Тема: Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».
план-конспект урока (6 класс) на тему

Тип урока: Обобщающий урок по тем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_urok_kd_18_apr_16g.docx48.94 КБ
Файл prot_poseshch_ur_lit.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Тыва

«Школа-интернат для детей с нарушениями слуха»

____________________________________________________________________________________

Конспект

открытого урока по литературе в 6 классе, проведенного учителем

высшей квалификационной категории

Донгак Надеждой Очуровной

от 18 апреля 2016года

Тема:

Слайд 1. Анализ стихотворения Н.А.Некрасова

«Крестьянские дети».

Наличие заушных аппаратов у детей

На доске дежурный звук

Фоно дежурного звука

РСВ

Отчет ученика

Беглый контроль за произношением и дежурным звуком

Эпиграф на доске

РСВ

Тема на доске

Слухо-зрительно

Развитие памяти портрет поэта

РВС

Схема учитель-ученик

Кластер на доске

повтори еще раз

говори лучше

дежурный звук

повторите сами

презентация Сергека, карта

беглый контроль:

хорошо говорите

словарь

работа над развитием памяти.

Слайд - картина продажи девушки

говори лучше.

скажи, как я

говори лучше деж.звук

Кежику, Сайын-Белеку таблички с образцами речевых высказываний.

Слайд

слайд

слайд

Слайд и запись словарного слова в тетрадь

Картина «игра в бабки»

Беседа-диалог детей

Вывод на слайде

Таблички на доске.

(скотч, ножницы)

Слайд-картина полевых цветов и глаза

Развитие памяти, речи, мышления

Непосильное бремя – см.словарь (Кежик)

Беглый контроль

Дежурный звук

Работа с текстом

Слайд-типы речи

Логическая игра

На слайде-план смысловых частей

На доске запись

Работа с текстом.

Выбор подходящей части

Выразительное чтение наизусть

Чтение по ролям

На слайде -запись

дежурный звук

беглый контроль

Тип урока: Обобщающий урок по теме.

Цели:

1. обучающие:

- продолжать учить проводить анализ содержания;

- выявлять особенности построения произведения, раскрыть отношение поэта к крестьянским детям;

- развивать устную связную речь, навыки  выразительного чтения, творческие способности;

- формировать умения находить из текста средства выразительности языка,

- определять тему и идею произведения, работать с вопросами.

- совершенствовать умения и навыки пересказа

- продолжать закреплять правильное и грамотное оформление

письменной речи

2. коррекционно-развивающие:

- развивать высшие психическое функции -  память, воображение, мышление, речь;

- работать над РСВ, коррекцией произношения, применением видов контроля – самоконтроль, беглый контроль

3. воспитательные:

- воспитывать интерес к творчеству Н.А.Некрасова;

- формировать культуру материальной и духовной жизни учащихся;

нравственные качества - доброту, чуткость, сострадание, милосердие

- раскрыть нравственный смысл произведения.

Оборудование: учебник русской литературы для 5 класса под.ред. М.Г.Ахметзянова, портрет поэта, карта, иллюстрации,  презентации, тетради учащихся, презентации, картинки.

Ход урока

  • Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка присутствия всех учащихся, состояния звуко-усиливающей аппаратуры (ЗУА), наличия экрана по развитию слухового восприятия (РСВ), заушных слуховых аппаратов, готовности учащихся к уроку.

- Ребята, какое у нас сегодня настроение? Хорошее, отличное, превосходное, чудесное.

- Вот и замечательно. Давайте улыбнемся гостям, поприветствуем их  и скажем:

– Здравствуйте! (все хором)

II . Фонетическая зарядка.

РСВ: Скажите, какой сегодня дежурный звук?

Ребята: Дежурный звук  ____

Уч. Сделаем фоно дежурного звука ___

Уч. (установка) Хорошо говорите дежурный звук на уроке.

III. Опрос домашнего задания.

Уч-ль: Чем мы занимались на прошлом уроке?

Ребята:

- ….. мы делили текст на смысловые части

- Озаглавливали смысловые части

- беседовали над содержанием частей

- находили средства выразительности

Учитель: Какое было домашнее задание?

Ребята:

- составить сообщение о жизни и творчестве Некрасова.

