ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В КОНТЕКСТЕ ФГОС
статья на тему

Быкова Анастасия Павловна

Тезисы выступления на научно-практической конференции "Качество современного образования в условиях реализации ФГОС"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В КОНТЕКСТЕ ФГОС, БЫКОВА АНАСТАСИЯ ПАВЛОВНА УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «КАМЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА МЕЗЕНСКОГО РАЙОНА»

             Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования определяет систему требований к организации логопедической работы в школе. В рамках ФГОС логопедическая работа предполагает системно-деятельностный подход, который заключается в том, что у обучающихся должно быть сформировано базовое умение – учиться, в основе которого лежат: коммуникативные действия (умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников, выстраивать коммуникативное взаимодействие); и познавательные действия (умения обрабатывать полученную информацию, предоставлять её в устной и письменной формах).

       Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение).  Своевременная и действенная логокоррекционная работа  должна предупреждать  трудности достижения предметных результатов (формирование коммуникативных и познавательных действий).

              Активное применение игровых технологий на логопедических занятиях позволяет организовать коррекционную работу в соответствии с требованиями ФГОС. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных дидактических игр.  Цель дидактических (обучающих) игр – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Основными функциями дидактических игр являются: формирование устойчивого интереса к учению;  формирование психических новообразований; формирование общеучебных умений, навыков самостоятельной учебной работы; формирование собственно учебной деятельности; а так же навыков самоконтроля и самооценки. Следовательно, организуя игровую деятельность детей с речевыми нарушениями, мы обеспечиваем системно-деятельностный подход к обучению. В игре происходит формирование коммуникативных  и познавательных действий, которые являются составляющей универсальных учебных действий. Игровые технологии помогают ребенку интегрироваться в группу сверстников, выстраивать речевое взаимодействие, учат слушать, вступать в диалог, активизируют познавательную деятельность детей. 

         У большинства детей с речевыми нарушениями отмечаются  проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких детей наблюдается снижение интереса к обучению, повышенная утомляемость. Дети часто стыдятся своего речевого несовершенства, становятся нервными, раздражительными, необщительными, что приводит к формированию чувства неполноценности, становлению тяжёлого характера. Это способствует формированию негативного отношения к учёбе и является одной из причин школьной неуспеваемости. Применение игровых технологии на занятиях во многом способствуют преодолению указанных трудностей.

           В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов. Важнейшая роль имеет  заключительный этап, на котором учащиеся обсуждают, анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой  модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия.

          Игра – это сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации и самоосуществления ребёнка. В логопедической же работе игра еще выполняет коррекционную и развивающую функции. Задача логопеда оптимально подобрать дидактический материал в зависимости от поставленных на данном этапе целей.  Игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию работы. Игра может использоваться в качестве занятия или его части и проведена на любом этапе. В системе занятий по теме подбираются игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводящую, контролирующую, преобразующую, поисковую. В игре продумывается не только характер деятельности детей, но и организационная сторона, характер управления игрой. Создание игровой модели происходит через монолог, диалог и объяснение задания от имени героя занятия. Красочно оформленная наглядность и элементы театрализованной деятельности создают у детей чувство эмоционального и психологического комфорта. Ребята действуют по игровым правилам. Игровая обстановка трансформирует и позицию логопеда, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.

           Кроме традиционных дидактических игр, применяемых в коррекционной педагогике, я использую на своих занятиях  собственные игры и наработки. Это и ролевые игры, сюжетные игры,  игры-инсценировки, настольные игры, игры-путешествия, игры-соревнования и т.д.

          Всю работу с группой первоклассников с фонетико-фонематическим недоразвитие речи строю на игровых технологиях . Игровая деятельность, как ведущая в дошкольном возрасте еще не потеряла своего значения в младшем школьном возрасте (Л.С. Выготский), поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы это наиболее адекватный путь включения детей с речевой патологией в учебный процесс. Формирование звукового анализа и синтеза  – очень сложный процесс, вызывает наибольшие трудности  обучения. Благодаря системе игр у детей развиваются такие операции, как четкое отделение одного звука от другого, установление последовательности этих звуков, определение места звука и др.

