Конспект фронтального логопедического занятия, для учащихся 2 класса Тема: «Дифференциация звуков [Ш] - [Ж]».
план-конспект

Детюхина Дарья Дмитриевна

Тема: «Дифференциация звуков [Ш] - [Ж]».

Цели:

- Уточнить правильную артикуляцию звуков [Ш] - [Ж];

- Дать их сравнительную характеристику;

Задачи:

  1. Коррекционно - развивающие:

- Развивать фонетико-фонематические процессы;

- Развивать словарь, связную речь, коммуникативные навыки, артикуляционную моторику;

- Развивать мелкую и общую моторику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zh-sh_grupp.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия, для учащихся  2  класса

Тема: «Дифференциация звуков [Ш] - [Ж]».

Цели:

- Уточнить правильную артикуляцию звуков [Ш] - [Ж];

- Дать их сравнительную характеристику;

Задачи:

  1. Коррекционно - развивающие:

- Развивать фонетико-фонематические процессы;

- Развивать словарь, связную речь, коммуникативные навыки, артикуляционную моторику;

- Развивать мелкую и общую моторику.

    2. Коррекционно – обучающие:

- Формировать умение различать на письме звуки  [Ш] - [Ж]  в словах и предложениях.

    3. Коррекционно - воспитательные:

- Воспитывать культуру речи, прививать интерес к занятиям;

- Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи во время совместной работы.  

Оборудование: зеркала, картинки, напечатанные буквы, линейка, тетради,.

Речевой материал: артикуляционная гимнастика, слова, слоги, звуки.

План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Артикуляционная гимнастика.
  3. Введение в тему.
  4. Уточнение артикуляции.
  5. Дифференциация в словах.
  6. Работа в тетрадях.
  7. Физкультминутка.
  8.  Работа с деформированным предложением.
  9. Итог занятия.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Л: Здравствуйте ребята!

Л: Сядут дети, правильно назвавшие первый звук в слове, которое я произнесу.

Жаба, шапка, жук, шуба.

(Дети называют первые звуки в словах).

  1. Артикуляционная гимнастика.

Л: Для того чтобы четко и красиво произносить звуки давайте подготовим наши органы речи. Выполним вместе с вами артикуляционные упражнения. «Улыбка» - удерживать сильно растянутые губы в улыбке.

«Трубочка» - вытянуть губы вперед. Чередование.

«Чашечка» - загибание краев и кончика языка в виде чашки. Удерживать на счет до пяти.

«Вкусное варенье» - языком в форме чашечки облизать верхнюю губу.

«Маляр» - широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

«Чистим зубы» - кончиком языка «почистить» зубы с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.

(Каждое упражнение дети выполняют 3 раза).

Основная часть:

  1. Введение в тему.

Л: Сейчас я вам покажу картинки.

(Шкаф, школа, шлем, штаны,  жгут, жвачка, жук).

Л: Если вы догадаетесь, на какие звуки начинаются  названия этих картинок, то узнаете, над чем  мы сегодня будем работать.

Д: Над звуками [Ш] - [Ж].

Л: Правильно! Сегодня мы будем различать звуки [Ш] - [Ж].

Л: Давайте еще раз повторим эти слова.

    4. Уточнение артикуляции.

Л: Возьмите зеркало.

Л: Произнесите звук [Ш].

(Дети произносят звук перед зеркалом).

Л: Что помогает нам произносить звук [Ш]?

Д: Губы, теплый воздух, язык.

Л: Опишите положение губ.

Д: Губы вытянуты и округлены.

Л: Опишите положение языка.

Д: Язык поднят вверх к твердому нёбу, образует с ними щель, боковые края языка прижаты к коренным зубам.

Л: Поднесите руку к губам, что вы чувствуете, какая воздушная струя?

Д: Она тёплая.

Л: Положите руку на горло, поет ли наш голосок?

Д: Нет.

Л: Возьмите зеркало.

Л: Произнесите звук [Ж].

Л: Что помогает нам произносить звук [Ж]?

Д: Губы, теплый воздух, язык и голос.

Л: Опишите положение губ.

Д: Губы слегка округлены.

Л: Опишите положение языка.

Д: Кончик языка поднят вверх, но не касается нёба.

Л: Дайте характеристику звука [Ж].

Д: Звук [Ж] - согласный, звонкий, всегда твердый.

Л: Чем же различаются эти звуки?

