Конспект фронтального логопедического занятия в 1 классе на тему: "Дифференциация звуков В - Ф, Вь-Фь"
план-конспект на тему

Кузнецова Лариса Владимировна

Конспект фронтального логопедического занятия в 1 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_v-f.docx34.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Дифференциация  звуков  В  - Ф, Вь-Фь

Цель: формирование умения учащихся дифференцировать звуки [в] - [ф], [в’] - [ф’] изолированно, в слогах, в словах и предложениях.

Задачи:

  • образовательные: учить различать звуки [в] - [ф], [в’], [ф’] изолированно, в слогах, словах и предложениях, закрепить знания о механизме образования данных звуков, развивать умение соотносить звуки [в] - [ф] с буквами В и Ф.
  • коррекционно-развивающие: развивать артикуляционную моторику; развивать фонематическое восприятие, фонематический слух, слухоречевую память, логическое мышление, произвольное внимание; развивать навыки звукобуквенного анализа; обогащать словарный запас учащихся;
  • воспитательные: воспитывать познавательный интерес к логопедическим занятиям через использование игровых приёмов, умение слушать друг друга, умение работать самостоятельно.

Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, презентация, зеркала, раздаточный материал, индивидуальные карточки с заданиями, предметные картинки по теме, сундучок, кораблики белые и чёрные.

Ход занятия

  1. Организационный момент

- Ребята, поприветствуем гостей. Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем наше занятие. Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что наше занятие принесет нам радость от общения друг с другом. Ведь сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие по морю знаний к острову сокровищ. На пути нам встретится много препятствий, которые мы обязательно преодолеем. А поплывем мы на корабле звуков и букв (слайд 1)

 II. Артикуляционная гимнастика

- Ребята, в начале нашего путешествия, необходимо сделать артикуляционную гимнастику. Давайте достанем зеркала и покажем нашим гостям, как красиво и правильно говорить, научим их делать артикуляционную гимнастику вместе с нами! (слайды 2,3)

1. «Улыбка»

Наши губы очень гибки.
Ловко тянутся в улыбки.

2. «Хоботок».

А теперь наоборот:
Губы тянутся вперед

3. «Орешек»

Собираем мы без спешки,

Словно белочка, орешки.

Упираем язычок

Влево-вправо, на бочок.

4. «Заборчик».

Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «И-и-и» скажи,
Свой заборчик покажи.

III.  Сообщение темы занятия

- Ребята, вот мы плывем и впереди  у нас загадочный остров. (слайд 4). Чтобы узнать, как он называется, отгадайте загадки.

Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает
Эта птица - круглый год
Во дворе у нас живет
И чирикает она
Громко с самого утра:
- Просыпайтесь поскорей. -
Всех торопит 
(Воробей)  слайд 5

 Ночью в рощах и лесах 
Уханье наводит страх, 
Страшен дикий крик и силен, 
Так кричит огромный …
(Филин)

- Скажите, о ком были загадки? (о птицах)

- Какой первый звук в слове воробей?

- Какой первый звук в слове филин?

- Догадались, какие мы сегодня звуки и буквы будем учиться различать?  (Звуки [в] - [ф]. Буквы Вэ и Эф.)  Да, ребята сегодня мы будем учиться различать звуки В-Ф. (слайд 6)

IV. Анализ артикуляция звуков [в], [ф] (сходство, различие)

- Ребята, мы приплыли к острову «Звуков [в], [ф]». Слайд 7

Придвиньте зеркала. Произнесите и определите в чём сходство и различие звуков [в], [ф].

- Когда мы произносим звуки [в] и [ф] какие органы артикуляции участвуют? (губы, зубы и язык)

 -  В каком положении находится нижняя губа? (Нижняя губа касается передних верхних зубов)

- А верхняя губа?  (верхняя губа поднята.)

- Зубы сомкнуты или между ними есть щель? (Воздух проходит сквозь щель между зубами и губой и воспроизводит эти звуки.)

- В каком положении при произнесении звуков [в] и [ф] находится язык? (Спинка языка поднимается к твёрдому нёбу.)

- Ребята, при произнесении звуков [в] и [ф] струя воздуха встречает преграду или нет? (Преграда воздуху есть: губки и зубки.)

- Молодцы, ребята! Значит какие звуки [в], [ф]? (согласные).

 V.  Характеристика звуков [в], [ф].

- Давайте охарактеризуем звуки [в], [ф].

- Звук [в], какой он? (Согласный, потому что струя воздуха встречает преграду.)