          На занятиях появляются сказочные герои, придумывается сюжет, вводится игровая ситуация. Один из главных персонажей наших занятий  фея Анна, она живет в красном замке гласных звуков,  предлагает ребятам различные игры, способствующие формированию навыка чтения. Сюжет игры (например, спаси фею от злого дракона, помоги навести порядок в замке и т.д.) включает ребенка в активную деятельность, поддерживает мотивацию. Во время игры внимание ребенка отвлекается от  отрабатываемых когнитивных и моторных навыков, переводит их на непроизвольный уровень, снимается напряжение, страх не понять объясняемое,  дает ощущение легкости усвоения материала. Игра позволяет  активизировать и интенсифицировать коррекционный процесс.

           Коррекционная работа при нарушениях чтения направлена на устранение технических ошибок чтения, автоматизацию навыков слогослияния, формирования навыка чтения слов различной слоговой структуры. Одним из этапов работы является работа со слоговыми таблицами. Обычное чтение слоговых таблиц – занятие очень трудное, неинтересное для детей с нарушениями чтения. Очень трудно удержать внимание детей, настроить их на чтение. Поэтому мною разработана система дидактических игр со слоговыми таблицами.

          Игра «Слоговое лото». Детям предлагается игровое поле (5Х5 клеток) со слогами, точно такой же набор слогов следует разрезать на отдельные карточки. Дети по очереди вытаскивают карточки из мешочка, читают слог, отыскивают слог на своем поле, или отдают карточку товарищу. А если приклеить карточки на обратную сторону какой-либо сюжетной картинки и так же разрезать на слоги, то интерес к игре увеличивается. Дети кроме чтения слогов, собирают разрезанную на части картину. Эта игра развивает самоконтроль учащихся, ребенок видит, если он правильно найдет нужный слог, то картинка получится.

           Игра «Плюс минус». Каждый ученик получает слоговую таблицу и берет в руки простой карандаш. Ученик читает строчку слогов из слоговой таблицы, а остальные участники игры внимательно следят за чтение, за каждую ошибку ставят минус на полях таблицы, если все слоги прочитаны правильно, на полях ставится плюс. Игра очень нравится детям, все предельно внимательны и сосредоточенны, стараются прочитать свою строку правильно, не сделать ошибок. В конце игры обязательно объявляется лучший игрок.

          В игре «Цветная мозаика» детям предлагается раскрашивать  слоги цветными карандашами. Ведущий выбирает цвет карандаша и называет слоги из таблицы, участники игры должны найти данные слоги и раскрасить нужные ячейки в своей таблице. Далее меняется цвет карандаша, называются другие слоги. В конце игры обязательно сравниваем получившиеся мозаики

         Очень хорошо себя зарекомендовали тематические  игры на синтез слов. Например, игра «Остров сокровищ». Ведущий называет слоги в слове не по-порядку. Участники отмечают найденные острова крестиком и пытаются собрать слово из названных слогов. Получившееся слово записывается в «вахтенный журнал». Когда все слова собраны, на карте остается один остров – это остров сокровищ. Цель достигнута, сокровища найдены, а по «вахтенному журналу» можно проследить какие приключения нам встретились в пути и составить рассказ о путешествии.

           На занятиях так же использую  игры-путешествия. Детям предлагается карта на которой обозначены различные объекты (болото, река, гора, пещера, чудовище), представляется персонаж и предлагается проблемная ситуация. Дети самостоятельно ставят цель, определяют маршрут, договариваются о способах выполнения задания. Двигаясь по маршруту, дети совершенствуют такие операции, как выделение звука из слов, определение количества звуков с слове, дифференциация акустически  сходных звуков в словах и т.д. В конце подводится итог, обсуждаются ход, результаты игры, взаимодействие участников.

          На занятиях по автоматизации звуков часто применяю подвижные игры: «Пройди через болото», «Переправа», «Полоса препятствий», различные  игры с мячом.

         Компьютерные игры – становятся ведущими в современной логопедической практике.  Ценность этих игр в том, что они в более наглядной (но не простой) форме представляют материал разной степени сложности, что и позволяет детям легко и быстро овладеть игрой. В своей работе я использую логопедический тренажер «Дельфа-142-1», «Баба Яга учится читать», программно-методический комплекс “Развитие речи”, элементы программы «Грамотей», “Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе”, игры с логопедического портала «Мерсибо».

        Логопедический тренажер «Дельфа-142.1»представляет собой комплексные программы по коррекции разных сторон устной и письменной речи детей, является настоящим помощником логопеда. Он позволяет решать разнообразные логопедические задачи, а так же внести игровые моменты в коррекционную работу. Я использую его для работы по автоматизации звуков при дислалии, при коррекции дисграфии, дислексии.

