Развитие логического мышления учащихся с ОВЗ на уроках математики
учебно-методический материал на тему

Царенкова Юлия Викторовна

Теоретические сведения о мышлении учащихся с ОВЗ, приемы работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ

(КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА № 27

г. БРАТСКА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ДОКЛАД

 

по теме самообразования:

Развитие логического мышления  учащихся на уроках математики в СКОШ.

                                          Составила:

учитель математики

                                                    Царенкова Ю.В.

Братск, 2013г.

Актуальность выбранной темы.

      Мышление – это наиболее высокоорганизованная психическая функция, которая всегда выступает как целенаправленный и планомерный процесс решения мыслительной задачи и является важнейшей формой познания в структуре познавательной деятельности. Недостаточность познавательной сферы у учащихся с проблемами в интеллектуальном развитии отражается в недоразвитии мышления. Педагоги и психологи единодушно отмечают специфические особенности мышления учащихся с ОВЗ: всеобщее недоразвитие всех его форм и уровней.  Тугоподвижность, инертность, недостаточная гибкость и конкретность мышления проводит к тому, что в учебной деятельности учащиеся долго заменяют умственные действия на более простые – предметные или мнестические. Сензитивным периодом для развития практических форм мыслительной деятельности в норме является дошкольный возраст, у учащихся с ОВЗ – младший школьный возраст, но и к началу среднего возраста уровень развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления не достигает возрастной нормы, что ведет к затруднениям формирования предпосылок для развития логического мышления. Учащиеся долгое время делают грубые ошибки при установлении причинно-следственных связей, путают причину и следствие и в результате испытывают значительные трудности в осмыслении логических задач, установлении последовательности действий в решении простых и составных арифметических задач и т.д. Таким образом, недоразвитие всех форм мышления у учащихся с ОВЗ несомненно влияет на качество усвоения математических знаний и представлений.

        А изучение математики в школе VIII  вида является одним из средств коррекции и социальной адаптации учащихся, а также подготовки их к овладению профессией, следовательно, математика при всей традиционности своего содержания должна быть оригинальна  и направлена на достижение важной и серьезной цели – пробуждение у школьников самостоятельности и оригинальности мышления, а заодно и любви к математике.

        Как говорил  великий математик Паскаль: «Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случая, делать его немного занимательным». В своей работе я стараюсь дать такой логический материал, чтобы учащиеся различного возраста и умственного развития могли найти для себя живое и полезное развлечение. Даже на данном этапе своей работы, я могу сказать на сколько важно облечь математический вопрос в интересную для учащихся форму или внести в решение задачи такое незначительное, но любопытное затруднение, которое могло бы приучить детский ум к самостоятельности, или предложить трудную на первый взгляд задачу, но решающуюся легко и неожиданным образом.

          Цель – развитие у учащихся способности к правильному мышлению, смекалки, интереса и любви к предмету, и тем самым внести оживление в преподавание предмета.

Задачи:

1. Углубление теоретических знаний,  расширение кругозора учащихся.

  1. Коррекция и  повышение уровня логического мышления школьников.
  2. Воспитание интереса к математике и стремления к совершенствованию математических знаний.
  3. Тщательный подбор логический игр и задач с учетом возрастных и интеллектуальных возможностей учащихся.
  4. Систематизация логического материала в два концентра – для учащихся среднего и старшего возраста.

Предполагаемый результат

  • Повышение качества математических знаний у учащихся.    
  • Создание сборника логических игр и задач для учащихся среднего и старшего звена школы VIII вида «В мире смекалки и логики».

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над выбранной темой:

  1. Введение в урочную деятельность логических задач (сложность задачи зависит от класса и уровня подготовки учащихся).

Например, в 5-7 классах, предлагаются задачи следующих вариантов:

  1. Задачи-шутки.
  2. Упражнения на установление закономерностей, классификации, сравнение, суждение и умозаключение.
  3. Логические цепочки и математические квадраты.

Тема:  «Дроби. Образование дробей»

Этапы: сообщение нового материала, либо актуализация опорных знаний.

Задача 1: чтобы распилить доску на несколько частей, ученик сделал на ней шесть отметок. Эти отметки отделяют одну часть от другой. На сколько частей должен ученик распилить доску? (Ответ: на 7 частей). Варианты: две части этой доски ученик использовал для изготовления шкатулки. Как записать это в виде дроби? И т.д.

