Использование игровых технологий в логопедической работе
учебно-методический материал

Новолодская Наталья Андреевна

Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Почему?

Во-первых, дети-дошкольники в большинстве своем не имеют осознанного отношения к своему дефекту речи. Некоторые даже не различают на слух правильное произношение от неправильного. Не имея отрицательного отношения к своему дефекту, ребенок не стремится от него избавиться. Следовательно, командными методами, волевыми усилиями ребенок от своего дефекта избавляться не будет.

Во-вторых, процесс постановки и автоматизации звуков – очень длительный и однообразный. Ребенку надо бесконечное количество раз повторить артикуляционные упражнения, слова, предложения с определенным звуком. Это трудно и неинтересно, и в отсутствие желания во что бы то ни стало избавиться от своего дефекта занятия с логопедом очень скоро перестают нравиться. Именно игра как основной вид деятельности дошкольника позволяет преодолеть эти трудности. 

Таким образом, большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями могут обеспечить игровые технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на МО

«Использование игровых технологий в логопедической работе»

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский 

Игра – ведущая деятельность дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель – играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей. Игра является средством воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс. 

Как же используются игры в логопедической работе? Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками через игру очевидна. 

Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Почему?

Во-первых, дети-дошкольники в большинстве своем не имеют осознанного отношения к своему дефекту речи. Некоторые даже не различают на слух правильное произношение от неправильного. Не имея отрицательного отношения к своему дефекту, ребенок не стремится от него избавиться. Следовательно, командными методами, волевыми усилиями ребенок от своего дефекта избавляться не будет.

Во-вторых, процесс постановки и автоматизации звуков – очень длительный и однообразный. Ребенку надо бесконечное количество раз повторить артикуляционные упражнения, слова, предложения с определенным звуком. Это трудно и неинтересно, и в отсутствие желания во что бы то ни стало избавиться от своего дефекта занятия с логопедом очень скоро перестают нравиться. Именно игра как основной вид деятельности дошкольника позволяет преодолеть эти трудности. 

Таким образом, большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями могут обеспечить игровые технологии.

Под игровыми технологиями в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и охарактеризованы учебно-познавательной направленностью.

Целью использования игровой технологии в логопедической практике является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку.

На логопедических занятиях используются:

Дидактические игры – это игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка.

Настольно – печатные, задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила, они помогают систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

Словесные – отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность.

Коррекционно-развивающие игры – это варианты упражнений на автоматизацию звуков, усложненные лексико-грамматическими и психологическими заданиями.

А также игры с движениями, сюжетные, ролевые игры.

Их применение определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей.

Игровые технологии, используемые учителем-логопедом – средство развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности детей, развития психических функций.

Поиск новых игр и методических приёмов в условиях детского сада направлен на повышение эффективности обучения детей с речевым недоразвитием, максимальное использование компенсаторных возможностей каждого ребёнка. Это особенно важно в настоящее время, когда нагрузки на детей растут, а времени для отдыха, эмоциональной и двигательной разрядки становится меньше.

В качестве примера использования игровых технологий в логопедической работе возьмем основные направления логопедической работы, обусловленные нарушениями детей с речевой патологией.

Артикуляционная гимнастика дается детям нелегко, отнимает много энергии, требует усидчивости и терпения. Прибавив к упражнениям немного игровой ситуации и увлекая в мир веселого Язычка, у ребят исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных артикуляционных укладов. А стихотворное и наглядное сопровождение упражнений превратит артикуляционную гимнастику в веселую игру.

«Вкусное варенье»

Вот так вкусно мы поели, 
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.

«Грибок»

Грибочек, грибок,
Масляный бок,
Серебряная ножка,
Прыгай в лукошко!

«Лошадка»

Ну и лошадка!
Шерстка гладка,
Чисто умыта
С головы до копыта.

«Качели»

На качелях вверх и вниз

Ты качаться не ленись,

Вверх – вниз,

вверх – вниз.

