Конспект фронтального логопедического занятия в 1 классе на тему: "Дифференциация звуков В - Ф, Вь-Фь"
план-конспект на тему
Конспект фронтального логопедического занятия в 1 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_v-f.docx | 34.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Дифференциация звуков В - Ф, Вь-Фь
Цель: формирование умения учащихся дифференцировать звуки [в] - [ф], [в’] - [ф’] изолированно, в слогах, в словах и предложениях.
Задачи:
- образовательные: учить различать звуки [в] - [ф], [в’], [ф’] изолированно, в слогах, словах и предложениях, закрепить знания о механизме образования данных звуков, развивать умение соотносить звуки [в] - [ф] с буквами В и Ф.
- коррекционно-развивающие: развивать артикуляционную моторику; развивать фонематическое восприятие, фонематический слух, слухоречевую память, логическое мышление, произвольное внимание; развивать навыки звукобуквенного анализа; обогащать словарный запас учащихся;
- воспитательные: воспитывать познавательный интерес к логопедическим занятиям через использование игровых приёмов, умение слушать друг друга, умение работать самостоятельно.
Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, презентация, зеркала, раздаточный материал, индивидуальные карточки с заданиями, предметные картинки по теме, сундучок, кораблики белые и чёрные.
Ход занятия
- Организационный момент
- Ребята, поприветствуем гостей. Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем наше занятие. Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что наше занятие принесет нам радость от общения друг с другом. Ведь сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие по морю знаний к острову сокровищ. На пути нам встретится много препятствий, которые мы обязательно преодолеем. А поплывем мы на корабле звуков и букв (слайд 1)
II. Артикуляционная гимнастика
- Ребята, в начале нашего путешествия, необходимо сделать артикуляционную гимнастику. Давайте достанем зеркала и покажем нашим гостям, как красиво и правильно говорить, научим их делать артикуляционную гимнастику вместе с нами! (слайды 2,3)
1. «Улыбка»
Наши губы очень гибки.
Ловко тянутся в улыбки.
2. «Хоботок».
А теперь наоборот:
Губы тянутся вперед
3. «Орешек»
Собираем мы без спешки,
Словно белочка, орешки.
Упираем язычок
Влево-вправо, на бочок.
4. «Заборчик».
Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «И-и-и» скажи,
Свой заборчик покажи.
III. Сообщение темы занятия
- Ребята, вот мы плывем и впереди у нас загадочный остров. (слайд 4). Чтобы узнать, как он называется, отгадайте загадки.
Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает
Эта птица - круглый год
Во дворе у нас живет
И чирикает она
Громко с самого утра:
- Просыпайтесь поскорей. -
Всех торопит (Воробей) слайд 5
Ночью в рощах и лесах
Уханье наводит страх,
Страшен дикий крик и силен,
Так кричит огромный …(Филин)
- Скажите, о ком были загадки? (о птицах)
- Какой первый звук в слове воробей?
- Какой первый звук в слове филин?
- Догадались, какие мы сегодня звуки и буквы будем учиться различать? (Звуки [в] - [ф]. Буквы Вэ и Эф.) Да, ребята сегодня мы будем учиться различать звуки В-Ф. (слайд 6)
IV. Анализ артикуляция звуков [в], [ф] (сходство, различие)
- Ребята, мы приплыли к острову «Звуков [в], [ф]». Слайд 7
Придвиньте зеркала. Произнесите и определите в чём сходство и различие звуков [в], [ф].
- Когда мы произносим звуки [в] и [ф] какие органы артикуляции участвуют? (губы, зубы и язык)
- В каком положении находится нижняя губа? (Нижняя губа касается передних верхних зубов)
- А верхняя губа? (верхняя губа поднята.)
- Зубы сомкнуты или между ними есть щель? (Воздух проходит сквозь щель между зубами и губой и воспроизводит эти звуки.)
- В каком положении при произнесении звуков [в] и [ф] находится язык? (Спинка языка поднимается к твёрдому нёбу.)
- Ребята, при произнесении звуков [в] и [ф] струя воздуха встречает преграду или нет? (Преграда воздуху есть: губки и зубки.)
- Молодцы, ребята! Значит какие звуки [в], [ф]? (согласные).
V. Характеристика звуков [в], [ф].
- Давайте охарактеризуем звуки [в], [ф].
- Звук [в], какой он? (Согласный, потому что струя воздуха встречает преграду.)
