Главные вкладки

    Конспект фронтального логопедического занятия в 1 классе на тему: "Дифференциация звуков В - Ф, Вь-Фь"
    план-конспект на тему

    Кузнецова Лариса Владимировна

    Конспект фронтального логопедического занятия в 1 классе 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл differentsiatsiya_v-f.docx34.81 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Дифференциация  звуков  В  - Ф, Вь-Фь

    Цель: формирование умения учащихся дифференцировать звуки [в] - [ф], [в’] - [ф’] изолированно, в слогах, в словах и предложениях.

    Задачи:

    • образовательные: учить различать звуки [в] - [ф], [в’], [ф’] изолированно, в слогах, словах и предложениях, закрепить знания о механизме образования данных звуков, развивать умение соотносить звуки [в] - [ф] с буквами В и Ф.
    • коррекционно-развивающие: развивать артикуляционную моторику; развивать фонематическое восприятие, фонематический слух, слухоречевую память, логическое мышление, произвольное внимание; развивать навыки звукобуквенного анализа; обогащать словарный запас учащихся;
    • воспитательные: воспитывать познавательный интерес к логопедическим занятиям через использование игровых приёмов, умение слушать друг друга, умение работать самостоятельно.

    Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, презентация, зеркала, раздаточный материал, индивидуальные карточки с заданиями, предметные картинки по теме, сундучок, кораблики белые и чёрные.

    Ход занятия

    1. Организационный момент

    - Ребята, поприветствуем гостей. Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем наше занятие. Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что наше занятие принесет нам радость от общения друг с другом. Ведь сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие по морю знаний к острову сокровищ. На пути нам встретится много препятствий, которые мы обязательно преодолеем. А поплывем мы на корабле звуков и букв (слайд 1)

     II. Артикуляционная гимнастика

    - Ребята, в начале нашего путешествия, необходимо сделать артикуляционную гимнастику. Давайте достанем зеркала и покажем нашим гостям, как красиво и правильно говорить, научим их делать артикуляционную гимнастику вместе с нами! (слайды 2,3)

    1. «Улыбка»

    Наши губы очень гибки.
    Ловко тянутся в улыбки.

    2. «Хоботок».

    А теперь наоборот:
    Губы тянутся вперед

    3. «Орешек»

    Собираем мы без спешки,

    Словно белочка, орешки.

    Упираем язычок

    Влево-вправо, на бочок.

    4. «Заборчик».

    Наши губки улыбнулись,
    Прямо к ушкам потянулись.
    Ты попробуй «И-и-и» скажи,
    Свой заборчик покажи.

    III.  Сообщение темы занятия

    - Ребята, вот мы плывем и впереди  у нас загадочный остров. (слайд 4). Чтобы узнать, как он называется, отгадайте загадки.

    Эту птицу каждый знает,
    В теплый край не улетает
    Эта птица - круглый год
    Во дворе у нас живет
    И чирикает она
    Громко с самого утра:
    - Просыпайтесь поскорей. -
    Всех торопит 
    (Воробей)  слайд 5

     Ночью в рощах и лесах 
    Уханье наводит страх, 
    Страшен дикий крик и силен, 
    Так кричит огромный …
    (Филин)

    - Скажите, о ком были загадки? (о птицах)

    - Какой первый звук в слове воробей?

    - Какой первый звук в слове филин?

    - Догадались, какие мы сегодня звуки и буквы будем учиться различать?  (Звуки [в] - [ф]. Буквы Вэ и Эф.)  Да, ребята сегодня мы будем учиться различать звуки В-Ф. (слайд 6)

    IV. Анализ артикуляция звуков [в], [ф] (сходство, различие)

    - Ребята, мы приплыли к острову «Звуков [в], [ф]». Слайд 7

    Придвиньте зеркала. Произнесите и определите в чём сходство и различие звуков [в], [ф].

    - Когда мы произносим звуки [в] и [ф] какие органы артикуляции участвуют? (губы, зубы и язык)

     -  В каком положении находится нижняя губа? (Нижняя губа касается передних верхних зубов)

    - А верхняя губа?  (верхняя губа поднята.)

    - Зубы сомкнуты или между ними есть щель? (Воздух проходит сквозь щель между зубами и губой и воспроизводит эти звуки.)

    - В каком положении при произнесении звуков [в] и [ф] находится язык? (Спинка языка поднимается к твёрдому нёбу.)

    - Ребята, при произнесении звуков [в] и [ф] струя воздуха встречает преграду или нет? (Преграда воздуху есть: губки и зубки.)

