, родитель) использует разные виды педагогической помощи: дополнительный показ, совместное выполнение, сравнение с образцом, поэлементное выполнение. Темп выполнения также индивидуализирован в зависимости от возможностей ребенка.

К взрослым, которые проводят занятия, предъявляются особые требования. Основными принципами работы психолог и педагогов в руководстве занятием являются уважение к целостности ребенка и содействие раскрытию его экспрессивности. Взрослый, ведущий занятие, не должен организовывать детей, он должен подумать о том, как вовлекать их в игру. Он использует язык невербального типа – движения, эмоции, жесты, взгляд, позу, а не слова, то есть то, что наиболее понятно ребенку с задержкой психического развития. Взрослый должен придавать смысл тому, что делают дети.

Простые упражнения для раскрытия умственных возможностей.

Один из авторов Пол Деннисон. Разработал простую гимнастику на основе первых движений маленьких детей связанных с развитием мозга, способностей мышления.

Сейчас я покажу небольшой комплекс, упражнений, который мы разучили и выполняем с детьми на каждом занятии.

1 упражнение. «Ритмирование»

Делаем 2-3 глотка воды. От волнения во рту пересыхает. Вода это электролит. Вода необходима для работы головного мозга. Когда мы пьём, водный баланс восстанавливается, это активизирует работу головного мозга.

2 упражнение «Кнопки мозга» Мозг надо не только напоить, но и донести до него кислород. На теле есть точки, которые помогут это сделать.

Одна рука в области пупка, 2 рука под первыми ребрами по обеим сторонам грудины. Большим, средним и указательным пальцами слегка массируем эту область (не нажимать сильно). Поменять руки.

3 упражнение. «Перекрестные шаги»

Включает в работу оба полушария и настраивает на совместную работу. Выполняем упражнение до комфортного состояния. Вариации.

«Охотник раздвигает камыши»

Рука и нога пересекает среднюю линию. Это упражнение очень активизирует. Если ребёнок очень подвижен это упражнение, можно исключить из комплекса. Левое и правое полушарие включилось в работу, поднялось много энергии. Теперь нам это всё надо как-то усвоить. А поможет нам упражнение. «Крюки Деннисона».

Исходное положение: ноги перекрестили, руки переплели и вывернули . Обняли себя. Язык у верхнего неба за зубами, глаза закрыты и смотрят в потолок. В этот момент вас может пошатывать, это нормально. Упражнение можно выполнять сидя.

2 часть. Ступни немного вовнутрь, колени согнуты. Пальцы сложены корабликом. Большой палец смотрит в потолок. Голова ровно, язык на том же месте за зубами. Открытые глаза смотрят в пол. Комфортный режим. Дыхание естественное.

«Упражнение на снятие напряжения с глазных мышц»

Наши глаза работают в одной плоскости. Это напрягает глазные мышцы, происходит зажим во всём теле.

Исходное положение: ноги параллельно, носочки внутрь, коленки расслаблены. Рука (любая) вытянута вперёд, большой палец вверх на уровне носа. Глаза фиксируются на большом пальце. Движение начинаем влево вверх и следим за большим пальцем. Темп движения средний. Мы вычерчиваем большую восьмерку. Следим за движением только глазам, голова неподвижна. 2-3 раза.

Затем меняем руки.

Если вы заметили, что ваш глаз соскальзывает, тогда стоит вернуться. Если сложно следить за рукой то, амплитуду делаем поменьше. Так, чтобы голова оставалась неподвижной.

3 часть этого упражнения. Руки скрестили в замок, большие пальцы перекрещены. Движение влево вверх. Таким образом, работает всё тело, а мышцы глаз освобождаются от напряжения.

Активизация работы слухового канала.

«Думающий колпак»

Ноги параллельно захватываем 4 пальцами ушную раковину, большой палец сзади. Захватываем ушную раковину и оттягиваем с заворотом вовнутрь. Выполняем упражнение 3-4 раза. Массируем мочку уха.

Это упражнение направлено на активизацию восприятия информации на слух.

Другие упражнения.

 

1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

image086.jpg

image088.jpg

2. Кулак—ребро—ладонь. Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

image090.jpg

3. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

image092.jpg

4. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

5. Ухо—нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью да наоборот».

6. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

image094.jpg

image096.jpg

7. Горизонтальная восьмерка.

1, 2-я неделя занятий. Упритесь языком в зубы, «стараясь их вытолкнуть наружу». Расслабьте язык. Повторите 10 раз. Прижимайте язык во рту то к левой, то к правой щеке. Повторите 10 раз. Удерживая кончик языка за нижними зубами, выгните его горкой. Расслабьте. Повторите 10 раз.

3, 4, 5, 6-я неделя занятий. Вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сожмите в кулак, оставьте вытянутыми указательный и средний. Нарисуйте в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большего размера. Когда рука из центра этого знака пойдет вверх, начните слежение немигающими глазами, устремленными на промежуток между окончаниями этих пальцев, не поворачивая головы. Те, у кого возникли трудности в прослеживании (напряжение, частое моргание), должны запомнить отрезок «горизонтальной восьмерки», где это случается, и несколько раз провести рукой, как бы заглаживая этот участок. Необходимо добиваться плавного движения глаз без остановок и фиксаций. В месте остановки, потери слежения нужно провести рукой несколько раз «туда-обратно» по линии «горизонтальной восьмерки».

7, 8-я неделя занятий. Одновременно с глазами следите за движением пальцев по траектории горизонтальной восьмерки, хорошо выдвинутым изо рта языком.


 

Предлагаемый программный материал может использоваться в процессе коррекционно-развивающих занятий в первую половину дня (утро, день). Упражнения, которые не требуют специального оборудования, и помещения могут быть использованы педагогами во время физкультминуток, при необходимости сосредоточить внимание в процессе учебной деятельности.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы VII Международной научной конференции. 21-22 апреля 2011г. "Использование приёмов сказкотерапии на логопедических занятиях".

В  последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений  речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и,  в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно ...

"использование нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики рук на логопедических занятиях"

Использование нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики рук на логопедических занятиях Важнейшей проблемой младших школьников на современном этапе является увеличение количества...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В КОНТЕКСТЕ ФГОС

Тезисы выступления на научно-практической конференции "Качество современного образования в условиях реализации ФГОС"...

Использование игровых технологий на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста.

Сегодня многие педагоги в школах сталкиваются с тем, что дети не хотят учиться, не хотят отрабатывать правила и старательно писать. Нет усидчивости, внимания. В связи с чем сегодня активно разрабатыва...

"Приёмы работы с фразеологизмами на логопедических занятиях в общеобразовательной школе", презентация.

Презентация " Приёмы работы с фразеологизмами на логопедических занятиях в общеобразовательной школе" содержит интересный и практический материал для учителей-логопедов младших классов начал...

Использование приёмов технологии продуктивного чтения на логопедических занятиях

В данной статье рассматривается проблема обучения чтению детей с общим недоразвитием речи. Проанализировано влияние речевых нарушений на формирование смыслового чтения. Показаны приёмы, которые ...

Практические приёмы коррекции нарушения чтения и письма у младших школьников на логопедических занятиях

Материал используется на логопедических звнятиях с детьми начальной школы. Дает положительныф результат и очень нравяится детям, так как основная часть заданий проходит в игровой форме....