Д: При произнесении одного звука используется голос, а при другом – нет.

Л: Чем похожи эти звуки?

Д: Положение губ, зубов, языка одинаковое.

Л: О каких звуках мы говорим?

Д: О шипящих.

Л: Какой буквой мы обозначим звук [Ш]? [Ж]?

Д: Буквами Ш и Ж.

Вывод: звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим и пишем.

      5. Дифференциация  в словах.

Упражнение № 1 «Назвать картинку и положить в нужный столбик Ш-Ж».

Л: Дети, возьмите картинку, назовите и поселите в нужный домик.

Машина, шкаф,  шиповник, стрижи, жук, ландыши, жираф, камыши,  журавль,  кожура.  

(Дети выполняют задание).

Л: Закройте глаза (поменять местами несколько картинок).

Л: Откройте.

Л: Посмотрите внимательно на картинки, все ли они на своем месте?

Д: Нет, картинки поменялись!

Упражнение № 2 «Определение места звука в слове».

Л: Дети, возьмите напечатанные буквы и линейку.

Л: Называем картинку, обозначаем буквой на линейке место звука в слове.

(Дети выполняют задание по инструкции).

      6. Работа в тетрадях.

Л: Ребята, откройте тетради, запишите число.

Л: На доске записаны слова.

Л: Замените в каждом слове звук [Ш] на [Ж] и наоборот, запишите получившееся слова в тетрадь.

Шар, жар, шутка, шить, шито, шалить, Шурка, крушить, ужи, жаль, лужа, уши, жутко.

(Дети записывают получившиеся новые слова).

Л: Обведите букву Ш кружочком, букву Ж квадратом.

(Дети обводят буквы).

      7.  Физкультминутка.

Мы топаем ногами

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

И вновь писать начнем.

      8. Работа с деформированным предложением.

Цветком, над, .ук, боль.ой, .у..ит.

.апку, Ма.а, надела, .елтую.

Л: Ребята, прочитайте слова в первой строке, назовите пропущенный звук и вставьте нужную букву.

(Дети вставляют нужные буквы).

Л: Из этих слов составим предложение и запишем его.

Над цветком жужжит большой жук.

Маша надела жёлтую шапку.

Л: Сколько слов в этом предложении?

(Каждый ребенок повторяет предложение, ребенок у доски повторяет правила написания предложения)

Л:Посчитай, сколько слов в предложении.

(Дети считают количество слов в предложении).

Л: Букву Ш  в словах обведите в кружочек, букву Ж в квадратик.

Итог занятия:

Л: О каких звуках мы сегодня говорили?

Д: О звуках [Ш] и [Ж].

Л: Какое задание вам понравилось больше всего?

Д: Заменять звуки в словах.

Л: Я надеюсь, что урок вам понравился. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению. Тема: «Автоматизация звука [р] в словосочетаниях, предложениях, тексте». «Это варится варенье!»

Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению. Тема: «Автоматизация звука [р] в словосочетаниях, предложениях, тексте». «Это варится варенье!» Помимо заданий на автоматизацию з...

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе для детей с заиканием. Тема: Дифференциация звуков Л — Ль.

Данный конспект  разработан для детей старшего дошкольного возраста, имеющих заикание. В конспекте отражены цели занятия, ход занятия и необходимое оборудование, а так же представлены фотографии ...

Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [В]-[В’] в слогах и словах» в старшей группе для детей С ОНР

Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [В]-[В’] в слогах и словах» в старшей группе для детей С ОНР...

Конспект фронтального логопедического занятия с ФФН речи 2-3 класс на тему «Дифференциация ч-т»

Конспект  фронтального логопедического занятия с ФФН речи 2-3 класс на тему «Дифференциация ч-т»Цель занятия: 1.Учить различать ч и т в чтении, произношении и на письме.2.Повторить правописание ь...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группе ТЕМА: ЗВУК Х

Конспект фронтального логопедического занятияв старшей логопедической группеТЕМА: ЗВУК Х ЦЕЛЬ:-Закрепление правильного произношения звука Х.-Развитие навыков произнесения слов различной зву...

Конспект фронтального логопедического занятия. Тема "Дифференциация звуков З, З`, С, С`".

Занятие может проводиться как в 1 классе, так и в подготовительной группе детского сада. В 1 классе дети могут записывать слова в 2 столбика, подчеркивая буквы З и С синим / зеленым  карандашами....