    - Молодцы, ребята! Значит какие звуки [в], [ф]? (согласные).

     V.  Характеристика звуков [в], [ф].

    - Давайте охарактеризуем звуки [в], [ф].

    - Звук [в], какой он? (Согласный, потому что струя воздуха встречает преграду.)

    - Звук [в] – звонкий или глухой? (Звонкий.)

    - Почему? (Голосовые связки дрожат.)

    - Ребята, что можно ещё сказать о звуке В? (мягкий, твердый)

    - Переходим к звуку [ф]. Охарактеризуйте его. (Глухой – потому что голосовые связки не дрожат.)

    - Давайте скажем, чем звуки В, Ф похожи? (согласные, могут быть твёрдые, мягкие)

    - Назовите в чём их отличие? (Звук [в] – звонкий,  а звук [ф] – глухой).

    - Почему? (При произнесении  звука [в] голосовые связки дрожат, а при произнесении звука [ф] – не дрожат.)

     VI.   Развитие фонематического восприятия. Упражнение  «Ножки-ладошки». (слайд 8)

    - Чтобы пройти дальше по острову в поисках сокровищ, вам необходимо выполнить упражнение  «Ножки-ладошки».

    Хлопните один раз в ладоши, если услышите звук [B], а когда услышите звук [Ф] – топните одной ногой.

    Слова: футболка, ваза, вагон, фрукты, сова, кофта, валенки, жираф.

    Молодцы!

    - А теперь задание усложняется, мы будем различать мягкие звуки [B’] и [Ф’] (раздаются зеленый колокольчик и подушечка)

    -Что обозначает зеленый колокольчик? (звонкий мягкий звук B’)

    - Что обозначаем зеленой подушечкой? (глухой мягкий звук Ф’)

    Когда услышите звук [B’] – поднимаете колокольчик, а когда [Ф’] подушечку.

    - Приготовились и слушаем внимательно.

    Филин, веник, ковер, кофе, вишня, кефир.

    V II. Речевая разминка  (слайд 9)      

    - Повторяете за мной  чистоговорки:

    Ва-ва-ва – вот высокая трава
    Фа-фа-фа – у невесты фата
    Ве-ве-ве – васильки в траве.

    Фе-фе-фе – У Феди кофе.
    Вы-вы-вы – глазки у совы
    Фы-фы-фы – фыркают ежи

    V III. Нахождение картин со звуками В – Ф, определение места звука в слове (в начале, середине, конце) (слайд 10)

    - Ребята, нам на пути встретились пираты. Они придумали для вас много заданий, чтобы не отдавать сокровища.

    И первое задание такое, вам необходимо разложить картинки в 2 сундука. В первый сундук картинки со звуками [В], [B’], в второй с [Ф] -[Ф’]. Вы по очереди выходите к доске «пират» дает вам картинку, вы называете какой здесь звук и кладете в нужный сундук. А потом определяете, где находится звук в начале, в середине или в конце слова.

    Картинки: лифт, варежки, флаг, морковь, шкаф, дверь, портфель.

    Физминутка (слайд 11)

     IX. Игра «Что лишнее?» (Слайд 12)

    Найди лишнее слово (по наличию звуков [в] или [ф]:

    кофта, ворота, фонарь, шарф  (ворота)

    сова, диван,  ваза,  фрукты  (фрукты)

    волк, филин, ворона, тыква (филин)

    жираф, волна, шкаф, фартук  (волна)

     X.  Упражнение «Закончи предложение» (слайды 13, 14)

    Инструкция: Сейчас мы будем читать предложение, и вставлять подходящее слово.

    (на слайде незаконченное предложение и две картинки «сова» и «софа»)

    - Посмотрите на картинки и скажите, что на них изображено? (сова, софа)

    В лесу мы видели…сову.

    Мама купила мягкую…софу.

    Невеста надела белую…фату.

    Ваня купил в аптеке ..вату.

    X I . Соотнесение звуков [в] и [ф] с буквами В и Ф (слайд 15)

    - Ребята, какой буквой обозначается звук [в]? (Буквой ВЭ.)

    - На что похожа буква В? Из скольких частей состоит буква В. (Буква В состоит из трёх частей.)

    Какой буквой обозначается звук [ф]? (Буквой ЭФ.)

    - На что похожа буква Ф? Из скольких частей состоит буква Ф. (Буква В тоже состоит из трёх частей.) 

    - Кто хочет показать букву В в алфавите? (слайд  16) Какая она по счету?

    -Покажите букву Ф.

    - Давайте, выложим из пуговиц  буквы В и Ф.