- подготовить пересказ содержания стихотворения.

- учить наизусть отрывок о мальчике с ноготок,

- определить тему и идею стихотворения,

Учитель. Все выполнили домашние задания?

Ребята: Да. Конечно. Все выполнили.

Учитель: Домашние задания я проверю в течение урока.

IY.  Объяснение новой темы.

Эпиграф.

«Играйте же, дети, растите на воле,

На то вам  и красное детство дано».

РСВ.  …… узнайте у меня тему урока.

Ребята:

- …., познакомьте нас с темой.

- ….., какая тема урока.

Слухо-зрительно: Мы будем проводить обобщающий урок по теме

«Мир детства в стихотворении  Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».

(на доске,  дети читают. Я закрываю тему.)

- Повторите то, что вы сейчас прочитали.

РВС: ….. попроси ребят открыть тетради и записать число и тему.

(записи в тетрадь)

Ученик: Ребята, откройте тетради и напишите число и тему.

- Составим кластер ( по видам работ на уроке).

Как вы думаете, какие работы будем выполнять на уроке?

Алгоритм работы.

Будем

1. слушать сообщения о жизни и творчестве поэта и работать со словарем.

2. делать краткий пересказ содержания стихотворения.

3. выявлять особенности  построения произведения.

4. проводить физминутку.

5. работать над репродукцией В,Маковского «Игра в бабки».

6. проводить игру «Я знаю средства выразительности языка».

7. находить из текста строфы по типам речи.

8. проводить логическую игру «Я хорошо знаю текст».

9. читать выразительно и по ролям

10. определять тему и идею.

11. сравнивать детские годы.

12. работать с эпиграфом.

  1. Учитель: Проверяем домашнее задание.

Кто желает выступить с сообщением о  Н.А.Некрасове?

Докладчик (Сильный ученик работает с презентацией).

Учитель:

- Спасибо. Садись на место.

- Ребята что вам понравилось в сообщении?

Ребята:

- Мне понравилась его дружба с крестьянскими детьми.

- Мне нравится, как он любил свою маму.

Учитель: В сообщении есть выражение «крепостное право».

Кто объяснит его значение?

Ученик:: Я хочу прочитать значение выражения по словарю. (Читает по   словарю)

слайд 3. Крепостное право – это общественный строй, существовавший с 11 века по 1861 год, при котором помещик имел право на принудительный труд, имущество и личность прикрепленных к земле и принадлежащих ему крестьян,

(согласно документу купли-продажи – крепости. Они были собственностью, вещью хозяина. Помещик мог их продать, убить, делать с ними, все, что им захочется).

  1. ….. делать краткий  пересказ содержания стихотворения

Учитель: Кто желает сделать пересказ содержания?

Ребята: Лирический герой в родной деревне. Он рад, пишет стихи, отдыхает. Устав, засыпает в сарае. Просыпается от солнечных лучей, щебетанья птиц и шепота.

Вдруг замечает в щелях сарая детские глаза. Это были крестьянские дети. Они говорили о нем, о его вещах.

Дети напомнили его детские годы, друзей по играм –крестьянских детей. Как они вместе играли, шалили, пугали прохожих змеями.

Задумывается о будущей судьбе крестьянских детей. Маленькие дети счастливы, свободно играют, веселятся, а как будут взрослые – их ждет незавидная судьба и тяжелый крестьянский труд.

Вспомнил с горечью «мужичка с ноготок», которого он встретил зимой. Мальчик помогал отцу в лесу готовить дрова. Ему было 6 лет,  одет в большие одежды. Но вел себя важно и разговаривал, как взрослый, что было мило и забавно.

Пока герой так размышлял, мальчишки поняли, что он не страшный и осмелели. Охотник крикнул своей собаке, что приближаются воры, и надо все прятать. Фингал быстро все спрятал под сено. Это рассмешило мальчишек, и они тоже стали давать ему команды. Всем было весело и все смеялись. И вдруг потемнело. Ударила гроза и полился сильный дождь. Босоногие мальчишки побежали домой.

3. ….. выявлять особенности пострения произведения

- В каком жанре написано произведение? …… в жанре записок охотника.

Слайд 5. Записки – литературные воспоминания о прошлых событиях, сделанные современником или участником событий.