Сказка о Веселом Язычке. По утрам, когда часики показывают 10 часов, Язычок любит пить чай из своей чашечки (упражнение «Чашечка»). Но иногда чай бывает слишком горячим и приходится дуть на него, чтобы быстрее остыл (дутье на широкий язык, не раздувая щек). Обычно к чаю у Язычка есть лакомства. Это блинчики (упражнение «Блинчик»), варенье (упражнение «Вкусное варенье», ириски (упражнение «Приклей конфетку»). Такое чаепитие очень нравится Язычку, и он всех приглашает в гости.

Для развития правильного речевого дыхания используются следующие игровые приемы: 

«Прокати машинку», 

«Фокус»,

«Футбол»,

«Ветер»,

«Задуй свечку», 

«Покатай карандаш» и т. п.

Занятия по автоматизации поставленных звуков можно сделать интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребёнка с помощью игровых приёмов:

«Подружи звуки» (с---а),

«Закончи слово» (ла – мпа, ла – донь, ло – дка),

«Лабиринт» (Комарова) какая игрушка проходит с тобой лабиринт?

«Четвертый лишний» (из слов с заданным звуком)

«Весёлый поезд» (место звука в слове)

«Рыбалка» (вылови все картинки назови их)

«Чего не стало?» (выложить картинки, запомнить, убрать одну, чего не стало?)

«Найди картинку» (по всему кабинету)

«Составь предложение» (с данным словом, которое поймали, нашли; У Сони сапоги. Это Сонины сапоги)

«Фотограф» (запомнить ряд слов)

«Один-много»

«Жадина» (мой, моя, моё)

«Посчитай-ка» (счет со словом от 1 до 5)

«Украсим шапки» (дифференциация звуков С-Ш)

«Что у Даши и Сони» (дифференциация звуков С-Ш)

«Скажи слово» (Кидаем друг другу мяч или катаем машинку и называем слова с заданным звуком)

Компьютерные презентации на различные звуки Виктории Молявко «Говори правильно»

Для развития фонематического слуха и формирования основ слогового и звукового анализа используются такие игровые упражнения как:

«Угадай что звучит» (разные игрушки, звуки, шуршание, стук)

«Что в баночках лежит?» (баночки с сыпучими предметами)

«Хлопни, когда услышишь» (заданный звук или слово с заданным звуком)

«Хлопни-топни» (на звук С хлопни, а на звук Ш топни)

«Какое слово отличается» (ряд слов с заданным звуком, а одно с другим)

«Паровозик» (делим слово на слоги и определяем, в какой паровозик)

«Весёлые вагоны» (место звука в слове начало, середина, конец)

Совершенствование грамматического строя речи, пополнение словарного запаса, развитие связной речи – это неотъемлемые компоненты речевого развития ребёнка, необходимые для грамматически, лексически и синтаксически-правильного насыщенного высказывания ребёнка.

Для совершенствования лексико-грамматического строя речи используются такие игры как

«Один – много»

«Назови ласково»

«Сосчитай»

«Из чего сделано?»

«Чего не стало?»

«Чей, чья, чье?»

«Нет – много» овощи, нет овощей, много овощей

«Скажи, какой?» Воробей весёлый, шустрый, мелкий 

«Скажи со словом ещё» мягкий – ещё мягче

«Мама – папа – детёныши»

«Кто где живёт?» дом для свиней – свинарник и т.п.

«Скажи наоборот» антонимы

Дидактическое лото «Предлоги»

«Я – ты – мы» Я барабаню на барабане, ты …

«Продолжи предложение»

«Придумай сказку»

«Составь рассказ» (по схеме составления рассказов)

Для развития высших психических функций используются такие игры как

«Четвертый лишний»

«Найди отличия»

«Что спрятано?»

«Чего не стало»

«Запомни – повтори»

Все эти игры являются многофункциональными, не требуют много времени на подготовку и сложного оборудования. Достаточно иметь комплект картинок и всегда доступных игрушек или предметов.