       

    Пальчиковая гимнастика  (слайд17)

     

    X II. Формирование навыков письма. Работа по карточкам.

    - Ребята, пираты не знают никаких букв кроме букв В и Ф. Они придумали для вас задание. Нужно среди всех букв найти и обвести в кружок все буквы В, а все буквы Ф зачеркнуть.

    XIII Игра «Собери слова». (слайд 18)

    Ребята, пираты не унимаются.  Они разделил все слова на слоги и перемешали их. Вы должны собрать слова,  добавляя слоги: - вы или – фы (дети выходят к доске и соединяют слоги)

    шка-…,  тык- …,   голь-…,  бук-…,  тра-…,  шар-… 

    XIV Звуковой анализ

    - Пираты придумали для вас последнее, самое трудное задание. Только когда вы выполните его правильно, они отдадут вам сундучок с сокровищами. Ребята, пираты очень любят сладости. (слайд 19) А какие мы сейчас прочитаем:

    Варенье, зефир, халва, конфеты, вафли.

    - Сначала прочитайте слова с буквой В, теперь слова с буквой Ф.

    - Какое слово мы не прочитали? (вафли) Слайд 20

    - Как вы думаете, что особенного в слове вафли? (В нем буквы в и ф)

    - Сейчас мы будем составлять звуковую схему этого слова.

    - Сколько букв в этом слове?

    - А звуков? (один ребенок выходит к доске и чертит 5 клеточек)

    Давайте выложим квадратиками слово вафли (после характеристики каждого звука, по щелчку комп. мыши на экране появляется соответствующий символ в звуковой схеме)

    - Какой первый звук в этом слове? Согласный или гласный?

    - Какой согласный твердый или мягкий?

    - Каким цветом обозначается твердый звук?

    (Аналогично разбираются все звуки в этом слове и учащиеся по очереди «селят» звук в домик. Выходят к доске и раскрашивают клеточку соответствующим цветом)

    XV. Итог занятия

    - Вот мы и добрались до сундука с сокровищами. (Логопед показывает сундук  и достает «сокровища из сундука. Раздает детям сюрпризы). Вспомним, какие звуки мы учились различать? Чем отличаются звуки [B]-[Ф], [B’]-[Ф’] Вы очень хорошо справились с заданиями.

    XVI. Рефлексия

    - У вас на партах лежат кораблики белого и черного цвета. Вам нужно выбрать тот кораблик, который вам больше подходит.

    - Если вы узнали на занятии что-то новое, чему-то научились, и занятие для вас прошло интересно, прикрепите белый кораблик на доску.

     - Если кто-то считает, что он недостаточно усвоил материал, пусть он поставит черный кораблик на доску.

    Ученики прикрепляют кораблики на доску.

    Спасибо вам за интересное и увлекательное путешествие. Молодцы, ребята! (слайд 21)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Планы - конспекты групповых логопедических занятий в 1 классе специальной коррекционной школы VIII вида

    В данных планах старалась отразить коррекционные цели занятий, включая специальные коррекционно - развивающие упражнения по развитию высших психических функций. Использовала доступные для учащихся с и...

    Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи на тему :" Игрушки"

    Тематическое  открытое занятие по развтию речи и мелкой моторики, развитию фонематического слуха , внимания,мышления. Логопедическое занятие для детей 5-6 лет....

    Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной логогруппе для детей с ОНР. Тема: "Звук [А] - гласный"

    Занятие решает задачи формирования фонематического восприятия, упражнения в употреблении родительного падежа существительных, обучения составлению сложных предложений с предлогом и координации речи с ...

    Конспект итогового фронтального логопедического занятия в подготовительной группе на тему"Путешествие в Цветочный город"

    Цель  занятия закрепить программный материал, продолжить работу  над формированием связной речи, интонационной выразительностью речи, развитию творческой фантазии, мышления. воображения......

    Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе по теме: “Дифференциация звуков “Л” - “Ль”. Логопедическая викторина”. Лексическая тема «Приключения Колобка».

    Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе по теме: “Дифференциация звуков “Л” - “Ль”.  Логопедическая викторина”. Лексическая тема «...

    Конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группе ТЕМА: ЗВУК Х

    Конспект фронтального логопедического занятияв старшей логопедической группеТЕМА: ЗВУК Х ЦЕЛЬ:-Закрепление правильного произношения звука Х.-Развитие навыков произнесения слов различной зву...

    Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе на тему "Звук и буква М"

    Цель данного занятия: Знакомство детей старшего дошкольного возраста со звуком "М"....