Запишите в тетрадь.

Структура стихотворения.

- Начало и конец его –  рассказ о встрече охотника с ребятишками.

- Середина – воспоминание поэта о встрече с мальчиком Власом, отрывок «Мужичок с ноготочек».

Слайд 6.    3. Физминутка:

Учитель: Походите как «мужичок с ноготок» – важно, горделиво,  с чувством собственного достоинства.

Слайд 7.  5 …. работать над репродукцией В,Маковского

«Игра в бабки»

Словарь.

Бабки -  деньги

Уч-ль. Побеседуйте  о картине.

Уч-к. - Кто изображен на репродукции?  Р: ….. крестьянские дети.

Уч-к: Как дети одеты?  Р: На детях бедная, оборванная одежда, босые ноги, давно не стриженые головы.

Уч-к: Какие у них лица?  Р: …. у них смышленые, живые, глаза любознательные.

Уч-к: О чем это говорит?

Р: …..об уважении художников к крестьянским детям

Уч-к: В чем близость стихотворения и картины? Р:  В том, что они видели в простом сельском жителе человека, умеющего чувствовать, мыслить и переживать, которые живут в гармонии с природой.

Уч-ль: Какой вывод можно сделать по этим двум произведениям?

Слайд 8. Вывод:. Мысли о крестьянских детях заставляют поэта и художника переживать и думать о их дальнейшей судьбе. Любовь к детям смешивается с мучительным чувством боли за них.

  1. проводить игру

«Я знаю средства выразительности языка»

Задание: Определить какое художественное средство применено в отрывках

(таблично, ребята сами читают и подбирают СВЯ)

Слайд 9,10. Все серые, карие, синие глазки …… как в поле цветы;

Испугались шпионы мои,

И кинулись прочь: человека заслыша,

Так стаей с мякины летят воробьи;

Ноги длинные, словно жерди.

метафора

Золотая цепь, молодые грачи, красное лето, большая собака, милые плуты, крестьянские дети, грибные набеги.

сравнение

малюточка – бас, маленький ребенок – недетская важность, нарядная сторона крестьянского труда – непосильное бремя, мучительно-мило, воля -смерть

олицетворение

веселые лучи солнца;

коснулось души умиленье.

Антитеза-противопоставление

… въезжает царем…

эпитеты

  1. Находить из текста строфы по типам речи.

(работа с текстом)

Слайды 11,12. Учитель: Найдите из текста строфы и скажите какой тип речи.

(ребята работают с текстом и читают)

а. «Все серые, карие, синие глазки». С.238.

«Однажды в студеную, зимнюю пору».

«…. мужичок

в  больших сапогах, в полушубке овчинном,

в больших рукавицах ….» (описание)

б. (повествование).

в. «Положим, крестьянский ребенок свободно

Растет, не учась ничему, …

«Положим, он знает лесные дорожки,

Гарцует верхом, не боится воды,

Зато беспощадно едят его мошки,

Зато ему рано знакомы труды»  (рассуждение)

  1. проводить логическую игру «Я хорошо запомнил текст».

Учитель: К какой смысловой части относятся отрывки?

Слайд 13. Заголовки смысловых частей.

1.Охотник рад возвращению в родную деревню.

2.Деревенские ребятишки разглядывают незнакомого барина.

3.Воспоминания охотника о детстве, забавах с крестьянскими детьми.

4.Раздумья о детском труде.

5.Встреча поэта с «мужичком с ноготок» Власом.

6.Представление Фингала для деревенских зрителей.

7.Гроза разлучает с крестьянскими детьми.

Пишу свои вирши

1-я смысловая часть

Такому-то гусю уж что за охота!

2 смысловая часть

Ребяческий крик, повторяемый эхом,

С утра до ночи гремит по лесам.

3 смысловая часть

…. обернуть мы обязаны

Другой стороною медаль

4 см часть

Лошадка, везущая хворосту воз

5 см часть

Он начал выкидывать штуки,

Что публика с места сойти не могла

6 см часть

Так быстро темнеет на сцене,

Когда разразиться грозе суждено

7 см часть

  1. …. выразительно читать и читать по ролям

Учитель. Какое еще было  д/з?

Ребята: Выучить наизусть отрывок «Мужичок с ноготок».