- Звук [в] – звонкий или глухой? (Звонкий.)

- Почему? (Голосовые связки дрожат.)

- Ребята, что можно ещё сказать о звуке В? (мягкий, твердый)

- Переходим к звуку [ф]. Охарактеризуйте его. (Глухой – потому что голосовые связки не дрожат.)

- Давайте скажем, чем звуки В, Ф похожи? (согласные, могут быть твёрдые, мягкие)

- Назовите в чём их отличие? (Звук [в] – звонкий,  а звук [ф] – глухой).

- Почему? (При произнесении  звука [в] голосовые связки дрожат, а при произнесении звука [ф] – не дрожат.)

 VI.   Развитие фонематического восприятия. Упражнение  «Ножки-ладошки». (слайд 8)

- Чтобы пройти дальше по острову в поисках сокровищ, вам необходимо выполнить упражнение  «Ножки-ладошки».

Хлопните один раз в ладоши, если услышите звук [B], а когда услышите звук [Ф] – топните одной ногой.

Слова: футболка, ваза, вагон, фрукты, сова, кофта, валенки, жираф.

Молодцы!

- А теперь задание усложняется, мы будем различать мягкие звуки [B’] и [Ф’] (раздаются зеленый колокольчик и подушечка)

-Что обозначает зеленый колокольчик? (звонкий мягкий звук B’)

- Что обозначаем зеленой подушечкой? (глухой мягкий звук Ф’)

Когда услышите звук [B’] – поднимаете колокольчик, а когда [Ф’] подушечку.

- Приготовились и слушаем внимательно.

Филин, веник, ковер, кофе, вишня, кефир.

V II. Речевая разминка  (слайд 9)      

- Повторяете за мной  чистоговорки:

Ва-ва-ва – вот высокая трава
Фа-фа-фа – у невесты фата
Ве-ве-ве – васильки в траве.

Фе-фе-фе – У Феди кофе.
Вы-вы-вы – глазки у совы
Фы-фы-фы – фыркают ежи

V III. Нахождение картин со звуками В – Ф, определение места звука в слове (в начале, середине, конце) (слайд 10)

- Ребята, нам на пути встретились пираты. Они придумали для вас много заданий, чтобы не отдавать сокровища.

И первое задание такое, вам необходимо разложить картинки в 2 сундука. В первый сундук картинки со звуками [В], [B’], в второй с [Ф] -[Ф’]. Вы по очереди выходите к доске «пират» дает вам картинку, вы называете какой здесь звук и кладете в нужный сундук. А потом определяете, где находится звук в начале, в середине или в конце слова.

Картинки: лифт, варежки, флаг, морковь, шкаф, дверь, портфель.

Физминутка (слайд 11)

 IX. Игра «Что лишнее?» (Слайд 12)

Найди лишнее слово (по наличию звуков [в] или [ф]:

кофта, ворота, фонарь, шарф  (ворота)

сова, диван,  ваза,  фрукты  (фрукты)

волк, филин, ворона, тыква (филин)

жираф, волна, шкаф, фартук  (волна)

 X.  Упражнение «Закончи предложение» (слайды 13, 14)

Инструкция: Сейчас мы будем читать предложение, и вставлять подходящее слово.

(на слайде незаконченное предложение и две картинки «сова» и «софа»)

- Посмотрите на картинки и скажите, что на них изображено? (сова, софа)

В лесу мы видели…сову.

Мама купила мягкую…софу.

Невеста надела белую…фату.

Ваня купил в аптеке ..вату.

X I . Соотнесение звуков [в] и [ф] с буквами В и Ф (слайд 15)

- Ребята, какой буквой обозначается звук [в]? (Буквой ВЭ.)

- На что похожа буква В? Из скольких частей состоит буква В. (Буква В состоит из трёх частей.)

Какой буквой обозначается звук [ф]? (Буквой ЭФ.)

- На что похожа буква Ф? Из скольких частей состоит буква Ф. (Буква В тоже состоит из трёх частей.) 

- Кто хочет показать букву В в алфавите? (слайд  16) Какая она по счету?

-Покажите букву Ф.

- Давайте, выложим из пуговиц  буквы В и Ф.

   

Пальчиковая гимнастика  (слайд17)

 

X II. Формирование навыков письма. Работа по карточкам.

- Ребята, пираты не знают никаких букв кроме букв В и Ф. Они придумали для вас задание. Нужно среди всех букв найти и обвести в кружок все буквы В, а все буквы Ф зачеркнуть.