Задача 2: на веревке завязали 5 узлов, на сколько частей эти узлы разделили веревку? (Ответ: на 6 частей)

На этапе  орг. момента  - можно использовать задачи-шутки – с целью активизации внимания учащихся и повышения интереса к предмету:

Задача 1: В корзине 4 яблока. Разделите их между четырьмя мальчиками, чтобы каждый мальчик получил по яблоку и одно яблоко осталось в корзине.

Задача 2: Два отца и два сына съели за завтраком 3 яйца, причем каждому из них досталось по целому яйцу. Как это могло случиться?

Задача 3: Воробей за одну минуту пробежит 5 метров. Сколько метров пробежит воробей за 6 минут?

Задача 4: Как разделить число 12 на две равные части, чтобы половина одной части была 7?

Тема: «Треугольники»

Этапы: актуализация опорных знаний 

Задача:

1 суждение: данная фигура состоит из 3 отрезков.

2 суждение: данная фигура имеет три угла.

Учащимся предлагается сделать заключение: эта фигура треугольник, так как состоит из 3 замкнутых отрезков и имеет 3 угла.

В старших классах, на этапе орг.момента также можно использовать задачи-шутки в усложненном варианте:

1) 4 брата владели сообща одним ослом: каждому брату принадлежала одна нога этого животного. Случилось, что осёл поранил ногу, принадлежавшему брату Ивану. Нога разболелась, и осёл не мог работать. Так как от этого страдали и три других брата, то все четверо братьев решили лечить осла сообща, для чего вздумали приложить к больной ноге паклю и поджечь ее. Когда они это сделали, осёл, испугавшись огня и почувствовав боль, вырвался и бросился бежать, куда глаза глядят. Вскоре он очутился во владении одного помещика, где были сложены снопы хлеба. От горевшей пакли солома моментально вспыхнула, и весь сложенный хлеб сгорел. Помещик потребовал от братьев возмещения понесенных им убытков в размере 300 рублей. Кто из братьев и в каком размере должен уплатить эту сумму? (Ответ: сумму 300 рублей должны заплатить те три брата, которым принадлежали три здоровые ноги осла, потому что осёл бежал только на здоровых ногах).

2) Шла баба в Москву и повстречала 3 мужиков. Каждый из них нес по мешку, в каждом мешку по коту. Сколько существ направлялось в Москву? (Ответ: одна баба).

3) «Сколько ребят в твоем классе?» – спросил Гриша у Марины. Марина, подумав немного, ответила: «Если отнять от наибольшего двузначного числа число, записанное двумя восьмерками, и к полученному числу прибавить наименьшее двузначное число, то как раз получится число ребят в моём классе».

2. Проведение внеклассных занятий в 5-х классах, олимпиады среди 8-9 классов, составление математической газеты,  в содержание которых также вошли специально подобранные логические задачи.

Выводы:

1. Продолжить работу над темой: подбор логических задач и упражнений, несложных по содержанию и способу решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Развитие логического мышления учащихся на уроках математики"

Природа щедро наделила человека, но два ее дара трудно оценить. Именно они помогли ему стать человеком. Имеется в виду две особенности свойственные только человеку: способность мыслить и передавать св...

Развитие логического мышления учащихся на уроках математики. Фрагменты уроков

Интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных  им знаний, а высоким уровнем логического  мышления.  Поэтому  уже  в  начальной школе  необхо...

Доклад "Применение нестандартных заданий как средство развития логического мышления учащихся на уроках математики"

Доклад "Применение нестандартных заданий как средство развития логического мышления учащихся на уроках математики"...

Презентация "Применение нестандартных заданий как средство развития логического мышления учащихся на уроках математики"

Презентация  "Применение нестандартных заданий как средство развития логического мышления учащихся на уроках  математики"...

«Компетентностно-ориентированные задания на уроках математики как фактор развития логического мышления учащихся»

laquo;Компетентностно-ориентированные задания на уроках математики как фактор развития логического мышления учащихся»...

Развитие логического мышления учащихся на уроках математики посредством моделирования

Способность четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать своисуждения необходимы каждому. Успешное решение этих задач позволяет стимулироватьпрогресс общества, научно-техническое раз...

Система нестандартных задач как средство развития логического мышления учащихся 5-6 классов на уроках математики

Из опыта работы Система нестандартных задач как средство развития логического мышления учащихся 5-6 классов на уроках математики...