Учитель: Кто желает рассказать? Как нужно читать? Выразительно, грамотно, красиво. (читают наизусть).

Учитель: Это что за строки? Диалог, беседа героя и мальчика.

Учитель: Что будем делать?

Ребята: читать по ролям. Кто будет автор? Кто мальчик?

(читают по ролям).

Учитель: А вам нравится, что мальчик 6 лет работает наравне с отцом?

(Ответы детей)

10. … определять тему и идею.

Учитель: Проверка д/з. Каковы тема и идея стихотворения?

Слайд 14. Тема: Детские годы крестьянских детей во время крепостного права

Идея: Надежда на ожидание перемен к лучшему

11. сравнивать детские годы.

Слайд 15. Каково детство крестьянских детей?

- Крестьянские дети вольны, свободны, но не имеют возможности учиться, стать грамотными, создать себе счастливую жизнь. Они обречены на бедную, нищенскую жизнь и тяжелый непосильный крестьянский труд. Это несправедливо.

- Что можете сказать о вашем детстве?

Наши детские годы счастливые. Мы имеем право  учиться, отдыхать, бесплатно лечиться, получать образование, находить работу по душе и жить счастливо, свободно, строить свою жизнь, как нам хочется.

Учитель: Что вы чувствуете к крестьянским детям?

- Крестьянских детей жалко. Это неправильно, что такие маленькие дети вынуждены работать, чтоб не умерерть сголоду.

- Жизнь сельских ребят 19 века вызывает жалость, сострадание.

  1. Работа с эпиграфом.

Учитель: Вернемся к эпиграфу. (Чтение, выяснение значений слов)

- Что значит слово «красное» – счастливое, прекрасное

Объясните значение слова красное.

Учитель. Читайте.

Слайд 16.  На Руси под словом “красное” значение слова понималось как красивое, прекрасное, счастливое, поэтому “красное детство” понимается как прекрасное, счастливое детство после отмены крепостного права.

Какие чувства выражают эти строки?

- обретение долгожданной надежды на лучшее будущее

- Что предвещает приход лучшего будущего?

Слайд 17.  Ребята: Гроза, символический, многозначимый образ, несущий в себе ожидание какой-то новизны. Ожидание перемен к лучшему – этим настроением проникнуто все стихотворение Некрасова «Крестьянские дети» Слайд 18.

Вывод: Мир детства, изображенный в стихотворении «Крестьянские дети» проникнуто глубокой жалостью, состраданием к  социальному положению крестьянских детей, которых во взрослой жизни ждет несчастная судьба и тяжелый непосильный крестьянский труд. Но все же великий русский поэт Н.А.Некрасов заканчивает произведение на оптимистичной ноте – с введением в конструкцию произведения символической грозы – предвестника лучших перемен в жизни и судьбе крестьянских детей.

13. Итог.

14. Домашнее задание. Подготовиться к сочинению.

15. Оценка работы детей: Сергек-     , Долаан-    , Мурат-    , Кежик-    , Сайын-Белек-



Предварительный просмотр:

Протокол посещения урока

Дата  18.04. 2016 года.   Класс  6

Предмет:   литература                                    ФИО учителя:  Донгак Надежда Очуровна

Количество учащихся на уроке:      5

Поурочное планирование:          имеется

Цель посещения:       обмен опытом

Тема урока:  Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»

Цели и задачи урока:

1. обучающие:

- продолжать учить анализировать содержание стихотворения;

- выявлять особенности построения произведения, раскрыть отношение поэта к крестьянским детям;

- развивать устную связную речь, навыки  выразительного чтения, творческие способности;

- формировать умения находить из текста средства выразительности языка,

- определять тему и идею произведения, работать с вопросами.

- совершенствовать умения и навыки пересказа

- продолжать закреплять правильное и грамотное оформление

письменной речи

2. коррекционно-развивающие:

- развивать высшие психическое функции -  память, воображение, мышление, речь;

- работать над РСВ, коррекцией произношения, применением видов контроля – самоконтроль, беглый контроль

3. воспитательные:

- воспитывать интерес к творчеству Н.А.Некрасова;

- формировать культуру материальной и духовной жизни учащихся;

  нравственные качества - доброту, чуткость, сострадание, милосердие

- раскрыть нравственный смысл произведения.