- Звук [в] – звонкий или глухой? (Звонкий.)
- Почему? (Голосовые связки дрожат.)
- Ребята, что можно ещё сказать о звуке В? (мягкий, твердый)
- Переходим к звуку [ф]. Охарактеризуйте его. (Глухой – потому что голосовые связки не дрожат.)
- Давайте скажем, чем звуки В, Ф похожи? (согласные, могут быть твёрдые, мягкие)
- Назовите в чём их отличие? (Звук [в] – звонкий, а звук [ф] – глухой).
- Почему? (При произнесении звука [в] голосовые связки дрожат, а при произнесении звука [ф] – не дрожат.)
VI. Развитие фонематического восприятия. Упражнение «Ножки-ладошки». (слайд 8)
- Чтобы пройти дальше по острову в поисках сокровищ, вам необходимо выполнить упражнение «Ножки-ладошки».
Хлопните один раз в ладоши, если услышите звук [B], а когда услышите звук [Ф] – топните одной ногой.
Слова: футболка, ваза, вагон, фрукты, сова, кофта, валенки, жираф.
Молодцы!
- А теперь задание усложняется, мы будем различать мягкие звуки [B’] и [Ф’] (раздаются зеленый колокольчик и подушечка)
-Что обозначает зеленый колокольчик? (звонкий мягкий звук B’)
- Что обозначаем зеленой подушечкой? (глухой мягкий звук Ф’)
Когда услышите звук [B’] – поднимаете колокольчик, а когда [Ф’] подушечку.
- Приготовились и слушаем внимательно.
Филин, веник, ковер, кофе, вишня, кефир.
V II. Речевая разминка (слайд 9)
- Повторяете за мной чистоговорки:
Ва-ва-ва – вот высокая трава
Фа-фа-фа – у невесты фата
Ве-ве-ве – васильки в траве.
Фе-фе-фе – У Феди кофе.
Вы-вы-вы – глазки у совы
Фы-фы-фы – фыркают ежи
V III. Нахождение картин со звуками В – Ф, определение места звука в слове (в начале, середине, конце) (слайд 10)
- Ребята, нам на пути встретились пираты. Они придумали для вас много заданий, чтобы не отдавать сокровища.
И первое задание такое, вам необходимо разложить картинки в 2 сундука. В первый сундук картинки со звуками [В], [B’], в второй с [Ф] -[Ф’]. Вы по очереди выходите к доске «пират» дает вам картинку, вы называете какой здесь звук и кладете в нужный сундук. А потом определяете, где находится звук в начале, в середине или в конце слова.
Картинки: лифт, варежки, флаг, морковь, шкаф, дверь, портфель.
Физминутка (слайд 11)
IX. Игра «Что лишнее?» (Слайд 12)
Найди лишнее слово (по наличию звуков [в] или [ф]:
кофта, ворота, фонарь, шарф (ворота)
сова, диван, ваза, фрукты (фрукты)
волк, филин, ворона, тыква (филин)
жираф, волна, шкаф, фартук (волна)
X. Упражнение «Закончи предложение» (слайды 13, 14)
Инструкция: Сейчас мы будем читать предложение, и вставлять подходящее слово.
(на слайде незаконченное предложение и две картинки «сова» и «софа»)
- Посмотрите на картинки и скажите, что на них изображено? (сова, софа)
В лесу мы видели…сову.
Мама купила мягкую…софу.
Невеста надела белую…фату.
Ваня купил в аптеке ..вату.
X I . Соотнесение звуков [в] и [ф] с буквами В и Ф (слайд 15)
- Ребята, какой буквой обозначается звук [в]? (Буквой ВЭ.)
- На что похожа буква В? Из скольких частей состоит буква В. (Буква В состоит из трёх частей.)
- Какой буквой обозначается звук [ф]? (Буквой ЭФ.)
- На что похожа буква Ф? Из скольких частей состоит буква Ф. (Буква В тоже состоит из трёх частей.)
- Кто хочет показать букву В в алфавите? (слайд 16) Какая она по счету?
-Покажите букву Ф.
- Давайте, выложим из пуговиц буквы В и Ф.
Пальчиковая гимнастика (слайд17)
X II. Формирование навыков письма. Работа по карточкам.
- Ребята, пираты не знают никаких букв кроме букв В и Ф. Они придумали для вас задание. Нужно среди всех букв найти и обвести в кружок все буквы В, а все буквы Ф зачеркнуть.