XIII Игра «Собери слова». (слайд 18)

Ребята, пираты не унимаются.  Они разделил все слова на слоги и перемешали их. Вы должны собрать слова,  добавляя слоги: - вы или – фы (дети выходят к доске и соединяют слоги)

шка-…,  тык- …,   голь-…,  бук-…,  тра-…,  шар-… 

XIV Звуковой анализ

- Пираты придумали для вас последнее, самое трудное задание. Только когда вы выполните его правильно, они отдадут вам сундучок с сокровищами. Ребята, пираты очень любят сладости. (слайд 19) А какие мы сейчас прочитаем:

Варенье, зефир, халва, конфеты, вафли.

- Сначала прочитайте слова с буквой В, теперь слова с буквой Ф.

- Какое слово мы не прочитали? (вафли) Слайд 20

- Как вы думаете, что особенного в слове вафли? (В нем буквы в и ф)

- Сейчас мы будем составлять звуковую схему этого слова.

- Сколько букв в этом слове?

- А звуков? (один ребенок выходит к доске и чертит 5 клеточек)

Давайте выложим квадратиками слово вафли (после характеристики каждого звука, по щелчку комп. мыши на экране появляется соответствующий символ в звуковой схеме)

- Какой первый звук в этом слове? Согласный или гласный?

- Какой согласный твердый или мягкий?

- Каким цветом обозначается твердый звук?

(Аналогично разбираются все звуки в этом слове и учащиеся по очереди «селят» звук в домик. Выходят к доске и раскрашивают клеточку соответствующим цветом)

XV. Итог занятия

- Вот мы и добрались до сундука с сокровищами. (Логопед показывает сундук  и достает «сокровища из сундука. Раздает детям сюрпризы). Вспомним, какие звуки мы учились различать? Чем отличаются звуки [B]-[Ф], [B’]-[Ф’] Вы очень хорошо справились с заданиями.

XVI. Рефлексия

- У вас на партах лежат кораблики белого и черного цвета. Вам нужно выбрать тот кораблик, который вам больше подходит.

- Если вы узнали на занятии что-то новое, чему-то научились, и занятие для вас прошло интересно, прикрепите белый кораблик на доску.

 - Если кто-то считает, что он недостаточно усвоил материал, пусть он поставит черный кораблик на доску.

Ученики прикрепляют кораблики на доску.

Спасибо вам за интересное и увлекательное путешествие. Молодцы, ребята! (слайд 21)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.

Занятие по обучению грамоте  с использованием интересных игровых приёмов и упражнений проводится в подготовительной группе детского сада ....

Конспект фронтального логопедического занятия с ФФН речи 2-3 класс на тему «Дифференциация ч-т»

Конспект  фронтального логопедического занятия с ФФН речи 2-3 класс на тему «Дифференциация ч-т»Цель занятия: 1.Учить различать ч и т в чтении, произношении и на письме.2.Повторить правописание ь...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группе ТЕМА: ЗВУК Х

Конспект фронтального логопедического занятияв старшей логопедической группеТЕМА: ЗВУК Х ЦЕЛЬ:-Закрепление правильного произношения звука Х.-Развитие навыков произнесения слов различной зву...

План-конспект фронтального логопедического занятия по дисграфии на почве языкового анализа и синтеза в 5 классе

Лексическая тема: Осень.Цель: Научить детей использовать в различных речевых ситуациях предложения, относящиеся к лексической теме «осень».Задачи:Образовательные:Развивать грамма...

Конспект фронтального логопедического занятия, для учащихся 2 класса.

Тема: «Твёрдые  и  мягкие  согласные  перед  гласными  «Ы – И»».Цель: восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.Задачи: Коррекци...

Конспект фронтального логопедического занятия, для учащихся 2 класса Тема: «Дифференциация звуков [Ш] - [Ж]».

Тема: «Дифференциация звуков [Ш] - [Ж]».Цели:- Уточнить правильную артикуляцию звуков [Ш] - [Ж];- Дать их сравнительную характеристику;Задачи:Коррекционно - развивающие:- Развивать фонетик...

Конспект фронтального логопедического занятия с использованием технологий тёмной сенсорной комнаты с детьми с НВОНР (2 класс)

Тема фронтального логопедического занятия «Имя прилагательное. Образование имен прилагательных. Согласование имен прилагательных  с именами существительными»Цель:Совершенствовать...