Таким образом, использование вышеперечисленных методов и приёмов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной речевой среды способствуют решению задач по исправлению недостатков речи дошкольников более результативно и в более короткие сроки, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом.

Прошла обучение в Онлайн-школе Форума «Педагоги России» по направлению «Игропрактика и игровые компетенции педагога как метод личностного развития и коррекции поведенческих проблем у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»

Курс назывался «БОЛЬШАЯ ИГРА. 1000 игр и приёмы игротехники на любые задачи для каждого педагога ДОО/школы (54 часа)»

При обучении предлагался большой раздаточный материал из более 200 файлов.

РАЗДАТОЧНЫЕ МАТЕРИАЛ

Весь этот материал я могу предоставить всем желающим.

А сейчас предлагаю поиграть в эти совсем нескучные игры.

Игры на развитие мелкой моторики

- игры с бумагой

«Как на горке — снег, снег...»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений; развитие воображения; стимуляция работы больших и указательных пальцев обеих рук.
Оснащение: белая бумажная салфетка; игрушечный мишка.
Ход игры. Прочтите стихотворение:

              Как на горке — снег, снег,
             Как под горкой — снег, снег,
             И
 на елке — снег, снег,
             А под снегом спит медведь.
             Тише, тише, не шуметь.

Возьмите 3/4 салфетки и скомкайте ее, придав ей форму «снежка». Попросите малыша сделать много «снежных комочков».

«Спрячем мишку в сугроб»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений; развитие воображения; стимуляция работы больших и указательных пальцев обеих рук.

Оснащение: игрушечный мишка; бумажные салфетки.                                                                                                                                                                                 Ход игры. На улице во время прогулки рассмотрите с ребенком снег (белый, холодный, липкий). Покажите ребенку мишку и расскажите, что он живет в лесу и всю зиму спит в берлоге. Чтобы ему теплее было спать, надо больше снега. Скажите малышу: «Снежок можно сделать из салфетки. Посмотри, вот так». Возьмите 3/4 салфетки и скомкайте ее, придав ей форму «снежка». Попросите ребенка помочь вам сделать как можно больше снежных комочков». Продолжайте работу до тех пор, пока не заметите у ребенка первых признаков усталости.
Скажите: «Теперь можно засыпать мишку снежными комочками”, и он

будет спать в берлоге до весны».
Усложнение задания. Предложите ребенку рвать белую бумагу указательным и большим пальцами, делая «снежинки», а когда «снежинок» будет много, засыпать ими медведя

 

Игры с массажным мячиком

Мячик-ежик мы возьмем, (берем массажный мячик) 
Покатаем и потрем. (катаем между ладошек) 
Вверх подбросим и поймаем, (можно просто поднять мячик вверх) 
И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шипики) 
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол) 
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик) 
И немножко покатаем… (ручкой катаем мячик
Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик)   

«Ежик» в руки нужно взять, (берем массажный мячик) 
Чтоб иголки посчитать. (катаем между ладошек) 
Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками одной руки нажимаем на шипики) 
Начинаем счет опять. (перекладываем мячик в другую руку) 
Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками другой руки нажимаем на шипики) 

Игры с карандашами

МОТОР

Соединить ладони пальцами вперёд. Карандаш в вертикальном положении между ладонями. Перемещать ладони вперёд-назад, передвигая карандаш, постепенно ускоряя темп, затем замедляя.

Заводи мотор скорей        

И ладони разогрей.

Всё быстрей, быстрей, быстрей,

Сил, приятель, не жалей.

Ход немного замедляем.

Видно, к дому подъезжаем.

Едем тише, тише, тише.

И мотор уже не слышен.

САМОМАССАЖ КОНЧИКОВ ПАЛЬЦЕВ

Взять карандаш подушечками большого и указательного пальцев. Карандаш находится в вертикальном положении.

Перетирающими движениями кончиками пальцев перекатывать карандаш вперед – назад, слегка нажимая на него.