Тип урока:   Обобщающий урок по теме.

Форма урока:   традиционный

Организация урока, этапы урока: оргмомент – 1 мин, фонетическая зарядка – 2 мин, проверка домашнего задания –   6 мин, объяснение нового материала – 14 мин, закрепление изученного – 10 минут, физминутка – 2 мин, итог - 3 мин, домашнее задание – 1 мин, оценивание работы учащихся – 1 мин.

Виды контроля: индивидуальный, фронтальный, устный, специфический

Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя,  виды коррекционного контроля – самоконтроль и беглый контроль.

Количество опрошенных учащихся:      5

Используемые методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, продуктивные, проблемно-сообщающий, частично-поисковый или эвристический, критического мышления

Методы

На каких этапах урока используются

объяснительно-иллюстративные

Объяснение новой темы

репродуктивные

Проверка домашнего задания, объяснение новой темы, итог

Проблемно-сообщающие (объяснение причин различия в фактах, процессах, объяснение с опорой на наглядность, доказательства путем сравнения подобий предметов

Проверка домашнего задания, объяснение новой темы, закрепление, итог

Частично-поисковый

Проверка домашнего задания, итог

Критического мышления

Проверка домашнего задания, объяснение новой темы, закрепление новой темы

Формы работы: фронтальные, групповые, индивидуальные, дифференцированные, рациональное сочетание форм работы

Организация самостоятельной работы: индивидуальная, парная, групповая, дифференцированная на всех этапах урока

Эффективность:  высокая, низкая

Количество времени:   40 мин,  больше,  меньше

Уровень: репродуктивный, проблемно-сообщающий, критического мышления Организация работы со способными учащимися: высокая, составление творческих сообщений

Использование ТСО, ИКТ:  компьютер, слайды

Наглядность: таблички с образцами речевого материала, разрезные таблички для кластера, плана, рассказа,  листы с текстами.

Здоровьесберегающая технология: гимнастика для глаз, физминутка, релаксация

Композиция урока: логичность подачи материала,  наличие выводов и обобщений, четкость переходов от одного этапа к другому, завершенность, итог урока

Темп ведения урока: оптимальный

Плотность: достаточная

Профилактика и ликвидация пробелов в знаниях, вопросы на сравнение, повторение:

в течение урока

Психологический климат, учет РУВ, особенностей учащихся:  в течение урока

Домашнее задание: наличие инструкции, методические советы по выполнению, запись на доске

Активность и работоспособность учащихся высокая

Уровень знаний: восприятие, осмысление, запоминание, применение на практике хорошая

Работа над формированием общих учебных навыков: развитие речи, работа с книгой, с текстом, картой, в тетрадях, практические навыки – высокие

Урок окончен:  вовремя

Рекомендации: все задания продуманы, взаимосвязаны. На каждом этапе подведен итог. Урок построен методически грамотно. Выбранные методы способствовали увеличению мотивации, познавательной активности учащихся.

Урок поставленных целей: достиг – не достиг, результативен - нерезультативен.

Зам.директора по УВР                                                                      Хертек Ч.Б.

Рук.ШМО учителей гуманитарного цикла                                     Доржу С.Б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы 5 класс "Иллюстрации художника Д.Шмаринова к стихотворению Н.Некрасова "Крестьянские дети"

Презентация к уроку литературы  "Иллюстрации художника Д.Шмаринова к стихотворению Н.Некрасова "Крестьянские дети"...

Урок – русской литературы в классе по теме «Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».

       Урок построен  в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления ...

Конспект урока литературы"Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова "Крестьянские дети"

Цели:·       проанализировать произведение, раскрыть отношение поэта к крестьянским детям, выявить особенности построения произведения;·...

Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п

Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...

Викторина по стихотворению Н.А.Некрасова "Крестьянские дети" (5 класс)

На прошлом уроке мы познакомились с творчеством Некрасова и начали анализировать стихотворение “Крестьянские дети”. А сейчас проверим, кто внимательно читал это стихотворение....

Мир детства в стихотворении Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» (урок литературы в 5 классе)

Цель урока:  показать, каким предстает мир крестьянских детей в изображении Н.А.Некрасова...