         Игра  «Баба-Яга учится читать» в игровой форме помогает каждому ребёнку незаметно для себя перейти на новую ступень интеллектуального развития – овладение письменной речью. Успешно применяю эту игру для первоклассников с фонетико-фонематическим недоразвиттием, а так же при коррекции дисграфии для развития звуко-буквенного анализа и синтеза, для профилактики дислексии.

        Программа состоит из десяти игровых заданий. Каждое задание направлено на отработку определённых навыков и процессов, которые необходимы для овладения чтением. Например, выполняя упражнение «Гуси» ребенок должен расположить буквы в нужном порядке, чтобы получилось слово. В упражнении «Белка»- заменить букву, чтобы получилось нужное слово.  В упражнении «Река» отрабатывается слоговой  синтез. Дети с удовольствие играют в эту игру, она воспринимается как один захватывающий мультфильм. В процессе игровой деятельности обучаются сложному психофизиологическому процессу – чтению.

         Активно применяю программно-методический комплекс «Развитие речи» для работы с первоклассниками с ФФН. Так в разделе “Речевые звуки” по темам “Голосистые” звуки , “Безголосые” звуки, звуки – “двойняшки”, “Сердитые и ласковые” звуки представлены игры в ходе которых дети учатся узнавать звуки в словах, считать количество звуков на слух, определять расположение изучаемого звука в слове, определять количество слогов в слове, выделять слова, обозначающие одушевлённые и неодушевлённые предметы.

          В разделе «Развитие связной речи» представлены мультимедийные игры – задания следующих типов: «Слово – действие», «Подбери действие», «Слово – признак», «Подбери признаки», «Составляем описание», «Послушай рассказ». Данные игры применяю при работе с детьми с ОНР.

          Для работы над звукопроизношением я разработала систему игр при помощи программы Microsoft Power Point. Используемые мной игры широко известны логопедам, но представленные в виде компьютерной игры более эффективны. Дети с большим интересом выполнят данные упражнения, стараются сделать все правильно, с нетерпением ждут следующего занятия.

         Для автоматизации изолированных звуков и слогов  мною используются различные звуковые дорожки, лабиринты, где вместе с анимированными героями ребенок движется по дорожке и произносит отрабатываемый звук. «Песенка осы»- для автоматизации звука[ р] «Куда ползет уж?»      «Листопад» - автоматизация шипящих звуков, «Смелый капитан»- автоматизация{ Л].Все герои этих игр «живые», анимированные, они могут двигаться от объекта к объекту, прыгать, прятаться, для этого при создании презентации использую различные эффекты и готовые анимированные картинки из Интернета. Выполняя такие упражнения, попутно, можно составлять предложения, сочинить сказку о герое, тем самым работая над развитием связной речи ребенка.

       Для автоматизации звуков в словах так же использую игры-презентации  «Назови слово», «Прочитай слово», «Вставь пропущенную букву» «Помоги Крошу найти подарки для друзей». и т.п.

         Применение игровых технологий на логопедических занятиях позволяет повысить эффективность коррекционной работы, поддерживать мотивацию учащихся, способствует формированию коммуникативных  и познавательных действий, которые являются составляющей универсальных учебных действий. Организуя игровую деятельность детей с речевыми нарушениями, мы обеспечиваем системно-деятельностный подход к обучению.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКЕ

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружа...

использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

в данной презентации представлены некоторые составляющие системы здоровьесбережения на логопедических занятиях, которые могут использовать в своей работе учителя начальных классов....

«Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях в условиях введения ФГОС».

Цель проекта:  создание условий, обеспечивающих овладение ребёнком нормами устной речи, способствующих развитию коммуникативных способностей ребёнка в соответствии с возрастными возможностями....

Использование игровых технологий на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста.

Сегодня многие педагоги в школах сталкиваются с тем, что дети не хотят учиться, не хотят отрабатывать правила и старательно писать. Нет усидчивости, внимания. В связи с чем сегодня активно разрабатыва...

Использование игровых технологий в логопедической работе

Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Почему?Во-первых, дети-дошкольники в большинстве своем не ...

Презентация Использование игровых технологий в логопедической работе

Презентация "Использование игровых технологий в логопедической работе"...