Аналогично с кончиками среднего и большого пальцев, большого и безымянного, большого пальца и мизинца

КРЮЧКИ

Карандаш находится в горизонтальном положении. Зацепить его указательными пальцами за концы. Попеременно отрывая пальцы-«крючки» от карандаша, снова цеплять его, передвигая пальцы к середине до их сближения.

Мы повесили крючки.

Очень крепкие они.

Чок-чок, чок-чок,

Раз – крючок, два – крючок.

МУРАВЕЙ

Зажать карандаш между указательным и средним пальцами.

Указательный и средний пальцы «шагают» или «бегут» вперед по столу до его края, удерживая при этом карандаш. Движения пальцев напоминают движения муравья, который тащит соломинку.

Тащит он соломинку

К маленькому домику.

Всех букашек он сильней

Наш трудяга муравей.

НАЖМИ НА КНОПКУ

Зажать карандаш в горизонтальном положении четырьмя пальцами одной руки, отведя большой палец в сторону до упора. Подушечкой большого пальца нажимать по очереди на ноготь каждого пальца, как на кнопки, отводя после каждого нажима большой палец в сторону до упора.

— Ну-ка, гармонист Антошка, Доставай свою гармошку.

Чтобы ноги в пляс пошли, Нас скорей развесели.

Игры на межполушарное взаимодействие

Узнай и назови

Цель: развитие речи, тактильной чувствительности.

Нарушение: РДА, ЗПР, СДВГ.

Возраст: 4—5 лет.

Количество играющих: группа детей.

Необходимые приспособления: различные мелкие предметы по количеству играющих, поднос, повязки на каждого ребенка.

Описание игры: детей рассаживают по кругу и завязывают им глаза. Затем взрослый (или выбранный ведущий) раздает каждому ребенку предметы-сюрпризы. Дети ощупывают их. Ведущий собирает предметы на поднос, дети снимают повязки с глаз и разглядывают предметы, они должны найти свой предмет и назвать его.

Комментарий: время на обследование предметов может быть произвольным. Если же время ограничить, это сделает игру более интенсивной.

«Ладонь, ребро, кулак».

Три положения руки на плоскости стола. По команде «ладонь» кладем ладонь на стол. Команда «ребро» — ставим ладонь на стол на ребро, как заборчик. Команда «кулак» - сжимаем ладонь в кулак и ставим на стол. Меняем по очереди.

Выполняем сначала одной рукой, затем второй, а после – двумя вместе. Удобно сначала сделать медленно, а затем ускорять. Делаем сидя за столом.

«Лезгинка»

Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. Затем положение рук меняется.

Добиваемся большой скорости и точности выполнения. Для удобства, можно считать. Например: «раз» — левая рука в кулак, «два» — правая рука в кулак.

- «Носик-ушко» (руки перекрещены между собой: одна рука держит нос, другая ухо; потом руки меняются)

- Гладим животик круговыми движениями одной рукой, другой рукой хлопаем по голове.

- Трем ладони друг о друга быстро и горячо.

- Одна рука показывает «дулю», другая – показывает «во!». Можно делать через хлопок.

Благодарю за внимание, надеюсь этот материал будет вам полезен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии в логопедической работе

методическая помощь учителю-логопеду начальной школы...

Использование игровых приемов в логопедической работе с детьми.

Работая в логопедической группе, мы проводили исследование: возможна ли передача новых знаний детям старшего дошкольного возраста через игру, и каково усвоение детьми этих новых для них знаний. Хотело...

"Использование современных игровых технологий в логопедической работе с дошкольниками "

Материал содержит информацию по теме "Использование современных игровых технологий в логопедической работе с дошкольниками "...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В КОНТЕКСТЕ ФГОС

Тезисы выступления на научно-практической конференции "Качество современного образования в условиях реализации ФГОС"...

Использование игровых технологий на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста.

Сегодня многие педагоги в школах сталкиваются с тем, что дети не хотят учиться, не хотят отрабатывать правила и старательно писать. Нет усидчивости, внимания. В связи с чем сегодня активно разрабатыва...

Презентация Использование игровых технологий в логопедической работе

Презентация "Использование игровых технологий в логопедической работе"...