XIII Игра «Собери слова». (слайд 18)
Ребята, пираты не унимаются. Они разделил все слова на слоги и перемешали их. Вы должны собрать слова, добавляя слоги: - вы или – фы (дети выходят к доске и соединяют слоги)
шка-…, тык- …, голь-…, бук-…, тра-…, шар-…
XIV Звуковой анализ
- Пираты придумали для вас последнее, самое трудное задание. Только когда вы выполните его правильно, они отдадут вам сундучок с сокровищами. Ребята, пираты очень любят сладости. (слайд 19) А какие мы сейчас прочитаем:
Варенье, зефир, халва, конфеты, вафли.
- Сначала прочитайте слова с буквой В, теперь слова с буквой Ф.
- Какое слово мы не прочитали? (вафли) Слайд 20
- Как вы думаете, что особенного в слове вафли? (В нем буквы в и ф)
- Сейчас мы будем составлять звуковую схему этого слова.
- Сколько букв в этом слове?
- А звуков? (один ребенок выходит к доске и чертит 5 клеточек)
Давайте выложим квадратиками слово вафли (после характеристики каждого звука, по щелчку комп. мыши на экране появляется соответствующий символ в звуковой схеме)
- Какой первый звук в этом слове? Согласный или гласный?
- Какой согласный твердый или мягкий?
- Каким цветом обозначается твердый звук?
(Аналогично разбираются все звуки в этом слове и учащиеся по очереди «селят» звук в домик. Выходят к доске и раскрашивают клеточку соответствующим цветом)
XV. Итог занятия
- Вот мы и добрались до сундука с сокровищами. (Логопед показывает сундук и достает «сокровища из сундука. Раздает детям сюрпризы). Вспомним, какие звуки мы учились различать? Чем отличаются звуки [B]-[Ф], [B’]-[Ф’] Вы очень хорошо справились с заданиями.
XVI. Рефлексия
- У вас на партах лежат кораблики белого и черного цвета. Вам нужно выбрать тот кораблик, который вам больше подходит.
- Если вы узнали на занятии что-то новое, чему-то научились, и занятие для вас прошло интересно, прикрепите белый кораблик на доску.
- Если кто-то считает, что он недостаточно усвоил материал, пусть он поставит черный кораблик на доску.
Ученики прикрепляют кораблики на доску.
Спасибо вам за интересное и увлекательное путешествие. Молодцы, ребята! (слайд 21)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.
Занятие по обучению грамоте с использованием интересных игровых приёмов и упражнений проводится в подготовительной группе детского сада ....
Конспект фронтального логопедического занятия с ФФН речи 2-3 класс на тему «Дифференциация ч-т»
Конспект фронтального логопедического занятия с ФФН речи 2-3 класс на тему «Дифференциация ч-т»Цель занятия: 1.Учить различать ч и т в чтении, произношении и на письме.2.Повторить правописание ь...
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группе ТЕМА: ЗВУК Х
Конспект фронтального логопедического занятияв старшей логопедической группеТЕМА: ЗВУК Х ЦЕЛЬ:-Закрепление правильного произношения звука Х.-Развитие навыков произнесения слов различной зву...
План-конспект фронтального логопедического занятия по дисграфии на почве языкового анализа и синтеза в 5 классе
Лексическая тема: Осень.Цель: Научить детей использовать в различных речевых ситуациях предложения, относящиеся к лексической теме «осень».Задачи:Образовательные:Развивать грамма...
Конспект фронтального логопедического занятия, для учащихся 2 класса.
Тема: «Твёрдые и мягкие согласные перед гласными «Ы – И»».Цель: восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.Задачи: Коррекци...
Конспект фронтального логопедического занятия, для учащихся 2 класса Тема: «Дифференциация звуков [Ш] - [Ж]».
Тема: «Дифференциация звуков [Ш] - [Ж]».Цели:- Уточнить правильную артикуляцию звуков [Ш] - [Ж];- Дать их сравнительную характеристику;Задачи:Коррекционно - развивающие:- Развивать фонетик...
Конспект фронтального логопедического занятия с использованием технологий тёмной сенсорной комнаты с детьми с НВОНР (2 класс)
Тема фронтального логопедического занятия «Имя прилагательное. Образование имен прилагательных. Согласование имен прилагательных с именами существительными»Цель:Совершенствовать...